Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС и налог на прибыль: отражаем в учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За счет расходов учреждения начисляется НДС и с передачи имущества на безвозмездной основе. В бухучете применяют счет 401.20. В 15–17 разрядах счета указывают КВР 852, в 24–26-х – код КОСГУ 291. У счета-корреспондента 303.04 код КВР также фиксируют в 15-17 разрядах. Например, при безвозмездной раздаче сувенирной продукции налог начислят проводкой Д/т 852.2.401.20.291 К/т 852.2.303.04.731, его перечисление также зафиксируют увязкой 852 КВР 291 КОСГУ.
Учет операций по счету 68
Большинство операций с НДС осуществляются в связи с приобретением у поставщика (подрядчика) товаров (работ, услуг), в стоимость которых включен НДС. По факту приобретения товара с НДС организация имеет право на возмещение суммы налога из бюджета. Отражение «входного» НДС и предъявление налога к вычету проводится в учете такими записями:
Дт | Кт | Описание | Документ |
19 | 60 | Отражена сумма НДС от стоимости приобретенных товаров (работ/услуг) | Товарная накладная/Акт выполненных работ |
68.02 | 19 | Сумма НДС предъявлена к вычету | Счет-фактура |
Пример 1. Проводки по субсчёту 68.01 «НДФЛ»
Допустим, по итогам месяца в ООО «Осень» бухгалтер начислил Налог на доходы физических лиц по зарплате сотрудников в размере 107 256 руб. Также учредителям были выплачены дивиденды, сумма налога составила 65 123 руб.
Проводки по начислению НДФЛ по счету 68:
Счёт Дт | Счёт Кт | Сумма проводки, руб. | Описание проводки | Документ-основание |
70 | 68.01 | 107 256 | Начислен НДФЛ по зарплате | Расчётная ведомость |
75.02 | 68.01 | 65 123 | Начислен НДФЛ по дивидендам | Налоговая карточка по НДФЛ, бухгалтерская справка |
68.01 | 51 | 107 256 | Перечислен НДФЛ по зарплате в бюджет | Платёжное поручение |
68.01 | 51 | 65 123 | Перечислен НДФЛ по дивидендам в бюджет | Платёжное поручение |
Рубрикатор статей по налогам
- Проводки по начислению и оплате во внебюджетные фонды
- Принимаем налог к уменьшению по УСН
- Бухгалтерские проводки по госпошлинам
- ЕСН: проводки, кто и сколько платит
- Основные проводки по НДС
- Бухгалтерские проводки по начислению НДС
- Тарифы и проводки по страховым взносам
- Налог на доходы физических лиц: как и кто платит, проводки
- Уплата налогов — как отразить в бухгалтерских проводках
- Проводки по земельному налогу в бухгалтерском учете
- ОНА и ОНО: о чем это?
- Налог с транспорта и его составные
- Особенности налога на прибыль: кто и за что платит, проводки
- Имущественный налог предприятия: расчет и проводки
- Проводки НДС при работе с экспортом
- Пени по налогам — проводки, примеры
- Проводки по налоговому убытку
- Отражение в проводках минимального налога
- НДС к вычету: проводки, условия
- Проводки бухучета по переплате налога и его возврат
- Проводки по НДС по реализации
- Проводки по списанию НДС
- Что такое ЕНВД: расчет, проводки, законодательство, примеры
- НДС с авансов: проводки, примеры, Закон
- Проводки бухучета по оплате НДС
- Налоги по УСН: особенности, проводки, регламент, отчетность
- Проводки по возмещению НДС из бюджета
- Проводки бухучета по восстановлению НДС
По каким подстатьям КОСГУ отражать расчеты со страховыми компаниями по ОМС
По каким подстатьям статей 560, 660 КОСГУ отражать расчеты со страховыми компаниями по ОМС?
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, далее – Закон об ОМС.
Согласно статье 3 Закона об ОМС страховое обеспечение по ОМС — исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования является Федеральный фонд ОМС (ч. 1 с. 12 Закона об ОМС).
В соответствии с положениями статьи 13 Закона об ОМС:
«2. Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом об ОМС.»
«3. Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.»
Согласно статье 14 Закона об ОМС:
«1. Страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее — страховая медицинская организация), — страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией.»
«7. Страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.»
Таким образом, государственное (муниципальное) бюджетное (автономное) учреждение расчеты по средствам обязательного медицинского страхования осуществляет с медицинскими страховыми организациями, имеющими лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 10.4 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н, юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, относятся к финансовым организациям.
В соответствии с пунктами 13.6.5 и 14.6.5 Порядка № 209н расчеты по средствам обязательного медицинского страхования с медицинскими страховыми организациями, имеющими лицензию, выданную в установленном законодательством РФ порядке, отражаются по подстатьям КОСГУ:
- 565 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
- 665 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями».
КОСГУ для продукции, товаров
По каким подстатьям статей 340, 440 КОСГУ отражать поступление и выбытие товаров и продукции, например, являющихся для покупателей основными средствами?
В нормативных документах, методических рекомендациях по применению КОСГУ и письмах Минфина России в настоящий момент данный вопрос не разъяснен.
Есть две позиции:
- для продавца вся реализуемая продукция и товары – это товар, поэтому их следует отражать по подстатье КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
- подстатья КОСГУ определяется по виду материального запаса.
Код доходов и КОСГУ при начислении и уплате НДС и налога на прибыль
Какие код доходов и КОСГУ применять при перечислении НДС? Если 180 и 189, то каким образом в форме 0503737 будут отражены операции по уменьшению кода 180, если доходы будут поступать на коды 130, 440, 150?
Согласно пункту 9 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, в редакции приказа Минфина России от 13.05.2019 № 69н (на дату подготовки публикации находится на регистрации в Минюсте РФ) далее – Порядок № 209н, операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.
В соответствии с пунктом 12.1.7 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н в редакции от 06.03.2019 № 36н, далее – Порядок № 132н, операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, и по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет, относятся на статью аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 «Прочие доходы».
Согласно пункту 131 Инструкции № 174н: «начисленные суммы НДС отражаются по кредиту счета 0 303 04 731 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 2 401 10 100 «Доходы экономического субъекта»,
Бухгалтерские записи по отражению в учете начисления и уплаты НДС автономными и бюджетными учреждениями согласно Порядку № 209н, Порядку № 132н (в ред. 36н) и Инструкции № 174н приведены в таблице.
Операция |
Дебет |
Кредит |
Доходы от операционной аренды* |
||
Признаны доходы от аренды |
120** 2 401 40 121 |
120 2 401 10 121 |
Начислен НДС |
120 2 401 10 121 |
180 2 303 04 731 |
Доходы от оказания услуг |
||
Оказаны услуги |
130 2 205 31 564 |
130 2 401 10 131 |
Начислен НДС |
130 2 401 10 131 |
180 2 303 04 731 |
Доходы от реализации товаров |
||
Начислены доходы от реализации товаров |
440 2 205 31 560 |
440 2 401 10 131 |
Реализованы товары |
440 2 401 10 131 |
000 2 105 38 446 |
В случае ведения учета товаров по цене с наценкой (Красное сторно) |
440 2 401 10 131 |
000 2 105 39 346 |
Начислен НДС с доходов от реализации товаров*** |
440 2 401 10 131 |
180 2 303 04 731 |
Уплата НДС |
||
Уплачен НДС |
180 2 303 04 731 |
000 2 201.11 610 Уменьшение счета 2 17 (АГПД 180, КОСГУ 189) |
Уплата налога в общем случае
Для большинства организаций и предпринимателей, которые по закону должны платить НДС, действует такой порядок:
- по окончании отчётного квартала исчисляется сумма налога;
- сумма делится на три равные части;
- каждая из частей переводится в бюджет до 25 числа включительно каждого из трех месяцев следующего квартала;
- если 25 число выпадает на нерабочий день, крайний срок передвигается на первый идущий за ним рабочий.
Приведём пример. Компания рассчитала НДС за 2 квартал — он составил 99 000 рублей. Сроки уплаты НДС за 2 квартал 2022 года будут такими:
- 33 000 рублей — 25 июля;
- 33 000 рублей — 25 августа;
- 33 000 рублей — 26 сентября (перенос из-за выходного дня).
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Отражение НДС с реализации в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Начиная с версии 1.0.11, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» снято ограничение на учет НДС по кодам финансового обеспечения деятельности (КФО).
По любому КФО можно отражать выставление и получение счетов-фактур, принимать к вычету НДС и начислять НДС.
Начиная с версии 1.0.13, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» реализована возможность формировать бухгалтерские записи по начислению НДС с реализации в дебет счета 1.401.20 «Расходы текущего финансового года» по кодам бюджетной классификации расходов.
Для этого в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» настройке учетной политики учреждения добавлена группа реквизитов Счет дебета для начисления НДС по бюджетным средствам (КФО 1):
- флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20);
- группа реквизитов Счет.
Если в учетной политике учреждения флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20) не установлен, то при проведении документов Счет-фактура выданный будут формироваться бухгалтерские записи по начислению НДС в обычном порядке, то есть в уменьшение доходов — в дебет счета 401.10 «Доходы текущего финансового года» по кодам бюджетной классификации доходов.
Если флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20) установлен, то при реализации по КФО = 1 начисление НДС будет отражаться документом Счет-фактура выданный по дебету счета 1.401.20 «Расходы текущего финансового года», указанного в группе реквизитов Счет, по кодам бюджетной классификации расходов.
Значения полного рабочего счета и его аналитики, заданные в учетной политике учреждения в группе реквизитов Счет, будут использоваться как значения для автоподстановки в соответствующие реквизиты документа Счет-фактура выданный при его вводе, расположенные в группе Счет дебета для начисления НДС в рамках бюджетных средств (КФО 1).
Группа реквизитов Счет дебета для начисления НДС в рамках бюджетных средств (КФО 1) в программе становится видимой пользователю при выполнении трех условий (рис. 1):
- в учетной политике учреждения установлен флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20);
- счет-фактура оформлен на реализацию (все причины налогообложения, связанные с реализацией);
- счет-фактура оформлен по КФО = 1.
Проводим авансы по НДС
В предпринимательской деятельности авансирование в счет будущих поставок или работ является обычной практикой. При этом для продавца устанавливается обязанность начислить с сумм полученных авансов НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ). Рассмотрим схемы проводок, применяемых при учете авансовых операций.
Проводка |
Операция |
|
Дт |
Кт |
|
76 |
68 |
Налог на добавленную стоимость с предварительной оплаты |
62 |
90 |
Товар отгружен |
90 |
68 |
Отражается НДС по факту отгрузки авансированных товаров |
62.2 |
62.1 |
Зачтен НДС с предоплаты |
68 |
76 |
НДС принимается к вычету при реализации авансированного товара |
Бухгалтерский учет при УСН
Бухгалтерский учет в организациях, применяющих УСН, обязателен. Чаще всего они относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП), и вправе осуществлять учет в упрощенной форме. Кроме того, они ведут книги учета доходов и расходов, которые для этой системы налогообложения являются налоговыми регистрами. О нюансах бухучета при УСН читайте в статье «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)»
Под учетным бухгалтерским регистром, который является атрибутом как полного обычного, так и полного упрощенного бухгалтерского учета, понимается документ, в котором все операции систематизированы по счетам и записаны в хронологическом порядке. Например, по счету 51 регистр нужен для того, чтобы было видно, на какие цели пошли денежные средства.
Учёт НДС в 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 ред. 2.0
Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).
Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.
В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.
Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:
- N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
- R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
- I — программное обеспечение и базы данных;
- D — иные объекты интеллектуальной собственности.
Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.
Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.
На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.
Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:
- 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».
Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.
В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.
Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).
Скорректировали требования к аналитическому учету на некоторых балансовых и забалансовых счетах. Учреждения и органы вправе учесть эти поправки в течение 2020 г. Решение нужно закрепить в учетной политике.
Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 — в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.
В забалансовом учете требования к аналитике обновлены по счетам 01, 02, 04, 05, 21, 22, 25, 26, 27. К примеру, по трем последним счетам ведите аналитику в том числе по кодам КОСГУ.
С 2019 г. операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н)..
Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается только уплата НДС, в отличии от налога на прибыль. Это говорит о том, что начисление НДС в учете в 2019 году может отражаться, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход (к примеру, по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 КОСГУ, если речь идет о доходах об оказании платных услуг).
Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.
Таким образом, операции по НДС с 2019 г. могут отражаться следующим образом:
- Дебет ХХХХ00000000001Х0 2 401 10 1ХХ Кредит ХХХХ0000000000180 2 303 04 731 — начислен НДС (п. 131 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н);
- Дебет ХХХХ0000000000180 2 303 04 831 Кредит 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен НДС в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н).
Показатели возврата налогов, уплачиваемых за счет прибыли, отражаются по соответствующим кодам аналитики раздела «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) (п. 42 Инструкции № 33н). Следовательно, в Отчете (ф. 0503737) уплата НДС отражается путем уменьшения кода аналитики 180 в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737).
Отметим, что в действующих нормативно-правовых актах нет запрета на формирование отрицательных показателей в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737). Поэтому операции по перечислению НДС могут отражаться в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) с «минусом».
Бухучет входного НДС по приобретенным ценностям (товарам, работам, услугам) отражается следующими бухгалтерскими записями:
Проводки | Описание операции |
---|---|
Дт 19 Кт 60 | Учет входного НДС по закупленным товарам, работам и услугам |
Дт 20 Кт 19 | Списание входного НДС для тех активов, которые при использовании в производственных процессах не облагаются налоговыми взносами. Оформляется такая запись составленной бухгалтером справкой-расчетом |
Дт 91 Кт 19 | НДС по приобретенным ценностям списан на прочие расходы в связи с отсутствующим или некорректно составленным счетом-фактурой |
Дт 20, 23, 29 Кт 68 | Восстановление НДС — проводки для материально-производственных запасов и услуг, которые применяются для производственных процедур и не подлежат налогообложению |
Дт 68 Кт 19 | К налоговому вычету |
УЧЕТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Вопросы учета налога на добавленную стоимость (НДС) являются одними из наиболее сложных в практике бюджетных учреждений. Это связано с тем, что некоторые виды доходов бюджетной сферы освобождены от налогообложения НДС, в частности на выполнение государственного задания, в результате чего расходы необходимо делить на расходы, используемые в льготном виде деятельности, и расходы, направленные на осуществление коммерческой деятельности.
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета НДС при реализации товаров (работ, услуг), порядок учета НДС при выполнении бюджетным учреждением обязанностей налогового агента, получении и оплате аванса, а также порядок отражения ‘входного’ НДС и постановки НДС на вычет.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС. Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) (п. 1 ст. 39 НК РФ). Безвозмездная передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) также признается реализацией и облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией признается и передача имущественных прав, следовательно, такие операции также облагаются НДС.
При этом отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ. Так, не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является из соответствующего бюджета (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Вместе с тем при реализации основных средств (товаров) такие учреждения обязаны рассчитать и уплатить данный налог в общем порядке.
Начислять НДС к уплате в бюджет необходимо применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).
При реализации товаров (работ, услуг) налоговой базой по НДС признается выручка. Размер выручки определяется исходя из всех доходов учреждения, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). В общем случае выручку от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывают исходя из тех цен, которые установлены в договоре с покупателем (заказчиком).
Считается, что эти цены соответствуют рыночным (п. 1 и 3 cт. 105.3 НК РФ).
В некоторых случаях налоговая база по НДС определяется в особом порядке, в том числе при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, реализации имущественных прав, а также реализации других товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 154 НК РФ.
Моментом определения налоговой базы в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:
– день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
– день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Например, если бюджетное учреждение отгрузило покупателю товары, то по этой операции оно должно начислить НДС, даже если оплата от покупателя не поступила (п. 1 ст. 167 НК РФ).
В учете бюджетных учреждений расчеты по НДС отражаются на сч. 30304 ‘Расчеты по налогу на добавленную стоимость’ (п. 259 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н ‘Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления. органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению’, (далее – Инструкция к Единому плану счетов N 157н).
Порядок начисления НДС в бухгалтерском учете зависит от того, по каким именно операциям начисляется налог:
– по реализации (безвозмездной передаче);
– по авансам, полученным в счет предстоящих поставок;
– по товарам (работам, услугам), переданным для собственных нужд;
– по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления;
– по операциям, НДС по которым учреждение начисляет как налоговый агент.
Кроме того, расчеты по НДС включают в себя:
– отражение ‘входного’ НДС;
– принятие НДС к вычету;
Начисление НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, отражается следующей бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 240110130 (240110172, 240110120) К-т сч. 230304730 – начислен НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, например при выполнении работ (оказании услуг), реализации нефинансовых активов, сдаче имущества в аренду.
При этом НДС независимо от объекта обложения перечисляется в бюджет по статье Классификации операций сектора государственного (КОСГУ) 130. Данное требование относится к платежам, а не к начислениям, поэтому бюджетное учреждение может начислять НДС по разным кодам КОСГУ (в зависимости от операции), а оплачивать должно по единому коду КОСГУ. Однако для упрощения учета лучше начислять и уплачивать НДС по единому коду КОСГУ. В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу порядок отражения НДС целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике учреждения.
Если бюджетное учреждение выполняет обязанности налогового агента по НДС (например, при аренде государственного имущества), то формируется следующая бухгалтерская запись: Д-т сч. 30224830 (30226830, 30225830) К-т сч. 30304730 – начислен НДС по операциям налогового агента, подлежащий перечислению в бюджет.
В свою очередь начисление НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 – начислен НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Если же в счет предстоящих поставок продавец (исполнитель) получает предоплату, то в течение пяти календарных дней он обязан выставить покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Начисление НДС с полученной суммы предоплаты в учете отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 – начислен НДС с аванса, полученного бюджетным учреждением в счет предстоящих поставок.
При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса покупателю (заказчику) продавец (исполнитель) принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса (пп. 8 и 5 ст. 171 НК РФ): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 – принят к вычету НДС, ранее начисленный с полученного аванса.
‘Входной’ НДС следует отражать на сч. 21001 ‘Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам’, если приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) будут использоваться в рамках деятельности, облагаемой НДС (п. 224 Инструкции к Единому плану счетов N 157н). В противном случае налог необходимо включать в стоимость приобретенного имущества (работ, услуг). В бухгалтерском учете ‘входной’ НДС отражается следующей проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30221730 (30224730, 30226730, 30225730 и т.д.) — отражена сумма налога, предъявленная бюджетному учреждению поставщиком (подрядчиком) по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) (п. 112 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н ‘Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению’ (далее – Инструкция N 174н)).
Принятие к вычету сумм ‘входного’ НДС отражается следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 – принят к вычету НДС бюджетным учреждением.
Проводим авансы по НДС
В предпринимательской деятельности авансирование в счет будущих поставок или работ является обычной практикой. При этом для продавца устанавливается обязанность начислить с сумм полученных авансов НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ). Рассмотрим схемы проводок, применяемых при учете авансовых операций.
Проводка |
Операция |
|
Дт |
Кт |
|
Налог на добавленную стоимость с предварительной оплаты |
||
Товар отгружен |
||
Отражается НДС по факту отгрузки авансированных товаров |
||
Зачтен НДС с предоплаты |
||
НДС принимается к вычету при реализации авансированного товара |
Счет 0 303 04 000 применяется для отражения сумм НДС, предъявленного продавцом покупателю при реализации товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.
Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).
Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС выделяется в указанных счетах-фактурах отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).
Обратите внимание
При реализации товаров за наличный расчет, а также оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).
Суммы НДС, выставленные учреждением при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с п. 104, 121 Инструкции № 162н, п. 131 Инструкции № 174н, п. 159, 161 Инструкции № 183н следующими корреспонденциями счетов:
Казенное учреждение |
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
|||
Исчисление НДС (выставление покупателю) со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) |
|||||
1 401 20 290 |
1 303 04 730 |
0 401 10 130 (180) |
0 303 04 730 |
0 401 10 130 (180) |
0 303 04 000 |
Перечисление НДС, подлежащего уплате в бюджет |
|||||
1 303 04 830 |
1 304 05 290 |
0 303 04 830 |
0 201 11 610 |
0 303 04 000 |
0 201 11 000 |
Счет 0 210 11 000 предназначен для выделения НДС в сумме аванса, полученного от покупателя.
Учреждение-продавец вправе уменьшить общую исчисленную сумму налога на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Так, согласно п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Указанные вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п. 6 ст. 172 НК РФ). Иными словами, НДС, исчисленный с полученной предоплаты, подлежит вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг).
Отражение в учете НДС с реализации продукции казенных учреждений
В соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «Доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации».
Поэтому доходы, связанные с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, должны быть направлены в доход бюджета в размере 100 %, а при поступлении дополнительного финансирования учреждение должно перечислить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль в доход бюджета.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н) расходы на уплату НДС и налога на прибыль в части обязательств государственных (муниципальных) казенных учреждений отражаются по КОСГУ 290 «Прочие расходы».
Действующая в настоящее время Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее по тексту — Инструкция № 162н) не предусматривает отнесение начисления НДС с реализации на расходы учреждения.