- Миграционное право

Норма Жилья на Человека в России по Регионам 2023 Таблица • Правила расчета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма Жилья на Человека в России по Регионам 2023 Таблица • Правила расчета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При проживании в аварийном или ветхом жилье граждане нашей страны могут рассчитывать на переселение в другое жилое помещение из временного жилого фонда, если самостоятельно обустроиться или приобрести собственное жилье оказывается невозможным.

Пoкaзaтeль нopмы и eгo виды

Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:

Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).

Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.

Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.

Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.

Учётная норма жилплощади

Учётная норма (далее — УН) — минимум «квадратов», по которому определяют, можно ли причислить человека/семью к нуждающимся в улучшении условий проживания. Если жилплощадь меньше УН, семья имеет право на улучшения. УН — маячок потребности в лучшем жилье.

Норма предоставления и УН похожи, но не одиноковы. До заключения договора соц. найма работает учётная норма — показывает, есть ли вообще право на соц. найм. А во время оформления соц. найма действует норма предоставления, по которой определяют, сколько кв. м. выделить семье. Числовые значения двух этих норм близки, но не равны. УН не может быть больше нормы предоставления.

Показатель УН устанавливают местные власти, поэтому в каждом городе он свой.

Раассмотрим пример. Семья из 3 человек живёт в однокомнатной квартире, площадью 27 кв. м., в Краснодаре. Семья хочет встать в очередь на улучшение условий жилья. Для этого нужно понять: их квартира меньше учётной нормы или больше. Показатель УН в Краснодаре 10 кв. м. на человека. Считаем: 3 человека х 10 кв. м. = 30 кв. м.

Т. е. для минимального комфортного проживания семье нужно 30 «квадратов». Сейчас же площадь их квартиры на 3 «квадрата» меньше. Следовательно, семья может встать на учёт для улучшения жилищных условий.

Учетная норма жилья по регионам России

Регион Минимальное количество кв.м. на одного человека
Учетная норма кв.м. на человека Норма предоставления кв.м. на человека
Москва и Московская область 10 18
Ленинградская область (Спб) 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах);
15 кв.м (в коммунальных квартирах).
Пермский край 12 15
Ярославская область 12 17
Омская область 15 18
Екатеринбург 10 16
Ростовской области 6-10 18
Краснодар 10 18
Нижний Новгород и Нижегородской области 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
12 кв.м. (в коммунальных квартирах).
13
Волгоград 11 12-18
Красноярск, Ставрополь 12 15 кв. м на каждого члена семьи;
18 кв. м — одиноко проживающего.
Курганская область, Петропавловск-Камчатский 13 15
Новосибирск 12 15
Саратов 10 кв.м. Семья из:
3 и более чел. — 16 кв. м.
2 чел. в браке — 32 кв. м.
2 чел. связаны родственными отношениями — 44 кв. м.
Проживающий один — 30 кв. м.
Самара 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
13 кв.м. (в коммунальных квартирах).
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м.
Проживающий один — 26 кв. м.
Уфа (Республики Башкортостан) 12 14

Комментарии к ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .

———————————

Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Читайте также:  Десять способов сэкономить на коммунальных услугах

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

Норма жилой площади на одного человека

Жилищным кодексом выделены два понятия нормативов:

  1. Учетная норма – минимальное значение квадратуры на человека, применяемое для признания семьи нуждающейся в улучшении условий проживания и постановке на соответствующий учет. В соответствии со статьей 50 ЖК она не может быть менее 12 кв. метров на 1 человека;
  2. Норма предоставления — значение общей площади помещения, приходящейся на одного человека, когда выделяется помещение из муниципального фонда в случае переселения семьи при наступлении чрезвычайных обстоятельств, например, стихийном бедствии. Эта же норма используется, когда муниципальная квартира предоставляется на арендных условиях при изъятии залогового жилья, по которому семья не смогла погасить ипотеку. Норма предоставления жилья по договору социального найма или в собственность в стандарте:
  • для одного человека — 33 кв.м.,
  • для семьи из двух человек — 42 кв.м.,
  • для семей из трех и более граждан — по 18 кв.м. на каждого.

Помимо этих показателей используется понятие социальной нормы для оформления субсидии по оплате коммунальных платежей и получения жилой недвижимости. И санитарная норма, составляющая 6 квадратных метров на человека.

Существуют социальные категории граждан, которых государство обязуется обеспечить жилым помещением. При выделении им квартир применяются нормы, установленные законодательством.

К таким категориям относятся:

  1. Дети-сироты, оставшиеся без родительского попечения. По окончании срока пребывания их в детских домах, приемных семьях, срочной военной службы или отбывания в местах заключения сиротам предоставляется благоустроенное жилье. На первые пять лет с ними заключается договор социального найма, а затем передается в собственность.
  2. Переселенцы из домов, признанных аварийными, подлежащими сносу. Если многоквартирный дом попал в программу расселения по причине невозможности дальнейшего проживания в нем, собственникам помещений должны быть предоставлены взамен другие жилые помещения. Их величина должна соизмеряться с предыдущими значениями. При этом, если прежняя квартира менее установленных нормативов, граждане вправе ходатайствовать об улучшении условий проживания. При расселении из аварийного дома семьям может быть предложено муниципальное жилье или общежитие при соблюдении текущих нормативов минимального жилого показателя на одного человека.
  3. Военнослужащие. Военнослужащим государство гарантирует предоставления жилья в пределах норм. В собственное пользование квартира может перейти за выслугу лет.

Показатели норм принимаются решением региональных властей и действуют на конкретной территории субъекта РФ. Приведем примеры по нескольким регионам:

УН – учетная норма на человека, не менее N кв.м.

ПН — норма предоставления на человека.

  • Москва и Московская область:
УН Для отдельных квартир – 10 м2, для коммуналок — 15 м2
НП Семье из двух человек (супругов) – однокомнатная квартира не более 44 м2

Для двух человек которые не находятся в браке (родственники) – двухкомнатная до 59 м2

Семье из трех человек – двухкомнатная до 62 м2, если в составе есть супруги, или трехкомнатная квартира до 74 м2, если супругов нет, для семьи из трех и более человек – по 18 м2 на каждого.

Как применяется норма учета для площади жилья

Если человек в соответствии с местными нормами включен в список нуждающихся в новом жилье, то ему остается только ждать, т. к. по жилищному законодательству новые квартиры предоставляются только в порядке очереди. Место в очереди определяется датой, когда человек поставлен в местной администрации на учет.

Без очереди жилье может предоставляться:

  • жильцам квартир или комнат, которые больше не пригодны для проживания и не могут быть отремонтированы или реконструированы;
  • больным, страдающим одним из заболеваний, которые делают невозможным проживание вместе с ними других лиц;
  • пожилым людям и инвалидам, ранее помещенным с их согласия в стационар, но при этом отказавшимся от услуг учреждения, если при этом вернуть им прежнее жилье уже невозможно;
  • некоторым категориям государственных служащих (в частности, судьям жилье должно быть предоставлено не позднее полугода с момента назначения на должность).

Учетная норма и норма предоставления жилой площади

Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.

Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.

Большинство регионов за основу берут 18 кв. м. площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:

  • предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
  • жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.

Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.

Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.

Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.

Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.

Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.

1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения. Этой категории жилплощадь положена:

  • по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
  • после прохождения службы по призыву;
  • по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.

Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.

Комментарии к ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .

Читайте также:  Скидки на ЖД билеты пенсионерам

———————————

Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Закон о ветхом и аварийном жилье в 2021 году

Программа расселения из ветхого и аварийного жилья начала свое действие еще в 2002 году. Ее цель – обеспечить население жильем с качественными условиями проживания, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья человека. Благодаря данной программе люди получили возможность переехать в новое жилье с оптимальными условиями переселения и наличием всех необходимых коммуникаций.

Регламентируются условия программы Постановлением правительства и 185 ФЗ. Скачать их вы можете на нашем сайте.

Изначально обеспечить людей жилой площадью было запланировано в течение 8 лет. Но за это время власти не успели в полной мере реализовать задачи программы. В связи с этим было принято решение о ее продлении до 2021 года. Но и дополнительные 7 лет не принести желаемого результата, поэтому она действует до сих пор и будет закончена в 2021 году.

Для участия в программе переселения из ветхого и аварийного жилья необходимо решение комиссии, которое подтверждает непригодность квартиры для проживания.

Производится переселение по следующим правилам:

  • Новая жилая площадь должна полностью соответствовать старой по параметрам либо размерам, установленным законодательством, – не менее 18 кв.м на одного человека. Например, если граждане до расселения проживали в маленькой квартире, где на одного приходилось всего 10 кв.м, то они вправе претендовать на более большое жилье – по 18 кв.м на каждого члена семьи.
  • Условия проживания в новом доме должны быть не хуже, чем в старом.
  • Первоочередное право на получение новой недвижимости имеют лица, у которых больше нет никакого жилья.
  • При проживании владельца в другом населенном пункте, ему может быть выдана денежная компенсация.
  • При постановке собственника аварийного жилья на учет по программе улучшения условий проживания он получит новую квартиру с учетом недостающих квадратных метров.
  • Расселение не предусматривается в коммунальные квартиры.
  • Новая жилая площадь выделяется в том же районе, где находится непригодное жилье. Если жильцы не против, им могут подобрать варианты в иных районах.

Бывают случаи, когда владелец желает получить вместо новой недвижимости денежную компенсацию. Для этого требуется подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления. Но выполнять данное требование собственника муниципальные власти не обязаны, этот вопрос остается на усмотрение администрации.

ВАЖНО! С того момента, как недвижимость признана непригодной для проживания, владельцам запрещается осуществлять мену или продажу ветхого жилья. В противном случае сделки будут считаться недействительными.

Что такое аварийное и ветхое жилье

Ваш старый дом должны расселить или только отремонтировать? Чтобы знать, на что вам рассчитывать, необходимо разобраться в понятиях «ветхое» и «аварийное» жилье.

Ветхое жилье

Ветхое жилье (ветхое состояние здания) — жилое здание, которое из-за высокого износа перестает отвечать эксплуатационным требованиям. Ваш дом должен быть признан ветхим жильем, если, к примеру, его фасад обваливается, крыша течет, а все коммуникации требуют ремонта. При этом несущие конструкции здания устойчивы и не грозят обрушением.

Показатели ветхости по Методическому пособию жилфонда МКД 2-04.2004:

— износ для каменных домов — свыше 70%;
— износ для деревянных домов и мансард со стенами из местных материалов — свыше 65%;
— несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания.

Аварийное жилье

Аварийное жилье (аварийное состояние здания) — жилой дом, в котором основные несущие конструкции изношены до состояния, представляющего опасность для жизни. К примеру, если фундамент вашего дома начал разрушаться, а в несущих стенах появились трещины — есть все основания для признания здание аварийным.

На какую площадь рассчитывать при переселение из аварийного жилья?

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.

Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.

Читайте также:  30 правил арбитражного процесса от Пленума Верховного суда

После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.

Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:

  • Люди, вышедшие на пенсию.
  • Инвалиды.
  • Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
  • Семьи, признанные малоимущими.

Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.

  • Если есть основания для расселения, то в первую очередь собственником подается заявление.
  • Далее, создается межведомственная комиссия.
  • Она и признает жилье аварийным, а дом – подлежащим сносу или реконструкции.

К заявлению прикладывается пакет следующих документов:

  • копии документов, которые подтверждают право собственности заявителя на данное помещение;
  • заключения специальной организации (в случае если дом требуется признать аварийным или подлежащим сносу);
  • заключения проектно-изыскательской организации о том, что несущие конструкции не соответствуют установленным требованиям.

Заявление подается:

  • лично,
  • посредством почтового отправления;
  • через МФЦ;
  • через портал государственных услуг.

После поступления документов, комиссия в течение 30 дней рассматривает их и решает вопрос либо о вынесении заключения по представленным документам, либо о проведении дополнительного обследования помещения.

Решение комиссии может быть следующим:

  • помещение пригодно для проживания и соответствует установленным требованиям;
  • необходимо проведение капремонта;
  • необходимо проведение реконструкции или перепланировки;
  • жилье не соответствует установленным нормам и может быть признано непригодным для проживания;
  • дом признается аварийным и подлежащим сносу;
  • дом признается аварийным и подлежащим реконструкции.

По результатам рассмотрения заявления и принятия решения составляется соответствующее заключение комиссии в 3-х экземплярах (один – заявителю; второй – комиссии; третий – собственнику помещения).

Нормы в Москве и в Санкт-Петербурге

С каждым годам в двух самых крупны городах России — Москве и Санкт-Петербурге становится все больше нуждающихся в дополнительных квадратных метрах. Люди съезжаются сюда со всей страны, работают и заводят семьи. Поэтому не удивительно, что законом учетные нормы довольно строго определены. Важно учитывать также и то, что гражданин должен проживать в городе не менее 10 лет, чтобы иметь возможность принять участие в очереди на жилье. Какие же нормы в Москве и Петербурге? На данный момент на 1 человека норма жилья составляет не менее 10 и 9 метров соответственно. Несмотря на то, что в России уже давно осуществился переход к рыночной экономике, многие пережитки Советского Союза еще остаются рабочими. Поэтому если вы обнаружили в своей семье дефицит нормы жилой площади на человека, то можете смело обращаться за помощью. Однако в некоторых случаях муниципалитет может и отказать вам. Это может произойти в том случае, если в последние пять лет вы прописывали у себя родственников или посторонних людей, а также продавали квартиру и покупали меньшую по площади. Даже если это было обусловлено жизненными обстоятельствами, а не желанием наживы, органы местного самоуправления могут счесть это достаточным основанием для отказа. Вы можете оспорить решение, запросив письменный отказ и затем обратившись в суд с иском. Это довольно эффективная мера, которая позволяет добиться получения квартиры даже в безвыходных ситуациях.

Отличаются нормы и в других регионах. Самое большое количество кв. метров по учетной норме в Нижнем Новгороде и Красноярске – 13 и 12. Меньше всего в Ростове-на-Дону — там положено всего по 6 кв. метров на человека.

В законе нередко можно встретить такое понятие, как «санитарная норма». Несмотря на название, оно не имеет никакого отношения к медицинским учреждениям, а применяется в повседневной жизни. Что же это такое? Это тот минимум пространства, которое нужно для сохранения здравого ума и минимальной гигиены. На данный момент он составляет 6 кв. метров. Согласитесь, довольно сложно жить при такой маленькой норме жилья на человека. Но поставить кровать и умывальник можно даже на такой территории. Конечно, лучше, если этот параметр будет больше, но пока данные нормы используют только в крайних случаях: например, в чрезвычайных ситуациях, когда нужно обеспечить хоть какой-то крышей над головой пострадавших от стихии людей. Норма жилой площади на одного человека принимается во внимание и при переселении жильцов дома или квартиры в маневренный жилой фонд. Некоторые граждане пытаются оспорить такое маленькое количество метров через суд, и у некоторых это действительно получается, и тогда в расчет принимаются социальные нормы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *