- Гражданское право

Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сколько и кому выплачивает страховая компания при обоюдном ДТП, зависит от степени вины каждого из водителей, которую определяет суд. В компетенцию страховой компании (СК) не входит определение доли виновности участников аварии.

Страховые выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Степень вины может быть классифицирована следующим образом:

  1. Равная вина.

При таком раскладе страховые выплаты участникам инцидента осуществляются в равном процентном соотношении, т. е. 50% на 50% от нанесенного ущерба, если в дорожном происшествии участвовали 2 ТС, по 33.3% — если было 3 автомобиля и т. д. Определение равной степени виновности возможно при совокупном наличии таких условий:

  • нарушение ПДД обеими сторонами происшествия;
  • причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и произошедшим ДТП;
  • нарушение ПДД участниками аварии имеет приблизительно одинаковую тяжесть.

Согласно ст. 12 ФЗ от 2002 года № 40, если виновными в аварии являются все участники, то степень виновности устанавливается судом.

В судебной практике отсутствуют разъяснения, обязаны ли потерпевшие в такой ситуации обращаться в суд. Однако страховые компании предпочитают не осуществлять выплату до тех пор, пока степени вины при обоюдном ДТП не установлены по решению суда.

Закон не предусматривает специального искового заявления с требованием об установлении виновности в аварии. Однако просьбу определить виновность можно включить в гражданско-правовой иск о взыскании ущерба с лица, причинившего вред.

Так как обязанность по возмещению ущерба возлагается не только на водителя, но и на его страховщика, то они указываются в иске в качестве соответчиков.

Советы, как доказать обоюдную вину:

  1. В процессе оформления происшествия собирайте доказательства (фото с места происшествия, видео с камер, видеорегистраторов, берите контакты у очевидцев).
  2. Наймите юриста для составления иска и представительства в суде. По данному вопросу судебная практика весьма неоднозначная и самостоятельные действия могут привести к отрицательному результату.
  3. Закажите проведение трасологической или другой автотехнической экспертизы (в зависимости от конкретной ситуации). Зачастую отчет эксперта становится в судебном разбирательстве наиболее веским доказательством.
  1. Обоюдная вина — это когда все участники аварии виновны в том, что она произошла.
  2. Важна причинная связь нарушения ПДД с аварийной ситуацией, а не факт правонарушения в области правил движения.
  3. Все виновники несут административную или уголовную ответственность в ДТП с пострадавшими, независимо от степени вины.
  4. Страховую выплату по «автогражданке» потерпевший получит пропорционально вине застрахованного виновника.
  5. Точную меру вины устанавливает суд, но, как правило, он решает, что вина всех участников равна, что, впрочем, принято по умолчанию.

А вам приходилось попадать в ДТП, в совершении которого была обоюдная вина его участников? Как была распределена ответственность?

Обоюдная вина в аварии — неприятная ситуация, так как каждый из участников является одновременно и потерпевшим, и виновным, то есть каждый, во-первых, сам несет ущерб, во-вторых, должен отвечать за причиненный другим вред. А наиболее частым и самым неприятным последствием обоюдной виновности будет серьёзное занижение выплаты по «автогражданке».

Поэтому будьте аккуратнее на дороге и никогда не нарушайте ПДД, чтобы не попасть в подобную ситуацию.

Как оформлять ДТП при обоюдке

Необходимо принимать во внимание, что аварийный случай, в котором оба виновны. Оформляется по стандартной схеме. Самое главное – это не паниковать и сделать все, что прописано в правилах страхования.

Как правильно зафиксировать аварию:

  1. Первым делом необходимо остановится и оставить машину в неподвижном состоянии.
  2. После следует включить сигнал аварийной остановки и выставить знак, как минимум на расстоянии 15 метров от автомобиля. Знак необходим для того, чтобы предупредить других водителей о преграде. Если этого не сделать, придется заплатить штраф в размере 1 000 рублей.
  3. Если в результате ДТП откололись детали, то категорически нельзя их поднимать. Все должно остаться неизменным до тех пор, пока уполномоченный сотрудник ГИБДД не зафиксирует аварию.
  4. Если в результате аварии есть пострадавшие, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь.
  5. После необходимо вызвать сотрудника ГИБДД или аварийного комиссара. Необходимо учитывать, что услуги последнего обойдутся примерно в 1000 рублей.
  6. Пока едут сотрудники ГИБДД записать все персональные данные второй стороны и сфотографировать место ДТП с ТС, которые получили ущерб. Дополнительно следует взять координаты свидетелей. Не лишним будет уточнить, если ли камеры видеонаблюдения, которые могли зафиксировать страховой случай.
  7. В случае обоюдной вины необходимо составить европротокол, в котором указать все данные каждой стороны и нарисовать схему.
  8. После того как сотрудники ГИБДД все зафиксируют, можно садиться за руль своего транспортного средства и покидать место ДТП.
Читайте также:  Получение гражданства РФ после вида на жительство

Понятие обоюдной вины

Закон ОСАГО предполагает, что получить компенсацию можно при условии невиновности водителя, управлявшего поврежденным авто. Поэтому так важно после произошедшего столкновения правильно определить вину той или иной стороны. Тем не менее, во многих авариях определяется целый спектр нарушений, совершенных обеими сторонами. В данном случае, речь идет об обоюдной вине по ОСАГО.

Если в действиях обоих водителей усматриваются нарушения, участники получают выплаты от СК, руководствуясь принципом «50 на 50». В случае несогласия одной из сторон, степень вины каждого нарушителя определяют в судебном порядке.

Ни гражданское законодательство, ни ФЗ «Об ОСАГО» не содержит определений термина обоюдной вины, однако на практике в 2023 году представители Госавтоинспекции подобную формулировку используют часто, как и страховые компании. Таким образом, на практике обоюдная вина (или обоюдка) применяется для ситуаций, когда ДТП возникло в результате нарушения ПДД обоими водителями. То есть когда найти единственного виновника не представляется возможным.

При вынесении решения о возможности компенсации, если установлена обоюдная вина, и у одного участника нет полиса, руководствуются стандартным принципом действия ОСАГО. Застрахованный вправе рассчитывать на покрытие расходов через СК, с дальнейшим регрессным иском о взыскании потраченных сумм с водителя, не имевшего страховку.

Практика по подобным делам в судах

Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.

Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары. В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП. Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба. В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.

Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50. Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения. Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%. Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.

В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия. И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.

В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими. Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО. Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины. В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими. Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости. При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений. Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.

Что значит обоюдка при ДТП

Данное понятие не является официальным, поскольку отсутствует в любых законодательных актах и кодексах. Оно является разговорным и используется для объяснения событий, происходящих в ходе разбирательств по поводу виновности в ДТП каждой из сторон.

Обоюдной виной принято называть ситуации, в которых каждый участник ДТП в какой-то мере нарушил правила дорожного движения, что и привело в итоге к столкновению. Причем в этот список могут входить такие требования, как остановка в своей полосе в случае обнаружения опасности, и недопустимость маневрирования. Если пострадавший водитель инстинктивно допустил выезд на встречную полосу, ему уже может быть вменено нарушение ПДД, и вина будет обоюдной.

Итак, понятие обоюдной вины можно охарактеризовать следующим образом: это ситуация, при которой группа разбора ДТП пришла к выводу о солидарной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия каждой из сторон. В таком случае оба водителя (или больше двух, в зависимости от количества участников) получают свой собственный протокол о правонарушении и признаются виновными в совершении административного проступка.

Читайте также:  Способы получения гражданства России в 2022

Какие могут быть нюансы

Существует несколько возможностей, при которых обоюдная вина может как сыграть на руку, так и оказаться серьезной проблемой.

  1. Уменьшение собственных расходов. В случае, когда становится явно видно, что лимит страховки не покрывает восстановление автомобиля пострадавшей стороны, можно попытаться добиться признания обоюдной вины, если есть какие-то зацепки, свидетельствующие о данном факте. Не лишним будет извлечение записи с видеорегистратора или камер наблюдения, которая сможет доказать, что водители виноваты в ДТП в равной степени. Это позволит избежать уплаты суммы сверх лимита страховки из своего кармана, да еще и даст право требовать какого-то размера компенсации для восстановления собственного автомобиля.
  2. Отмена вердикта об обоюдной вине. Иногда решение о солидарной ответственности в произошедшем ДТП может быть в корне неверным. Это происходит в том случае, если непосредственно перед столкновением, водителем было нарушено какое-то требование правил дорожного движения, но данное нарушение не могло повлечь за собой произошедшие последствия. Довольно часто группа разбора трактует любое происшествие как причастие к совершению ДТП, но этот факт можно оспорить. К примеру, подобной ситуацией может быть игнорирование требования пропустить пешехода на пешеходном переходе, после чего сразу же происходит столкновение с другим участником, нарушившим правила, касающиеся приоритета пересечения перекрестка. Выходит, что, хоть нарушение и имело место быть, оно никоим образом не могло повлиять на факт ДТП, поэтому вина должна полностью лежать на другом водителе. Это позволит доказать собственную невиновность, и получить компенсацию в полном объеме.
  3. Состояние водителя не должно влиять на вердикт службы разбора. Еще одним ярким примером того, как ситуацию преображают для вынесения обоюдки в том случае, когда ее нет, являются проблемы управления автомобилем в нетрезвом виде. Зачастую выпившего водителя принято винить во всех совершенных ДТП, но в некоторых обстоятельствах он может оказаться пострадавшей стороной. Так происходит, если машина просто стояла на дороге, к примеру, на запрещающий сигнал светофора, и в нее врезался другой водитель. У стоявшего в крови может быть обнаружен алкоголь, после чего часто признается обоюдка в ДТП. Но при этом фактического нарушения ПДД, которое могло бы повлечь за собой ДТП, с его стороны не было. Такой вердикт должен быть однозначно оспорен, при этом штраф и изъятие водительского удостоверения сохраняются как правомерные.

Существует еще множество спорных ситуаций, связанных с обоюдной виной за совершение ДТП. Отчасти они связаны именно с отсутствием данного понятия в официальных документах. Из-за этого группа разбора происшествия всегда принимает решение на основании собственных оценочных суждений, которые не всегда бывают верными. Но эти бреши в законодательстве можно использовать и для собственной выгоды, если необходимо частично сбросить с себя ответственность и для этого есть все основания.

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Действия сотрудников ГИБДД

По приезде сотрудников ГИБДД на место происшествия, они осматривают место события, делают нужные замеры, направляют водителей для экспертизы на наличие в крови алкоголя, наркотических веществ. При оформлении ДТП составляются такие документы:

  1. Справка о происшествии для каждого участника. Она выдается каждому водителю.
  2. Постановление о нарушении в соответствии с КоАП РФ и форма возможной ответственности, нарушенное правило ПДД.
  3. Протокол. В нем фиксируется следующая информация:
  • схема и описание о размещении автомобилей после аварии
  • данные замеров между машинами от контрольных точек
  • описание предварительно зафиксированных повреждений транспортных средств
  • пояснение ситуации участниками ДТП
Читайте также:  Патент для ИП: плюсы и минусы патентной системы

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Оформляя договор ОСАГО, каждый водитель понимает: если он спровоцирует ДТП, то страховой полис позволит ему полностью или частично покрыть финансовые потери пострадавшего участника движения.

Но выплатит ли возмещение страховая компания, если виновниками аварии будут признаны оба водителя? И как будут распределены выплаты между ними?

При вине обоих водителей в ДТП выплаты по ОСАГО в 2023 году производятся на основании ст. ФЗ-№12 п. 22. Данный нормативно-правовой документ даёт право на получение возмещения обоим провокаторам аварии.

При этом стоит помнить, что существуют 2 степени вины:

  • равная;
  • различная.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

В связи с тем, что на законодательном уровне проблема обоюдной виновности не рассматривается, страховщики используют следующие правила выплат по страховке ОСАГО:

  1. Выплата, положенная при наступлении страхового случая, делится на равные части между лицами, признанными виновными в столкновении. В связи с тем, что доказать степень виновности на суде – достаточно непростая задача, в большинстве случаев суд делит виновность на каждого участника в равных долях. Поэтому страховщики используют такую методику распределения страховых выплат.
  2. Недобросовестные страховые организации могут отказать в оплате страхового возмещения по ОСАГО. Страховщики мотивируют это тем, что нельзя определить степень виновности каждого участника аварии. Такие действия страховой признаются незаконными. Граждане, признанные виновными при ДТП, могут обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением на получение выплаты по ОСАГО.

Обоюдная вина что это значит

Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.

Естественно потерпевшие должны обращаться в страховую компанию и ждать возмещения ущерба. Но иногда, оба водителя считают себя потерпевшими, а значит и в равной мере считаются виновниками. Следовательно, когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.

Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.

Как доказать обоюдную вину в суде

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. Следовательно, ОСАГО выплачиваться по обоюдке будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Обычно обоюдная вина при ДТП страховой компанией не устанавливается, так же как не вправе этого сделать (в особых случаях) инспектора ГИБДД. Значит, выплачивается ОСАГО исключительно на основе решения суда и никак иначе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *