- Корпоративное право

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 13. Федеральные налоги и сборы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.

Федеральные налоги и сборы

— налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся и уплачиваются в федеральный бюджет:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • плата в систему «Платон»;
  • государственная пошлина.

Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.

Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:

  • движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
  • зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
  • пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
  • цeнныe бyмaги;
  • пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.

Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.

Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв

Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:

  • oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
  • выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
  • пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
  • зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
  • yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).

Комментарий к ст. 13 НК РФ

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу с 01.01.2006 — Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Этот налог связан с операциями с подакцизным товарами, в том числе при их перемещении через таможенную границу. Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели. Состав подакцизных товаров приведен в Налоговом кодексе. В этом перечне находятся:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, и спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция и пиво, табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт;
  • автомобильный бензин, дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
  • прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья).

При этом уточним, что многие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, которые прошли государственную регистрацию, не рассматриваются как подакцизные товары.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. реализация на территории страны произведенных подакцизных товаров, в том числе предметов залога, и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
  2. передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и безвозмездной основах;
  3. передача произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику сырья либо другим лицам;
  4. передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии;
  5. передача произведенных подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  6. передача произведенных подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации;
  7. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на дав альческой основе;
  8. ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию;
  9. получение денатурированного этилового спирта, прямогонного бензина организацией.
Читайте также:  Когда при сделках с недвижимостью нужен нотариус

При этом ряд операций освобождается от налогообложения, например передача подакцизных товаров одним структурным подразделением для производства других подакцизных товаров другому структурному подразделению этой организации или реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

Налоговая база определяется несколькими способами. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, в качестве налоговой базы используют объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.

По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, учитывают стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров (без учета акциза и налога на добавленную стоимость).

Применяется и расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров исходя из максимальных розничных цен, например для исчисления акциза по табачным изделиям. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется:

  1. по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), — как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
  2. по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, — как сумма их таможенной стоимости, с которой платится таможенная пошлина.

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров. Налоговым периодом признается календарный месяц. Можно вьщелить два варианта налоговых ставок: твердые (специфические в денежном выражении) ставки и адвалорные (в процентах). Примеры налоговых ставок приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Примеры ставок налогообложения подакцизных товаров
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в рублях и копейках за единицу измерения)
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Этиловый спирт из всех видов сырья [в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья] за 1 л безводного этилового спирта 25,15 27,7 30,5
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% [за исключением вин] и спиртосодержащая продукция за 1 л безводного этилового спирта 173,5 191 210
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие за 1 л 10,5 10,5 11,55
Вина натуральные [за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих] за 1 л 2,35 2,6 2,9
Сигары за штуку 17,75 17,75 17,75
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт [1 50 л.с], мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт [150 л.с.] за 0,75 кВт [1 л.с] 194 214 235
Прямогонный бензин за 1 тонну 2657 3900 4290

Плательщиками налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен земельный налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на необлагаемую сумму (в размере 10 тыс. руб. в 2008 г.).

Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они не могут превышать нормативного уровня. В 2008 г. этот уровень составляет 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или занятых жилищными фондами и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. Для прочих земельных участков ставка равна 1,5%.

Для ряда организаций есть налоговые льготы по уплате земельного налога. Например, освобождаются от налогообложения земельные участки, занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования. Освобожденные организации перечислены в Налоговом кодексе.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков. Органы, осуществляющие ведение государственного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны представлять информацию в налоговые органы о владельцах земельных участков в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Читайте также:  Штрафы и ответственность за несвоевременный расчет при увольнении

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхвзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Какие есть системы налогообложения

Компании и ИП могут использовать пять систем налогообложения — одну основную и четыре специальных:

Компании могут работать только на ОСН, УСН, ЕСХН, а ИП — на всех пяти.

Некоторые налоги нужно платить на любой системе налогообложения, если есть объект налогообложения. Они одинаковы для ИП и компаний:

А еще все предприниматели должны платить страховые взносы:

Фиксированные взносы ИП за себя. Они не зависят от системы налогообложения ИП. Их платят все предприниматели, кроме ИП на НПД.

Фиксированные взносы делятся на обязательное пенсионное страхование — ОПС и обязательное медицинское страхование — ОМС.

Сумма взносов одинакова для всех, ее устанавливает государство. В 2021 году это:

Дополнительные страховые взносы. Их платят, если доход превысил 300 000 ₽ за год. Ставка — 1% с превышения.

Взносы за сотрудников. Если есть сотрудники, все ИП и компании платят за них страховые взносы:

У малого бизнеса из реестра МСП тариф для выплат сотрудникам сверх федерального МРОТ в месяц ниже

Эти расходы есть на любой системе налогообложения. Дальше кратко рассмотрим особенности каждого налогового режима.

ОСН. Подходит всем бизнесам, но выгоднее всего на ней работать тем, кто планирует сотрудничать с крупными компаниями. Большинство крупных компаний работают на ОСН, и если у вас тоже ОСН, они могут получить вычет по НДС. Это имеет значение, если вы, например, собираетесь заниматься оптом и будете работать напрямую с производителями и большими розничными сетями.

На ОСН попадают все компании и ИП сразу после регистрации, если не подают заявление о переходе на спецрежим.

Компании на ОСН ведут бухучет, а ИП нет, но ИП формируют книгу учета доходов и расходов.

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — доля взимаемая от совокупного дохода физического лица.

Это основной вид прямых налогов: он взимается напрямую с дохода физического лица, заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия или оплаты труда репетитора.

Платить НДФЛ обязаны все физические лица — резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.

Объект налогообложения — доходы физического лица, в денежной и натуральной формах. Сюда входят: заработная плата, доход от преподавательской деятельности, продажа или сдача в аренду транспорта или недвижимости, лотерейные выигрыши, дивиденды. К исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, вознаграждения донорам, научные гранты, алименты и пр.

Основная налоговая ставка НДФЛ на 2020 год — 13% (из них 11,05% поступает в региональный бюджет, а 1,95% — в местный; также в некоторых случаях налог перечисляется в федеральный бюджет). Кроме того действуют и другие ставки НДФЛ: 9% — дивиденды (до 2015 г.), проценты по облигациям с ипотечным покрытием (эмитированных до 1 января 2017 г.); 15% — дивиденды от долевого участия в российских организациях для нерезидентов РФ; 30% — доходы нерезидентов РФ; 35% — выигрыши и призы рекламных кампаний стоимостью свыше 4 тыс. руб.

Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты, ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ.

Акциз — налог, налагаемый в момент производства на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.

Это косвенный налог, поскольку величина акциза включена в цену товара или тарифа на услугу, и фактически уплачивается конечным потребителем.

Как правило, величина акцизов довольно большая (до 1/2 или даже 2/3 от цены товара), а потому они считаются крупным и важным источником пополнения бюджетов современных государств.

Объектом налогообложения является реализация производителями подакцизных товаров на территории РФ, их передача в уставный капитал организаций или для собственных нужд, импорт и ряд других операций.

Читайте также:  Штраф за парковку на тротуаре в 2023 году

Функции сфер и элементов общества

Функции права, религии, науки, морали, искусства, образования, конституции, государства в жизни человека Функции сфер и элементов общества

Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Налоги. Обществознание ЕГЭ.

Налоги — это общеобязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Признаки налогов:

территориальность

общеобязательность

невозвратный характер

Элементы налога:

1. субъект (тот кто платит налог)

2. объект (налогооблагаемая база) — то, что облагается налогом

3. источник уплаты — с каких средств будет уплачен налог

4. налоговая ставка — размер налога на единицу налогооблагаемой базы

Функции налогов:

*Фискальная — формирование государственного бюджета

*Регулирующая — стимулирование или сдерживание темпов производства

*Распределительная — перераспределение доходов.

Классификация налогов:

А) по характеру ставок:

* прогрессивные;

* регрессивные;

* пропорциональные.

Б) по методу взимания:

* прямые налоги — устанавливаются на доходы или имущество (ндфл, земельный, транспортный налоги)

* косвенные налоги — устанавливаются на товар или услугу и включается в их стоимость (таможенные и государственные пошлины, акцизы, ндс)

В) по уровню бюджета:

* местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.

* региональные налоги: налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

* федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налоговая система — это система установление и взимания налогов и сборов.

Виды налоговых систем:

1. Прогрессивная — чем больше налогооблагаемая база, тем больше налоговая ставка.

2. Регрессивная — чем больше налогооблагаемая база, тем меньше налоговая ставка.

3. Пропорциональная — фиксированная налоговая ставка.

Налогооблагаемая база — это объект налогообложения.

Налогооблагаемая ставка — размер налога на единицу налогооблагаемой базы.

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
При объекте «доходы» (единый налог) 182 1 05 01011 01 1000 110 182 1 05 01011 01 2100 110 182 1 05 01011 01 3000 110
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) 182 1 05 01021 01 1000 110 182 1 05 01021 01 2100 110 182 1 05 01021 01 3000 110
Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
В бюджеты городских округов 182 1 05 04010 02 1000 110 182 1 05 04010 02 2100 110 182 1 05 04010 02 3000 110
В бюджеты муниципальных районов 182 1 05 04020 02 1000 110 182 1 05 04020 02 2100 110 182 1 05 04020 02 3000 110
В бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя 182 1 05 04030 02 1000 110 182 1 05 04030 02 2100 110 182 1 05 04030 02 3000 110
В бюджеты городских округов с внутригородским делением 182 1 05 04040 02 1000 110 182 1 05 04040 02 2100 110 182 1 05 04040 02 3000 110
В бюджеты внутригородских районов 182 1 05 04050 02 1000 110 182 1 05 04050 02 2100 110 182 1 05 04050 02 3000 110
В бюджеты муниципальных округов 182 1 05 04060 02 1000 110 182 1 05 04060 02 2100 110 182 1 05 04060 02 3000 110


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *