Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная тайна: работа с данными и их защита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.
# Что требуется от оператора персональных данных?
В первую очередь, выполнить ряд организационных, правовых и технических мер, описанных в Федеральном законе и соответствующих подзаконных актах (в том числе статьи 8.1, 19):
- Назначить ответственное лицо для организации обработки персональных данных.
- Издать документы, определяющие политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальные акты по вопросам обработки персональных данных, а также локальные акты, устанавливающие процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений.
- Осуществлять внутренний контроль и (или) аудит соответствия обработки персональных данных требованиям Федерального закона и принятым в соответствии с ним нормативно-правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора.
- Производить оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.
- Ознакомить работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучить указанных работников.
- Опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.
Обратите внимание, что обеспечение безопасности является важным моментом в вопросе требований, предъявляемых к оператору персональных данных. Обеспечение безопасности достигается:
- определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
- применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
- применением прошедших в установленном порядке процедур по оценке соответствия средств защиты информации;
- оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
- учетом машинных носителей персональных данных;
- обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
- восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
- установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
- контролем принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
# Нужны ли лицензии оператору, например, на деятельность по технической защите конфиденциальной информации?
Здесь, пожалуй, можно дать односложный ответ: нет. Дело в том, что лицензии могут понадобиться подрядчику Оператора в случае, если сам оператор приглашает подрядчика оказать услуги по разработке проектов организационно-распорядительных документов и необходимых организационно-технических мер. В этом случае подрядчику понадобится как минимум лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, выдаваемая ФСТЭК России, а также может понадобиться лицензия ФСБ России на деятельность, связанную с применением в ИСПДн шифровальных/криптографических средств. Вывод Ни для клиента, ни для хостинг-провайдера озвученные лицензии не нужны, они необходимы исключительно подрядчику, реализующему внедрение мер по защите информации.
# Какова ответственность в случае нарушения требований по защите ПДн?
Вопрос ответственности за невыполнение требований законодательства по защите ПДн является часто задаваемым. Кто-то, отмахиваясь, полностью игнорирует законодательство о ПДн, считая его формальностью, кто-то, наоборот, приводит весомый список наказаний и боится наступления часа «Икс». Какова же реальность? Ответственность, за нарушение требований по защите ПДн Статья 24 закона № 152-ФЗ «О персональных данных» определяет вид ответственности за нарушение требований ФЗ, которая заключается в том, что лица, виновные в нарушении требований закона, несут
- гражданскую ответственность;
- уголовную ответственность;
- административную ответственность;
- дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Неисполнение требований закона «О персональных данных» приводит организации к следующим рискам:
- гражданские иски со стороны клиентов или работников;
- приостановление или прекращение обработки ПДн в организации;
- привлечение организации и/или ее руководства к административной, уголовной, гражданской, дисциплинарной и иным видам ответственности;
- приостановление действия или аннулирование лицензий на основной вид деятельности организации;
- репутационные риски;
- риски недобросовестной конкуренции.
Правительство Российской Федерации:
-
организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
-
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
-
организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
-
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;
-
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
Кроме того свои функции и полномочия в охране Гостайны имеют Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, а так же органы судебной власти.
Система защиты государственной тайны
Bопросы защиты государственной тайны приобрели особую значимость в последние годы, в период глубоких социальноэкономических преобразований в Российской Федерации, когда, с одной стороны, появляются новые угрозы безопасности государства, а, с другой стороны, сложившиеся режимы защиты государственной тайны перестают срабатывать должным образом.
B общем смысле защита информации — комплекс мероприятий, проводимых собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации и ее носителям.
Полномочия муниципальных образований и государственных органов в процессе информатизации и международном обмене
Основными направлениями, по которым осуществляется взаимодействие органов местного самоуправления и государственных органов являются:
- юридическое регулирование проблем местного самоуправления государством;
- предоставление органам местного самоуправления отдельных полномочий, которыми обладают органы государственной власти, а также координация и контроль их реализации;
- взаимодействие в области финансовой деятельности.
При этом в то же время в области информатизации органы как местного самоуправления, так и государственной власти, наделены такими полномочиями, как:
- возможность установления принципов разделения информации, необходимой для осуществления деятельности органа власти в зависимости от его места в системе государственной власти;
- обеспечение моделирования блоков информации по выполняемым функциям органа власти для более результативной подготовки и реализации решений в пределах компетенции государственного органа;
- упорядочение комплекса имеющейся информации, ведение документации, передача дел на архивное хранение, предоставление сведений в специализированные фонды;
- формирование информации, которая в дальнейшем будет предоставлена для организаций и граждан, компетентных в данной сфере, а также издание этой информации и уведомление всех заинтересованных лиц;
- создание информационной системы в пределах ведения органа власти, внедрение постоянных инновационных, коммуникативных и информационных процессов и технологий в пределах своей системы;
- обеспечение безопасного использования информации, следование правилам передачи информации иным органам государственной власти и местного самоуправления;
- подготовка и работа с банками как официальной, так и массовой информации;
- организация учета и контроля за информационными ресурсами органов власти, установление ответственности за его адекватность в соответствии с задачами и функциями государственного органа, обеспечение полнотой и своевременностью предоставления, хранение и возможности использования по назначению.
Муниципальные органы власти также имеют право принимать участие в информационном обмене международного уровня. Данные органы выступают в роли субъектов права, которые представляют интересы населения относительно исполнения полномочий и реализации поставленных задач органов местного самоуправления.
В качестве муниципальных образований по вопросам информационного обмена международного характера выступают органы местного самоуправления в пределах наделенных полномочий в рамках установленного законодательства, которое юридически определяет их статус. СМИ и муниципальные информационные службы также как и органы местного самоуправления имеют право участвовать в международном обмене на самостоятельной основе.
Словарь юридических терминов
Агреман – одобрение государства на назначение конкретного лица на должность дипломатического представителя иностранного государства.
Агрессия – использование вооруженных сил в действиях неправомерного характера.
Адвокат – квалифицированное лицо, которое оказывает юридическую помощь как физическим, так и юридическим лицам в целях защиты их интересов.
Адвокатура – правовой институт, которые занимается защитой прав, свобод и личных интересов заинтересованной стороны судебными и другими законными способами. Берет свое начало еще с древнейших времен.
Административное право – область права, которая представляет собой правовые нормы, позволяющие регулировать общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления управленческой деятельности как государственных и муниципальных органов власти, так и отдельных должностных лиц, ответственных за выполнение публичных функций государства и органов местного самоуправления.
Акционерное общество – организация на коммерческой основе, уставной капитал которой распределен на определенное количество акций, которые подтверждают обязательства участников в отношении общества; при этом акционеры не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, возникающих при реализации деятельности общества, в границах стоимости их акций.
Беженцы – гражданские лица, вынужденно покинувшие территорию проживания из-за обострившихся военных действий, преследований со стороны государства.
Вализа – пакет документов, находящийся у дипломатического курьера, который обладает неприкосновенностью.
Веление – способ правового влияния на субъект. Выражается в форме «Так следует себя вести». Иными словами – приказ, как нужно себя вести в определенной ситуации. Юридической формой выступают предписание, запрет, юридическая обязанность.
Властеотношения – отношения между объектом и субъектом права, возникающие в процессе их взаимодействия. С одной стороны – это навязывание воли объекта субъекту, с другой – безотказное подчинение объектов субъектам.
Власть публичная – отношения между людьми, предназначенные для организации их взаимоотношений, выражающиеся в реализации их совместной деятельности и выполнении воли для определенного социального объединения.
Внешний суверенитет – независимость государства в области международных отношений.
Внутренний суверенитет – главенство на своей территории, выражающееся в том, что власть распределяется на население этого государства и существующие социальные объекты общества. В случае существования монополии возможно использование таких рычагов воздействия как принуждение, применение силовых методов (не исключена и смертная казнь), которыми не наделены остальные субъекты политики, имеющие полномочия на уровне власти.
Волеизъявление – выражение собственной воли, включающее в себя два аспекта – побудительный – поддерживающий активность определенного субъекта права, и тормозной – представляет сущность указанного аспекта.
Воля – это самостоятельное и осознанное регулирование собственного поведения, позволяющая преодолевать трудности при достижении конкретных целей.
Воспитательная функция права – влияние правовой сферы на сознание и поведение гражданина, позволяющее осознать важность права и сформировать к нему положительное отношение и побудить к правомерному поведению, исключающему нарушение законодательных норм.
Выборы – наивысшая степень проявления демократии; процедура предоставления властных полномочий единоличному и/или коллегиальному органу власти, ссылаясь на политические предпочтения народа.
Вынужденный переселенец – в Российской Федерации это гражданин РФ, который покинул территорию государства по следующим причинам: преследование или насилие гражданина и его семьи со стороны государства, преследования по национальному признаку, социальные или политические убеждения, религиозная неприязнь. Кроме граждан РФ, термин «вынужденный переселенец» применимо и к иностранным гражданам или лицам без гражданства, которые на законных основаниях проживают на территории Российской Федерации и сменившие место проживания в предела территории РФ по вышеуказанным причинам. Поэтому понятие «вынужденный переселенец» по своей сущности аналогичен статусу беженца.
Гарантии прав и свобод человека – совокупность норм, механизмов, способов, направленных на реализацию, охрану и защиту интересов гражданина, которые прописаны в Конституции Российской Федерации.
Гипотеза – одна из составляющих юридической нормы, указывающая непосредственно на субъекта правовых отношений и определяющая условия, при которых юридическая норма может быть применена к нему.
Государственная власть – возможность субъекта, наделенного властными полномочиями, руководствуясь государственным механизмом управления воздействовать на поведение отдельных граждан, социальных групп или общества в целом.
Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан, направленная на обеспечение осуществления предоставленных полномочий таких органов и должностных лиц государственной власти, как органов государственной федерального уровня, субъектов Российской Федерации и государственных органов этих субъектов, должностных лиц, работающих в государственных структурах; граждан, занимающих должности государственного уровня, регламентируемые Конституцией, федеральными законами, уставами, законами субъектов Российской Федерации для соблюдения выполнения полномочий в пределах этих субъектов.
Государственная гражданская служба – один из видов государственной службы, при которой граждане, занимающие должности государственных служащих реализуют деятельность по обеспечению выполнения полномочий, возложенных на государственные органы федерального масштаба, государственных органов субъектов Российской Федерации, и лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.
Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – один из видов государственной службы, при которой граждане, занимающие должности государственных служащих реализуют деятельность по обеспечению выполнения полномочий в пределах субъекта Российской Федерации.
Государственная военная служба – государственная служба федерального уровня, профессиональная деятельность граждан на должностях воинского звания в Вооруженных Силах Российской Федерации или иных воинских формированиях, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Государственная правоохранительная служба – государственная служба федерального уровня, профессиональная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах государственной власти, государственных предприятиях и организациях, выполняющих функции обеспечения безопасности, легитимности и соблюдение правопорядка, по защите прав, свобод и личных интересов гражданина.
Государственная тайна – информация о военной, экономической, разведывательной, внешнеполитической, внутриполитической деятельности, находящаяся под протекторатом со стороны государства и рассекречивание которой может привести к нарушению безопасности Российской Федерации.
Государственное управление – влияние органов государственной власти, общества и государства в целом на общество, руководствуясь положениями действующего законодательства.
Государственный служащий – гражданин России, который принимает на себя обязательства прохождения государственной службы и реализует полномочия, данные ему народом.
Гражданское право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и нормативных актов в единый комплекс и предназначенная для регулирования взаимоотношений возникающих между субъектами права (между гражданами, гражданином и государством) и осуществления интересов и потребностей как гражданина, так и общества в целом.
Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями получать и реализовывать права, принимать на себя обязанности и следовать им.
Гражданство – связь между гражданином и государством, которая выражена в объединении их прав, интересов и обязанностей.
Гражданские права и обязанности – правовых нормы, которым должен следовать каждый гражданин при реализации своих полномочий, наделенных ему в соответствии со спецификой его деятельности.
Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.
Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
о регистрационном номере;
о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.
Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Государственная тайна
Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:
- Вооруженные силы государства.
- Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
- Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
- Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.
Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере – режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.
Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.
Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные – компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.
Система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты гостайны, используемых средств и методов защиты информации и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Согласно статье 20 закона «О государственной тайне» к органам по защите государственной тайны относятся:
- межведомственная комиссия;
- органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны
Также в действующем законодательстве закреплены меры защиты государственной тайны. Основными являются:
- формирование органов, обеспечивающих защиту гостайны, а также распределение обязанностей по ее защите между государственными органами, должностными лицами и организациями;
- создание порядка по допуску граждан и должностных лиц к информации, составляющей государственную тайну;
- разработка и внедрение комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;
- обеспечение финансирования мероприятий, направленных на защиту гостайны;
- надзор за обеспечением защиты государственной тайны.
Для защиты гостайны применяются комбинированные способы защиты, включающие технические средства, программные средства, организационные мероприятия и криптографию.
Сведения, подлежащие защите
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».
Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне.
Они сгруппированы по следующим категориям:
- военная;
- экономика, наука и техника;
- внешняя политика и экономика;
- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений.
Раздел I. Общие Положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
-
государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
-
носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
-
система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
-
допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;
-
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
-
гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
-
средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
-
перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
1. Палаты Федерального Собрания:
-
осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
-
рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;
-
определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
2. Президент Российской Федерации:
-
утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
-
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
-
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
-
заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
-
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;
-
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
3. Правительство Российской Федерации:
-
организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
-
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
-
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
-
устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
-
организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
-
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;
-
устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
-
устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;
-
заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;
-
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:
обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации;
устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.
5. Органы судебной власти:
-
рассматривают уголовные, гражданские и административные дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
-
обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
-
обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
-
определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.