Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общие положения договора перевозки по ГК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.
Ответственность сторон по договору перевозки
Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.
По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:
Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.
Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.
Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.
Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.
Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.
Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.
Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.
Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.
Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.
Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.
Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:
- форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
- временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
- другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.
В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.
При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.
Особенности договора перевозки
- Перевозка грузов регулируется не только Гражданским кодексом, но и рядом специальных нормативно-правовых актов.
- По договору перевозки перевозчик обязуется принять груз у грузоотправителя, вовремя доставить его в оговоренный пункт назначения и выдать указанному грузополучателю.
- Заключение договорных отношений по перевозке груза подтверждается транспортной накладной.
- Во избежание споров сторонам рекомендуется составлять и единый документ под названием «договор перевозки».
- Перевозчик принимает на себя ответственность за сохранность груза после того как примет груз по транспортной накладной.
- Договором перевозки стороны могут предусмотреть запрет на право перевозчика удерживать груз в целях обеспечения провозной платы.
- Исполнение обязанностей перевозчика по доставке груза подтверждается отметками грузополучателя в транспортной накладной.
Образец договора перевозки груза
Договор не унифицирован, а потому составляется в произвольной форме. Однако в нём обязательно указываются такие важные условия как физические параметры груза, сопроводительная документация, стоимость услуги и порядок расчётов, маршрут транспортировки, требования к транспортному средству, правила загрузки и выгрузки, условия хранения, сроки, механизм признания груза утерянным.
Формы и порядок заключения договора
Договор грузоперевозки составляют по правилам главы 40 ГК РФ.
Сторонами по договору выступают:
- Перевозчик — сторона, которая обязуется выполнить транспортировку и доставить товар (груз) по указанному адресу и вручить его получателю.
- Грузоотправитель — лицо, которое обязуется оплатить услуги по перевозке груза.
Отправителем груза может выступать как физическое лицо, так и организация. Однако перевозку груза может осуществлять только юридическое лицо, имеющее лицензию на данный вид услуги.
Отправитель выдает перевозчику транспортную накладную или другой документ на груз, указанный в Транспортном уставе. Выдача накладной подтверждает заключение договора (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
Согласно статье 785 ГК РФ организация перевозчик берет на себя обязательства по доставке груза в пункт назначения и передачу адресату, а также сохранность во время транспортировки, загрузку и выгрузку товара.
Если необходима разовая услуга по перевозке вещей (квартирный или офисный переезд), то заключают разовый договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ).
В случае необходимости постоянного сотрудничества оформляется соглашение об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ).
Соглашение о транспортировке груза автотранспортом составляется следующими способами:
- Оформление транспортной накладной.
- Оформление договора перевозки и заявки.
Оформление договора перевозки грузов
Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).
Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке. Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки. При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.
Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.
Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.
Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.
Комментарий к ст. 785 ГК РФ
1. Договор перевозки грузов традиционно относится к числу реальных договоров. Указание в определении на то, что перевозчик должен доставить груз, который ему уже вверен, свидетельствует о том, что передача груза осуществляется еще до заключения договора. Однако из этого правила существуют исключения, которые касаются порядка заключения договора на морском транспорте, и в некоторых случаях на автомобильном транспорте. На указанных видах транспорта договор перевозки грузов может быть заключен по консенсуальной модели.
Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и отправитель. Получатель груза в заключении договора не участвует и является выгодоприобретателем по договору. Таким образом, к рассматриваемому договору применима юридическая конструкция договора в пользу третьего лица.
Доставка груза в пункт назначения является основной обязанностью перевозчика, вытекающей из договора перевозки груза. Если пункт назначения в транспортной накладной либо коносаменте не указан, то договор перевозки груза будет беспредметным, а следовательно, не заключенным. Вместе с тем законодательством допускается возможность переадресовки груза отправителем в пути следования. Надлежащее исполнение перевозчиком обязанности по доставке грузов подразумевает соблюдение сроков перевозки. Со сроками доставки связаны: основания и размер ответственности перевозчика, возможность или невозможность исполнения обязательства по перевозке в натуре, а в отдельных случаях и размер провозной платы. Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки. Это правило содержат все транспортные уставы и кодексы (ст. 25 УЖТ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 103 ВзК РФ, ст. 150 КТМ РФ).
В целях обеспечения сохранности груз должен быть надлежащим образом промаркирован, упакован либо затарирован. Отправительская маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Сохранности перевозки служит правило о пломбировании транспортных единиц и контейнеров. В целях предупреждения споров об обеспечении сохранности грузов большое значение имеет определение массы отдельных грузов, предъявляемых к перевозке. Оно направлено на индивидуализацию предмета перевозки и может производиться различными способами: по обмеру, по объемному весу, расчетным путем (например, грузы правильной геометрической формы). Масса или объем груза нетоварного характера определяется по замеру или контрольному взвешиванию по соглашению сторон. В целях обеспечения сохранности груза он может следовать в сопровождении охраны или проводника. Еще одной важной обязанностью перевозчика является выдача груза получателю в пункт назначения.
Указание на обязанность отправителя уплатить установленную плату характеризует договор перевозки грузов как возмездный. Плата может быть установлена соглашением сторон. Однако в силу того, что большая часть грузов перевозится транспортом общего пользования на основании публичного договора (ст. 426 ГК РФ), тарифы на перевозку разрабатываются перевозчиками и утверждаются Федеральной службой по тарифам России.
2. Вне зависимости от способа оформления договорных отношений между отправителем и перевозчиком в подтверждение заключения договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом). Перечисленные документы могут существовать наряду с договором перевозки грузов, заключенным в простой письменной форме. На автомобильном транспорте перевозки грузов товарного характера оформляются транспортной накладной (п. 1 ст. 8 УАТиНГЭТ). На железнодорожном транспорте комплект перевозочных документов состоит из: железнодорожной накладной, квитанции о приеме груза, дорожной ведомости и корешка дорожной ведомости. Формой договора воздушной перевозки является грузовая накладная (ст. 105 ВзК РФ). Корешок грузовой накладной хранится в делах аэропорта отправления. В соответствии со ст. 67 КВВТ РФ составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная, а также оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза. Договор морской перевозки груза может быть заключен в простой письменной форме. После его заключения может быть выдан коносамент, который может быть бортовым или небортовым.
3. Применимое законодательство:
— ВзК РФ;
— КВВТ РФ;
— КТМ РФ;
— УАТиНГЭТ;
— УЖТ РФ.
4. Судебная практика:
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 08АП-1634/11;
— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2012 N Ф03-2410/12 по делу N А24-5504/2011;
— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 N 17АП-180/13;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 N 08АП-4014/2009;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 N 08АП-678/2009;
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 N 09АП-32553/14;
— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012 N 08АП-5614/12;
— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 N 17АП-6696/11;
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 09АП-6489/11.
3.1. Перевозчик обязан:
— выполнять перевозки грузов на основании заявок Заказчика;
— уведомить Заказчика о невозможности выполнения его заявки в течение …………… после ее получения. В противном случае заявка считается принятой к исполнению;
— обеспечивает своевременную подачу автотранспортных средств под погрузку в указанный Заказчиком пункт;
— не допускать простоя автотранспортных средств сверх установленных предельных норм времени на погрузку и разгрузку грузов;
— подавать под погрузку исправные автомашины, пригодные для сохранной перевозки указанного в заявке груза и отвечающие санитарным требованиям;
— доставить груз Заказчика в пункт назначения в установленный Сторонами срок;
— обеспечивать сохранность груза при перевозке;
— передать груз грузополучателю по сопроводительным документам.
3.2. Перевозчик имеет право:
— самостоятельно определять тип автомашин и их количество для осуществления перевозки, в соответствии с видом груза;
— проверить до погрузки состояние тары (упаковки) груза на пригодность к перевозке;
— отказаться от перевозки груза состояние тары (упаковки) которого не гарантирует его сохранность при перевозке;
— отказаться от перевозки груза без оформленной товарно-транспортной накладной и других сопроводительных документов на груз;
— изменять действующие тарифы, письменно предупредив об этом Заказчика не поздне, чем за ………….. дней.
3.3. Заказчик обязан:
— подать заявку на перевозку груза не позднее, чем за …………………… до подачи автотранспортного средства под погрузку;
— обеспечить подготовку груза (упаковать, затарить, маркировать и т.п.) к перевозке;
— своевременно подготовить и надлежаще оформить в установленном порядке путевые листы и сопроводительные документы на груз;
— оформить Перевозчику пропуск на право проезда к месту выгрузки грузов.
3.4. Заказчик имеет право:
— до погрузки проверить автомашины на пригодность к перевозке данного груза;
— отказаться от поданных транспортных средств непригодных для перевозки груза;
— на сопровождение груза экспедитором Заказчика.
3.5. Путевой лист, заверенный печатью Перевозчика, при предъявлении водителем-экспедитором документа, удостоверяющего его личность, является основанием для получения им груза и принятием материальной ответственности Перевозчиком при перевозке.
4.1. В случае отзыва своей заявки Заказчиком до ……… часов дня, предшествующего дате ее исполнения, Перевозчик обязан вернуть уплаченные денежные средства с удержанием …. …… % от уплаченной суммы.
4.2. Перевозчик обязан возместить убытки Заказчика, возникшие в результате недостачи, повреждения товара при перевозке или в результате ненадлежащего исполнения Перевозчиком условий настоящего Договора.
4.3. За нарушение срока оплаты Заказчик уплачивает пени в размере ………. % от суммы платежа за каждый день просрочки.
4.4. Перевозчик уплачивает Заказчик штраф за просрочку доставки груза в размере ………. % от суммы платежа за каждые сутки просрочки.
4.5. При отсутствии в транспортной накладной отметок об особых мерах предосторожности или искажении сведений о свойствах груза Заказчик уплачивает штраф в размере двадцати процентов от суммы платежа.
4.6. За простой транспортных средств при погрузке или выгрузке, по вине Заказчика он уплачивают штраф в размере ………………..………. за каждый полный час простоя.
4.7. Уплата неустойки (пени, штрафа) не освобождает Стороны от обязанности исполнения своих обязательств, вытекающих из настоящего Договора.
4.8. Меры имущественной ответственности Сторон, не предусмотренные настоящим договором, применяются в соответствии с действующими нормами законодательства РФ.
Статья 790 ГК РФ. Провозная плата
- За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
- Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
- Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
- Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
- В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 795 ГК РФ. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
- За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
- В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Договор транспортной экспедиции
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
ВАЖНО!
Договор транспортной экспедиции – вид договора об оказании услуг. При оказании данной услуги не достигается конкретный овеществленный результат, но есть цель, ради которой экспедитор совершает определенные действия: отправка и доставка груза. Отличительным признаком договора транспортной экспедиции является особенность его предмета – обеспечение перевозки груза. При этом важно отметить неразрывную связь экспедиционных услуг с перевозкой груза.
Договор транспортной экспедиции – консенсуальный, двусторонний, возмездный.
Цель договора транспортной экспедиции – освобождение хозяйственных субъектов от необходимости выполнять трудоемкие операции, связанные с отправкой, транспортировкой и получением грузов.
Виды договоров транспортной экспедиции:
- 1) договор транспортной экспедиции по организации доставки груза от склада до склада;
- 2) договор транспортной экспедиции по обеспечению отдельной стадии транспортировки (отправления, получения, промежуточной стадии);
- 3) договор транспортной экспедиции по выполнению отдельных услуг, связанных с перевозкой, например:
- • погрузо-разгрузочных работ;
- • сопровождения и охраны груза в пути следования;
- • таможенного оформления.
Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.
Комментарий к статье 785 Гражданского Кодекса РФ
1. Определение договора перевозки грузов см. также в п. 2 ст. 103 ВК, ст. 115 КТМ, ст. 67 КВВТ. Термин «вверенный груз» в п. 1 ст. 785 означает «ранее переданный груз», что подчеркивает традиционный для российского права реальный характер договора перевозки грузов.
Пункт 1 ст. 785 подчеркивает сложный субъектный характер отношений по перевозке — наличие «грузоотправителя», «перевозчика», «грузополучателя». Под грузоотправителем понимается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе (ст. 2 УЖТ, ст. 2 УАТ). С отправителем перевозчик заключает договор перевозки груза, именно между ними возникает соответствующее обязательство по перевозке.
Перевозчиком (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. При этом все перевозки, за исключением автомобильных перевозок, подлежат обязательному лицензированию (п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании). На всех видах транспорта, кроме железнодорожного, перевозчиками могут быть и частные лица.
Предполагается, что грузоотправитель и получатель груза (грузополучатель) не совпадают в одном и том же лице. Стороны исходят из молчаливого согласия грузополучателя с условиями договора, что, по мнению ряда авторов, не соответствует основным началам гражданского права (см., например: Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Т. II. Полутом 2. 2-е изд. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2005. С. 41 (автор главы — Г.П. Савичев)). В российской правовой науке преобладает мнение, что перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель представляет собой третье лицо в таком договоре. Нельзя при этом не отметить, что — в некотором противоречии с конструкцией договора в пользу третьего лица — грузополучатель приобретает и определенные обязанности перед перевозчиком (ст. 792, 796 ГК, п. 2 ст. 103 ВК, ст. 72, 73 и др. КВВТ, ч. 2 ст. 17 УАТ и др.).
2. Гражданский кодекс не содержит специальной нормы о форме договора перевозки, а лишь указывает на то, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом. Среди этих документов — грузовая накладная (ст. 105 ВК), транспортная накладная, заказ, заявка (ст. 8 УАТ), транспортная железнодорожная накладная (ст. 25 УЖТ), коносамент, морская накладная или иной подтверждающий прием груза для перевозки документ (ст. 142, 143 КТМ), транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (п. 2 ст. 67 КВВТ).
Статья 786. Договор перевозки пассажира
1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону(Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.
Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.
Договор перевозки— договор, предметом которого является оказание услуг по перевозке грузов, багажа или людей.
Кодексы, иные законы, транспортные уставы и издаваемые в соответствии с ними правила определяют общие условия перевозки грузов, багажа и людей.
Конкретные условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу называется прямое смешанное сообщение.
- 1 Договор перевозки груза
- 2 Погрузка и выгрузка груза
- 3 Договор перевозки пассажира и багажа
- 3.1 Договор воздушной перевозки
Правовое регулирование перевозок
В правовом отношении перевозки регулирует Гражданский Кодекс, Воздушный кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.
Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:
- перевозчик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароходство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение перевозок;
- грузоотправитель — физическое или юридическое лицо;
- грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.
Договор перевозки грузов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется тарифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.
Похожие записи: