Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли разместить рекламу на своём автомобиле: на стекле, крыше и госномере?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон распространяется на всех – рекламодателей, агентства, системы и площадки. Конечно, основные перемены ждут именно рекламные системы и агентства, так как они будут передавать данные и смогут избавить от этой обязанности рекламодателей.
С 1 сентября 2022 года в силу вступят поправки к закону «О рекламе». Они предполагают создание единой системы учета всей интернет-рекламы в России и обязательную маркировку каждого объявления.
Что это означает для всех участников рынка. С этой даты организации и отдельные физлица, которых закон определяет как «рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем и операторов рекламных данных», обязаны передавать данные о рекламных кампаниях в интернете в единую систему учета. Отправлять нужно будет:
- параметры аудитории;
- количество показов и суммы;
- данные о стоимости проводимой кампании.
Также необходимо предоставлять информацию о рекламодателе и всех посредниках, которые участвовали в цепочке при размещении рекламы.
В чем суть для компаний. Начиная с сентября 2022 года, почти вся интернет-реклама должна маркироваться специальным идентификатором – токеном.
Токен должен вшиваться в ссылку объявления. Это идентификатор, по которому в ЕРИР можно отследить всю информацию по любому опубликованному материалу. Таким образом будет прослеживаться распространение рекламы в интернете – от данных заказчика и информации об исполнителе до потраченных бюджетов на кампанию.
Если вы раньше запускали рекламу через Директ или РСЯ, для вас как для исполнителя в теории мало что изменится. Нужно перезаключить договоры и зарегистрировать их в системе, ОРД будет передавать данные автоматически.
Основные перемены затронут компании, которые договаривались с блогерами и фрилансерами на создание рекламы. Им нужно будет оформлять отношения и каждый креатив, а также передавать о нем данные.
Если компания договаривалась напрямую с сайтами о размещении рекламы, теперь придется готовить заметно больше документации.
Коротко о том, как действовать рекламодателям:
- Перезаключать договоры со своими рекламораспространителями и ОРС, проверять наличие необходимых пунктов.
- Присваивать токен каждому объявлению либо следить, чтобы он присваивался автоматически.
- Проверять, передаются ли данные в ОРД и ЕРИР в личном кабинете.
- Помнить об ответственности за неверное, неполное, некорректное или позднее предоставление данных.
Желательно начать менять привычные правила поведения на новые уже сейчас – так будет проще. До сентября у КОРД есть время и возможность консультировать в полном объеме и отвечать на все вопросы. Потом будет сложнее добиться ответов.
В целом новый закон касается изменений документации и необходимости отчитываться за креативы и кампании, но у всех есть время, чтобы перестроиться на новые рельсы.
Что стоит сделать перед запуском рекламной кампании
Чтобы эффективно провести рекламную акцию и избежать претензий со стороны УФАС, рекомендуем следовать простым правилам:
- В отношениях с маркетологами придерживайтесь принципа «доверяй, но проверяй». Перед запуском рекламной акции покажите рекламные материалы юристу, который специализируется на этой сфере. Небольшая консультация может сохранить ваши деньги;
- Установите в договоре с подрядчиком условие о том, что он также несет ответственность и за соответствие рекламных материалов требованиям закона. Так вы сможете взыскать убытки в случае претензий ФАС или конкурентов;
- Уберите из рекламы все факторы, которые можно неправильно истолковать. Это касается образов, звуков, рекламных призывов, если они вводят потребителей рекламы в заблуждение;
- Следите, чтобы вся необходимая информация присутствовала на рекламном баннере, плакате или видеоряде. Рекламируя акции, не пренебрегайте указанием сроков проведения, особых условий или круга лиц, для которых предназначены скидки или подарки;
- Не употребляйте фразы и слова, которые можно расценить как некорректное сравнение. Закон о рекламе не одобряет и наказывает бестактность по отношению к конкурентам. Употребив слова «наилучший», «первый», «№ 1» — укажите критерий, по которому сделана оценка и дайте ссылку на исследование;
- Не унижайте конкурентов. Не выделяйте свой продукт за счет критики или сравнения с другим товаром или услугой. Используйте приемы честной борьбы;
- Любите своих покупателей. Радуйте их остроумной, яркой, доброй рекламой. Вызывайте интерес на эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Проявляйте фантазию и используйте неординарные художественные приемы.
Как вам пожаловаться в ГИБДД
В вашем случае я советую обратиться с письменным заявлением в ГИБДД. Можно сделать это лично, а можно направить заявление через онлайн-сервис для приема обращений.
В заявлении укажите, что неизвестные лица переоборудовали грузовик для размещения рекламы и оставили его во дворе вашего дома. По вашему мнению, это нарушает часть 2 статьи 14.38 КоАП РФ. В связи с этим вы просите провести проверку, виновных лиц оштрафовать, а грузовик задержать и поместить на специализированную стоянку. К заявлению можно приложить фотографии грузовика.
Если информация подтвердится, грузовик задержат и увезут. И уже потом полиция самостоятельно должна будет установить, кто владелец автомобиля, кто виноват и кого оштрафовать. Но велика вероятность, что оштрафуют именно владельцев барбершопа.
Пример из суда. В Санкт-Петербурге владелец автомастерской разместил на крыше старой газели световое табло с бегущей строкой «Шиномонтаж 10 метров». Документов на размещение рекламы у него не было.
Сотрудники полиции составили в отношении владельца протокол об административном правонарушении и передали его в суд.
Особенности размещения рекламы на транспорте определены ст. 20 ФЗ «О рекламе» – «Реклама на транспортных средствах и с их использованием». Как и в большинстве случаев, новый Федеральный закон расширил правовые принципы размещения рассматриваемого вида рекламы. Прежним осталось только положение об основании размещения такой рекламы. Им является договор, заключенный рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Законодатель четко определил транспортные средства, размещение рекламы на которых запрещено. К ним относятся транспортные средства:
1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
2) оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
4) предназначенные для перевозки опасных грузов. Такие транспортные средства окрашены в определенный цвет и имеют характерные надписи, согласно «Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденным приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73.
Следует учитывать, что ранее действующий приказ МВД РФ от 7 июля 1998 г. № 410 «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах» прекратил свое действие с принятием приказа МВД от 23 января 2007 г. № 68 «Об отмене нормативного правового акта МВД России». Таким образом, утратили силу ограничения по размещению и распространению наружной рекламы на транспортных средствах.
Основными требованиями, которым должна отвечать реклама на транспорте, являются требования безопасности движения, в частности, такая реклама не должна ограничивать обзор участникам движения, управляющим транспортными средствами.
Требования соответствия техническим регламентам, прописанные в Федеральном законе, на сегодняшний момент удовлетворены быть не могут в силу отсутствия пока самих технических регламентов.
Что касается ссылки на требования технического регламента, определяющие цветографическую окраску транспортных средств, на которых запрещено размещение рекламы, то следует руководствоваться Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 декабря 2002 г. № 473-ст).
Федеральным законом «О рекламе» наложен запрет на рекламу на всех видах транспортных средств общего пользования алкогольной продукции (ст. 21 ФЗ «О рекламе»), а также табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров (ст. 23 ФЗ «О рекламе»).
Часть 2 ст. 20 ФЗ «О рекламе» запрещает использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.
Следует обратить внимание на то, что отличительные знаки, нанесенные на транспортное средство и указывающие на его принадлежность каким-либо лицам, не рассматриваются законом в качестве рекламы.
Кто является рекламораспространителем?
Для транспортного предприятия этот вопрос не праздный. Дело в том, что ст. 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе. При этом меры ответственности в виде штрафов (на юридических лиц — от 40 000 до 500 000 руб.) применяются к рекламораспространителю в отношении нарушения обязательных требований, перечисленных в п. 7 ст. 38 Закона о рекламе. Проанализируем практику применения Закона о рекламе, к сожалению, немногочисленную.
Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в Постановлении от 10.01.2008 N Ф09-10877/07-С1 судьи ФАС УО не стали выяснять, в каких отношениях с рекламодателем находился парк, на ограждении которого был установлен щит с ненадлежащей рекламой алкогольной продукции. И парк был оштрафован по ст. 14.3 КоАП РФ.
В то же время для собственника здания гипермаркета, на фасаде которого была размещена ненадлежащая реклама стимулирующей лотереи, договор аренды места на фасаде стал «палочкой-выручалочкой», избавившей его от административной ответственности. Арбитры признали, что рекламораспространителем является арендатор поверхности фасада, он же организатор лотереи (Постановление ФАС ЦО от 24.09.2008 N А09-2711/08-15). Заметим, что в договоре аренды не было указано, какой именно вид рекламы будет размещен на арендуемой площади.
Кто налогоплательщик?
Согласно пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как размещение рекламы на транспортных средствах. Определение, приведенное в ст. 346.27 НК РФ, не добавляет ясности: размещение рекламы на транспортном средстве — предпринимательская деятельность по размещению рекламы на транспортном средстве, осуществляемая с соблюдением требований Федерального закона «О рекламе», на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.
Очевидно, что на основании такого договора деятельность, направленную на извлечение дохода, осуществляет собственник транспортного средства или уполномоченное им лицо. Однако во всех ли случаях собственник транспортного средства, на кузове которого размещена реклама, должен уплачивать ЕНВД?
Предлагаем обратиться к разъяснениям Минфина. Так, в Письмах от 28.04.2009 N 03-11-06/3/110, от 26.03.2009 N 03-11-06/3/81, от 20.02.2009 N 03-11-09/64 финансисты сообщили, что плательщиками ЕНВД по данному виду деятельности признаются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие на праве собственности (пользования, владения и (или) распоряжения) соответствующие транспортные средства и непосредственно осуществляющие распространение (доведение до потребителей) рекламной информации. Как говорилось выше, транспортное предприятие не признается рекламораспространителем, если оно лишь предоставляет третьему лицу возможность разместить ее на бортах транспортных средств.
Разрешение на авторекламу: что говорит закон
Ранее была распространена инструкция на размещение, утвержденная МВД, которая регламентировала все требования, предъявляемые к рекламной «наружке» для транспортных средств. В частности, документ ограничивал площадь покрытия надписями, картинками и фото 50 процентов кузовной окрашенной поверхности автомобилей с рекламой.
Инструкция требовала обязательное согласование размещения рекламы на транспортном средстве в ГИБДД. Владелец машины, решивший заработать на авторекламе, должен был представить пакет документов и после проведения государственного технического осмотра специалистами получить отметку в талоне прохождения осмотра.
Десять лет назад упомянутая инструкция на размещение утратила силу. Сегодня реклама, размещенная на кузове или стекле автомашины, не требует регистрации в ГИБДД, получения лицензии или какого-либо разрешения. Согласно законодательству для такого вида деятельности достаточно заключить обыкновенный договор об оказании услуг.
Таким образом, вы можете просто заключить договор с рекламодателем, и используя машину, как площадку для наружной транспортной рекламы, зарабатывать без лишних затрат времени и усилий.
Общие и специальные нормы размещения рекламы на ТС
Организациям и предпринимателям, размещающим рекламу на автотранспорте, следует принимать во внимание как общие требования к рекламе, установленные ст. 5 Закона о рекламе , так и специальные нормы, касающиеся особенностей отдельных способов рекламирования, в том числе с использованием транспортных средств (ст. 20 Закона о рекламе). В общих требованиях сказано о том, что считается недобросовестной и недостоверной рекламой, размещение и распространение которой где бы то ни было не допускаются. Есть такие нормы: реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц. Также не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. От общих норм перейдем к специальным.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Важное условие при размещении рекламы на ТС — заключение договора между рекламодателем и собственником транспортного средства, или уполномоченным им лицом, или лицом, обладающим иным правом на авто. Из этого следует, что перевозчик не является рекламодателем, но при определенных условиях может стать рекламораспространителем, для которого ст. 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Но эту роль можно передать рекламному агентству, тогда само автопредприятие или предприниматель ограничится тем, что будет лишь предоставлять боковые поверхности ТС для размещения рекламы. В таком случае ответственность за возможные нарушения законодательства несет арендатор — рекламное агентство, являющееся по сути рекламораспространителем и уполномоченным от имени перевозчика лицом на заключение договора с рекламодателем.
В любом случае, кем бы ни являлся перевозчик, ему нужно помнить, что реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим автомобилями лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов (ч. 5 ст. 20 Закона о рекламе). Размещение на ТС рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор водителю и другим участникам дорожного движения, влечет наложение административного штрафа (ч. 4 ст. 14.38 КоАП РФ):
- на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;
- на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц — от 200 000 до 500 000 руб.
Также не допускаются звуковое сопровождение рекламы, звуковая реклама в салоне транспортного средства — в любом подобном случае звуковая реклама размещается с использованием ТС, что является нарушением ч. 6 ст. 20 Закона о рекламе (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 N 5848/08). Поэтому неудивительно, что если реклама транслируется по установленному в салоне автобуса экрану, то она передается без звукового сопровождения независимо от того, мешает оно водителю или нет.
Внимание. Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой (ч. 4 ст. 20 Закона о рекламе). Например, сведения о перевозчике, его адресе и предоставляемых услугах согласно ст. 9 Закона о защите прав потребителей доводятся до потребителей в обязательном порядке, поэтому их нельзя расценивать и ограничивать как рекламу. То есть если на кузове автомобиля грузоперевозчика нанесены наименование компании, контактные телефоны, указаны виды оказываемых транспортных услуг, то к такой информации не применяются ни частные, ни общие требования к рекламе.
Что представляет собой реклама на транспорте
Реклама на транспорте, также известная как транзитная реклама – это текстовые сообщения и/или изображения рекламного характера, размещенные на или в транспорте. Данная реклама, несомненно, имеет массовое влияние, то есть воздействует не на конкретные целевые группы, а на население в целом. Она очень часто используется предпринимателями, которые предоставляют услуги или реализуют товары, на который существует широкий спрос. К достоинствам подобной рекламы, несомненно, можно отнести ее мобильность, эффективность и максимально широкий охват.
Для того чтобы разместить подобную рекламу, предпринимателям вовсе не обязательно напрямую общаться с собственниками транспортных средств. Как правило, заказ осуществляется через рекламные агентства, которые, в свою очередь, имеют договоренность с владельцами, а также имеют скидки у крупных транспортных компаний (трамвайное или троллейбусное депо, автобусные парки). Следует отметить и то, что агентства берут на себя и все хлопоты, касающиеся административного регулирования вопроса размещения подобной рекламы, т.е. получают соответствующее разрешение у местных органов власти.
Если ваша компания имеет в своей собственности автотранспорт, который постоянно колесит по дорогам города, вы просто обязаны нанести на него рекламу. Это будет один из самых недорогих каналов связи с вашими потенциальными потребителями.
Вариант для «раскрутки» бренда
На первый взгляд кажется, что транзитная реклама — вещь выгодная. Пестро декорированный общественный транспорт, перемещаясь в черте города, видит большое количество людей. Обычная наружная реклама, представляющая собой щиты, не столь эффективна. Изображения и надписи рекламного характера на бортах транспорта, а иногда и в салоне, обычно размещают крупные фирмы — собственники национальных марок. И дело тут не только в финансовых возможностях.
Важно изучить плюсы и минусы такого продвижения.
Главные преимущества заключаются в:
- Широком охвате.
- Красочности.
- Ежедневной работе.
- Универсальности (подходит для различных товаров и услуг).
Требования и рекомендации к рекламе, размещаемой в транспорте
Следует выполнять самые главные требования к рекламе в транспорте:
- Баннер должен быть не слишком большим и не слишком маленьким.
- Текст должен быть написан большими буквами.
- Иллюстрации и фотографии лучше выбирать более яркие, а фон подбирать под цвет надписей и самого объекта.
- Композиция рекламного постера должна быть пестрой и яркой.
- Размещать рекламный постер лучше на уровне глаз.
Реклама внутри транспорта тоже имеет большое значение. По стоимости разместить объявление в метро, к примеру, будет не самым дешевым вариантом, но довольно эффективным.Особенно эффективным такой вид рекламы будет, если основная часть целевой аудитории — это люди среднего и старшего возраста. К примеру, вам нужно прорекламировать супермаркет. Можно пойти простым путем и заказать готовую рекламу в агентстве. Но можно сделать все самостоятельно.
- Для этого потребуется фото самого супермаркета или логотипа, провести акцию на товар массового потребления, например на чай или что-то подобное.
- Далее на баннере должна быть надпись большими буквами — это могут быть слова, привлекающие внимание покупателя. Цвет надписи должен быть ярким и хорошо контрастировать с фоном.
- Можно разместить рекламу внутри автобуса, который ездит на дальние расстояние, междугородные маршруты. Эффективность и количество населения, которое увидит объявление, снижается.
- Поэтому реклама внутри междугородних автобусов используется реже, чем в обычных трамваях или метро. Такой вид подойдет для размещения рекламы автобусных туров, путевок, путешествий, туристических агентств.
Виды транзитной рекламы, их особенности и различия
Транзитная реклама – это реклама, размещаемая на транспорте, внутри него либо на временных или стационарных конструкциях, которые располагаются на инфраструктурно-транспортных объектах и возле них. Указанный вид промоушена мобилен, имеет широкий охват и высокий уровень воздействия.
Среди видов транзит-рекламы выделяют:
- наружную (размещается на внешней стороне общественного транспорта посредством оклейки специальной плёнкой или полной покраски автобуса, маршрутного такси, троллейбуса и так далее);
- на международном/междугородном транспорте (включает в себя не только размещение рекламных сообщений на самом транспортном средстве, но и раздачу листовок и другой полиграфической продукции пассажирам);
- внутреннюю (располагается в салоне городского и другого транспорта либо может передаваться посредством радиообъявления или видеосообщения);
- на транспортных сооружениях (на остановочных пунктах общественного, железнодорожного, авто-, аэротранспорта, в морском или речном порту);
- в метро (включает в себя наклейки, стикеры в вагонах, щиты на эскалаторах, в переходах, на дверях).
Особенностью внутренней рекламы является её охват: если промоушн на внешней стороне автобусов, троллейбусов могут видеть все прохожие или люди, проезжающие мимо на личных транспортных средствах, то внутритранспортную транзит-рекламу может просмотреть лишь пассажир. Именно на целевую аудиторию, пользующуюся общественным транспортом, и ориентируется указанный вид транзит-рекламы. По указанным причинам реклама в авиатранспорте направлена на более платёжеспособный слой населения, поэтому может подавать информацию о дорогих, эксклюзивных продуктах, услугах.
Реклама на собственных автомобилях компании может охватывать всю поверхность транспортного средства и даже включать в себя объёмные элементы, ещё больше привлекающие внимание потенциального потребителя товара или услуги.
Факторы, влияющие на стоимость
На стоимость транзит-рекламы влияет несколько основных факторов.
Среди них:
- место размещения (потолок, внутренние, внешние стенки транспортного средства, вертикальные или горизонтальные плоскости на остановочных пунктах, внутритранспортная видеореклама, радиосообщения и так далее);
- величина рекламной площади или длина голосового либо видео- сообщения;
- срок размещения (временной период, оплаченный рекламодателем);
- формат рекламного посыла (визуальная, текстовая, текстово-визуальная информация, аудиосообщение);
- дизайн или оформление (обычное, художественное, креативное).
Эффективен ли такой пиар?
Безусловно, да! Хорошая реклама на общественном транспорте способна принести немалые доходы предпринимателю, если он знает, как правильно ее разместить и какой носитель выбрать. Если выбор сделан верно, такой пиар:
- позволит охватить без преувеличения всех жителей населенного пункта и их гостей
- будет относительно недорогим – подобное размещение стоит оптимально и зачастую более дешево, нежели другие виды рекламы
- позволит разместить данные о товаре или услуге на большой площади (особенно это актуально, если речь идет о рекламе на бортах транспорта)
- даст возможность выбрать самый подходящий маршрут для пиара (особой популярностью пользуется реклама вроде «Едем в дельфинарий» или «Довезем до торгового центра», расположенная на бортах городского транспорта соответствующего маршрута)
Более того, если предприниматель захочет расширить свою аудиторию и вывести рекламу за пределы своего населенного пункта, он может использовать междугородние автобусы, и такой ход вряд ли потребует особых инвестиций.
Как правило, целевая аудитория больше реагирует на листовки, расположенные в салоне транспорта. Также привлекательным будет и наружное оформление транспортного средства или остановочного павильона. Чуть меньше интересны видеоролики – их просто не всем видно, особенно в часы пик: если монитор висит неудобно, часть пассажиров просто не будет просматривать рекламу. Также видео-реклама не актуальна для тех, кто любит в транспорте слушать музыку в наушниках: такие пассажиры просто не услышат всех предложений. Аналогично дело обстоит и с аудио-роликами, которые могут озвучиваться в салоне, но быть слышными не всем.