Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарты в образовании в 2023 году: последние новости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Применение образовательных стандартов призвано перевести учебный процесс на новый уровень. Повышение стандартов преследует цель изменить ситуацию в стране в области образования. Работодатели обязаны сформировать блоки критериев по специальностям для педагогов. Планируется создать методики, направленные на повышение качества образования. Региональные особенности обязательно должны быть учтены.
Параметры профстандарта педагога-психолога
В августе 2015 года Минюст зарегистрировал профстандарт 01.002 «Педагог-психолог». Как и другие должностные стандарты, он состоит из четырёх разделов.
В первом разделе документа изложены общие сведения о профессии: её цель и классификация по кодам ОКВЭД и ОКЗ.
Во втором разделе указаны две трудовые функции, которые обязан выполнять педагог-психолог, а также 12 их составляющих. Для всех них даны уровни сложности и коды.
В третьей части характеристики функций и их составляющих рассмотрены более досконально.
Для каждой функции перечислены:
- достаточно подготовленные для неё специалисты в сфере педагогики и психологии;
- необходимое им образование;
- их профильный опыт работы;
- дополнительные требования к специалистам;
- иные сведения;
- классификация специалистов по справочникам профессий.
Так, для функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в воспитательных учреждениях указаны:
- Наименования специалистов – педагог-психолог, психолог (в т.ч. образовательного учреждения).
- Уровень их образования – высшее профессиональное.
- Дополнительные требования – отсутствие ограничений на допуск к педагогической деятельности.
- Опыт работы и иные сведения для этой функции не упоминаются.
Классификация дана по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.
Обязанности специалиста
В приказе об утверждении профессионального стандарта психолога-консультанта содержатся следующие трудовые действия специалистов:
- выявление запросов обратившихся за помощью;
- составление заключений по результатам работы;
- выбор эффективных методов консультирования;
- определение целей работы с обратившимся;
- психологическая диагностика и так далее.
Для работы психологом также необходимы знания:
- психодиагностики;
- психологии личности;
- социальной психологии;
- методов диагностики стрессов;
- требований к разным типам профессий;
- негативных последствий психологических травм;
- методов исследования социально-психологического климата в трудовых коллективах.
Структура профстандарта педагога
Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.
Структура профстандарта педагога включает в себя:
- точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
- перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
- подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
- информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.
Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения:
- рекомендации по внедрению профессионального стандарта
- требования к «электронной компетенции»
- требования для учителей, преподающих отдельные предметы
- психологические требования
Пошаговое внедрение профессионального стандарта педагога
Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.
Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:
Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.
Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.
Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.
Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.
Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.
Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.
Новый профстандарт для педагогов
В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, стал актуальным с 1 сентября 2022 года.
Структура профстандарта психолога
Относительно профессии психолога сейчас действует два разных профстандарта. Однако, и для профстандарта психолога-педагога, и для профстандарта психолога в социальной сфере структура будет одинаковой.
В официальном реестре содержится более 966 различных документов, регулирующих разные специальности, но у всех, согласно приказу Министерства Труда, структура остается неизменной:
- Общее описание;
- Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
- Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
- Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.
Цель и задачи деятельности педагога-психолога
2.1. Цель: сопровождение психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы (ДОУ)
2.2. Задачи:
— отслеживание результатов психологического развития учащихся (воспитанников) на различных этапах обучения;
— создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития;
— осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы (ДОУ);
— консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ
Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в опросе, целью которого является изучение опыта межведомственного взаимодействия в социальной сфере в условиях применения профессиональных стандартов. Опрос участников межведомственного взаимодействия в сфере социального обслуживания граждан проводят ФГБОУ ВО МГППУ совместно с ВНИИ труда Минтруда России.
Читать далее
Конференция состоится с 20 по 22 ноября в городе Москве в соответствии с Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Ключевое внимание будет уделено практикам с доказанной эффективностью. Для участия в Конференции необходимо заполнить электронную заявку участника Конференции. Читать далее
На базе Московского государственного психолого-педагогического университета при участии Минпросвещения России, Федерации психологов образования России и Центра защиты прав и интересов детей 7 августа 2019 года состоялся вебинар (семинар-совещание в дистанционной форме) по вопросам федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019». Читать далее
Объявлен Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019.
Конкурс ориентирован на развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности и конкурентоспособности российского образования, на содействие профессиональному развитию психологов образования России. Размещаем порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.
Профстандарт медицинского психолога
Для медицинского психолога, как для отдельной специальности, не существует своего профессионального стандарта. Однако, 14 декабря 2015 года Министерство Труда РФ утвердило проект профстандарта по специальности «Специалист в области психиатрии». Это и является профстандартом клинического психолога.
Данный документ хоть и был утвержден, но так до сих пор и не вошел в реестр профстандартов. Так что, он не только не является обязательным к применению, но даже не носит рекомендательного характера.
В функциональной карте данного профессионального стандарта значится только одно положение – оказание психиатрической помощи пациентам. Но оно подразумевает множество функций.
Педагог-психолог – это работник, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. В обществе существуют универсальные правила и запреты, которые должен соблюдать каждый человек. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам, относится к первостепенным задачам, стоящим перед психологами. Овладев данной профессией, специалист может правильно трактовать скрытые мотивы поведения людей, помогает разобраться в собственных чувствах и эмоциях, решать сложные жизненные задачи и проблемы. Сегодня психологи-педагоги востребованы в следующих учреждениях:
- детские сады;
- школы;
- средне-специальные и высшие учебные заведения;
- социальные службы;
- правоохранительные органы;
- система здравоохранения, прочее.
Как будет проходить переход на новые стандарты?
На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:
- Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
- Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
- Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
- Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.
Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.
Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.
Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.
Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.