Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие штрафы грозят собственникам земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Меры предосторожности
Чтобы избежать штрафов за нарушение земельного законодательства, Росреестр рекомендует:
1. Проверить наличие правоустанавливающих документов на земельный участок — это договоры купли-продажи, дарения, мены. Если документов на участок нет, нужно оформить право на землю, зарегистрировав его в Росреестре;
2. Проверить наличие регистрации права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
3. Использовать земельный участок только в установленных границах, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4. Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе;
5. Использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Информация о них указана в выписке из ЕГРН.
Самовольное занятие земли
Каждый участок земли требует обязательной регистрации права собственности. Он может принадлежать юридическим, физическим лицам или государству. Если гражданин решит самостоятельно присвоить себе какую-то территорию без официального определения границ и получения документов, то его могут привлечь к административной ответственности в соответствии со статьёй 7.1 КоАП и статьёй 76 Земельному кодекса.
Как это обычно происходит? Например, гражданин построил забор, захватив территорию соседа, или стал выбрасывать мусор в пределах границ чужого участка, нарушая требования санитарных норм. Или он посадил сад, выходя за границы своего участка. Ситуации могут быть самые разные, но суть самовольного занятия земли подтверждается в каждой из них.
Если у лица нет права собственности на определенную территорию, то его ждёт наказание в виде:
- Возмещения вреда и выплаты компенсации пострадавшему, в случае получения прибыли с присвоенного участка — ГК РФ, статья 1102.
- Сноса незаконной постройки, если он не восстановит территорию к прежнему виду или не оформит на неё разрешительные документы.
Штрафы за самовольное занятие земельного участка:
- Для физических лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости объекта недвижимости, но не меньше 5 тысяч рублей.
- Для должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не меньше 20 тысяч рублей.
- Для юридических лиц — от 2 до 3%, но не меньше 100 тысяч рублей.
- Если кадастровая стоимость земли не определена, то юридическим — от 100 000 до 200 000, должностным — от 20 000 до 50 000 и физическим — от 5 000 до 10 000 рублей.
Примечание: если нарушитель не исправит последствия незаконного захвата и не вернёт участок к установленному сроку, то ему назначат повторный штраф: 20—50 тысяч для физических лиц, 100—200 тысяч для должностных и 200—400 тысяч рублей для юридических. Если и во второй раз не будут предпринято никаких действий, то дело передадут в суд.
В некоторых случаях административная ответственность может стать уголовной. Она накладывается за:
- Незаконную регистрацию земли — статья 170 УК РФ:
- штраф в размере от 200 до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты, или иного дохода за период от 1 года до 3 лет;
- лишение рабочей должности до 3 лет;
- обязательные работы до 360 часов и лишение права заниматься рабочей деятельностью до 3 лет.
- Мошенничество — статья 159 УК РФ:
- штраф до 100 тысяч рублей;
- арест на 4 месяца;
- лишение свободы от 2 до 5 лет.
- Незаконное предпринимательство — статья 171 УК РФ:
- штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты, или иного дохода сроком до 2 лет;
- обязательные работы до 480 часов;
- арест до 6 месяцев.
Гражданско-правовые последствия самозахвата земли
Для самовольного занятия земельного участка с точки зрения гражданского законодательства характерно то, что это не порождает никаких прав для лиц, которые совершили самозахват. Это означает, что захватчики:
- Не могут совершать никаких сделок с участком. Землю не возможно ни продать, ни подарить, ни заложить, ни даже завещать. Захватчик не имеет никаких прав на этот участок и потому не может никак им распоряжаться.
- Обязаны по первому требованию законного владельца освободить участок. Освобождение при этом подразумевает и уничтожение любых следов хозяйственной деятельности, на которую владелец не давал разрешения. Именно это чаще всего и бывает причиной споров, т. к. если самовольное занятие земельного участка сопровождалось постройкой на нем дома или другого объекта недвижимости, их необходимо снести. Если же снос не будет совершен добровольно, владелец может привлечь органы власти для принудительного разрушения незаконных построек.
- Обязаны заплатить владельцу, если захваченный участок использовался для извлечения прибыли. Подобного рода ситуация может трактоваться как незаконное обогащение — а гражданское законодательство в этом случае дает владельцу объекта право на взыскание компенсации. Ее размер будет равен доходу, который виновное лицо незаконно извлекло за счет земли.
Кроме того, нужно учитывать, что самовольное занятие земельного участка не дает захватчику никаких прав на возмещение тех расходов, которые он понес, к примеру, на улучшение земли или возведение зданий или сооружений на нем.
Урегулирование проблем, связанных с самозахватом
В том случае, если вы столкнулись с самозахватом вашей земли, алгоритм действий должен быть примерно следующим:
- Обратиться к захватчику. Наилучший вариант здесь — это подать претензию в письменном виде, сохранив доказательства того, что документ посылался (например, отправить ее по почте письмом с описью вложения). Если повезет, то на этой стадии можно заключить соглашение с обоюдной выгодой: либо официально оформить передачу участка, либо мирно договориться о компенсации.
- Если ответа на претензию не последовало либо нарушитель отказался компенсировать убытки, следует обратиться с жалобой в компетентный государственный орган, занимающийся надзором за землей. Им может быть Россельхознадзор (если речь идет о землях сельхозназначения), Росреестр (если нарушение связано с порядком регистрации участков) или Росприроднадзор (если для участка предусматривается особый режим использования).
- После того как решение по административному делу вынесено, можно подавать гражданский иск в суд и требовать как возврата имущества, так и взыскания убытков.
- В некоторых случаях может потребоваться дополнительное межевание либо проверка данных, содержащихся в ЕГРН, о границах участка. Это необходимо для того, чтобы определить, был ли самозахват вашей земли или вы необоснованно считаете своей землю, которая реально вам не принадлежит.
В том же случае, если захвату оказалась подвергнута земля, находящаяся в собственности государства или муниципалитета, урегулирование проблемы возможно путем ее выкупа. Во многих случаях это допускается, однако надо помнить: далеко не все земли, находящиеся в государственной собственности, могут быть приватизированы или выкуплены. Более того, в ряде случаев статус объекта это прямо запрещает.
В целом же, если вы столкнулись с фактом самозахвата, мы рекомендуем обратиться к компетентному специалисту в области земельного права. В этой области довольно много взаимосвязанных актов, принятых как на федеральном, так и на региональном или местном уровне, поэтому велик риск ошибки.
Ответственность за незаконное использование земельного участка 2023 штраф за самовольный захват
КоАП РФ Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 1 ст. 8.8 см. Постановление КС РФ от 14.11.2019 N 35-П.
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8.8. КоАП РФ
1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, —
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, —
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», —
влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)
3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
ВС: Для привлечения к ответственности за самовольный захват участка необходимо волеизъявление его собственника
Верховный Суд в Определении от 24 августа № 302-ЭС21-5900 по делу № 40-54697/2020 разрешил спор индивидуального предпринимателя с Росреестром об использовании земельного участка третьего лица.
В собственности ИП Владимира Шевченко находится земельный участок, относящийся к категории земель сельхозназначения, с расположенными на нем жилым домом и хозяйственной постройкой.
На соседнем участке предприниматель построил гараж, баню с пристроем, вольер, птичник и хозяйственные постройки, однако согласно правоустанавливающим документам право собственности на данный участок закреплено за другим лицом – Николаем Буйновым.
25 октября 2019 г.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия вынесло предписание, согласно которому Владимиру Шевченко надлежало освободить чужой участок и привести его в пригодное для использования состояние в срок до 17 апреля 2020 г. Помимо этого предписывалось, что участок, принадлежащий Владимиру Шевченко, необходимо привести в соответствие с видом разрешенного использования.
24 декабря 2019 г. уполномоченный орган по факту использования земельного участка в отсутствие выраженной в установленном порядке воли собственника (Николая Буйнова) вынес постановление о привлечении Владимира Шевченко к административной ответственности по ст. 7.
О чем нужно знать владельцам земельных участков, ставшим жертвой «захватчиков»
Каждый земельный участок на территории РФ принадлежит конкретному собственнику, который не только пользуется землей, но и отвечает за сохранность земельного надела и эксплуатацию его по целевому назначению. Если земля не находится в собственности у граждан или организаций, то владельцем территории является государство или муниципальные органы власти. Попытка юридических или физических лиц использовать в своих целях чужой земельный участок без приобретения официального права на владение или временное пользование — самовольный захват от земли, который является административным преступлением. Существует несколько эффективных законных способов, которыми собственник самозанятой территории может восстановить свои права и получить компенсацию за понесенный ущерб.
Что считается самозахватом земельного участка
Отношения, связанные с использованием земли, ее владением и распоряжением, регламентируются Земельным Кодексом РФ. Однако некоторые случаи, связанные с данным объектом недвижимости, затрагивают и иные структуры.
По законодательству пользование землей возможно при имеющихся на нее правах, будь то собственность, аренда или иное. В том случае, если таковые отсутствуют, любая деятельность на территории данного участка будет являться незаконной и считаться самозахватом, что регулируется КоАП, как нарушение, влекущее ответственность.
При этом если земельный участок длительное время обслуживает гражданин или организация, то по прошествии 15 лет площадь переходит в собственность. Данная возможность регламентирована ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность» при соблюдении условий:
- открытости действий;
- непрерывности срока использования;
- добросовестного владения.
Данная статья применима и в том случае, когда земельный участок изначально использовался на основании договора аренды, после окончания которого эксплуатация не прекратилась. По истечении 15 лет площадь можно будет перевести в собственность. Сроки пользования участком двух владельцев суммируются, если один является правопреемником другого.
Важно! Приобретательная давность не распространяется на земли, имеющие статус охраняемых. Площади же, находящиеся в муниципальном или государственном владении, разрешено выкупать. Это один из наиболее простых путей урегулирования спора.
Куда жаловаться на незаконное использование земли
В том случае, когда произошел самовольный захват площади, участок можно вернуть обратно действующему владельцу, доказав незаконность эксплуатации земли третьими лицами. Прежде чем подавать жалобу, следует попытаться урегулировать вопрос по согласию сторон, т.к. закон полностью на стороне собственника. Если же попытки ни к чему не ведут, можно подать жалобу на нарушителя.
В зависимости от назначения земли, в отношении которой обнаружен факт посягательства, жалоба предоставляется:
- В Россельхознадзор, если захвачены земли сельхозназначения.
- Если изменены границы зарегистрированного участка — в Росреестр.
- В Росприроднадзор, если эксплуатируются земли, для которых предусмотрен особый режим использования.
Реальный собственник вправе требовать возврата первоначального вида участку, т.е. снос всех незаконных построек, перенос ограждений и иных проявлений посягательств. После поступления информации о самозахвате земли контролирующий орган :
- Подтверждает факт административного правонарушения.
- Обозначает срок, в течение которого нужно выполнить предписания.
- Проверяет исполнение постановления. Если никаких действий не предпринято для устранения нарушений, на лицо, причастное к ним, накладывается ответственность в виде штрафа.
Определение и законодательная база
Использование ЗУ не по целевому назначению – это нарушение правообладателем участка регламента его использования, который устанавливается для всех земель в соответствии с установленной на неё категорией. Для физических лиц правообладателей ЗУ, категории могут быть следующими:
- земли поселений;
- земли сельскохозяйственного назначения.
Юридические лица могут стать ответственными за несанкционированное использование земель промышленности . Остальные категории земельных массивов управляются муниципалитетом или государством, не допуская указанного нарушения.
Неиспользование ЗУ – это нарушение, связанное с оформлением земель, после которого не следует никаких мероприятий по их обработке. Выявляется на основании признаков отсутствия следов человеческой конструктивной деятельности, когда участок выглядит заброшенным и бесхозным.
Кроме перечисленных выше, могут возникнуть иные виды нарушений:
- самозахват земель;
- несанкционированное использование прилегающей территории;
- неуплата земельного налога;
- не исполнение обязательных мероприятий по улучшению земель.
Источники законодательства, которые регулируют нормы целевого использования, следующие:
- Земельный кодекс: статья 7 – категории земель, статья 42 – использование земель по назначению.
- Ответственность за использование не по целевому назначению: статья 8.8 КоАП РФ.
- Ответственность за самострой (самозахват) – статья 7.1 КоАП РФ.
- ФЗ № 101-ФЗ от 16.07.98 г. – о государственном урегулировании сельхоз земель.
- Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года – перечень объектов, возводимых в соответствии с целевым назначением.
Справка: При застройке населённых пунктов также применяются нормы Градостроительного Кодекса РФ.
Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.
Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.
Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.
В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.
Образец акта о самовольном занятии земельного участка.
Основанием для проведения органом земельного контроля проверочных мероприятий выступает заявление, в котором указываются все обстоятельства захвата чужой территории. Специалистами ведомства действуют на основании специального распоряжения.
В документе указывается следующая информация:
- сведения о нарушителе;
- адрес проживания виновного лица;
- местонахождение земельного участка;
- уникальный кадастровый номер;
- список уполномоченных лиц;
- цель и задачи контрольной проверки;
- правовые основания;
- временные сроки процедуры.
В адрес проверяемого лица должно быть направлено уведомление о предстоящем мероприятии. По результатам проверки осуществляется подготовка акта в соответствии требованиям законодательства и должностными инструкциями.
Документ содержит следующую информацию:
- дата и точное время оформления;
- название контролирующего органа;
- дату и номер распоряжения-основания;
- сведения о нарушителе;
- итоговые результаты проверки;
- меры и сроки устранения нарушения.
Если ранее предписания в отношении виновного уже были, то подобные нюансы также упоминаются в акте. К документу могут быть прикладываться приложения в виде разъяснений гражданина, в отношении которого была проведена проверка, результаты проведенных замеров территории и копии правоустанавливающих документов.