Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей в 2022-2023 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основные изменения в новом проекте, подготовленном Министерством здравоохранения, касаются возможности легального «использования медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья». Подобные корректировки в законодательстве позволяют на законных основания осуществлять дистанционный предрейсовый осмотр водителей с помощью программно-аппаратного комплекса.
Особенности актуального законопроекта
При этом обязательным по-прежнему остаётся именно предрейсовый осмотр. Контроль здоровья сотрудника, управляющего транспортом, во время смены и после неё осуществляется по решению руководителя предприятия с согласия самого водителя. Послерейсовые осмотры обязательны только для сотрудников, занимающихся:
- Транспортировкой опасного груза;
- Организованной перевозкой детей;
- Регулярными международными сообщениями по маршрутам с протяженностью от 300 км.
Особенности проведения процедуры
Приказ Минздрава № 835н устанавливает следующие нормы, касающиеся вопросов проведения предрейсовых медосмотров водителей:
- они должны проводится перед началом смены, c целью выявления различных вредных факторов, а также состояний здоровья, при которых водитель не может приступать к своим трудовым обязанностям;
- осмотры организует и финансирует наниматель;
- медосмотры проводят работники, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующими документами и предоставляющую им право заниматься медицинской деятельностью.
Штрафы для предпринимателей
Индивидуальные предприниматели так же должны соблюдать закон и организовать прохождение предрейсовых осмотров для сотрудников. За отсутствие медицинского штампа в путевом листе, наказание получат и водитель, и работодатель.
Если нет медосмотра у сотрудника, он заплатит штраф в 3000 рублей. А ИП будет наказан значительной суммой в 30 000 рублей.
ООО «АИР-Профмед» готова предоставлять услуги по проведение предрейсовых, а также послерейсовых осмотров на постоянной основе.
1.Выезжаем на территорию заказчика.
2.Грамотно заполняем необходимые документы.
3.Проверяем присутствие положенных печатей и штампов.
4.Обеспечиваем неподкупное и достоверное обследование.
Работаем с организациями и предприятиями, любых правовых форм собственности. Наши услуги доступны для водителей государственных и частных учреждений.
Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.
Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.
На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:
- цена услуги;
- используемое оборудование;
- квалификация врачей;
- информация о дипломах и сертификатах.
Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.
Техконтроль может осуществляться:
– работником самой организации (ИП);
– работником сторонней организации (ИП) по договору об оказании услуг;
– привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем по договору об оказании услуг.
Любой из вышеперечисленных должен соответствовать требованиям к контролеру технического состояния.
При этом должность такого работника не обязательно должна называться «Контролер технического состояния». Это может быть любой работник, на которого руководителем (самим ИП) возложены такие обязанности.
Тут необходимо отметить одну тонкость. Если контроль технического состояния проводит сторонняя организация или ИП по договору об оказании услуг, то отметку в путевом листе «выпуск на линию разрешен» должен ставить, по нашему мнению, работник, назначенный в организации (ИП), (которой принадлежит ТС) ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. А с 1 марта 2023 года – работник «ответственный за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств» (п. 13 Приказа Минтранса № 390 от 22.09.2022 г.).
Как и куда вносится отметка о проведении контроля?
С 1 марта 2023 года согласно п. 13 Приказа Минтранса № 390 от 28.09.2022 г. дата, время и результат проведения техконтроля должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе либо электронной подписью в электронном путевом листе с указанием его фамилии, имени и отчества.
Также с 1 марта действует новое правило о том, что по результатам проведения предрейсового (предсменного) контроля техсостояния ставится обязательно одна из двух отметок:
- отметка «выпуск на линию разрешен», проставляемая ответственным должностным лицом в путевом листе в случае, если при контроле не выявлены несоответствия установленным требованиям на основании соответствующей записи, внесенной в журнал регистрации результатов контроля техсостояния ТС;
- отметка «выпуск на линию не разрешен» – если при контроле выявлены указанные несоответствия.
Результаты медосмотра
Предрейсовые медицинские осмотры водителей завершаются решением о:
- допуске сотрудника к управлению транспортным средством;
- или временном отстранении шофёра от его должностных обязанностей.
Когда водителей не пускают в рейс:
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
- была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
- проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
- медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
Нужны ли осмотры водителям, имеющим свое ИП и работающим с компанией по договору?
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.
Полная перечень новых нормативных документов:
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20, 23)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ст. 11.32, 5.27.1)
- Трудовой Кодекс (ст. 213 ТК РФ)
- Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»
- Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)
- Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»
- Новый Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
Основания для отстранения от работы
Основными считаются следующие отклонения в состоянии здоровья (Методические рекомендации):
- присутствие острого заболевания или обострение хронического заболевания симптомов (температура свыше 37 C, жалобы по недомоганию, заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т. п.);
- пульс, артериальное давление — если это выше или ниже нормы осматриваемого водителя осмотр на выявление признаков лекарственных или иных веществ, плохо влияющих на работу сотрудника;
- наличие в организме спирта, наркотических и психотропных препаратов или токсикантов, которые притупляют адекватное состояние водителя. В данном случае работник должен сделать контроль-тест;
Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
Предрейсовый медицинский осмотр водителей должен быть правильно организован. Это обязанность каждого работодателя и водителя. Его проводят перед каждым выездом в рейс. Требование распространяется на машинистов поездов, метро и трамваев, водителей грузовиков и пассажирских автобусов.
Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводит лицензированный специалист (врач или медработник со средним образованием). Освидетельствование проводится каждый раз перед выходом рейс. Имеется в виду, что если водитель выезжает на линию три раза, то соответственно он должен пройти три осмотра. Строгий контроль помогает предотвратить ЧП и штрафы.
Предрейсовый медосмотр водителей грузового автотранспорта
Предрейсовый медосмотр водителей грузового автотранспорта подчинен общим правилам, но имеет специфические нюансы и отличия от остальных. Это зависит от продолжительности рейса, т. к. иногда он превышает дневную норму, на которую рассчитывается медицинское заключение. Как же быть, если есть путевой лист со штампом медика, а транспорт находится в пути несколько суток?
Обратившись к постановлению ВС от 5.10.12 №46-АД12-18, можно рассчитывать на то, что достаточно пройти медицинское освидетельствование до начала командировки и после ее окончания. За этот период вас не имеют права оштрафовать за «просроченный» штамп о прохождении предрейсового медосмотра.
Если вы оказываете услугу по перевозке грузов, значит, должны иметь документы: накладную на груз, путевой лист, договор на оказание услуги. Путевой лист без штампа медика о прохождении медосмотра недействителен. За это полагается штраф. Если же вы на личном транспорте перевозите свои вещи, как простое частное лицо (не ИП), требовать от вас «путевку» не имеют права.