- Корпоративное право

Срок исковой давности для возврата переплаты по налогу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок исковой давности для возврата переплаты по налогу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бывает и так, что ИФНС отвечает отказом на запрос вернуть налоговую переплату. В большинстве случаев это связано с тем, что плательщики налогов пропускают отведенные законом для выполнения этой процедуры сроки. Если виновником переплаты выступает предприятие – временной отрезок составляет три года. Когда виновна налоговая – один месяц.

Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?

В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.

На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.

Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).

Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).

Вступление в силу решения суда, изменившего налоговые обязательства

Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.

Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.

ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, 78 НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.

Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.

ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)

Читайте также:  Как оформить покупку дачи в СНТ

Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.

Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).

* * *

Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.

Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.

Способы выявления переплаченных налоговых сумм

Налоговая переплата может появиться в силу разных причин и обнаружить ее могут представители ФНС или сам плательщик.

Немало налогов предусматривают авансовые взносы: квартальные или ежемесячные. Учитывая это обстоятельство, переплату по таким платежам можно обнаружить после составления годовой отчетности. В большинстве деклараций указываются размеры платежей, перечисленных авансом и годовой суммы, т.е. отражается объем переплаты, если таковая имеется.

Аналогичные ситуации имеют место, если уточняется отчетность, вследствие чего из-за льготы или другого обстоятельства (например, неверного обозначения налоговой базы) размер платежа уменьшается.

Нередко при перечислении взносов они уходят не по назначению, такое случается из-за недостоверных данных в платежных поручениях. Если причина в этом, переплата выявляется после взаиморасчеты сверок с бюджетом. Представители налоговой могут проинформировать об излишках (в письменной форме или по телефону). Факт переплаты можно выявить и самостоятельно.

Если представитель ФНС уведомляет звонком необходимо записать, откуда звонят, по какому платежу и какой размер имеет переплата.

В некоторых случаях налоговая может потребовать дополнительную документацию, чтобы удостовериться, что перечисленная сумма действительно превышает положенное значение. В предоставлении документов отказывать не рекомендуется.

На практике налоговики в редких случаях уведомляют об обнаруженной переплате. При появлении сомнений нужно зайти в личный кабинет на официальном интернет портале налоговой. При наличии у предприятия или индивидуального предпринимателя квалифицированной ЭЦП открытие личного кабинета не потребует никаких расходов. Через него удобнее всего контролировать переводы: именно здесь появляются сведения о недоплатах и лишних суммах.

Как быть, если списание налога произошло по ошибке

У ФНС есть право списывать со счетом налогоплательщиков не оплаченные своевременно налоги, штрафы и пени. Одобрение субъекта для этого не требуется. В некоторых случаях такое происходит по ошибке. Например, в ФНС не пришло платежное поручение или сам плательщик из-за невнимательности указал ошибочные реквизиты. Если подобное случилось, налоговики обязаны вернуть незаконно удержанные деньги.

Если у организации имеются задолженности по другим налоговым платежам, из этого взноса часть может пойти на возведение недоимки, а остаток вернут налогоплательщику.

Излишне уплаченные суммы налога подлежат возврату таков закон. Чтобы осуществить эту процедуру нужно направить в налоговую службу заявление в письменном виде. В нем излагается ситуация, прилагается подтверждающая документация (квитанция с перечисленным платежом).

Также указывается номер счета для возврата.

Внимание! На подачу заявления отводится срок в 1 месяц. Он отсчитывается с момента незаконного удержания денежных средств. Просрочка указанного временного отрезка приведет к тому, что вернуть деньги можно будет только в судебном порядке. 78 статья на возврат излишне уплаченного налога через суд отводит 3 года.

Об уплате налога до и после выставления требования.

По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за проценты по ипотеке

Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.

Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.


Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.


Первое условие для возврата налога

Получение средств из бюджета прежде всего требует установления и документальногоподтверждения наличия факта переплаты (это первое основное условие).

Такая переплата может быть обнаружена как непосредственно организацией, например, в процессе проведения совместной сверки с ИФНС РФ, так и самостоятельно ИФНС РФ.

В последнем случае ИФНС РФ обязана сообщить организации об указанном обстоятельстве в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта путем направления в его адрес соответствующего извещения. Неисполнение контролирующим органом данной обязанности в последующем может быть оценено судом как обстоятельство, препятствующие организации реализовать свое право на своевременный возврат налога и/или его своевременный зачет.

Зачет в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления организации по решению ИФНС РФ, которое должно быть принято не позднее 10 дней с момента его подачи.

Зачет переплаты в счет погашения недоимки по иным налоговым платежам, задолженности по пениям и штрафам, производится ИФНС РФ самостоятельно на основании решения о зачете, принимаемого в течение 10 дней со дня обнаружения факта переплаты.

Аналогичные правила установлены и для возврата излишне уплаченного налога.

Так, согласно п. 6. ст. 78 НК РФ, возврат осуществляется на основании письменного заявления организации в течение одного месяца со дня получения ИФНС РФ такого заявления.

Однако, в отличие от зачета возврат налога возможен исключительно в ситуации отсутствия у недоимки соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию.

Если после получения заявления на возврат налога ИФНС РФ будут выявлены указанные обстоятельства, возврат переплаты по налогам будет осуществлен только после зачета переплаты в счет выявленной недоимки.

Процедура возврата излишне уплаченного налога

Если налогоплательщик выяснил (тем или иным путём) про переплату налога, он может произвести возврат излишне уплаченной суммы через налоговый орган. Если удержание налога произошло по вине налогового агента (как в случае с НДФЛ), то именно ему требуется произвести возврат этой суммы.

Например, Поросятин работает маркетологом в агенте и получает 80 000 рублей до удержания налога. Последние 6 месяцев он работал дистанционно из Грузии, а работодателя поспешно посчитал, что он утратит статус налогового резидента. В последние несколько дней Поросятин возвращается в РФ и переходит на гибридный график, но работодатель уже перечислял заработную плату с учётом налоговой ставки 30%, а не 15%. Так как налог оплачивается налоговым агентом, а не самим налогоплательщиком, именно работодателю требуется связываться с налоговым органом для возврата излишне уплаченной суммы.

Порядок возврата излишне уплаченных налогов

Неважно, уведомила ли налоговая плательщика о переплате или нет — срок возврата денег ограничивается тремя годами с даты возникновения. Но по умолчанию средства не вернут. Для этого нужно пройти порядок по возврату переплаченных денег.

Сверка с налоговой. Чтобы запросить сверку, бизнесу нужно подать заявление в инспекцию. Обратиться можно электронно или в бумажной форме.

Возврат излишне уплаченного налога на доходы физлиц

Так как НДФЛ работодатель удерживает из доходов своих работников, процесс возврата переплаты по такому налогу другой.

Сначала сотрудник пишет заявление руководству, на основании которого работодатель и возвращает излишек. Если переплата выявилась после того, как сотрудник ушёл с работы, вернуть переплату можно и после увольнения.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры: инструкция по НДФЛ

В отдельных ситуациях инспекция возвращает налог не через руководителя, а напрямую сотруднику. Например, если:

  • компанию, в которой работал гражданин, ликвидировали;
  • работник не получал вычет на детей;
  • сотрудник решил заявить имущественный или социальный вычет после того года, когда у него появилось такое право;
  • работник решил получить социальный вычет по благотворительности и отчислениям в Пенсионный фонд (вычет предоставляет только налоговая инспекция);
  • гражданин-плательщик отчитывается непосредственно перед налоговой и подает уточненные отчёты.

Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога

Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.

Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете. Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.

Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата. При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.

Основное о возврате переплаты

Кратко выделим основные моменты статьи:

  • переплату можно оставить на ЕСН — она будет направлена на уплату других налогов, перечислять которые нужно с единого счета (таких большинство);
  • переплата, которая имелась на 1 января 2023 года, попала на ЕНС, если срок ее возникновения был не более трех лет с даты уплаты;
  • переплата с сальдо ЕНС может быть возвращена без ограничения по времени;
  • для возврата денег с баланса ЕНС введено специальное заявление, а для платежей, не входящих в ЕНС, ФНС рекомендовала другие формы — все они приведены выше;
  • для возможности возврата у компании не должно быть каких-либо недоплат в бюджет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *