Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дороги без опасности: кто должен уступить дорогу во дворе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ПДД, двор является прилегающей территорией, и движение в нем не всегда регламентируется ими. При этом значение может иметь пункт, касающийся разъезда на дороге, одна полоса которой занята препятствием. В соответствии с данным пунктом, дорогу должен уступить тот автомобиль, который движется на спуск, так как движущемуся на подъем автотранспортному средству будет значительно труднее тронуться с места после остановки.
Нарушения в парковке
Нельзя парковаться на газонах, не предназначенных для размещения автомобилей местах, в непосредственной близости у подъездов – так, чтобы автомобили перекрывали нормальные вход и выход.
За парковку на газоне можно получить штраф, если законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена такая ответственность. Например, в г. Москве размер штрафа составляет 5000 рублей, а в г. Санкт-Петербурге – 3000-5000 рублей.
За парковку на детской площадке или спортивной площадке – штраф от 500 рублей до 2500 рублей в зависимости от города.
Если автомобиль стоит так, что мешает проезду других транспортных средств, штраф составляет сумму в размере 2000 рублей (ч. 4 ст. 12.19 КоАП).
Важно! Для должностных лиц и юридических лиц штрафы за неправильную парковку гораздо больше. Для первых за парковку на газоне они могут составлять 5000 – 40000 рублей, а для вторых даже 150000 – 500000 рублей.
Обозначение прилегающей территории в ПДД
Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:
Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.
Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:
- 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
- 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
- 3.2. Запрещает сквозное следование.
- 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.
Возможные штрафы за нарушения в дворовой зоне
Если человек нарушил какое-либо из выше перечисленных требований, его ожидают следующие штрафы:
- 1500 рублей или 3000 для Москвы и СПб — несоблюдение правил въезда/выезда, сквозная езда, непредоставление приоритета пешеходам, стоянка с работающим мотором (12.28 КоАП);
- стоянка на газоне, детской площадке — для каждого региона определена своя сумма штрафа (в Москве до 5 000 рублей).
Особняком стоит — здесь действуют те же нормы, что и для дорог общего назначения:
- то есть при превышении на 20-60 км/час нужно платить денежный штраф;
- если же вы превысили на 80 и более, то предусмотрено лишение ВУ.
Жилая зона — это территория, границы которой обозначаются дорожными знаками 5.21 и 5.22. Раздел 17 правил дорожного движения требует выполнения ряда правил внутри этой зоны. На дворовых территория эти правила также обязательны.
Дворовая территория — это пространство внутри периметра, образованного жилыми домами, или между домов, на котором расположены клумбы, газоны, зоны отдыха, детские и спортивные площадки.
Проезжая часть, расположенная внутри такой зоны, предназначена для пешеходов и велосипедистов в первую очередь, они имеют здесь преимущество. Автомобиль обязан их пропускать (заезд и выезд не исключение). Без необходимости пешеходам (велосипедистам) не нужно создавать помехи движению машин. Скорость движения ограничена 20 км/ч.
Внутри жилой зоны пешеход имеет законные преимущества перед автомобилем. Он может передвигаться по проезжей части как по тротуару. Водитель не имеет права сигналом требовать освободить проезжую часть. Пешеход имеет преимущество (как и велосипедист, роллер), водитель обязан уступить. При заезде и выезде пешеходы также имеют приоритет.
РАЗМЕР ВЗНОСОВ НА УСТАНОВКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ШЛАГБАУМОВ.
5.1. Установка двух шлагбаумов осуществляется за счет средств собственников помещений. Разовый платеж за установку шлагбаума составляет: 5.1.1. с жилого помещения 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей. В стоимость включено подключение к системе до 2 (двух) мобильных или городских телефонных номеров для пропуска не более 2 (двух) личных транспортных средств на постоянной основе; 5.1.2. с нежилого помещения либо с юридических лиц, являющихся собственниками жилого помещения, 10 000 (десять тысяч) рублей. В стоимость включено подключение 2 (двух) телефонных номеров для пропуска не более одного автотранспортного средств на постоянной основе. Аналогичный тариф может применяться в отношении собственников жилых помещений, использующих в личных целях транспортные средства, находящиеся в собственности юридических лиц, за исключением транспортных средств, находящихся в долгосрочном лизинге или аренде. Внесение подобных транспортных средств в реестр может осуществляться в исключительном порядке лицом, ответственным за эксплуатацию шлагбаумов при отсутствии возражений со стороны членов СМД и других жильцов.
5.2. Суммы единовременных взносов, не израсходованных на установку и оснащение шлагбаумов, направляются на формирование резервного фонда.
5.3. Ежемесячная абонентская плата устанавливается: 5.3.1. с жилого помещения в размере 100 (ста) рублей за каждый автомобиль. В стоимость включено обслуживание 2 (двух) мобильных или городских номеров телефонов. За каждый последующий номер телефона или номер автомобиля взымается дополнительная плата в размере 100 (ста) рублей; 5.3.2. с нежилого помещения либо юридического лица, являющегося собственником жилого помещения, в размере 500 (пятисот) рублей. Аналогичный тариф может применяться в отношении собственников жилых помещений, использующих в личных целях транспортные средства, находящиеся в собственности юридических лиц, за исключением транспортных средств, находящихся в долгосрочном лизинге или аренде. Внесение подобных транспортных средств в реестр может осуществляться в исключительном порядке лицом, ответственным за эксплуатацию шлагбаумов при отсутствии возражений со стороны членов СМД и других жильцов.
5.4. Размер абонентской платы может меняться в зависимости от стоимости услуг диспетчеризации. Средства из абонентской платы идут на услуги диспетчеризации, технического обслуживания, плановый/срочный ремонт и модернизацию или восстановление ограждающих устройств, оплату интернета и электричества, потребляемого устройствами, а также формирование резервного фонда.
5.5. При нехватке денежных средств на оплату услуг диспетчеризации, лицо, ответственное за эксплуатацию шлагбаумов, доводит данную информацию до жильцов с предоставлением подтверждающих документов. Сумма нехватки равномерно распределяется между жильцами, принявшими участие в финансировании. Данные жильцы получают письменное уведомление о сумме досбора, которая подлежит погашению в течение 2-х недель с даты получения уведомления.
5.6. Резервный фонд может быть израсходован на следующие цели: 5.6.1. внеплановые ремонты шлагбаумов; 5.6.2. дополнительное оснащение шлагбаумов; 5.6.3. замену шлагбаумов или отдельных его элементов в случаях их полной непригодности для дальнейшего использования по назначению; 5.6.4. премирование лица, ответственного за эксплуатацию шлагбаумов (при получении письменного согласия большинства жильцов, принявших участие в финансировании шлагбаумов).
Нужно ли уступить дорогу пешеходу
Во дворе жилого дома или многоэтажного здания участвовать в движении могут не только автомобилисты. Но раз въезд и выезд с этих территорий так проблематичны, некоторым водителям кажется, что преимущество должно предоставляться им. А после проезда авто пусть идут люди.
Но в ПДД прописаны иные условия. Правовой документ требует уступить дорогу во дворах пешеходу вне зависимости от того, заезжает туда машина или покидает территорию. Это записано в пункте 8.3:
При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Что касается самого дворового пространства, в нем указание ПДД то же: пешеход имеет преимущество перед машиной. Автомобилист должен прежде пропустить его, а затем ехать сам. Эта необходимость прописана в пункте 17.1. Правда, там речь идет о жилой зоне, очерченной соответствующими дорожными знаками. Но в соответствии с пунктом 17.4 это правило распространяется и на дворы. А в них наличие специальных символов необязательно.
Является ли жилая зона прилегающей территорией?
Вопрос принципиален, так как в подобном случае регулирующие функции ПДД в жилой зоне существенно расширяются. Правила не дают прямого ответа на такой вопрос. Однако, применяя аналогию права и принципы толкования правовых норм, можно прийти к выводу, что ЖЗ – типичная прилегающая территория.
Каковы аргументы в пользу такой позиции?
- Прилегающую территорию Правила определяют так: это территория, которая примыкает к дороге, и не предназначается для сквозного движения. ЖЗ имеет такое же ограничение.
- Выезжая с прилегающей территории (раздел 8 ПДД), водитель обязан уступать дорогу иным участникам движения. Указанное требование полностью повторяет требования, предъявляемые к выезду из ЖЗ.
- Правила дают примеры прилегающей территории: автостоянки, АЗС, дворы, жилые комплексы и т.п.). На таких участках действуют практически все требования, отписываемые ЖЗ. Кроме того, к категории прилегающей территории относятся жилые комплексы.
Следовательно, можно с большой долей вероятности сказать, что данная юридическая коллизия решается в рамках толкования права.
Нужно ли уступать дорогу автомобилю, который уже свернул во двор
Если машина уже свернула во двор, пункт 8.3 ПДД неприменим – водитель не имеет преимущества перед другими автомобилистами. Пункт 17.3 тоже не действует. Водитель выезжающего авто при узком проезде и однополосном движении никуда выехать не сможет, потому что ему навстречу движется препятствие в виде заехавшего на территорию транспорта. Если он решит остановиться и стоять, то обязанности пропускать других автомобилистов у него не будет.
По ПДД на дворовой территории действуют те же правила, что и в жилой зоне: приоритет имеют пешеходы, но и они не должны мешать другим участникам движения. То есть вне проезжей части на прилегающей территории автомобилисты по ПДД не обязаны пропускать друг друга.
Эксперты рассматривают такую ситуацию как сложный случай «встречного разъезда», который пункт 11.7 ПДД не регулирует.
ПДД: разворот с прилегающей территории
Не всегда удается осуществить желаемые маневры, и причиной тому является узкая проезжая часть или оставленные припаркованными транспортные средства. Здесь на помощь приходит имеющаяся рядом прилегающая территория. Здесь можно выполнить разворот. Естественно, сделать это нужно с учетом правил, и не стать помехой для других транспортных средств, которые передвигаются по проезжей части.
Прилегающая территория может находиться как справа, так и слева. Техника выполнения разворота в связи с ее местонахождением разнится.
- Прилегающая территория расположена справа. Проезжаете чуть вперед. Останавливаетесь. Пропускаете автомобили, если таковые есть, затем задним ходом, не создавая помех, въезжаете на нее. При таком движении у вас есть возможность правильно оценить обстановку на главной дороге. Оказавшись на прилегающей территории, включаете левый поворот и в просвете автомобильного потока осуществляете выезд из нее согласно ПДД.
- Прилегающая территория расположена лева. Этот маневр выполнить немного сложнее, чем предыдущий. Включите сигнал поворота. Транспортное средство должно находиться в крайнем левом ряду. Если необходимо, пропустите встречные автомобили. Затем передом заезжаете на прилегающую территорию. Старайтесь подъехать максимально близко к правой стороне. После того как ваше транспортное средство полностью съехало с главной дороги, остановитесь. Теперь аккуратно, не создавая помех, выезжаете задом с прилегающей территории.
Парковка и стоянка на прилегающей территории
Примыкающая зона может пригодиться и для того чтобы оставить на ней автомобиль на продолжительное время. Парковка на прилегающей территории ПДД не запрещена, но здесь тоже есть свои тонкости:
- Нельзя оставлять ТС с включенным двигателем. То есть если оно находится без движения больше 5 минут, это уже стоянка, а не остановка, и мотор следует заглушить. Не имеет значения, происходит ли все во дворе дома, на парковке, принадлежащей предприятию, или заправке.
- Нельзя загораживать проезд с участка и на него другим автомобилям. Если это произошло, машину могут эвакуировать.
- Если речь о дворе жилого дома, предприятия, учреждения, стоянка на прилегающей территории по ПДД должна располагаться не ближе 10 м от стены. А при наличии на ней более 50 мест дистанция увеличивается до 15 м.
- Нельзя ставить на примыкающем участке грузовики массой выше 3,5 т. Для них должны быть специального отведенные места, разграниченные разметкой или знаками.
Особые условия в жилой и дворовой зонах существуют при необходимости оставить там машину на продолжительное время. Знак 5.21 охраняет прежде всего права и удобства обитателей находящихся рядом домов или посетителей учреждений. Но правила не лишают их и автомобилистов. Парковка в жилой зоне ПДД разрешается с соблюдением следующих принципов:
- машина не должна блокировать подъезд к входным дверям, в том числе аварийному выходу, для людей и автомобилей экстренных служб, принадлежащего учреждениям транспорта;
- ее нельзя ставить на тротуаре и газоне;
- расстояние от припаркованного авто до мусорного бака должно быть не меньше 5 м;
- машина не может препятствовать въезду и выезду с территории других авто, а также мешать покинуть ее пешеходам;
- нельзя парковаться близко к окнам здания.
Стоянка в жилой зоне ПДД разрешается, только если речь о легковых автомобилях или грузовиках массой до 3,5 т. Более тяжелые машины оставлять здесь нельзя, если нет соответствующей разметки или специально отведенных для них мест на парковке, разграниченных знаком.
Еще один существенный запрет касается включения во время стоянки двигателя. Сам термин означает, что машина прекратила движение более чем на 5 минут, при этом действие выполняется не ради высадки или посадки людей, погрузки (разгрузки) имущества. Так что если водитель прогревает двигатель во дворе или под знаком 5.21 дольше указанного времени, он нарушает ПДД.
Кто виноват в ДТП во дворе дома по ПДД?
В любой аварии виновником является тот, кто нарушил Правила дорожного движения. Причём, не просто допустил нарушение, а оно лежит в прямой причинно-следственной связи с происшествием. Например, если водитель ехал не пристёгнутым, и в него «приехал» тот, кто должен был уступить дорогу помехе справа, то езда без ремня безопасности не является причиной ДТП. А неуступление дороги является.
Однако, если во многих случаях аварий на оживлённой дороге может создать сложность конкретно в процедуре сбора доказательств, если один из участников нагло обманывает, то в случае с ДТП во дворе и на прилегающей территории чаще всего просто нужно разобраться в пунктах Правил, которые действуют. Но и здесь не всё так просто! Хотя, есть три основных требования ПДД, которые необходимо знать! Их и рассмотрим ниже.
А теперь для многих самая главная часть нашего рассказа. А именно раздел со штрафами, которые грозят водителям, если они будут нарушать правила, распространяющиеся на действие рассматриваемого знака о жилой зоне.
Стоит выделить несколько основных моментов на этот счет:
- Нарушая скоростной режим, водитель будет платить по стандартной схеме штрафов;
- Если двигаться в жилой зоне со скоростью свыше 100 километров в час, с правами можете попрощаться;
- Нарушив правила приоритетности, штраф может составить от скоромных 500 рублей до более внушительных 3 тысяч рублей;
- Неправильно въезжая или выезжая с территории жилой зоны, штраф может составить около 1500 рублей;
- С правилами парковки и остановки все также стандартно, как и в ПДД для обычных автодорог;
- Остановившись на газоне, заплатить можно разную сумму. Это зависит от ряда факторов. В Москве, к примеру, это 5 тысяч рублей.
Нарушения правил движения по внутридомовым территориям оплачиваются штрафом в размере 1500 рублей. Но если вы нарушили правила в Питере или Москве, сумма удваивается.
Знак «Жилая зона» – водитель, убавь скорость!
Раньше в ПДД отсутствовал знак «Жилая зона», поэтому до сих пор не каждый водитель представляет в полной мере, что же такое скрыто под этим понятием, какая скорость считается допустимой, и какой штраф грозит в случае ее превышения. Жилой считается ограниченная территория, которая с двух сторон обозначена соответственными знаками. В ПДД сейчас имеется целый раздел, посвященный движению по таким территориям.
Он может ходить как по тротуарам, так и по самой дороге, поэтому скорость у указателя «Жилая зона» должна быть сбавлена до 20 км/ч. Пешеход имеет неоспоримое преимущество перед водителем, который должен уступить ему дорогу. Правда, и пешеходу нужно быть начеку – преднамеренно создавать помеху на пути движения автомобиля не стоит. Даже без знака «Велосипедное движение» на этой территории у велосипедистов также появляются дополнительные преимущества.
В рамках жилой зоны действуют все те же ПДД, что и везде. Но к ним добавляются и другие:
- Автомобилистам запрещено оставлять машину на стоянке с заведенным двигателем. Двигатель должен быть немедленно заглушен, если транспортное средство стоит без движения более 5 минут.
- Наложен строгий запрет на остановку и стоянку автомобиля на газоне.
- Категорически запрещено сквозное движение.
- Запрещается учебная езда.
- Запрещена стоянка грузовых машин, масса которых превышает 3,5 тонны. Для них отведены специальные стоянки с разметкой мест.
- Выдвигаясь из этой территории, водитель должен уступать дорогу другим транспортным средствам.
- Маневрирование по ПДД осуществляется только в случае крайней необходимости.