Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие административного правонарушения и его состав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.
Субъективная сторона административного правонарушения
Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.
Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).
Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.
Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).
Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Цель — предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.
Мотив — осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.
Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.
Состав административного правонарушения
Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.
Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.
Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.
Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.
Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.
2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.
Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.
Материальный состав правонарушения
Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.
Состав правонарушения и примеры
Состав административного правонарушения может быть материальным и формальным. Первый характеризуется тем, что действия правонарушителя привели к негативным последствиям. Например, человек управлял транспортным средством в алкогольном опьянении и совершил наезд на пешехода. Пострадавший получил тяжелые травмы. В таком случае объектом правонарушения считается управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, следствием – наезд на пешехода, результатом – нанесение пострадавшему физического вреда здоровью.
Чаще всего правонарушителей привлекают к административной ответственности, имеющей формальный состав. В таком случае действия лица не приводят к наступлению негативных последствий. Учитывается лишь сам факт совершения противоправного деяния.
№ п.п. | Статья КоАП | Пример административного правонарушения, имеющего формальный состав |
1 | 12.1 | Езда на не зарегистрированном соответствующим образом автомобиле. |
2 | 12.7 | Езда на автомобиле без прав |
3 | 12.5 | Управление неисправным транспортным средством |
4 | 12.9 | Превышение ограничений скорости во время движения на авто транспорте |
5 | 12.8 | Езда на автомобиле в пьяном виде |
Не зависимо от вида состава правонарушения, если он присутствует, то правонарушителя привлекают к ответственности. Надо отметить тот факт, что санкции по отношению к виновному лицу могут быть применены не только на основании решения суда, но и других уполномоченных органов, например по постановлению старшего участкового полиции.
Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.
Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.
Признаки административного процесса:
• вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
• обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
• результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
• регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
• обладает определенным строением (структурой).
Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.
Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.
Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.
Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.
Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.
Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.
Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.
Принцип быстроты {оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.
Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.
Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.
Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.
Общие черты административно-правонаделительного процесса:
• является составным элементом (частью) административного процесса;
• направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;
• в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;
• правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;
• состоит из административных производств;
• результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.
Виды производств административно-правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.
Состав и виды административного правонарушения
Каждая статья второго раздела Кодекса описывает 4 элемента деяния: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В совокупности они образуют состав административного правонарушения.
Если хоть один из элементов выпадает, человека или организацию не получится наказать.
Объекты – это те отношения и ценности, которым нарушители причиняют вред. Они перечислены в главах 5-21 Кодекса. В зависимости от объекта юристы выделяют, в частности, такие виды административных правонарушений:
- против прав граждан;
- против здоровья населения;
- против собственности;
- против общественной нравственности;
- нарушающие ПДД и другие.
Объективная сторона административного правонарушения включает конкретный проступок, отрицательные последствия (при их наличии) и причинно-следственную связь.
Субъективная сторона правонарушения раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и вытекающим последствиям, определяет направленность его воли. Таким образом, человек когда становится личностью, получает возможность самостоятельно ориентироваться в окружающей действительности и самостоятельно направляет свою деятельность. Однако, совершая правонарушение, человек должен отдавать себе отчёт, что его поведение может нанести вред другим или даже государству. С субъективной стороны любое правонарушение характеризуется виной, целью и мотивом. Рассмотрим субъективную сторону на примере уголовного права.
«Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его результатам. Она выражается в том, что он осознает общественноопасный характер деяния, либо не осознаёт, хотя мог и должен был осознать»[26]. «Принимая решение совершить противоправное деяние, индивид осуществляет выбор, не являющийся изолированным от социальных условий. Внутренние установки, убеждения, желания правонарушителя в значительной мере формируются под негативным воздействием окружающей общественной среды, предоставляющий ему объект приложения соответствующих интересов»[27].
Определение этого понятия вытекает из Уголовного кодекса Российской Федерации. Вина – это безграничный психический процесс, который не может иметь чётких границ. Формы вины по Уголовному кодексу – это умысел и неосторожность[28]. Умысел, в свою очередь, бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность.
Признаками умысла являются желание, сознание того, что совершаемое правонарушение несёт характер общественно-опасного деяния. Лицо с умыслом должно предвидеть вредные и опасные последствия своих деяний. «В соответствии с ч.2 ст.25 Уголовного кодекса РФ, если лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления, оно действовало с прямым умыслом»[29]. Разница между прямым умыслом и косвенным лишь в том, что при прямом умысле лицо осознаёт об опасных и вредных последствиях и желает их наступления, например: убийство с целью грабежа, а при косвенном умысле лицо, также осознавая о последствиях — допускает их, например: управление автомобилем в состоянии опьянения и попадание в ДТП, в результате которого пострадали случайные лица.
Неосторожность, как уже ранее было сказано, так же, как и умысел делится на два подвида – небрежность и легкомыслие.
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации[30], легкомыслие – это сознание лицом, совершающим правонарушение, возможности наступления общественно-опасных последствий своих деяний и безосновательный расчёт на их предотвращение, например: водитель едет на транспортном средстве с повышенной скоростью, рассчитывая на свои водительские навыки, но, по неосторожности, теряет управление и совершает наезд на пешехода, совершив последнему тяжкий вред здоровью.
В отличие от легкомыслия, небрежность заключается в том, что лицо, совершающее правонарушение не осознавало и не предвидело наступления общественно-опасных последствий, хотя при необходимых обстоятельствах могло и должно было предвидеть эти последствия, например: медицинский работник, производивший инъекцию лекарства пациенту, по невнимательности ввел другое вещество, оказавшееся ядом, в результате чего у пациента наступила смерть. В этом случае медицинский работник понесет ответственность за преступление, если будет доказано, что он не только должен был, но и мог распознать яд.
Преступную небрежность следует отличать от случайного причинения вреда (казуса). «При невиновном причинении вреда лицо не предвидит, не должно и не могло предвидеть наступление общественно-опасных последствий либо должно было, но не могло их предвидеть»[31]. К примеру, господин Иванов И.И. работал у себя на дачном участке – спиливал большое дерево, которое ему сильно мешало. В результате спила дерево упало на забор, огораживающий участок Иванова И.И., а, заодно, и прибило господина Петрова П.П., который в состоянии сильного алкогольного опьянения не дошёл до своего участка и прилег отдохнуть к забору у участка Иванова И.И., пока последний спиливал дерево. В данном случае имеет место казус, т.е. невиновное причинение вреда, потому что Иванов И.И. не мог и не должен был предвидеть что у забора окажется Петров П.П.
Вина также бывает двойной (сложной) формы[32]. В Уголовном кодексе говорится, что, если виновный, действуя умышленно, причиняет тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и не охватывались умыслом виновного, то ответственность за эти последствия наступают только в случае неосторожности виновного. Например, ст. 111 УК РФ. Это умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, слуха, речи либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности[33]. Если в результате причинения тяжкого вреда здоровью, оно повлекло за собой смерть потерпевшего, то простой состав преступления (ч.1 ст.111 УК РФ) становится квалифицированным (ч.4 ст.111 УК РФ). В указанном случае основное действие (причинение тяжкого вреда здоровью) совершается умышленно, а к полученному последствию, т.е. смерти человека, отношение субъекта выражено в виде неосторожности. В целом это является одним составом правонарушения с усложнённой субъективной стороной – двойной формой вины.
В законодательстве нет упоминаний о таких компонентах как, мотив, цель и эмоции. Однако это не означает, что эти компоненты не являются частью субъективной стороны правонарушения. Вышеуказанные компоненты присущи любому поведению человека и необходимы для правильной оценки его поведения и установления степени виновности.
«Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленная на достижение конкретных целей»[34]. Мотив воздействует на сознание правонарушителя, формирует направленность его воли и характер действий. «Мотивы характерны для всех преступлений, совершаемых с прямым умыслом, их наличие просматривается и при совершении действий (бездействий) с косвенным умыслом[35]» Мотивация отвечает на вопросы чего хочет человек и к чему он стремится. В первую очередь человека мотивирует удовлетворение собственных потребностей, так как они лежат в основе его поведения. Потребности человека разнообразны и социально обусловлены, они являются фундаментом психической деятельности, влияют на его ум, чувства и волю. В свою очередь к потребностям примыкают и побудительные факторы, такие как убеждения, мировоззрения, взгляды, идеалы и стремления. Вся эта система потребностей и образует мотивацию. Не трудно догадаться, что является мотивацией вора, ограбившего чужое имущество. Обычно это могут быть лишь два варианта – потребность в богатстве либо иной человеческий фактор (допустим – месть).
Чаннов С.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы (г. Саратов).
Российское отраслевое законодательство содержит значительное количество правовых норм, адресованных коллективным и индивидуальным субъектам права и обязательных для применения. Данные нормы, устанавливая общеобязательные правила поведения, характеризуют должный правопорядок и государственную дисциплину в определенных сферах, которые непосредственно затрагивают права и законные интересы граждан и организаций. К ним относятся: правила поведения в общественных местах; правила охраны окружающей среды и природопользования; правила дорожного движения и использования различных видов транспорта; правила ведения предпринимательской деятельности; таможенные, финансовые и налоговые правила; правила воинского учета и т.д.
Устанавливая данные правила как общеобязательные, государство предусматривает и меры государственного принуждения, применяемые за их нарушение, которые могут носить дисциплинарный, административный, уголовный и т.п. характер. Нарушение указанных правил является правонарушением, в случае же, если они охраняются нормами административного законодательства, — административным правонарушением.
Исторически в правовой науке и в законодательстве сложилось два подхода к пониманию административных правонарушений.
В конце XIX века значительно возросло количество административных актов, нарушающих права индивидов. Поэтому наиболее развитые государства вынуждены были признать себя ответственными за действия своей администрации, даже если эти действия совершались в соответствии с предоставленной ей компетенцией. Возникла необходимость законного и обоснованного разрешения споров между представителями власти и гражданами. Поэтому в развитых государствах мира был образован институт административной юстиции — важнейшее средство общественного контроля над деятельностью администраций. Такое представление о сущности административных деликтов и ответственности за их совершение легло в основу построения административного законодательства Франции, ФРГ, Англии, США.
Второй подход, который условно называют карательным, первоначально, до возникновения понятия административных правонарушений в собственном смысле, доминировал в Германии в XVIII — XIX вв. Проступки, за которые наступала ответственность, назывались exekutivstrafen, позднее — полицейскими, или фискальными, деликтами. Они представляли собой уголовные проступки. Лица, их совершившие, несли уголовную ответственность. В целом законодательством Пруссии, а затем Германии закреплялось административное усмотрение на уголовное принуждение. Таким образом, сложилось иное понимание административных правонарушений — как неисполнение населением административных предписаний государственной власти либо совершение таких действий, наказания за которые назначались в административном порядке. Целью подобных наказаний было не восстановление нарушенного права, а наказание за ослушание. В настоящее время в Германии взыскания, устанавливаемые в административном порядке, предназначаются для обеспечения выполнения административных постановлений, а не для кары и применяются достаточно редко, поскольку карательные нормы содержатся в основном в уголовном законодательстве .
См. об этом: Административное право. Курс лекций. Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2006. С. 281 — 282.
В силу ряда причин именно прусский подход получил «второе рождение» в нашем государстве в XIX веке и после 1917 года. Произошла трансформация административных правонарушений в иное явление, обозначаемое прежним термином. Из средства контроля за решениями органов государственной власти институт административных правонарушений, как, собственно, и вся отрасль административного права, превратился в придаток уголовного права, обеспечивая контроль государства над обществом, охраняя правопорядок угрозой наказания . Полицейское право играет важную роль и в построении науки современного российского административного права .
Субъект административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения является виновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащее административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством.
В соответствии с действующим КоАП РФ субъектами административных правонарушений могут являться как физические, так и юридические лица.
Понятие «субъект административного правонарушения» очень близко к понятию «субъект административной ответственности». И все-таки знак равенства между ними ставить нельзя. Действительно, в большинстве случаев они совпадают. Лицо, совершившее административное правонарушение, привлекается к административной ответственности и становится ее субъектом. Однако бывают ситуации, когда они будут различаться. Так, например, гражданин, допустивший незначительную временную просрочку платы за негативное воздействие на окружающую среду, становится субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду», однако если он будет освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью, субъектом административной ответственности он не станет. То же относится к случаям совершения административного правонарушения в состоянии невменяемости. А вот если деяние, подпадающее под признаки административного правонарушения, совершено в состоянии крайней необходимости, не возникнет не только субъекта административной ответственности, но и субъекта административного правонарушения, т.к. в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ «не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости».
Все субъекты административного правонарушения могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. При этом в различных ситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным лицам).
Общим субъектом административного правонарушения является совершеннолетний гражданин Российской Федерации. Ответственность таких субъектов наступает по общим правилам, без каких-либо особенностей.
Большая часть противоправных действий совершается с четким пониманием их незаконности. К примеру, по неосторожности нельзя совершить изнасилование, разбой, грабеж. Но есть категория правонарушений, которые совершаются без намерения причинить вред. Лицо может действовать вопреки своей воле и желанию. В этом случае говорят о легкомысленности. Умысел может быть косвенным и прямым. В последнем случае субъект не только понимает противоправность своего поведения, но и желает наступления негативных последствий, стремится к ним. От прямого умысла косвенный отличается по характеристике волевого аспекта. Во втором случае лицо относится безразлично к вероятности наступления отрицательных последствий. Умысел выражает крайнюю форму отрицательного отношения лица к обществу, правам других.
Комментарий к Статье 2.1 КоАП РФ
Часть первая комментируемой статьи определяет понятие административного правонарушения. Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие. Из его определения в юридической науке обычно выделяют следующие признаки административного правонарушения:
— противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;
— виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;
— наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.
Вина является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, однако традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию малоприменима к определению виновности юридических лиц. Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности. В силу этого в части второй комментируемой статьи дается иной подход к формулированию вины юридического лица. Суть данного подхода заключается в определении реальной возможности или невозможности для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых и установлена административная ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В то же время комментируемая статья содержит и исключение из этого правила. Не считается двойным наказанием привлечение за одно административное правонарушение к ответственности совершившего его юридического лица и конкретных виновных должностных лиц. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с послед. изм.) разъяснил, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснить, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
Субъективная сторона – характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта.
- Вина – психическое отношения лица, к совершенному правонарушению;а) Умышленная – лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), предвидело вредные последствия и желало их наступления, сознательно допускало их либо относилось к ним безразлично;б) Неосторожная – лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело последствия, хотя могло и должно было их предвидеть.
Юридический состав административного правонарушения. Объект и предмет административного правонарушения
Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.
Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ).
- Элементы состава административного правонарушения:
- 1) объект административного правонарушения;
- 2) объективная сторона административного правонарушения;
- 3) субъект административного правонарушения;
- 4) субъективная сторона административного правонарушения.
Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
- Виды составов:
- По степени общественной опасностисостав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
- По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
- В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения,состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).
- Объектадминистративного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Примеры административного правонарушения
Наиболее распространённый пример — мелкое хулиганство (ст. 20.1). Его определение крайне обтекаемо: выражается в открой неприязни к обществу с нарушением общественного порядка. В состав обычно входит нецензурная лексика в адрес человека или группы лиц, приставание к другим гражданам и повреждение частного имущества.
Ст. 15 Кодекса Волгоградской области устанавливает строгую ответственность за неявку без уважительных причин на регулярный мед. осмотр больных ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом или иных инфекций, которые передаются половым путём.
Ст. 5.26 о дискриминации — нарушении свободы и естественных прав человека и гражданина из-за его вероисповедания, цвета кожи, пола, расы и т. д. В некоторых случаях это нарушение проходит вкупе с мелким хулиганством.