Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для налоговых агентов с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 НК РФ российские организации, приобретающие на территории РФ услуги (работы) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, признаются налоговыми агентами по НДС, т. е. они обязаны исчислить, удержать у иностранного налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.
Корректировки в правилах расчета и уплаты НДС
На основании Закона от 14.07.2022 г. № 323-ФЗ компании и ИП, которые получают электронные услуги у зарубежных продавцов, когда место их продажи — Россия, обязаны сами считать и платить НДС. Эти обязанности налогового агента по НДС появляются у указанных субъектов с 01.10.2022 г. (п. 2 ст. 4 Закона № 323-ФЗ).
Раньше НДС с электронных услуг рассчитывали и платили иностранные поставщики. Ввод данных корректировок был произведен из-за санкций в отношении РФ, в связи с которыми некоторые международные платежные системы, через которые проводились денежные переводы между отечественными и зарубежными организациями, перестали работать в России. По данной причине зарубежные поставщики электронных услуг по факту не имеют возможности законно и в регламентированные сроки платить НДС со стоимости продаваемых ими электронных услуг.
В связи с этим в начале 2022 года ФНС советовала отечественным компаниям и ИП самим рассчитывать и платить НДС при покупке у зарубежных продавцов электронных услуг (Письмо ФНС от 30.03.2022 г. № СД-4-3/3807@). И теперь указанная обязанность будет непосредственно зафиксирована в п. 10.1 ст. 174.2 НК.
По новому порядку при получении электронных услуг у зарубежной организации отечественные компании и ИП обязаны исполнять функции налогового агента по НДС, т.е. исчислять налог со стоимости услуги, платить его и указывать эти операции в налоговой отчетности. Данная обязанность касается ситуаций покупки у зарубежных поставщиков любых электронных услуг по списку, регламентированному в НК РФ.
В каких случаях не требуется рассчитывать и платить НДС
Обязанность по исполнению функций налогового агента по НДС при покупке электронных услуг у зарубежного продавца не распространяется на покупку электронных услуг у зарубежных продавцов (п. 3, 10, 10.1 ст. 174.2 НК):
- физлицами;
- компаниями и ИП — при сделках через обособленные подразделения этих продавцов в РФ (НДС считается и платится подразделениями этих организаций);
- компаниями и ИП — при сделках через посредников, которые являются обособленными подразделениями зарубежных продавцов, расположенных в России (в таких ситуациях функции налогового агента по НДС возложены на посредников);
- компаниями и ИП — при сделках через российских посредников (в таких ситуациях функции налогового агента по НДС возложены на посредников).
Российская Федерация: особенности признания места оказания услуг
Данная статья посвящена требованиям российского налогового законодательства, соответственно, мы рассматриваем, какому налогообложению подлежат услуги, которые оказывались на территории РФ. Как же определить, что работы или услуги были реализованы именно в границах нашего государства? Этот вопрос регулируется ст. 148 Налогового кодекса РФ.
Признак | Когда РФ будет считаться местом оказания услуг |
---|---|
По месту нахождения имущества | 1. Недвижимое имущество (как несложно догадаться, к нему относится все то, что невозможно переместить: строения, здания, сооружения, земельные участки и т. д.) – строительство, монтаж, реставрация, озеленение, аренда, ремонт, строительно-монтажные работы. 2. Движимое имущество, суда (морские, воздушные, внутреннего плавания) – техническое обслуживание, переработка, сборка, монтаж, ремонт, обработка |
По месту фактической реализации | Если организация или место, где оказывается услуга, находится на территории РФ. Этот критерий применяется для деятельности в сферах искусства, культуры, образования, физической культуры, спорта, туризма и отдыха. В качестве примеров может выступать проведение различных выставок, семинаров, курсов, покупка услуг по дизайну, реализация услуг по организации спортивных мероприятий, баз отдыха, детских и оздоровительных лагерей и т. д. |
По месту деятельности покупателя услуг | Местом деятельности покупателя признается РФ, если: 1) есть государственная регистрация; 2) нет государственной регистрации, но территория РФ является местом: ● указанным в учредительных документах; ● нахождения постоянно действующего исполнительного органа компании; ● нахождения постоянного представительства организации; ● управления организации; ● жительства физического лица. Данный критерий применим для следующих услуг: ● разработка компьютерных программ и баз данных; ● предоставление и передача лицензий, патентов, торговых марок, авторских и аналогичных прав; ● предоставление персонала; ● бухгалтерские, консультационные, аудиторские, юридические, маркетинговые, рекламные, инжиниринговые, обработка информации; ● сдача в аренду движимого имущества (кроме наземного автотранспорта); ● агентские услуги; ● услуги в электронной форме посредством телекоммуникационных сетей; ● передача единиц сокращения выбросов. |
Порядок налогообложения организаций с иностранным капиталом
Как уже говорилось, российский рынок считается довольно привлекательным для иностранных инвесторов. Собственно говоря, это подтверждается большим количеством иностранных организаций, которые функционируют в самых разных сферах деятельности.
Страхование, банковское дело, аудит – вот примеры отраслей, где уже давно российские компании конкурируют с зарубежными. Для иностранных организаций предусмотрены особые условия деятельности: к примеру, есть ограничения в части разрешенных видов деятельности, ведения бухгалтерского учета.
Порядок взаимодействия с налоговыми органами также несколько отличается от установленного для российских компаний: предусмотрена специальная форма отчета о деятельности, есть особенности заполнения налоговой декларации.
НДС при оказании услуг иностранному контрагенту
Объектом налогообложения НДС становятся работы и услуги, выполненные на российской территории.
Если с экспортируемыми или импортируемыми товарами вопрос начисления НДС достаточно хорошо урегулирован нормами Налогового и Таможенного кодексов, то в плане оказания услуг нередко возникает немало спорных моментов. Дело в том, что обычно весьма непросто определить место выполнения определенной работы.
Именно местоположение будет иметь определяющее значение для целей налогообложения российской или иностранной компании.
Именно от ответа на вопрос, оказывалась ли услуга на территории РФ, будет в конечном итоге зависеть облагается ли она НДС или нет.
Реализация работ и услуг иностранными компаниями
Два основных налога, которые взимаются с организаций, – это налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и налог на прибыль. Но в данной статье мы сосредоточимся на первом и рассмотрим, каким образом он исчисляется, кем и когда уплачивается.
Руководство иностранной организации, решившей вступить в борьбу за российского потребителя, должно понимать специфику нашего рынка и налогового законодательства. Начать можно с малого и выяснить, например, платят ли иностранные компании НДС, если реализуют свои услуги в России. И хотя понятие НДС знакомо практически любому обывателю (а топ-менеджеру тем более), порядок работы с этим налогом имеет свои особенности в каждой стране.
Российская Федерация в этом смысле не является исключением: деятельность иностранных компаний подлежит налогообложению (включая уже упомянутый НДС). Но наше законодательство никак нельзя назвать простым и однозначным, ведь иногда разобраться в его хитросплетениях под силу лишь юристам. Именно поэтому, прежде чем расширять зону своего присутствия, нужно уточнить, как уплачивается НДС при реализации услуг на территории РФ.
Существует лишь два варианта ответа на этот вопрос: в первом случае компания самостоятельно в бюджет, во втором все то же самое проделывает посредник – налоговый агент. Все зависит от того, зарегистрирована ли иностранная организация в российском налоговом органе – Федеральной налоговой службе (далее – ФНС).
В российском законодательстве есть такие понятия, как резидент и нерезидент.
Резидентом называется физическое или юридическое лицо, зарегистрированное и состоящее на налоговом учете на территории РФ, а к нерезидентам, как несложно догадаться, относятся все те, у кого отсутствует регистрация (в том числе и в ФНС) в России.
Рекомендуем ознакомиться с более подробной информацией о том, .
Если заграничная компания встала на учет в ФНС, то взаимодействие с налоговым ведомством целиком и полностью ляжет на ее плечи. В противном случае – если регистрация в налоговых органах отсутствует – рано или поздно клиенту придется задуматься, что делать с НДС при покупке услуг у иностранной компании.
Ведь Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) не оставляет выбора: налог в любом случае должен быть уплачен. И это как раз та ситуация, когда покупатель будет выступать в роли налогового агента, который улаживает все вопросы с перечислениями в бюджет.
Выставление счета-фактуры в качестве налогового агента
Создать документ Счет-фактура выданный вид Налоговый агент можно из документа Списание с расчетного счета вида операции Оплата поставщику по кнопке Создать на основании.
В счете-фактуре (далее СФ) в автоматическом режиме заполняется код вида операции 06 «Налоговый агент, ст. 161 НК РФ».
В поле Платежный документ документа Счет-фактура выданный указываются номер и дата платежного поручения на уплату НДС в бюджет, а не реквизиты поручения на оплату поставщику.
По этой причине в 1С сначала отражается оплата НДС в бюджет, а потом оформляется счет-фактура налогового агента, чтобы сразу внести данные о платежном поручении в счет-фактуру.
НДС, уплаченный в соответствии с обязанностями налогового агента, можно принять к вычету. Причем, заполнение 3 раздела декларации по НДС возможно только в следующем периоде после передачи поставщику вознаграждения. Однако в данном отношении позиция налоговиков расходится с судебной практикой и позицией Минфина. Возможность получения вычета зависит как от даты оплаты, так и от факта получения товара:
- вычет может быть задекларирован в периоде уплаты, если товар получен в том же отчетном квартале;
- потребовать вычет можно только в случае следующей подачи декларации (если факт внесения предоплаты и дата поставки не совпадают и приходятся на разные кварталы).
Платежное поручение для уплаты НДС налоговым агентом
Налоговый агент заполняет платежное поручение по НДС по общим правилам (приложения № 1, 2, 5 к Приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н, далее — приказ № 107н). Форму документа можно найти в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П.
В поле 101 следует указать код статуса плательщика (приложение № 5 к приказу № 107н): 02 — налоговый агент.
В реквизитах плательщика нужно прописать (п. 4 приложения № 1 к приказу № 107н, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П):
- в поле 8 — полное или сокращенное название организации. Предприниматель указывает полностью свои Ф.И.О. и в скобках ставит пометку «ИП», а также свой адрес. Перед адресом и после него ставит знак «//»;
- в поле 60 — ИНН организации или предпринимателя;
- в поле 102 — КПП компании, ИП в этом поле ставят ноль;
- в полях 9–12 — номер банковского счета, название и место нахождения банка (если платежное поручение оформляете на бумаге), БИК и номер корреспондентского счета банка.
Реквизиты получателя и его банка для уплаты НДС заполняют следующим образом (п. 11 приложения № 1 к приказу № 107н, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П, письмо ФНС РФ от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504):
- в полях 61, 103 — ИНН и КПП налоговой инспекции, в которой компания или ИП стоит на учете;
- в поле 16 — сокращенное название регионального казначейства и в скобках — сокращенное название налоговой инспекции. Например: «УФК по г. Москве (ИФНС России № 27 по г. Москве)»;
- в полях 13, 14 — название и местонахождение банка получателя (при оформлении платежного поручения на бумаге), его БИК;
- в поле 15 — номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета);
- в поле 17 — номер счета получателя (номер казначейского счета). До 30.04.2021 еще действуют банковские счета, открытые ТОФК в подразделениях Банка России на балансовом счете № 40101.
В поле 21 «Очередность платежа» следует проставить «5» — уплата текущих платежей (п. 2 ст. 855 ГК РФ, приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П, письмо Минфина РФ от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207).
В поле 22, где указывается УИН, нужно проставить ноль («0»), так как при перечислении налогов юрлицами и ИП УИН не формируется (п. 12 приложения № 2 к приказу № 107н).
В поле 24 «Назначение платежа» следует пояснить, что компания или ИП перечисляет НДС как налоговый агент, например: «1/3 НДС, удержанного налоговым агентом со стоимости аренды муниципального имущества за I квартал 2021 г.» (приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П).
В поле 104 нужно указать КБК.
В поле 105 — прописать код ОКТМО по месту нахождения организации или по месту жительства ИП. Он должен быть таким же, как и в декларации по НДС.
В поле 106 — указать код основания платежа из п. 7 приложения № 2 к приказу № 107н, например «ТП» — по платежам текущего года.
В поле 107 — прописать код квартала, за который уплачивается НДС:
- в 1-м и 2-м знаках — код квартального платежа: КВ;
- в 4-м и 5-м — номер квартала: 01, 02, 03 или 04;
- в 7-м—10-м — год.
В 3-м и 6-м знаках нужно проставить разделительные точки. Например: «КВ.01.2021» при уплате НДС за I квартал 2021 года.
При перечислении НДС в бюджет одновременно с оплатой иностранному лицу работ или услуг (п. 4 ст. 174 НК РФ), в поле 107 вместо кода налогового периода нужно указать конкретный срок уплаты налога, потому что у таких платежей нет периодичности.
В поле 108 нужно указать номер документа — основания платежа. Если это текущий платеж по налоговой декларации (в поле 106 стоит «ТП»), то нужно проставить ноль («0»). При погашении недоимки по требованию инспекции нужно проставить номер требования. При этом знак номера «№» не проставляется.
Должен ли дистрибьютор зарубежного ПО платить НДС за нерезидента
Обычно дистрибьюторский договор с зарубежным правообладателем предусматривает предоставление конечным пользователям права использования программного обеспечения двумя способами в зависимости от особенностей такого ПО. В одном случае речь идет о предоставлении возможности установки программ для ЭВМ на оборудование пользователя, во втором – о предоставлении дистанционного доступа к онлайн-сервису, функционирующему на базе такого ПО.
Соответственно, в случае реализации нерезидентом лицензии на использование программного обеспечения российскому покупателю имеется два самостоятельных основания для возникновения обязанностей по НДС:
- Продажа лицензии на программное обеспечение, которое требует установки на оборудование пользователя («загружаемое ПО»), регулируется пп.4 п.1 ст.148 НК РФ;
- Предоставление доступа к сервису в форме выдачи лицензии на использование его программного обеспечения, подчиняется ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме.
Поэтому не следует путать основания уплаты НДС в связи с оказанием услуг в электронной форме с реализацией «загружаемого» программного обеспечения или прав на него.
Да, в перечне услуг в электронной форме упомянуто среди прочего «предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности».
Однако это частный случай, который ставится в зависимость от наличия главных признаков услуги в электронной форме. К услугам в электронной форме относятся исключительно услуги, оказываемые автоматизированно с использованием информационных технологий.
В классических лицензионных договорах на программное обеспечение, предоставление лицензии и передача экземпляров ПО выполняется в «ручном» режиме. Особенно это касается сложных программных комплексов, требующих кастомизации и внедрения. Иными словами, передача экземпляра ПО через Интернет не формирует услугу в электронной форме.
Поэтому российские покупатели или дистрибьюторы зарубежного ПО сохраняют обязанности налогового агента на общих основаниях по ст.161 НК РФ, т.к. к ним не применялись и не будут применяться положения ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме.
В 2020 году, как и ранее, порядок применения НДС при импорте «загружаемого» ПО регулируется совокупностью следующих норм НК РФ:
- об определении места реализации лицензии на объекты авторских прав по месту нахождения покупателя (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ);
- об обязанностях налогового агента исчислять и уплачивать НДС за иностранные компании, не состоящие на налоговом учете в России (п.1 ст.161 НК РФ)
- об освобождении реализации права использования программного обеспечения по лицензионному договору (пп.26. п.1 ст.149 НК РФ).
С учетом этого российский дистрибьютор (покупатель) зарубежного ПО является налоговым агентом, но с вознаграждения, уплачиваемого иностранной компании по лицензионному договору на программное обеспечение, не должен платить НДС, ссылаясь на пп.26 п.1 ст.149 НК РФ. Иные объекты реализации, сопутствующие лицензии на ПО (например, консультационные услуги и техподдержка), продолжают облагаться НДС. Поэтому российский дистрибьютор продолжает в 2019 году платить НДС с таких услуг как налоговый агент, как и прежде.
Как исчислить и уплатить НДС по сделке с иностранцем
Чаще всего нерезиденты указывают, что цена контракта не включает российские косвенные налоги, или вообще не упоминают НДС в договоре.
В этих случаях для определения базы НДС нужно начислить на стоимость контракта «сверху». Затем сумму налога, выделенную по расчетной ставке, следует перевести одновременно с оплатой иностранному партнеру. Если не будет платежки на перечисление НДС, то банк не проведет и основной платеж.
Обычно расчеты с нерезидентами проводятся в иностранной валюте, но платить налоги в бюджет РФ необходимо в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). Следовательно, нужно определиться, по какому курсу пересчитывать базовую сумму контракта для исчисления НДС. По мнению чиновников, в этом случае необходимо использовать курс на дату платежа (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.01.2015 № 03-07-08/1467).
Пример
ООО «Альфа» заказывает услуги по перевозке по РФ у финской транспортной компании. Услуги на сумму 1000 евро оказаны в январе 2019 года и оплачены в феврале 2020 года. Курс евро на дату оплаты — 75 руб.
Налоговая база: 1000 + 1000 х 20% = 1200 евро. Сумма НДС: 1200 / 120 х 20 = 200 евро. К уплате в рублях НДС: 200 х 75 = 15 000 руб.
Налоговый агент по НДС: исчисление и уплата налога когда деньги перечисляются российской фирме
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл.21 НК РФ при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для производственных целей, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика. Следует учитывать, что согласно п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет полученных от иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в книге покупок счет-фактура, составленный налоговым агентом за иностранное лицо, регистрируется в том отчетном периоде, в котором выполнены все перечисленные условия. Суммы НДС, подлежащие уплате российской организацией в качестве налогового агента в бюджет, отражаются в разд.1.2, зачет данной суммы — в строке 350 разд.2.1, а расчет суммы, причитающейся к уплате, осуществляется в разд.2.2 налоговой декларации по НДС. Никаких иных документов, подтверждающих право налогового агента на налоговый вычет, оформлять не нужно. При контроле правомерности вычета налоговые органы потребуют подтвердить факт получения услуг и факт уплаты в бюджет НДС, уплаченного в качестве налогового агента за счет средств, подлежащих оплате иностранной организации.
Перечисление налоговым агентом НДС в бюджет осуществляется отдельно от погашения его собственной задолженности перед бюджетом по данному налогу и учитывается налоговым органом в лицевой карточке организации — налогового агента также обособленно.
Следует отметить, что, поскольку перечисление удержанного налоговым агентом НДС в бюджет осуществляется в рублях по курсу на день перечисления, отражать сумму начисленного НДС в бухгалтерском учете целесообразно как соответствующую задолженность налогового агента перед бюджетом на эту дату. В противном случае возникают серьезные затруднения при обложении НДС сумм, возникших за период между отражением в бухгалтерском учете и фактическим погашением задолженности налогового агента по платежам в бюджет.
Отражение в бухгалтерском учете налогового агента операций по удержанию им из счета иностранной организации сумм НДС, перечислению их в бюджет и отнесению на налоговые вычеты целесообразно осуществить в следующем порядке:
Д-т сч. 20 К-т сч. 60-2 — осуществлена и оформлена актом приемка-сдача выполненных услуг (по курсу ЦБ РФ на дату акта (включая сумму немецкого НДС — 16%), за вычетом удерживаемого НДС);
Д-т сч. 19 К-т сч. 68 — налоговым агентом начислен НДС к перечислению в бюджет РФ (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ);
Д-т сч. 68 К-т сч. 51 — удержанный налоговым агентом НДС перечислен в бюджет РФ (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ);
Д-т сч. 60-2 К-т сч. 52 — произведена оплата выполненных услуг (оплата услуг);
Д-т сч. 91-2 (60-2) К-т сч. 60-2 (91-2) — произведена оплата выполненных услуг (начислена курсовая разница за период от приемки-сдачи услуг до их оплаты);
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — одновременно суммы удержанного налоговым агентом НДС отнесены на налоговый вычет.
Учитывая, что подлежащий перечислению налоговым агентом в бюджет НДС должен быть не начислен, а удержан им из дохода иностранной организации, отражение в бухгалтерском учете налогового агента указанных выше операций может быть следующим.
Пример. Стоимость услуги — 3649,36 евро (в том числе НДС). Услуга получена 10 марта, оплачена 15 сентября. Немецкая фирма на налоговом учете в РФ не состоит.
Курс составил (условно):
на дату принятия услуг — 35 руб/евро;
на дату оплаты — 36 руб/евро.
Д-т сч. 20 К-т сч. 60-2 — 3092,68 евро (108 243,8 руб.) — осуществлена и оформлена актом приемка-сдача выполненных услуг (по курсу ЦБ РФ на дату акта (включая сумму немецкого НДС — 16%), за вычетом удерживаемого НДС);
Д-т сч. 19 К-т сч. 60-2 — 556,68 евро (19 483,8 руб.) — выделен НДС с услуг (сумма НДС, начисленная к уплате налоговым агентом);
Д-т сч. 60-1 К-т сч. 68 НДС — 20 040,48 руб. — удержан НДС из суммы, подлежащей выплате (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ (556,68 евро х 36 руб.));
Д-т сч. 68 НДС К-т сч. 51 — 20 040,48 руб. — удержанный налоговым агентом НДС перечислен в бюджет РФ (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ (556,68 евро х 36 руб.));
Д-т сч. 60-2 К-т сч. 52 — 3092,68 евро (111 336,48 руб.) — произведена оплата выполненных услуг иностранной фирме (оплата услуг (по курсу ЦБ РФ на дату оплаты));
Д-т сч. 91-2 К-т сч. 60-2 — 3092,68 руб. — начислена курсовая разница по расчетам с иностранной фирмой (положительная курсовая разница за период от приемки-сдачи услуг до их оплаты);
Д-т сч. 68 НДС К-т сч. 51 — 20 040,48 руб. — удержанный НДС уплачен в бюджет (суммы НДС после уплаты в бюджет могут быть предъявлены к вычету);
Д-т сч. 68 НДС К-т сч. 19 — 20 040,48 руб. — одновременно суммы удержанного налоговым агентом НДС отнесены на налоговый вычет (суммы НДС после уплаты в бюджет могут быть предъявлены к вычету);
Д-т сч. 19 К-т сч. 60-2 — 556,68 руб. — корректировка расчетов по НДС (скорректирована сумма НДС, подлежащая вычету, так как вычет производится на фактически уплаченную сумму);
Д-т сч. 60-2 К-т сч. 60-1 — 20 040,48 руб. — условная проводка (регулирование сальдо по валютному и рублевому субсчетам).
Данная схема отражения в бухгалтерском учете налогового агента операций по возникновению и погашению его задолженности по НДС, по моему мнению, хотя и методически более точно описывает данный процесс, но более громоздка и достаточно сложно реализуется при «компьютерном» ведении бухгалтерского учета. Ведь используемые в настоящее время бухгалтерские программы, как правило, не позволяют реализовывать в автоматизированном режиме переброску сумм задолженности с так называемых валютных на рублевые регистры бухгалтерского учета и обратно.
Учет и уплата НДС налоговым агентом
Налоговый кодекс РК содержит обязанность уплаты корпоративного подоходного налога (КПН) и налога на добавленную стоимость (НДС) за работы и услуги, приобретенные у нерезидента. Часто налогоплательщики не понимают, в каких случаях и сколько они должны заплатить в бюджет, и как сумма налога отражается на расчетах с нерезидентом. Ниже описаны общие правила, которые помогут понять, когда у налогоплательщика возникает обязанность по уплате каждого из перечисленных видов налога.
КПН, удерживаемый у источника выплаты
Доход, который юридическое лицо-нерезидент получает из источников в Республике Казахстан, облагается КПН по ставке 20%. Однако уплатить в бюджет сумму налога должен не сам нерезидент, а источник выплаты – его контрагент-резидент РК, путем удержания этой суммы. Рассмотрим на примере. ТОО «из Казахстана» приобретает услуги у ООО «из России». Стоимость услуг по договору 10 млн тенге, услуги оказываются на территории РК. ТОО «из Казахстана» должно оплатить КПН в размере 2 млн. тенге, оставшиеся 8 млн. – выплатить ООО «из России».
При несогласии иностранного контрагента получить меньшую сумму, чем было оговорено сторонами, ТОО «из Казахстана» вправе выплатить ООО «из России» полагающиеся 10 млн тенге, при этом ТОО «из Казахстана» должно будет уплатить в бюджет дополнительно 2 млн тенге. Это значит, что резидент вправе удержать сумму налога при расчетах с нерезидентом, либо выплатить сумму налога без удержания, то есть сверх выплаченной нерезиденту суммы.
При исчислении КПН применяется территориальный метод. Это значит, резидент РК должен удержать КПН только в случае, если место реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг – Республика Казахстан. Положение о месте реализации может содержаться в договоре (контракте) с нерезидентом или вытекать из смысла договора и существа отношений сторон.
Исключение составляют доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, а также управленческие, финансовые, консультационные, инжиниринговые, маркетинговые, аудиторские и юридические услуги. При приобретении таких товаров, работ или услуг резидент должен удержать КПН независимо от места реализации договора, то есть при любом приобретении товаров, работ или услуг у нерезидента в любой точке земного шара.
Налогоплательщик должен оплатить налог до 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода нерезиденту, и представить расчет по КПН, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента (форма 101.04) до 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата дохода нерезиденту. Если доход был выплачен нерезиденту в 4 квартале года и(или) отнесен резидентом на вычеты, то срок представления расчета установлен до 31 марта года, следующего за отчетным. Если доход нерезидента еще не выплачен, но отнесен на вычеты, то оплата налога производится не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным.
Если между Республикой Казахстан и государством резидентства контрагента имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, резидент вправе применить освобождение от налогообложения, а нерезидент рассчитывать на возврат уплаченных сумм налога. Для этого рекомендуется привлечь налогового консультанта или юриста, который поможет сформировать полный пакет документов и избежать налоговых споров в будущем.
Оборот по НДС по приобретению работ, услуг от нерезидента
Оборот налогоплательщика по приобретенным от нерезидента работам, услугам является оборотом по НДС, начисляется только плательщиками НДС, облагается по ставке 12% и отражается в налоговой декларации по НДС (форма 300.00). В отличие от КПН, удерживаемого у источника выплаты, оборот по НДС является налоговым обязательством самого налогоплательщика-резидента, поэтому не подлежит удержанию и не влияет на стоимость приобретаемых услуг/работ.
В противоположность территориальному принципу по КПН, для оборотов по НДС используется принцип определения места реализации согласно Налоговому кодексу РК. НДС начисляется только в случае, если местом реализации признается Казахстан.
Местом реализации признается Республика Казахстан и оборот по приобретению облагается НДС, если:
- Работы и услуги связаны с недвижимостью на территории Казахстана: ремонт, реконструкция зданий и сооружений, посреднические и агентские услуги по подбору и приобретению недвижимости и т.д.;
- Работы и услуги оказаны на территории Казахстана и связаны с движимым имуществом: монтаж, сборка, техническое обслуживание, ремонт;
- Услуги в сфере развлечений (в игорных заведениях, ночных клубах, кафе-барах, ресторанах, интернет-кафе, компьютерных, бильярдных, боулинг-клубах и кинотеатрах, и т.д.), культуры, науки, искусства, образования, физической культуры или спорта фактически оказаны на территории Казахстана;
4) Резидент приобретает следующие услуги или работы: (1) консультационные услуги; (2) аудиторские услуги; (3) инжиниринговые услуги; (4) дизайнерские услуги; (5) маркетинговые услуги; (6) юридические услуги; (7) бухгалтерские услуги; (8) адвокатские услуги; (9) рекламные услуги; (10) передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности; (11) техническое обслуживание и обновление программного обеспечения; (12) предоставление доступа к интернет-ресурсам; (13) услуги по предоставлению и (или)обработке информации; (14) предоставление персонала; (15) сдача в аренду любого движимого имущества кроме транспортных средств; (16) услуги агента; (17) услуги связи; (18) согласие ограничить или прекратить предпринимательскую деятельность за вознаграждение; (19) услуги радио; (20) телевизионные услуги; (21) услуги по предоставлению в аренду и (или) пользование грузовых вагонов и контейнеров; (22) услуги, предоставляемые нерезидентом, осуществляющим деятельность в РК через постоянное учреждение без открытия филиала/представительства.
Во всех остальных случаях, не перечисленных выше, отсутствует налогооблагаемый оборот по приобретению работ, услуг от нерезидента, НДС не начисляется. Также существуют исключения. Если приобретение работ или услуг носит вспомогательный характер, то местом их реализации признается место реализации основных товаров, работ или услуг. Например, транспортировка приобретенного автомобиля или сборка приобретенного оборудования. Если стоимость приобретенных работ или услуг включена в таможенную стоимость или размер облагаемого импорта, и НДС по ним уплачен в бюджет и не подлежит возврату, то оборота по приобретению работ, услуг не возникает.
Реализация нерезиденту на территории рф НДС
Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи. Статьи, комментарии, ответы на вопросы: НДС нерезидент Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДС 4.2.4.1.
ЕСЛИ ПОКУПАТЕЛЕМ РАБОТ (УСЛУГ) Вопрос: …Является ли российская организация налоговым агентом по НДС при приобретении у нерезидента видеоролика, созданного по ее заказу?(Консультация эксперта, 2018) Вопрос: Является ли российская организация налоговым агентом по НДС при приобретении у нерезидента видеоролика, созданного по заказу российской организации? ролик передается через Интернет и будет включен в презентацию, которую организация изготавливает для заказчика.
НДС, уплаченный в бюджет посредником, при условии, что налоговый агент не только правильно исчислил налог, но и не забыл при этом составить и предъявить покупателю счет-фактуру от своего имени с пометкой «за иностранное лицо».
Оформленный за иностранного партнера счет-фактуру посредник регистрирует в книге продаж (это является основанием начисления и перечисления налога в бюджет) без соответствующего отражения в книге покупок.