Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения для скутеров в 2023 годy». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующие Правила дорожного движения не выделяют мотоциклистов в какую-то особую категорию участников дорожного движения. Более того, они говорят о том, что мотоциклисты при движении по дороге должны действовать так же, как и водители, управляющие любыми другими транспортными средствами. Однако ряд пунктов Правил предусматривает некоторые особенности и имеет отличия для водителей мотоциклов.
Использование ближнего света фар на скутере
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Как показывает практика, мопеды и скутеры чрезвычайно редко оборудуются специальными дневными ходовыми огнями. Вместо них водитель должен использовать ближний свет фар. Включить фару водитель должен сразу же после того, как он занял свое место на сиденье и хорошенько схватился за руль.
Данное правило является очень важным с точки зрения безопасности. Оно позволяет водителям других транспортных средств заранее заметить движущийся скутер или мотоцикл. Поэтому от включения ближнего света напрямую зависит безопасность водителя двухколесного транспортного средства.
Что запрещается делать водителям скутеров?
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
…
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Штраф для водителя без шлема
На скутере обязательно должен быть шлем у водителя. В той ситуации, когда подобным правилом пренебрегают, предусмотрена ответственность в законодательстве. На момент 2022 года это ответственность в виде штрафа в 1000 рублей. Это регламентировано на основании КоАП РФ.
В результате можно сделать вывод о том, что мопед или же скутер и другие подобные двух- и трехколесные транспортные средства мощностью до 50 кубов являются отдельным транспортом. При этом в правилах предусмотрены достаточно простые нормы. Для безопасности стоит всегда включать ближний свет, надевать шлем, а также контролировать свое положение на дороге. Указано, что это обочина, велосипедные выделенные полосы, правая полоса. При этом важно, что для перевозки пассажиров есть отдельный регламент, стаж более 2 лет и конструктивные особенности.
К мопедам приравняют все велосипеды, самокаты и другие индивидуальные средства передвижения, оснащенные электродвигателями. Исключение предлагается лишь для «средств индивидуальной мобильности».
Так предложено обозначать транспортное средство, «имеющее одно или несколько колес (роликов), приводящееся в движение мускульной энергией лица, находящегося на нем, или имеющее систему гироскопической стабилизации». Проще говоря, речь идет о роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и т.п.
Им предстоит, как и сейчас, передвигаться исключительно по тротуарам. Электротранспорту же предпишут передвижение по краю проезжей части дороги или по обочине.
При этом для управления таким транспортом хотят ввести возрастной ценз — не моложе 16 лет.
Кроме того, в комиссии Общественной палаты предлагают запретить управлять перечисленными средствами передвижения пьяным и людям, находящимся под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание. А также тем, кто настолько плохо себя чувствует или так утомлен, что может угрожать безопасности движения.
Запретить управлять новыми средствами передвижения, такими как электросамокаты, хотят пьяным, уставшим и употребившим некоторые лекарства
Обсудить предлагаемые поправки общественники запланировали на круглом столе 19 апреля. «По итогам этого мероприятия мы сформируем документ, который будет открыт для широкого общественного обсуждения.
Это очень смелая и новая концепция, которая требует мнения общественности и обратной связи граждан», — цитирует ТАСС зампредседателя комиссии Общественной палаты Александра Холодова.
«Если человек едет на самокате, который не может сильно разгоняться, то пусть он едет, как хочет, надо отстать от него, — считает руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов. — И если говорить про электросамокаты, где установлен двигатель с мощностью, которая не позволяет разгоняться больше 20-25 километров в час, я не вижу необходимости в дополнительных ограничениях в ПДД. От таких электросамокатов не надо ожидать, что они будут ездить по дорогам».
«А вот если этот электросамокат мощный и может разгоняться до скорости больше 30-40 километров в час, то на него должны распространяться все правила, которые распространяются на мопеды и скутеры, включая требование наличия водительского удостоверения», — считает автоэксперт.
В декабре 2021 года Научный центр безопасности дорожного движения МВД России сообщал о росте числа аварий с участием электросамокатов, сигвеев, моноколес и других индивидуальных транспортных средств на 166 процентов. Это данные за 9 месяцев прошлого года. Всего их произошло 266. В таких авариях погибли 4 и были ранены 279 человек.
В конце прошлого года сообщалось, что правила использования электросамокатов, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности планируется подготовить. Об этом говорил замглавы ГИБДД России Владимир Кузин
«Проблема эта будет разрешена, возможно, даже к тому сезону, о котором я говорю, когда можно будет использовать эти активные средства передвижения.
Мы даем к общему пониманию и определение так называемых средств индивидуальной мобильности, каким образом разрешить их движение на дорогах общего пользования, кому разрешить, как разрешить и, возможно, даже, как контролировать», — пояснял Кузин.
Он отмечал, что Госавтоинспекция не может отступать от общего тренда на развитие этого вида транспорта.
После получения рабочего задания Специалист по доставке обязан:
- проверить техническое состояние транспортного средства, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;
- производить заправку транспортного средства топливом и другими техническими жидкостями только на автозаправочных станциях и пунктах технического обслуживания;
- проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных и контрольно-измерительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;
- Скутер – это то же самое, что мотороллер.
- В зависимости от мощности, рабочего объёма мотора, максимальной скорости для управления им нужна категория водительского удостоверения А, А1 или М.
- Ездить на скутере без прав нельзя!
- Иностранные водительские права действительны при выполнении дополнительных условий.
- Управлять скутером, относящимся к категории М и А1 можно с 16 лет; А – с 18 лет.
- Порядок получения ВУ на скутер аналогичен процедуре для мопедов, мотоциклов, квадрициклов.
- Средняя стоимость обучения составляет около 10000 рублей.
- Практический экзамен в ГИБДД сдаётся на автодроме без выезда в город.
- За езду без прав накладывается штраф от 5000 до 30000 рублей зависимости от обстоятельств правонарушения.
(Особенности для мопедов в дополнение к общим правилам ПДД ) :
- нарушать действие Запрещающих знаков
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема.
- двигаться по пешеходным тротуарам
- дорогам , обозначенным знаками :5.1 и 5.3
- двигаться по дороге без включенных фар ближнего света.
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направленииПричем абсолютно неважно, где расположены трамвайные пути (в середине проезжей части или сбоку за тротуаром). Поворачивать и разворачиваться запрещается в любом случае. У водителя скутера всегда есть возможность остановиться, слезть с транспортного средства и перекатить скутер по переходу и вновь превратиться в водителя.)
- управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- Запрещается буксировка мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
Требования безопасности во время работы
1. Во время работы Специалист по доставке обязан:
— выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;
2. Специалисту по доставке запрещается:
— находиться на работе, управлять или находиться за рулем транспортного средства в нетрезвом состоянии, под воздействием наркотических средств, а так же, медицинских препаратов, на спиртовой основе;
— отдыхать, спать, принимать пищу находясь в (на) транспортном средстве.
3. При эксплуатации транспортного средства в неблагоприятных атмосферных условиях Специалист по доставке обязан:
— во время тумана, сильного снегопада или дождя использовать противотуманные фары при их наличии, двигаться со скоростью, позволяющей безопасное движение, без необходимости, не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;
— при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;
— двигаться по льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасности движения и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки.
4. Соблюдать все правила электробезопасности.
5. Парковать транспортное средство допускается только в разрешенных местах, с соблюдением правил парковки. Запрещается парковать транспортное средство в разрешенных местах для парковки, если оно создает помехи другим участникам дорожного движения, мешает проведению каких либо ремонтных работ или подвержено видимой опасности.
6. Во время стоянки оставлять в ящике для пиццы ценные вещи.
7. По окончании рабочего дня, транспортное средство должно быть припарковано на согласованном с менеджером смены месте, при этом, ключи и документы от транспортного средства должны быть сданы менеджеру под подпись.
Необходимые документы
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Основные документы, которые водитель должен иметь всегда при себе
Существует перечень необходимых документов для каждого водителя мопеда. Они необходимы для различных ситуаций. К основным относят следующие:
- Первое и самое главное — это водительское удостоверение соответствующей категории или подкатегории. Без наличия его вовсе запрещается начинать движение на этом транспортном средстве. Также, водитель обязан предоставлять его для проверки сотрудникам полиции при необходимости.
- Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» гласит, что установлены следующие категории и соответствующие подкатегории, которые дают право управления данными транспортными средствами:
- для вождения легких квадрициклов или мопедов нужна категория «М»;
- для вождения мотоциклов, объём двигателя внутреннего сгорания которого не превышает 125 куб. см. и граничной максимальной мощностью до 11 киловатт – подкатегория «А1».
Какие предусмотрены штрафы за нарушения
Штрафов и иных видов наказаний, на самом деле, много. Это связано с тем, что мопедисты – такие же участники автодорожного движения. И на все случаи нарушений водителями мопедов, скутеров, они распространяются одинаково.
В таблице приведем лишь несколько примеров, какие могут предусматриваться меры ответственности в конкретных случаях преступления норм законов.
Все виды и величины наказаний устанавливаются согласно статьям КоАП РФ или УК РФ, если состав преступлений имел место уголовную ответственность:
Ссылка на КоАП РФ | Нарушение | Размер штрафа, руб. |
п. 1 ст. 12.7 | Бесправное управление мопедом. | 5000-15000 |
5000-15000 п. 2 ст. 12.7 | Езда на мопеде водителем, которого ранее лишили прав. | 30000 |
ст. 12.8 | Управление ТС в пьяном состоянии. | 30000-50000 |
ст. 12.20 | Езда без включенных дневных фар. | 500 |
ст. 19.22 | Просрочены сроки регистрации мопеда, либо её отсутствие. | 1500-2000 |
ст. 12.21 | Буксировка мопедом или мопеда. | 500 |
Подытоживая, следует сказать, что общие правила действуют на всех водителей мопедов. Специальные правила продуманы для них в пунктах ПДД от 24.7-24.9.
Но кроме этого движение регулируется еще и дополнительными правилами, которые распространяются на все колесные транспортные средства. Мопедом нельзя осуществлять поворот налево по проезжей части.
Необходимо управлять транспортом, держась обеими руками за руль. Провоз детей разрешен, только если им исполнилось 7 лет, а водитель имеет опыт в течение 2-х и дольше лет. За нарушение этих и иных предписаний службы ГАИ будут налагать штрафы и иные формы наказания.
Какие предусмотрены штрафы за нарушения
Штрафов и иных видов наказаний, на самом деле, много. Это связано с тем, что мопедисты – такие же участники автодорожного движения. И на все случаи нарушений водителями мопедов, скутеров, они распространяются одинаково.
В таблице приведем лишь несколько примеров, какие могут предусматриваться меры ответственности в конкретных случаях преступления норм законов.
Все виды и величины наказаний устанавливаются согласно статьям КоАП РФ или УК РФ, если состав преступлений имел место уголовную ответственность:
Ссылка на КоАП РФ |
Нарушение | Размер штрафа, руб. |
п. 1 ст. 12.7 | Бесправное управление мопедом. | 5000-15000 |
5000-15000 п. 2 ст. 12.7 |
Езда на мопеде водителем, которого ранее лишили прав. | 30000 |
ст. 12.8 | Управление ТС в пьяном состоянии. | 30000-50000 |
ст. 12.20 | Езда без включенных дневных фар. | 500 |
ст. 19.22 | Просрочены сроки регистрации мопеда, либо её отсутствие. | 1500-2000 |
ст. 12.21 | Буксировка мопедом или мопеда. | 500 |
Подытоживая, следует сказать, что общие правила действуют на всех водителей мопедов. Специальные правила продуманы для них в пунктах ПДД от 24.7-24.9.
Но кроме этого движение регулируется еще и дополнительными правилами, которые распространяются на все колесные транспортные средства. Мопедом нельзя осуществлять поворот налево по проезжей части.
Необходимо управлять транспортом, держась обеими руками за руль. Провоз детей разрешен, только если им исполнилось 7 лет, а водитель имеет опыт в течение 2-х и дольше лет. За нарушение этих и иных предписаний службы ГАИ будут налагать штрафы и иные формы наказания.
Прохождение поворотов
Не менее важным пунктом является то, как водить скутер при прохождении поворотов. Существует множество мифов и заблуждений на этот счет, тогда как эксперты более однозначны.
Предварительно стоит зрительно рассчитать траекторию вхождения и скорректировать скоростной режим до необходимого уровня. При повышенной скорости велика вероятность снижения сцепительных характеристик с дорожным покрытием, следовательно, начинать маневр необходимо умеренно. Соблюдение данного правила обеспечить управляемость в процессе выполнения виража. Существует два способа вхождения в поворот:
- наклон тела в унисон с наклоном скутера;
- наклон только транспортного средства (применим на низких скоростях).
Первый способ наиболее распространен и универсален. Опытные водители как небольших, так и крупных мотоциклов отзываются о нем, как о безопасном и удобном. Второй же требует большей сноровки и применяется для вхождения в поворот с уменьшенным радиусом.
Его применять новичкам в первое время не рекомендуется. Отдельно стоит запомнить, что перед началом данного маневра в обязательном порядке стоит закончить торможение.
Правильное торможение – залог здоровья
Правильно прекратить движение кажется пустяковым делом, однако малейшая ошибка может привести к травмам и опасностям для окружающих. Для того чтобы избежать подобных случаев, следует просто заучить следующие пункты:
- начинать процесс торможения необходимо заблаговременно, рассчитав конечную точку остановки;
- чтобы остановиться без негативных последствий, рекомендуется применять одновременно как задний, так и передний тормоз;
- не совершать резких торможений, создавая опасность для других участников дорожного движения;
- в обязательном порядке необходимо учитывать погодные условия. От этого зависит тормозной путь и эффективность тормозной системы в целом;
- тщательнейшим образом следить за техническим состоянием тормозной системы, в частности колодок. Неисправные или мокрые они искажают конечный эффект их использования;
- на низкокачественном дорожном покрытии усложняется расчет траектории, изменяется тормозной путь. [sc:ads3]
Несоблюдение данных рекомендаций приводит к ударам о бордюры, столкновениям с другими участниками дорожного движения, пробуксовкам, заносам и даже падениям скутериста. Ни в коем случае нельзя отключать зажигание до полной остановки, так как это может привести к размыканию электроцепей. Последнее чревато не только поломкой транспортного средства, но и аварийно-опасными ситуациями.