Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Днем начала возникновения обязанностей по уплате взносов является дата постановки адвоката на налоговый учет. Окончанием периода обязанностей по уплате взносов является день снятия лица с налогового учета. Исчисление срока нахождения на налоговом учете соответствует периоду ведения деятельности. В отношении адвокатов действует освобождение от налогообложения взносами при официальном приостановлении практики.
- В 2023 году страхователи будут перечислять взносы за работников и исполнителей по единому тарифу: 30% до достижения предельной величины базы и 15,1% после её достижения. Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается в размере 1 917 000 рублей.
- Работодатели из категории субъектов МСП продолжат платить страховые взносы на прежних условиях: 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с суммы свыше МРОТ. Минимальная зарплата на 1 января 2023 года установлена в размере 16 242 рубля.
- Остальные категории страхователей с льготными тарифами перечислены в статье 427 НК РФ.
- Взносы по единому тарифу надо перечислить не позже 28-го числа следующего календарного месяца. Перед этим, не позже 25-го числа, необходимо направить уведомление об исчисленных суммах.
- Фиксированные взносы в 2023 году для ИП за себя, а также за глав и участников КФХ составляют 45 842 рублей.
- Изменится отчётность по взносам: формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и 4-ФСС отменяются, вместо них будут сдавать новый отчёт ЕФС-1. Отчёт СЗВ-М будет заменён Персонифицированными сведениями по физлицам.
Член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Светлана Бессараб заявила, что средства для ежегодной выплаты тринадцатой пенсии россиянам в бюджете не запланированы.
По ее словам, «само понятие «тринадцатая пенсия» — это совершенное непонимание страховой солидарной пенсионной системы».
Бессараб пояснила, что пенсионное пособие рассчитывается, «исходя из тех тарифов индивидуальных страховых взносов, которые планируются в течение всей жизни».
Она считает, что «смешивать две совершенно несоединимые системы сложно».
Также депутат сказала, что ей не понятно, зачем фракции, которая готовится внести соответствующий законопроект, «вносить изначально нереализуемые инициативы».
Бессараб также отметила, что власти понимают необходимость увеличения пенсий россиянам, но для этого необходимы другие меры.
«На следующий год планируют на 4,8% повысить страховые пенсии, – сказала парламентарий. – Такое увеличение, как тринадцатая выплата, не предусмотрено федеральным бюджетом на 2023 год, непонятно, где в этом году брать деньги, чтобы выплачивать».
Депутаты фракции «Справедливая Россия – За правду» заявляли, что внесут во вторник в Госдуму законопроект, которым предлагается установить ежегодную выплату дополнительной пенсии по старости. Первые платежи должны быть начислены уже в декабре этого года.
Лидер фракции Сергей Миронов отметил, что российские пенсионеры являются самой социально незащищенной категорией граждан, которой требуется поддержка со стороны государства.
Бессараб отметила, что страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров и так выросли практически на 20%.
«Тринадцатая зарплата в организациях планируется по результатам финансово-экономической деятельности, когда результат превосходит ожидания и планы на год. В этом случае добросовестные работодатели делятся этим дополнительным куском пирога с работниками. Что такое 13-я пенсия мне совершенно непонятно.
У нас солидарная пенсионная страховая система, уплата взносов производится ежемесячно в соответствии с установленными нормативами по законодательству. Откуда фракция предлагает взять средства на 13-ю пенсию, не могу представить.
Напомню, что в 2022 году по поручению президента страховые, социальные и военные пенсии были увеличены.
Страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров выросли практически на 20% и к концу этого года достигли почти 21 тысячу рублей», — сказала Бессараб.
Она отметила, что инициатива депутатов была не просчитана должным образом. Бессараб также указала, что они нарушили статью 83 Бюджетного кодекса, которая предполагает пояснить, из каких средств можно сделать выплаты 13-й пенсии.
«В следующем году, с 1 января, индексация также предполагается на 4,8%.
Часть пенсионеров получает январскую пенсию уже в декабре перед праздниками. Они получат пенсию, увеличенную на 4,8%.
Таким образом, объективно инициатива не просчитана. Уверена, что там нарушена статья 83 Бюджетного кодекса, которая предполагает пояснить, из каких средств можно сделать такие выплаты. А пояснить это невозможно, потому что откуда взять такие дополнительные средства? С вертолета разбросать?», — резюмировала Бессараб.
Взносы в случае приостановлении деятельности
Как только адвокат встает на учет в налоговой, сразу возникает обязанность платить страховые взносы. Как только лицо снято с учета, то и обязанность платить снимается. Если адвокат не снят с учета, но временно деятельность не ведет, то необходимо официально подтвердить, что работа приостановлена, и за этот период взносы можно не уплачивать.
Если адвокат является членом адвокатской палаты, то информировать налоговую о приостановлении работы адвоката должна она. Также палата направляет сведения в налоговую инспекцию и о всех новых лицах, внесенных реестр.
Уведомление ИФНС о начале или приостановлении адвокатской деятельности адвокатская палата обязана осуществить до 10 числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет или приостановления работы. Даже те, кто временно прекратил ведение частной практики, продолжают иметь статус застрахованного лица и обязаны платить взносы.
Иностранные работники
С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.
Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.
Как платить страховые взносы по общим тарифам с 2023 года
Законом № 239-ФЗ изменен порядок применения общих тарифов для исчисления и уплаты взносов, а также изменены сами тарифы. Предусматривается установление и единого тарифа для всех видов взносов. Согласно новой редакции статьи 425 НК РФ, взносы (на ОПС, ОМС, ОСС на ВНиМ) по общим тарифам необходимо рассчитывать с выплат (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ):
-
не превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 30 %;
-
превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 15,1 %.
Отдельные тарифы страховых взносов установлены поправками для тех страхователей, которые производят выплаты следующим категориям физлиц (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ): прокурорам, сотрудникам Следственного комитета РФ, судьям федеральных судов, мировым судьям. Взносами на ОПС выплаты названным категориям граждан не облагаются. Тариф взносов на ОМС составляет 5,1 %. Тарифы взносов на ОСС на ВНиМ следующие:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, — 2,9 %;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, — 0 %.
Расширение перечня застрахованных лиц
Раньше застрахованными лицами были те физлица, с которыми заключали трудовые договоры. С 2023 года список расширили — теперь это также физлица, с которыми заключили ГПХ договоры. То есть такие работники также застрахованы в системе социального страхования по ВНиМ и могут получать пособия по болезни или в связи с материнством.
Иностранцы вне зависимости от их статуса (временно пребывают, временно или постоянно проживают), также стали застрахованными лицами по всем видам страхования (ОПС, ОМС, ВНиМ).
Страхвзносы на выплаты иностранцам рассчитываются аналогично как и на выплаты гражданам России, но исключением при этом являются высококвалифицированные специалисты, которые временно пребывают в РФ. С их выплат рассчитываются только страхвзносы «на травматизм» (ст. 425 НК, ст. 2 Закона от 14.07.2022 г. № 239-ФЗ, ст. 5 Закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ).
При этом иностранцы, которые временно пребывают в РФ, т.е. имеют только визу или миграционную карту, признаются застрахованными лицами по ОМС.
Плательщики | Размер дохода | Тарифы для расчета страховых взносов |
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой | Не превышает 300 000 руб. | Фиксированный взнос 45 842 руб. |
Превышает 300 000 руб. | Фиксированный взнос 45 842 руб. с суммы 300 000 руб. и 1% с суммы превышения 300 000 руб.
Взносы в размере 1% с суммы превышения 300 000 руб. — не более 257 061 руб. |
|
Главы КФХ | Фиксированный взнос – 45 842 руб.
Страховые взносы в целом по КФХ: |
|
Добровольное социальное страхование | Страховые взносы рассчитайте по формуле:
МРОТ × 2,9% × 12 мес. Если в регионе действует районный коэффициент, сумму взносов нужно умножить на его значение. МРОТ – на начало года |
О применении адвокатом налога на профессиональный доход
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федеральным законом, признаются налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее – НПД). Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ применять НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Ограничения, связанные с применением Федерального закона, установлены ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона. При этом согласно п. 5 ч. 2 ст. 4 Федерального закона лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, не вправе применять специальный налоговый режим НПД, если иное не предусмотрено п. 6 ч. 2 ст. 4 Федерального закона. Таким образом, не вправе применять специальный налоговый режим НПД лица, являющиеся поверенными, комиссионерами, агентами и осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе соответствующих договоров.
Частью 8 ст. 2 Федерального закона установлено, что физические лица, применяющие специальный налоговый режим НПД, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД. Таким образом, в случае, если адвокат приобретает у плательщика НПД товары, работы и услуги, то он как налоговый агент (являющийся таковым в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ) не должен удерживать с него НДФЛ по этим договорам.[1]
Минфин разъяснял, что положения Федерального закона не предусматривают запрета на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для физических лиц, не имеющих статуса адвоката, оказывающих юридические услуги, при условии соблюдения норм указанного Федерального закона[2].
Согласно подп. 12) п. 2 ст. 6 для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы от адвокатской деятельности. Следовательно, эти доходы облагать НПД адвокат не вправе[3].
Однако это не означает, что адвокат не вправе облагать НПД иные доходы, не связанные с его адвокатской деятельностью. Например, адвокат, который получает доход от сдачи в аренду (внаем) жилого помещения, может применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в отношении доходов от сдачи в аренду (внаем) жилого помещения[4].
Минфин пока не отвечал на вопрос о том, вправе ли адвокат применять режим НПД к доходам от научной и образовательной деятельности.
Представляется, что такое право у него имеется по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Эта деятельность по правилам ст. 2 ГК РФ не является предпринимательской, если не ведется систематически для целей извлечения прибыли.
Федеральный закон № 422-ФЗ не устанавливает ограничений для таких видов деятельности, если их осуществляют адвокаты не на условиях предпринимательства.
Пока не снятым остается вопрос о том, как адвокату в этом случае учитывать суммовые ограничения, установленные п. 8) ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ: распространять их на размер совокупных годовых доходов адвоката, или только на размер доходов, учитываемых при определении налоговой базы налога на профессиональный доход?
Если допустить, что суммовые ограничения, установленные п. 8) ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ, распространяются на размер совокупных годовых доходов адвоката, то в случае их превышения также неясно, каков порядок снятия налогоплательщика с налогового учета. Это может быть сделано налоговым органом в порядке, предусмотренным п. 8 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ, либо налогоплательщиком в порядке, предусмотренным п. 12 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ.
Попытка ответить на эти вопросы самостоятельно с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ приводит к выводу о том, что предельный размер доходов для целей обложения НПД адвокату следует определять только от той деятельности, что является объектом обложения этим налогом.
В пользу этого вывода свидетельствует наличие законного допущения о возможности применения налогового режима НПД лицом, получающим доходы от разных видов деятельности (как облагаемых НПД, так и необлагаемых) и отсутствие в законе прямого указания, что суммовой порог установлен для выручки по всем видам деятельности этого лица.
Поскольку адвокат не обязан вести бухгалтерский и налоговый учеты выручки, облагаемой НПД (эту функцию за него осуществляет налоговый орган посредством мобильного приложения «Мой налог» – программного обеспечения федерального органа исполнительной власти), то и контроль за превышением размера такой выручки для целей своевременного снятия его с налогового учета по НПД налогоплательщик вести не обязан.
Следовательно, снятие налогоплательщика с налогового учета должно осуществляться налоговым органом в порядке, предусмотренным п. 8 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ: в момент, когда выручка адвоката от деятельности, облагаемой НПД, достигнет предельного размера (2,4 млн руб. в год).
[1] См. Письмо Минфина РФ от 30 апреля 2019 г. N 03-11-06/32440.
[2] См.: Письмо Минфина России от 30 апреля 2019 г. № 03-11-06/32440.
[3] На это положение закона ссылался Минфин России в письме от 6 сентября 2019 г. № 03-11-11/68813, отвечая на вопрос о применении НПД в отношении доходов от адвокатской деятельности.
[4] См.: Письмо Минфина России от 24 мая 2019 г. № 03-11-11/37596.
Налогообложение адвокатской деятельности
При расчете суммы взносов, порядка платежа адвокаты могут допустить ошибочную трактовку налогового законодательства.
Условие | Неверная позиция | Верная позиция |
Оплата взносов после приостановления деятельности | Суммы перечисляются до последней даты расчетного года | Адвокаты, приостанавливающие деятельность на определенное время, должны уплатить взносы не позднее 15 дней с момента официального признания |
Включение суммы, полученной как работником, в общий доход | Сумма вознаграждения от деятельности в качестве работника не включается в общую базу для расчета взносов | Вознаграждение, полученное адвокатом в качестве сотрудника или руководителя адвокатского объединения, включается в общий доход, величина которого позволяет определить размер дополнительного взноса на ОПС |
Определение величины фиксированных сумм при приостановлении практики | Адвокаты самостоятельно определяют размер отчислений, положенных к уплате в году приостановления деятельности | Лица должны сообщить в налоговый орган о приостановлении практики. Право определения суммы отчислений предоставлено ИФНС. Адвокаты производят платежи на основании расчета ИФНС |
Вопрос № 1. Могут ли адвокаты увеличить сумму фиксированных взносов?
Лица имеют право добровольно увеличить взносы на ОПС для обеспечения будущих пенсионных выплат. Возможность увеличения отчислений регламентирована ст. 29 ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ. С ПФР заключается дополнительный договор, в рамках которого определяется сумма дополнительного платежа.
Какую Отчетность Сдают Коллегии Адвокатов В 2021 Году
Согласно ст. 32 закона № 7-ФЗ НКО имеют обязанности по ведению бухучета и сдаче статистической и налоговой отчетности в общем порядке. При этом учет собственных поступлений и учет доходов и расходов адвокатов — участников образования ведется раздельно.
В настоящее время закон № 63-ФЗ исходит из постулата непредпринимательского характера деятельности адвокатов, поэтому правоспособность адвокатских образований рассматривается как строго целевая. В этой связи комиссией ФПА РФ по этике и стандартам дано разъяснение, утв. решением совета ФПА РФ от 07.12.2021, по вопросу о возможности опосредованного учредительства — путем учреждения адвокатскими образованиями коммерческих организаций.
Из вышесказанного, можно сделать выводы, что адвокаты и нотариусы не могут использовать:
- систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- единый налог на вмененный доход;
- систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Адвокаты и нотариусы не могут применять любую упрощенную систему налогообложения, в соответствии с императивным запретом установленной п.3 ст. 346.12. НК РФ, а также уплачивать торговый сбор.Таким образом, адвокаты и нотариусы обязаны применять общую (классическую) систему налогообложения! А следовательно будут является плательщиками следующих налогов:
- Налога на добавленную стоимость.
- Налога на имущество физических лиц.
- Транспортного налога.
- Земельного налога.
- Страховых взносов (это хоть и не налог, но по сути являющийся им) + социальное страхование от несчастных случаев.
- Налога на доходы физических лиц.
Обратите внимание, что ни адвокаты, ни нотариусы не должны платить налог на прибыль, т.к. он у них заменен налогом на доходы физических лиц! Не берем в рассмотрение следующие налоги, поскольку у адвокатов и нотариусов не может возникнуть база для налогообложения этими налогами:
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- налог на игорный бизнес.
Статья 23 НК РФ относит к адвокатов и нотариусов к налогоплательщикам, которые обязаны:
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
- представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);
- представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года;
- представлять в налоговые органы и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
- сообщать налоговым органам о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- адвокаты и нотариусы, как физические лица, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. - сообщать налоговым органам о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов);
- сообщать налоговым органам об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);
- сообщать налоговым органам о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Статья 85 НК РФ определяет уполномоченные государственные органы, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом нотариусов и адвокатов:
- Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.
- Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвоката.
Согласно абз. 5 ст. 31 НК РФ, определяющей права налоговых органов, налоговые органы при реализации своих полномочий в отношениях с нотариусами и адвокатами, обязаны отправлять свои запросы по почте: по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Нововведения в уплате страховых взносов для ИП в 2023 году
В нынешнем году действовал эксперимент по применению режима ЕНП — единого налогового платежа. Система тестировалась по всей стране, и бизнес принимал в этом участие по желанию.
В следующем году порядок будет обязательным для всех. Что это значит:
- Всем налогоплательщикам заведут Единые счета в Федеральном казначействе. От предпринимателей и организаций никаких действий не требуется, инспекторы сделают все сами.
- Страховые взносы будут уплачиваться с того же счета. Как и другие обязательства — задолженности, штрафы, сборы.
- Отдельных кодов бюджетной классификации больше не будет. Все платежи нужно отправлять по реквизитам инспекции, в которой предприниматель состоит на учете.
- Порядок уплаты следующий: в определенный срок пользователи счета должны внести сумму, равную всем актуальным обязательствам в текущем месяце. Инспекторы будут распределять средства со счета самостоятельно, в установленной последовательности.
В чем суть реформы внебюджетных фондов
С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.
Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:
-
Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.
-
Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.
-
Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.
После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.
Что изменится для бизнеса:
-
Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.
-
Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.
-
Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.
-
Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.