Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто из военнослужащих получит жилье вне очереди в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Указанным Федеральным законом установлено право на постоянное жилье, однако из года в год усиливается недовольство военнослужащих крайне длительными сроками ожидания реализации данного права, что вызывает социальную напряженность данной категории граждан. Основными причинами проблемы является чрезвычайно недостаточное финансирование соответствующих статей расходов федерального бюджета, отсутствие законодательно утвержденных сроков обеспечения, вследствие чего формирование федерального бюджета производится в недостаточных объемах.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Согласно официальным ответам, полученным от Минобороны России, численность нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями составляет порядка 42000 семей, в том числе около 35000 семей нуждается в выплате жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Исходя из того, что в 2022 году Минобороны России планируется обеспечить всего 2950 семей, можно предположить, что при сохранении текущих объемов финансирования сроки ожидания в очереди составят более 10 лет. Аналогичная проблема с обеспечением постоянным жильем актуальна и для других силовых ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Начиная с 2016 года только по одной форме обеспечения, жилищной субсидии, ежегодный прирост количества нуждающихся, равно как и размер статьи расходов Минобороны России практически неизменны (в среднем 36 млрд. рублей ежегодно). При этом утвержденная средняя стоимость квадратного метра за указанный период возросла в 2,3 раза с 36008 рублей в I кв. 2016 года до 83420 рублей в III кв. 2022 года. Таким образом в 2016 году можно было приобрести порядка 1 млн. квадратных метров жилья, а в текущем году — всего 453 тыс. квадратных метров.
Нормы предоставления жилого служебного помещения
Регулирование этого вопроса осуществляется на основании положений Федерального Закона «О статусе военнослужащих», который гарантирует, что каждый откомандированный военный имеет возможность получения жилья. Если речь идет о контрактниках, начавших срочную службу до начала 1998 года, то они могут рассчитывать на получение жилья на весь период службы.
Законом установлены следующие универсальные правила получения служебной недвижимости для проживания военнослужащим:
- фактическим получателем жилья выступает сам военнослужащий, который исполняет служебные обязанности в конкретном регионе;
- граничный срок проживания в квартире/доме не может превышать срок военной службы;
- окончательное решение принимает владелец недвижимой собственности.
Полезно! Законодательство предусматривает ограниченный перечень обстоятельств, при которых можно в дальнейшем получить недвижимость в единоличное владение.
Получить служебное жилье достаточно просто. Для этого необходимо подтвердить, что у военного нет личной недвижимости в населенном пункте, где он проходит службу. В соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих», предоставление собственности может осуществляться в один из следующих способов:
- передача недвижимости полностью бесплатно;
- предоставление жилья на основании договора социальной аренды.
Норма распределения составляет 18 квадратных метров, если семья состоит только из одного человека. В зависимости от количества членов семьи, площадь жилья увеличивается.
Кроме того, дополнительно могут предоставляться еще квадратные метры, если у семьи есть право на льготы.
Таблица «Нормативы распределения недвижимой собственности»
Количество членов семьи |
У семьи нет права на дополнительные квадратные метры, в кв.м. |
С предоставлением дополнительных льгот, в кв.м. |
1 |
18-38 |
33-61 |
2 |
36-45 |
51-70 |
3 |
54-63 |
69-88 |
4 |
72-81 |
87-106 |
5 |
90-99 |
115-124 |
✨ Мнение эксперта. Важность внесённых изменений
Нововведения в Законе №76 закрепляют уже складывавшуюся практику – хотя суды в случае споров и принимали разные решения. Кроме того, они закрывают имевшиеся ранее «дыры» в правоприменительной практике. Например, ранее военнослужащий не мог считаться нуждающимся в жилье, если имел уже квартиру, но не по месту службы – например, если произошёл перевод в часть, находящуюся в другом регионе, а то и округе России. Сейчас этот момент устранён: человек будет считаться нуждающимся в жилье и получит либо служебную жилплощадь, либо компенсацию за наём жилья там, где он служит.
Особо надо отметить и обратное действие изменений. Ранее статус военных, начавших службу до 1 января 1998 года и после этой даты, серьёзно различался. Сейчас они уравнены в правах.
Наконец, внесение в число тех, кто получает жильё в первую очередь, Героев РФ – просто по-человечески справедливо.
Особенности получения ЕДВ
Влияет ли развод для получения ЕДВ военнослужащим? Если военнослужащим представлены документы на получение ЕДВ без учета иных членов семьи (например, при разводе
), расчет суммы выплаты будет существенно уменьшен. В этом случае будет использован норматив на одного военнослужащего – 33 кв.м.
Выплачивается ли ЕДВ на жилье военнослужащим, если по данным Росреестра у него была недвижимость
? Если документы на получение ЕДВ военнослужащим будут содержать информацию о наличии права собственности на иные жилые помещения, норматив при расчете выплаты будет уменьшен на площадь имеющейся недвижимости.
Действующая программа обеспечения жильем предусматривает не только право детей
на часть ЕДВ военнослужащих на приобретение жилья, но и существенное увеличение размера выплаты. Например, на состав семьи из трех человек максимальная выплата будет увеличена в три раза.
Как рассчитать жилищную субсидию военнослужащему
Все финансовые операции осуществляются согласно определенному алгоритму. Чтобы подсчитать будущие выплаты, следует руководствоваться специальной формулой расчета субсидии на приобретение жилья военнослужащим.
Разберем каждую составляющую отдельно.
О – общая площадь выделяемой недвижимости, рассчитать ее можно по следующей формуле:
Н – это размер квадратных метров, назначенных военному согласно Положению по расчету субсидий. Нормативы применяются такие же, как и для признания гражданина нуждающимся в предоставлении дополнительной жилплощади (33м² на одного, 42м² для двоих, 18м² на каждого, если семья состоит из трех и более участников). Как видим, количество членов семьи напрямую влияет на размер будущих апартаментов.
В 2023 году повышение ДД на 5,5%, следовательно и размер индексации военной пенсии военным пенсионерам с 1 октября 2023 года -5,5%…
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О приостановлении действия
части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
по тексту —
Вместе с тем проект федерального закона «О федеральном бюджете
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации,
на прогнозный уровень инфляции — 5,5 процента с 1 октября 2023 г., что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную
и приравненную к ней службу, на 5,5 процента.
Ключевой вопрос — как получить жилищный сертификат для сотрудников МВД, что из бумаг для этого потребуется, и куда обращаться. Для получения точных сведений по требованиям и пакету бумаг стоит обратиться в местные органы власти и взять консультацию у представителей такой структуры. Представители этих органов консультируют по поводу особенностей постановки в очередь, срокам получения помощи и правилам использования полученных денег.
Приблизительный алгоритм действий работников МВД, желающих получить субсидию на покупку жилья, имеет такой вид:
- Обращение в местные органы власти для уточнения условий и правил получения ЖС для представителей МВД.
- Заполнение и передача заявления.
- Сбор необходимого пакета бумаг.
- Ожидание рассмотрения заявки, получение ответа по принятому решению.
- Ожидание очереди и оформление учетного дела.
Жилищная субсидия для военнослужащих начало выплат 2022. Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Инициативная группа Общественного движения «Жилье военным» от имени военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обращается к Вам, как к гаранту прав и свобод человека и гражданина, по вопросу обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Указанным Федеральным законом установлено право на постоянное жилье, однако из года в год усиливается недовольство военнослужащих крайне длительными сроками ожидания реализации данного права, что вызывает социальную напряженность данной категории граждан. Основными причинами проблемы является чрезвычайно недостаточное финансирование соответствующих статей расходов федерального бюджета, отсутствие законодательно утвержденных сроков обеспечения, вследствие чего формирование федерального бюджета производится в недостаточных объемах.
Согласно официальным ответам, полученным от Минобороны России, численность нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями составляет порядка 42000 семей, в том числе около 35000 семей нуждается в выплате жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Исходя из того, что в 2022 году Минобороны России планируется обеспечить всего 2950 семей, можно предположить, что при сохранении текущих объемов финансирования сроки ожидания в очереди составят более 10 лет. Аналогичная проблема с обеспечением постоянным жильем актуальна и для других силовых ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Начиная с 2016 года только по одной форме обеспечения, жилищной субсидии, ежегодный прирост количества нуждающихся, равно как и размер статьи расходов Минобороны России практически неизменны (в среднем 36 млрд. рублей ежегодно). При этом утвержденная средняя стоимость квадратного метра за указанный период возросла в 2,3 раза с 36008 рублей в I кв. 2016 года до 83420 рублей в III кв. 2022 года. Таким образом в 2016 году можно было приобрести порядка 1 млн. квадратных метров жилья, а в текущем году — всего 453 тыс. квадратных метров.
Инициативной группой Общественного движения «Жилье военным» получены ответы должностных лиц государственных органов, из которых следуют явные противоречия:
- Минобороны России сообщает, что «в целях сокращения очереди военнослужащих, избравших формой обеспечения жилищную субсидию, ежегодно направляет в Правительство Российской Федерации и Минфин России сведения о дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях на предоставление военнослужащим жилищной субсидии», «до настоящего времени предложения Минобороны России по увеличению объемов финансирования расходов на предоставление военнослужащим жилищной субсидии Минфином поддержаны не были»;
- Минфин России отвечает, что «Минобороны России самостоятельно осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, … вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, Минобороны России вправе осуществить внутреннее перераспределение расходов в случае возникновения потребности в выплате жилищных субсидий»;
- Комитет Государственной Думы по обороне в заключениях на законопроекты о федеральном бюджете неоднократно указывал на необходимость дополнительного выделения средств на реализацию социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, но наряду с этим «заинтересованные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, при рассмотрении федерального бюджета выражают свое согласие с предложенными Министерством финансов Российской Федерации объемами ассигнований на указанные цели»;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности сообщает, что «для Минобороны России, а также для силовых структур предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату субсидий в объеме меньшем, чем заявленная потребность»;
- Счетная палата сообщает, что «Порядком, а также иными документами не установлен максимальный (предельный) срок, в который должна быть выплачена жилищная субсидия, в связи с чем расчетный срок обеспечения жилищной субсидией не нормирован и фактически зависит от объемов, ежегодно выделяемых Минобороны России на указанные цели бюджетных ассигнований».
Жилищная субсидия военнослужащим
Отменено обязательное требование касательно минимального прохождения службы в течение 10 лет для категории «уволенных со службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий», для лиц, отнесенных к списку нуждающихся в жилплощади еще до начала 2005 г. либо тех, которые были внесены в данный список после начала 2005 г., если это касалось вынужденного переезда. Однако соответствующие поправки в Приказ Минобороны под №510 пока не внесены.
- на величину всей площади помещений, права на которые оформлены на военного и/либо лиц, отнесенных к членам его семьи;
- на всю жилую площадь, которая занимается военными и/либо лицами, отнесенными к членам их семьи по условиям соглашения о соцнайме, если по отношению к этой площади обозначенными гражданами не было оформлено обязательство по расторжению соглашения соцнайма, с последующим освобождением жилья и передачей его органу, который предоставлял такую недвижимость;
- на общую жилую площадь, на величину которой при действиях, выполненных военными и/либо лицами, отнесенными к членам их семьи и сделок гражданско-правового характера, был уменьшен фактический размер жилой площади или по отношению к которой выполнено отчуждение. Подобное отчуждение должно осуществляться на протяжении пяти лет со дня проведения подобных действий или заключения сделок.
Военнослужащие всегда могли полагаться на государство и имели льготу на приобретение жилья, но до 2014 года она предоставлялась несколько иным образом. Все нуждающиеся в недвижимости военные становились в очередь и ждали, пока придет их черед получить ключи от квартиры. Строительством занималось непосредственно оборонное ведомство, на выделенные от государства деньги. Этот процесс занимал много времени в связи с недостаточностью финансирования и, в общем, несовершенства этой системы. Результатом таких действий стали огромные очереди, в которых семьи стояли по 10-20 лет.
Поняв все минусы разработанной ранее программы, Правительство РФ подготовило новый проект, который успешно был внедрен с 2014 года. Его суть заключалась в том, что военнослужащие могут приобрести жилье от любого застройщика или владельца. Для покупки недвижимости была разработана специальная ипотечная программа кредитования и выделяются субсидии.
При этом разрешается тратить деньги на приобретение жилья:
- С первичного рынка недвижимости.
- Со вторичного рынка.
Покупатель имеет право приобрести:
- квартиру;
- частный дом;
- таунхаус;
- земельный участок под строительство.
А может сам на выделенные деньги возвести дом или заключить договор долевого участия в строительстве.
Кто может рассчитывать на жилищную субсидию?
С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.
На получение жилищной субсидии имеют право следующие категории граждан, признанные нуждающимися в жилье:
- Военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года;
- Военнослужащие, находящиеся на военной службе более 20 лет;
- Военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением (после 10 лет службы);
- Семья военнослужащего, погибшего после увольнения со службы.
Необходимые документы
- договор об открытии счета с банком;
- заявление на получение субсидии (подписывается всеми членами семьи). В заявлении обязательно указываются реквизиты счета для перечисления субсидии;
- паспорта (и ксерокопии) военнослужащего и других членов его семьи (при наличии);
- при наличии детей — Свидетельства о рождении;
- справки или другие акты, подтверждающие стаж военной службы (например, выписка из послужного списка);
- при наличии брака — копии Свидетельства о заключении брака (или Свидетельства о расторжении, если военнослужащий в разводе);
- документы, подтверждающие право владения уже имеющимся жильем (если такое жилье есть);
- выписки из домовых книг, либо другие документы, предоставляющие финансовый отчет по лицевым счетам за последние 5 лет.
Кому положена жилищная субсидия для военнослужащих.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими получение жилищной субсидии являются:
- Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
- Федеральный закон от 8 мая 2006 г. N 66-ФЗ «О статусе военнослужащих».
- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
Кто может рассчитывать на жилищную субсидию?
С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.
На получение жилищной субсидии имеют право следующие категории граждан, признанные нуждающимися в жилье:
- Военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года;
- Военнослужащие, находящиеся на военной службе более 20 лет;
- Военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением (после 10 лет службы);
- Семья военнослужащего, погибшего после увольнения со службы.
Кто имеет право на получение?
Выдача субсидии строго регламентируется законодательством.
На ее получение могут рассчитывать:
- Контрактники и офицеры, которые проходят службу по контракту. Однако, он должен быть оформлен до 1998 года. Существует условие, при котором претендент должен быть признан нуждающимся в получении жилья;
- Уволенным из рядов вооруженных сил по основаниям, но при этом воинский стаж должен быть не менее 20 лет;
- Находиться на воинской службе и иметь стаж не менее двадцати лет, и проживать в ведомственной квартире;
- Рассчитывать на субсидию могут офицеры запаса, уволенные с предоставлением жилья, при этом стаж должен быть от 10 лет.
Сколько придется ждать выплаты
При этом сроки предоставления установлены законом. Работники ведомства обязаны:
- Провести обследование жилищных условий претендента и членов его семьи. На что отводится десять дней с момента подачи заявления;
- После чего в течение десяти дней принимается решение о выдачи субсидии военнослужащему;
- Данное решение в трехдневный срок направляется в отдел финансового обеспечения при Министерстве обороны РФ и копия направляется подателю заявления или членам его семьи;
- Срок перечисления денежных средств не должен превышать тридцати календарных дней;
- После выплаты денежных средств заявителю, финансовый отдел представляет отчет в орган жилищного обеспечения о произведенных выплатах.
Чем предусмотрены выплаты семьям погибших
В РФ действуют несколько федеральных законов, определяющих, сколько выплачивают за погибшего солдата в России в 2022 г., кто вправе обращаться за материальной поддержкой со стороны государства. Кому положены пособия и сколько обязаны выплатить, перечислено в следующих нормативных актах:
- Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ о денежном довольствии;
- Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ о статусе военнослужащих граждан;
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ о страховании здоровья и жизни военнослужащих;
- Приказ министра обороны РФ от 06.05.2012 № 1100 о порядке обращения за денежной компенсацией за гибель военнослужащего, включая сроки рассмотрения заявления, основания для отказа и иные нюансы;
- Приказ министра обороны РФ от 24.12.2015 № 833 об организации страхования жизни и здоровья военных.
Таблица увеличения окладов военнослужащих в 2022
Как могут измениться суммы окладов военнослужащих в зависимости от воинских званий получателей, если индексация в октябре составит 4% (коэффициент 1,04), покажет наша таблица.
Звание военнослужащего |
Размер оклада до 01.10.2022, в руб. |
Размер оклада после 01.10.2022, в руб. (если индексация составит 4%) |
Рядовой/матрос |
5 810 |
6 042 |
Ефрейтор/старший матрос |
6 391 |
6 647 |
Младший сержант/старшина 2-й статьи |
6 973 |
7 252 |
Сержант/старшина 1-й статьи |
7 856 |
8 170 |
Старший сержант/главный старшина |
8 135 |
8 460 |
Старшина/главный корабельный старшина |
8 716 |
9 065 |
Прапорщик/мичман |
9 297 |
9 669 |
Старший прапорщик/старший мичман |
9 878 |
10 273 |
Младший лейтенант |
11 040 |
11 482 |
Лейтенант |
11 621 |
12 086 |
Старший лейтенант |
12 201 |
12 689 |
Капитан/капитан-лейтенант |
12 782 |
13 293 |
Майор/капитан 3-го ранга |
13 364 |
13 899 |
Подполковник/капитан 2-го ранга |
13 944 |
14 502 |
Полковник/капитан 3-го ранга |
15 107 |
15 711 |
Генерал-майор/контр-адмирал |
23 240 |
24 170 |
Генерал-лейтенант/вице-адмирал |
25 563 |
26 586 |
Генерал-полковник/адмирал |
29 050 |
30 212 |
Генерал армии/генерал флота |
31 374 |
32 629 |
Маршал РФ |
34 860 |
36 254 |