- Долговые споры

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.

Расчет для легковых автомобилей

Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
  • S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
  • D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.

Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:

  • для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
  • для зарубежных авто до 2008 года;
  • для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.

Поправочные коэффициенты к норме расхода топлива

В зависимости от условий эксплуатации к базовым нормам расхода топлива могут применяться определённые коэффициенты:

Норма расхода может повысится:

Условие Коэффициент %
Работа в зимнее время года до 5-20
Работа в горной местности до 5-20
Работа за городом на дорогах со сложным планом до 30
Работа в городской среде до 5-35
Работа с частыми остановками до 10
Работа на пониженной скорости движения до 15-35
Обкатка новых автомобилей или после кап.ремонта до 10
Перегон автомоблия своим ходом до 10-20
Для автомобилей с возрастом более 5 лет или с пробегом более 100 т.км до 5-10
Для грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов до 10
При работе в качестве технологического транспорта до 20
При работе специальных автомобилей (патнульная, пожарная, скорая, автовышка и т.д.) до 20
При работе в карьерах до 20-40
При работе в чрезвычайных климатических или тяжелых дорожных условиях до 35-50
При учебной езде до 20-40
При использовании концидионера или климат-контроля до 7

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

16. Нормы расходов смазочных материалов для автотранспортных средств устанавливаются в литрах (для различных масел) или килограммах (для пластических смазок) на 100 литров (100 м3) нормируемого значения расхода горюче-смазочных материалов.

17. Нормы расходов смазочных материалов снижаются на 50 % для всех автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации менее трех лет.

18. Нормы расходов смазочных материалов увеличиваются на 20 % для автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации более восьми лет.

19. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте узлов и агрегатов устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки соответствующего объекта.

20. Нормы расходов смазочных материалов для автотранспортных средств, произведенных в странах бывшего СССР до 1990 года, приведены в таблице 14.

Таблица 14 — Нормы расходов смазочных материалов в литрах (кг)

на 100 л нормируемого расхода горюче-смазочных

материалов

Масла

Пластич-

ные

смазки

Марка, модель автомобиля

моторные

транс-

миссион-

ные

специаль-

ные

1

2

3

4

5

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Volkswagen Passat

0,8

0,15

0,03

0,1

ЗАЗ-965, -966, -968, -969, -970

всех модификаций

1,3

0,1

0,03

0,1

ЛуАЗ всех модификаций

1,3

0,1

0,03

0,1

ЗАЗ-1102

0,8

0,1

0,03

0,1

ВАЗ всех модификаций

0,6

0,1

0,03

0,1

ИЖ-2125 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

Москвич-403,-407,-408,-410,-411,-

424,-426,-432

2,0

0,15

0,05

0,1

Москвич-412,-427,-433,-434,-2136,

-2137,-2140,-2141

всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-13,-14

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-М20,-21,-22

2,0

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-24 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-24-07,-24-17

1,6

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-3102 всех модификаций

1,7

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-3110-101

1,7

0,15

0,05

0,1

УАЗ всех модификаций

2,2

0,2

0,05

0,2

ЗИЛ-114,-117,-4104

1,7

0,15

0,05

0,1

АВТОБУСЫ

РАФ-977 всех модификаций

2,0

0,15

0,05

0,1

РАФ-2203 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

УАЗ-452,-2206,-3962

всех модификаций

2,2

0,2

0,5

0,2

КАвЗ-651,-651А

2,2

0,25

0,1

0,25

КАвЗ-685,-3270,-3976

всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ПАЗ-651,-652 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,25

ПАЗ-672,-3201,-3205,-3206

всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ЛАЗ-695,-697 всех модификаций

2,0

0,3

0,1

0,2

ЛАЗ-699 всех модификаций

2,0

0,35

0,1

0,2

ЛАЗ-4202 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

ЛиАЗ-158 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,2

ЛиАЗ-677 всех модификаций

1,8

22. Помимо гарантийных норм для аккумуляторных батарей

устанавливаются эксплуатационные сроки службы, по истечении которых

допускается производить их списание в случае непригодности к дальнейшей эксплуатации.

23. Эксплуатационные сроки службы определяются интенсивностью работы аккумуляторных батарей и определяются согласно данным, приведенным в таблице 17 и п. 24. настоящих Норм.

Срок службы аккумуляторных батарей снижается:

на 20 % в климатической зоне «А»;

на 15 % в климатической зоне «В»;

на 10 % в климатической зоне «С»;

на 30 % для автотранспортных средств, оборудованных дополнительным источником потребления энергии (радиостанция, сигнально-говорящее устройство, бортовые компьютеры и т.д.) и 5 % на каждый следующий дополнительный источник потребления энергии;

на 10 % при использовании на автомобилях и тягачах аэродромного обслуживания.

Срок хранения аккумуляторных батарей в сухом виде (не залитых электролитом) устанавливается не более трех лет.

Сноска. Пункт 23 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Таблица 17 — Эксплуатационные сроки службы аккумуляторных

батарей

Минимальный срок службы Т,

месяцев

Показатели наработки

пробег L, не более

тыс. км

время работы t, не

более моточасов

Обычные аккумуляторные батареи

12

150

24

90

3000

Необслуживаемые аккумуляторные батареи

48

100

4000

Шпаргалка по эмиссии (ФНО 870) в 2021 году

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса

(в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 14.05.2014 N НА-50-р, от 14.07.2015 N НА-80-р, от 06.04.2018 N НА-51-р, от 20.09.2018 N ИА-159-р)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г., регистрационный N 4916):

Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Заместитель Министра
А.С.МИШАРИН

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

— автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

— автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Нормы расхода топлива могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.

Согласно распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 14.07.2015 г.) введены в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Нормы расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены из-за отсутствия исходных данных от заводов-изготовителей техники. В таблице даны предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов.

Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлива автомобилем приведены в приложении 9.

Приложение 5. Базовые нормы расхода топлива автомобилей-самосвалов отечественного и зарубежного производства

Модель, марка, модификация автомобиля Базовая норма, л/100 км Топливо
1. МАЗ-5551A2-323(ЯМЗ-6563.10) 33,5 Д
2. МАЗ-6501A9-320-021 (ЯМЗ-650.10) 45,4 Д
3. УРАЛ-55571 (ЯМЗ-236НЕ2) 43,8 Д
4. УРАЛ-63685-10 (ЯМЗ-760.10) 43,0 Д
5. КАМАЗ-43255 (Cummins EQB 180 20) 25,9 Д
6. КАМАЗ-43255-А3 (Cummins 6ISBe210) 29,7 Д
7. КАМАЗ-45142-010-15 (КАМАЗ-740.31) 37,4 Д
8. КАМАЗ-55111А (КАМАЗ-7403.10-8V-10,85-260-10М) 38,3 Д
9. КАМАЗ-65111 (КАМАЗ-740.10-8V-10,85-260-10М) 36 Д
10. КАМАЗ-65115 (ЯМЗ-238М2-6) 38,2 Д
11. КАМАЗ-65115-62 (КАМАЗ-740.62) КПП10М 39,7 Д
12. КАМАЗ-65115-62 (КАМАЗ-740.62) КПП 9М 37,7 Д
13. КАМАЗ-65115 (КАМАЗ-740.30) 36,8 Д
14. КАМАЗ-6520-06 (КАМАЗ-740.50) 51,2 Д
15. КАМАЗ-6520-20 (КАМАЗ-740.60) 45,3 Д
16. КАМАЗ-6522 (КАМАЗ-740.51) КПП 16М 52,1 Д
17. КАМАЗ-6522 (КАМАЗ-740.51) КПП 8М 44,3 Д
18. КАМАЗ-6551-12 (КАМАЗ-740.62-280) 31,8 Д
19. Iveco АМТ 653900 52,4 Д
20. MAN TGA 33.350 6×4 BB-WW 39,2 Д
21. MAN F2000 40.414 DFAK 52,3 Д
22. Scania P380CB 6×4 EN Z 40,8 Д
23. Scania P380CB6x4EHZ 46,5 Д
24. Volvo FM 12 (6L-12,1-420-14M) 38,6 Д
25. Volvo FM 12 (6L-12,8-400-9M) 40,5 Д
26. Volvo FM 13.400 Truck 6×4 52,4 Д
27. Volvo FM 13.440 Truck 6×4 45,0 Д
28. Tatra-T815C1, -T815C1A, -T815C3 42,0 Д
29. Tatra-T815-2AOSO1 6×6.2 49,7 Д

Ответы на распространенные вопросы про правила учета ГСМ

Вопрос №1: Как произвести списание бензина по факту его расходования, если невозможно понять, сколько горючего осталось в баке заправленного автомобиля?

Ответ: Как правило, для этих целей фактический расход топлива определяется как количество километров по спидометру, умноженное на принятый в компании норматив.

Вопрос №2: Компания применяет нормативы расхода топлива, установленные Министерством транспорта для целей налогового учета. Можно ли применять аналогичные нормативы в бухгалтерском учете?

Ответ: Да. Одно и то же значение лимита (по нормам Минтранса или самостоятельно разработанным нормам) может быть использовано при расчете израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2021 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

Пример расчета ГСМ – Нормативное регулирование

Зимний коэффициент расхода топлива в 2023 году. Коэффициенты на расход топлива. Поправочный коэффициент к норме расхода топлива/
Hs транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;. Норма смазочного материала на автотранспорте учитывается, исходя из расчета удельной нормы расхода масел, смазок, их потребность должна быть обоснована документально.

Как расчитать расход ГСМ Нормативное регулирование

Образец приказа об установлении норм расхода топлива на 2023 год в 2023 году
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику. В 2023 году распоряжением НА-50-р Минтранс ввел поправки по обновлению нормы расхода, по которым списываются затраты на ГСМ для легковых автомобилей.
Приказ минтранса по нормам расхода топлива 2023 / Юридическая помощь
Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем бензине, газе, солярке для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж. Когда организация применяет машины, которые не были отнесены к перечню в нормативном акте, изданном Минтрансом РФ, она оставляет за собой право на расчет номинального показателя вручную.

Как рассчитать норму расхода горючего для трактора?

Вычисленная норма расхода ГСМ по тракторам дает владельцу сельхозмашины возможность получить примерные данные о затратах на выполнение хозяйственных работ. Чтобы получить информацию, водитель трактора должен преодолеть дистанцию в 100 км. При этом двигатель и другие работающие узлы спецтехники должны быть в полностью рабочем состоянии. Это позволит определить объемы израсходованного топлива.

В дальнейшем для расчета количества расходуемого трактором топлива берутся такие параметры:

  • удельный расход расходуемого горючего – R ;
  • мощность ДВС, измеряемая в лошадиных силах – N ;
  • данные, полученные при переводе из кВт, которые равны 0,7.

Расход топлива на моточас МТЗ 82 — формула расчета

Оценить расходы дизельного топлива при работе трактора Беларус 82 в килограммах модели можно, вычислив ее по формуле:

Р=0,7 * R * N.

Где:

Р — искомое значение;

0,7 — постоянный коэффициент перевода мощности мотора из киловатт часов в лошадиные силы;

Средняя плотность топлива, определенная специалистами Минпромэнерго России, составляет 0,840 кг/литр, так что необходимо дополнительно умножить полученное значение на 0,84.

R — удельный расход топлива, измеряемый в гкВт/час (может колебаться от 220 до 260 гкВт/час, обычно число указывается в аннотации по эксплуатации или в техническом описании трактора).

N – мощность двигателя в лошадиных силах.

Расход топлива на МТЗ 82 и МТЗ 82.1 в час можно определить следующим образом: Р=0,7*230*75=12 кг/час или 10,8 л/моточас.

Расход топлива мтз 82 на 1 га рассчитывается так же просто — необходимо определить, сколько в конкретном случае обрабатывается гектар земли и умножить на данную цифру.

Помните, что эта цифра — идеальный расход, т.е. так работает новый трактор с точно отрегулированной топливной системой. В реальности на это значение влияет множество факторов, в том числе, и случайные.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *