Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов (взносов) с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Федеральные налоги и сборы
— налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся и уплачиваются в федеральный бюджет:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- плата в систему «Платон»;
- государственная пошлина.
Налоги при разных режимах налогообложения
Согласно главе 6 Налогового Кодекса РФ всего существует 5 режимов налогообложения:
- ОСНО — общий режим налогообложения;
- УСН — упрощенная система налогообложения;
- ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
- Патент — патентная система налогообложения (доступна только индивидуальным предпринимателям).
Для общей системы налогообложения, помимо общих налогов, к уплате положены следующие платежи: НДС в размере 0%, 10%, 20%; налог на прибыль в размере 20%.
При упрощенной системы налогообложения не начисляются НДС, налог на прибыль и налог на доходы физ.лиц (для ИП). Вместо этого по УСН существует налог на доход. По этой системе предусмотрено два варианта определения объекта налогообложения:
- УСН (доходы). Налог в размере не более 6% начисляется на доходы организации. Точная ставка зависит от региона.
- УСН (доходы — расходы). Налог в размере от 5% до 15% начисляется на доходы, уменьшенные на величину расходов.
Единый налог на вмененный доход и сельскохозяйственный налог также, как УСН, освобождает фирму от уплаты множества налогов. Налоговой базой здесь является не прибыль, а размер дохода. Ставка налога определяется региональными властями.
Этот налог связан с операциями с подакцизным товарами, в том числе при их перемещении через таможенную границу. Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели. Состав подакцизных товаров приведен в Налоговом кодексе. В этом перечне находятся:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, и спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;
- алкогольная продукция и пиво, табачная продукция;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт;
- автомобильный бензин, дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
- прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья).
При этом уточним, что многие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, которые прошли государственную регистрацию, не рассматриваются как подакцизные товары.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация на территории страны произведенных подакцизных товаров, в том числе предметов залога, и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и безвозмездной основах;
- передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику сырья либо другим лицам;
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии;
- передача произведенных подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
- передача произведенных подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации;
- передача произведенных подакцизных товаров на переработку на дав альческой основе;
- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию;
- получение денатурированного этилового спирта, прямогонного бензина организацией.
При этом ряд операций освобождается от налогообложения, например передача подакцизных товаров одним структурным подразделением для производства других подакцизных товаров другому структурному подразделению этой организации или реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Налоговая база определяется несколькими способами. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, в качестве налоговой базы используют объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.
По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, учитывают стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров (без учета акциза и налога на добавленную стоимость).
Применяется и расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров исходя из максимальных розничных цен, например для исчисления акциза по табачным изделиям. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется:
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
- по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, — как сумма их таможенной стоимости, с которой платится таможенная пошлина.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров. Налоговым периодом признается календарный месяц. Можно вьщелить два варианта налоговых ставок: твердые (специфические в денежном выражении) ставки и адвалорные (в процентах). Примеры налоговых ставок приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка (в рублях и копейках за единицу измерения) | ||
---|---|---|---|
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Этиловый спирт из всех видов сырья [в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья] за 1 л безводного этилового спирта | 25,15 | 27,7 | 30,5 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% [за исключением вин] и спиртосодержащая продукция за 1 л безводного этилового спирта | 173,5 | 191 | 210 |
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие за 1 л | 10,5 | 10,5 | 11,55 |
Вина натуральные [за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих] за 1 л | 2,35 | 2,6 | 2,9 |
Сигары за штуку | 17,75 | 17,75 | 17,75 |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт [1 50 л.с], мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт [150 л.с.] за 0,75 кВт [1 л.с] | 194 | 214 | 235 |
Прямогонный бензин за 1 тонну | 2657 | 3900 | 4290 |
Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. К объектам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.
Некоторые виды транспортных средств не облагаются данным налогом. Это весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с, автомобили, специально оборудованные для движения использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с, полученные через органы социальной защиты населения. В этот список входят тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, используемые при сельскохозяйственных работах, самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, промысловые морские и речные суда, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда.
Налоговая база определяется в зависимости от вида средств. Для транспортных средств, имеющих двигатели, — это мощность двигателя в лошадиных силах. Для воздушных транспортных средств, для движения которых осуществляется тяга реактивного двигателя, — это паспортная статистическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств — это валовая вместимость в регистровых тоннах.
Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки (в рублях) устанавливаются законами субъектов РФ. Сведения о транспортных средствах представляются органами, осуществляющими их государственную регистрацию. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.
Плательщиками налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен земельный налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на необлагаемую сумму (в размере 10 тыс. руб. в 2008 г.).
Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они не могут превышать нормативного уровня. В 2008 г. этот уровень составляет 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или занятых жилищными фондами и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. Для прочих земельных участков ставка равна 1,5%.
Для ряда организаций есть налоговые льготы по уплате земельного налога. Например, освобождаются от налогообложения земельные участки, занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования. Освобожденные организации перечислены в Налоговом кодексе.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков. Органы, осуществляющие ведение государственного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны представлять информацию в налоговые органы о владельцах земельных участков в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс
Общение как вид деятельности человека.
Элементы налоговой системы Российской Федерации
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены:
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:
Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО и т. д.
Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):
Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.
УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:
Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.
О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».
ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
Подробности см. здесь.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:
Патентная система налогообложения (ПСН)
Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.
Единый налоговый платеж
С 2023 года налоги и взносы перечисляют единым налоговым платежом, который инспекция сама засчитает в счет текущих платежей, недоимок, пеней и штрафов.
Заметим, что с 1 января 2023 года на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически переходят все организации и ИП независимо от выбранной системы налогообложения (п. 4 ст. 11.3 НК). Каждому налогоплательщику открывается счет в Федеральном казначействе. Отдельных платежек по большинству налогов и взносов с 2023 года не будет.
За счет ЕНП нужно уплачивать:
- налоги, в том числе НДФЛ за работников;
- авансовые платежи по налогам;
- страховые взносы, кроме взносов на травматизм;
- сборы;
- пени, штрафы и проценты по налогам, сборам и страховым взносам.
Чтобы перечислить единый налоговый платеж на налоговый счет, нужно оформить платежное поручение. Налоги и взносы, которые с 2023 года перечисляют на единый налоговый счет (ЕНС), можно направить единым платежным поручением по ЕНП на единый КБК.
Назначение | КБК | ||
Текущий платеж и задолженность | Пени | Штраф | |
Единый налоговый платеж | 182 0 10 61201 01 0000 510 | – | – |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
С реализации в России | 182 1 03 01000 01 1000 110 | 182 1 03 01000 01 2100 110 | 182 1 03 01000 01 3000 110 |
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза – через налоговую инспекцию | 182 1 04 01000 01 1000 110 | 182 1 04 01000 01 2100 110 | 182 1 04 01000 01 3000 110 |
При импорте товаров – на таможне | 153 1 04 01000 01 1000 110 | 153 1 04 01000 01 2100 110 | 153 1 04 01000 01 3000 110 |
Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.