Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли ездить без техосмотра в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый автолюбитель, садясь за руль своего транспортного средства должен четко знать, какое может быть наказание за отсутствие обязательного документа о проведении технического осмотра. Водители такси, автобуса или специальных ТС будут вынуждены оплатить административное наказание. При этом может быть не только наказание, размер которого может достигать 5 000 рублей. В качестве альтернативы сотрудники ГИБДД могут лишить водительских прав, на срок до 3 месяцев. При этом важно учитывать, что решение всегда принимает уполномоченный сотрудник.
Что будет если попадешься повторно или в третий раз
Согласитесь, неприятная ситуация, если вас утром остановят и выпишут штраф, а потом повторно в обед. Такое может случиться с водителями такси или автобуса, которые активно передвигаются за рулем своего транспортного средства.
Важно знать, что в такой ситуации штраф за непрохождение техосмотра выписывается только 1 раз, который действует 24 часа. Если спустя указанное время водителя вновь остановит сотрудник ГИБДД и осмотра не будет, то будет выписан еще штраф. Так будет продолжаться до тех пор, пока собственник машины не получит обязательный документ, по итогам проверки.
При этом важно понимать, что стоимость штрафа может быть в разы выше, чем плата за прохождение осмотра. Поэтому не стоит рисковать и переплачивать, поскольку процедура получения занимает по времени не более 30 минут. При этом проверить машину можно в любой день недели.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
Сколько стоит техосмотр машины в 2023 году
Стоимость техосмотра в 2023 году зависит не только от типа транспортного средства, но и от региона (субъекта федерации), где проводится процедура осмотра.
Например, цена техосмотра легкового автомобиля находится в пределах 300 — 700 рублей, стоимость техосмотра грузовиков 600 — 1000 рублей.
Эта сумма уплачивается непосредственно организации, проводящей осмотр автомобиля. Платить дополнительную госпошлину за техосмотр в 2023 году не требуется.
Поэтому чтобы узнать, сколько стоит техосмотр на территории Вашего региона, рекомендую обратиться к выбранному оператору технического осмотра (позвонить по телефону).
Оплатить техосмотр можно в отделении банка или через специальные платежные терминалы. Для этого нужно выбрать пункт, в котором Вы будете проходить технический осмотр, и узнать его реквизиты для оплаты. Также можно заплатить и в кассе организации.
Условия прохождения ТО для разных транспортных средств
Ранее на водителей грузовых машин, автобусов и такси накладывалась обязанность проведения техосмотра. Новая редакция закона устанавливает их ответственность за отсутствие диагностической карты. Предусмотрены взыскания и с операторов, которые продают желающим документ без обследования автомобиля.
Периодичность выполнения процедуры зависит от возраста и вида ТС:
- в первые 3 года эксплуатации купленной машины технический осмотр не нужен;
- ТО важно пройти не позднее, чем через 7 лет;
- для транспортного средства, которое не достигло возраста 7 лет, повторные процедуры предусмотрены каждые 24 месяца;
- машины старше проверяют ежегодно.
Исключение составляют:
- грузовики массой свыше 3,5 тонн;
- такси;
- автобусы с вместимостью от 8 человек;
- спецтранспорт.
Условия прохождения техосмотра
Нужен ли техосмотр и как часто, по закону зависит от вида транспорта и года выпуска. Год указан в ПТС или СТС.
Для легковых автомобилей, грузовиков до 3,5 тонны, прицепов и мотоциклов. Весь этот транспорт требует ТО в зависимости от возраста машины:
Для легковых автомобилей коммерческого назначения. К ним относятся учебные машины и рейсовые автобусы.
С 1 октября 2021 года техосмотр автобусов проходит при участии сотрудника ГИБДД. Полицейский должен подписать диагностическую карту вместе с сотрудником пункта ТО.
Для автомобилей служб такси. На таких машинах проходят техосмотр каждый год.
Для грузовых автомобилей тяжелее 3,5 тонны. Периодичность ТО зависит от возраста:
Собственник не обязан дожидаться этих сроков, чтобы пройти техосмотр — это можно сделать и раньше. Например, если это необходимо для выезда за границу.
Как проходит техосмотр
Пройти технический осмотр транспортного средства разрешено только в аккредитованных специализированных организациях. Если купить диагностическую карту у нелицензированной фирмы, владельца ждет ответственность за отсутствие техосмотра и карты диагностики установленного образца.
Проверьте, является ли фирма аккредитованной в специальном реестре. Этот перечень компаний, допущенных к проведению техосмотра, утверждает Российский союз автостраховщиков. Обратиться за услугой разрешено в любую из организаций, указанных в реестре. Никакой привязки к месту регистрации и месту постановки транспорта на учет нет.
Подготовьте документы для ТО:
Для собственников — физических лиц
Для собственников — юридических лиц
Это не полный перечень необходимой документации. Фирма, оказывающая услуги по ТО, вправе запросить дополнительные бумаги и справки.
Порядок и правила проведения техосмотра закреплены в Федеральном законе от 01.07.2011 № 170-ФЗ. По результатам исследования на авто заполняется специальная диагностическая карта, которая выдается на руки владельцу. Если ее нет, вот чем грозит отсутствие диагностической карты: штрафом до 300 000 рублей.
Одновременно с оформлением бумажной карты сведения о результатах ТО заносят в информационную базу данных автостраховщиков. Система позволяет получить оперативную и достоверную информацию о прохождении диагностики. Автостраховщики, основываясь на данных информационной системы, принимают решение о предоставлении полисов КАСКО и ОСАГО.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Вопрос, есть ли штраф за отсутствие диагностической карты, решен. Теперь определимся, кто обязан уплатить штрафные санкции за нарушение законодательства об обязательном прохождении технического обслуживания транспортных средств.
Оплатить штраф обязан водитель, то есть лицо, которое фактически управляло транспортным средством без технического заключения о соответствии. Если водитель — это наемный работник учреждения или предпринимателя, то штраф за отсутствие техосмотра возвращается. Простыми словами, уплаченная сумма компенсируется работодателем.
Подчиненному потребуется подтвердить уплату взыскания документально. То есть необходимо подать работодателю квитанцию, что штраф КоАП РФ оплачен в полном объеме.
Кому и когда по закону положено проходить техосмотр?
В ст. 15 № 170-ФЗ “О техническом осмотре…” говорится, что для юридических и физических лиц частота проведения ТО легковых, а также грузовых автомобилей (до 3,5 т), находящихся в собственности, напрямую зависит от «возраста» ТС.
Возраст автомобиля, лет
Срок действия диагностической карты
Не нужно проходить ТО
Первая часть указанной статьи говорит о необходимости ежегодного прохождения ТО для следующих транспортных средств (независимо от возраста):
- грузовые машины с разрешенной массой более 3,5 тонн;
- учебные автомобили;
- спецмашины, оснащенные приборами для подачи звуковых и световых сигналов.
В ст. 15 ч. 1 №170-ФЗ сказано, что подвергаться техосмотру через каждые 6 месяцев должны следующие группы ТС:
- автобусы;
- легковые такси;
- грузовые автомобили, оборудованные для перевозки 8 и более человек (не считая места водителя);
- транспортные средства и прицепы к ним, предназначающиеся для транспортировки опасных грузов.
Ответственность за отказ от прохождения техосмотра в 2023 году
Водители, не прошедшие обязательный техосмотр вовремя, будут оштрафованы. Нарушители будут автоматически обнаружены камерами. Если у них нет диагностической карты в ЕАИСТО, то штрафы придут даже при наличии действующего полиса ОСАГО, но не чаще одного раза в сутки. Штраф 2000 руб.
Напомним еще раз: владельцы такси, автобусов и грузовых автомобилей должны пройти техосмотр без нарушений. За отсутствие диагностических карт давно штрафуют — не расслабляются.
Но это совсем не значит, что о техосмотре и диагностике автомобиля теперь можно забыть. Вот причина: В случае ДТП страховая компания может отказать в выплате компенсации автовладельцу с просроченной диагностической картой. А если он является виновником аварии, то страховая компания имеет право предъявить к нему иск о возмещении ущерба пострадавшей стороне. Поэтому в интересах автовладельца выполнить требования технического осмотра и сделать это вовремя.
Что будут проверять на ТО в 2023 году
Сейчас список проверок насчитывает 55 пунктов. Этот перечень утвержден до 1 марта 2027 года, так что в ближайшее время вряд ли претерпит изменения.
В первую очередь внимание уделят тормозам. Проверят:
- их эффективность;
- равномерность срабатывания механизмов;
- работоспособность пневматической тормозной системы при экстренном торможении (в автопоездах);
- отсутствие утечек воздуха из тормозных камер;
- отсутствие утечек тормозной жидкости из системы;
- целостность привода;
- исправность стояночного тормоза и систем контроля состояния тормозов;
- целостность шлангов;
- корректность размещения пневматических шлангов тормозной системы (в автопоездах).
Следом изучат рулевое управление:
- корректность работы усилителя (при его наличии);
- отсутствие самопроизвольных «подруливаний»;
- суммарные значения люфта — они должны быть в пределах нормы;
- наличие всех запчастей и крепежа рулевой колонки;
- отсутствие следов повреждений на рулевом механизме и его общую работоспособность;
- отсутствие «стопоров», мешающих полноценному повороту руля.
Затем настанет черед оптики:
- все приборы должны соответствовать стандартам;
- стоп-сигналы должны быть исправны;
- угол светового пучка должен вписываться в установленные нормы;
- лампы должны соответствовать штатным по типу, цвету, форме, размеру и расположению.
Для стеклоочистителей и стеклоомывателя предусмотрен всего один пункт:
- если система устанавливается на заводе (покажите-ка хоть одну машину без нее), она должна быть на месте и работать.
А вот для колес есть целых пять критериев:
- достаточная глубина рисунка протектора;
- общая пригодность шин к эксплуатации;
- комплектность болтов крепления — ни одно отверстие на ступице не должно остаться пустым;
- на дисках не должно быть трещин, вмятин и других дефектов, влияющих на эксплуатационные характеристики;
- установленные на автомобиль шины должны не только подходить ему, но и соответствовать всем требованиям.
Не обойдут вниманием и двигатель:
- его выхлоп проверят на токсичность и соответствие заявленному экологическому классу;
- саму конструкцию — на герметичность. Масло не должно вытекать каплями, а выпуск — подтравливать;
- запорные устройства в системе подачи горючего — на исправность;
- если ТС оснащено ГБО, оно должно быть сертифицировано и, само собой, исправно.
Все остальные пункты уже не разбивали на категории, так что в чек-листе они находятся в категории «Прочее»:
- зеркала должны быть установлены там, где предполагается изготовителем;
- передняя полусфера должна быть прозрачной и не выбиваться из общих требований законодательства;
- в один пункт попали замки и устройства обдува;
- аварийные выключатели дверей и навигацию к ним будут тестировать там, где она предусмотрена;
- клаксон должен гудеть;
- сцепные устройства должны надежно выполнять свою функцию;
- ремни безопасности, если они были установлены на заводе, должны работать в штатном режиме;
- все, что может нанести травму в случае экстренного торможения или маневрирования, должно быть надежно зафиксировано. Это относится к пассажирскому транспорту;
- также проверят работоспособность регулировки сидений;
- брызговики и подкрылки должны располагаться на «штатных» местах;
- все механизмы подъема, опускания и им подобные (автоматическая подача запасного колеса, лебедка и пр.) должны быть исправны;
- «тревожная кнопка» при необходимости действительно должна обеспокоиться и дать возможность вызвать МЧС;
- все специальные требования, предъявляемые к специфически оборудованному транспорту, должны быть выполнены.
Что будет сейчас за не пройденный техосмотр?
Езда без техосмотра осенью 2022 года может обернуться следующими проблемами.
- Отсутствие выплат при аварии. Если у участника ДТП отсутствует техосмотр, страховая вправе лишить его выплат. Обжаловать такое решение не сможет ни один юрист. Виновник аварии, у которого нет диагностической карты, будет компенсировать причиненный ущерб. Это может быть починка транспортного средства, лечение пострадавших, возмещение материального вреда, нанесенного имуществу третьих лиц (разбитый светофор, киоск или ограждение). Выплаты нередко превышают стоимость автомобиля виновника.
- Проблемы с ГИБДД. Езда без техосмотра карается штрафом. Штрафные санкции накладываются при каждом выявлении правонарушения. За одну поездку водитель может «собрать» постановлений на несколько тысяч рублей.
- Невозможность купить ОСАГО в стандартном режиме. Существующее законодательство исключает покупку страховых продуктов при отсутствии диагностической карты. Собственник транспортного средства должен подтвердить, что располагает исправным автомобилем.
Не рекомендуется пренебрегать обязанностями по прохождению регулярного технического осмотра. Своевременное проведение процедуры позволит удостовериться в исправности авто, исключит сложности при общении с сотрудниками ГИБДД и страховых компаний.
Размеры штрафных санкций на 2020 год
С 26.07.2019 действует новый штраф за отсутствие техосмотра. Сотрудник ГИБДД взыщет с нарушителя 2000 рублей. В отношении организаций предусмотрены более серьезные меры ответственности.
Категория правонарушения |
Размер штрафа за отсутствие техосмотра, руб. |
Ссылка на нормативно-правовой акт |
---|---|---|
Управление авто без прохождения технического осмотра в аккредитованной СТО |
2000 рублей — на водителя. |
Ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена без фактического проведения техосмотра |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Диагностическая карта оформлена при наличии нарушений и несоответствий требованиям безопасности |
|
Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Передача недостоверных сведений о прохождении ТО в информационную систему автостраховщиков. Например, фирма подала информацию о ТО, которое фактически не проводилось |
|
Ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ |
Выпуск транспортного средства в эксплуатацию, техническое обследование которого не проводилось по факту |
|
Ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ |
Отсутствуют сведения в путевых листах о пройденных предрейсовых медосмотрах водителей и о технических осмотрах транспортных средств при перевозках пассажиров, багажа и грузов |
|
П. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Штраф с камеры за непройденный техосмотр возможен в среднесрочной перспективе.
Итак, действующая редакция КоАП РФ предполагает ответственность за отсутствие техосмотра только для водителей-профессионалов. Их можно привлекать к ответственности через камеры фотофиксации хоть сейчас. Соответствующая инфраструктура действует в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге и ряде других.
Водителям легковых автомобилей можно выдохнуть? Да, но ненадолго.
Ведь в будущем готовятся поправки в КоАП, которые позволят штрафовать все виды транспорта за отсутствие техосмотра. Да и санкцию существенно повысят. Увязать «письмо счастья» могут с отсутствием полиса ОСАГО. Ведь для оформления страховки требуется заполненная диагностическая карта.
Условия прохождения техосмотра
В КоАП РФ четко прописаны указания относительно времени прохождения техосмотра, в зависимости от возраста и вида транспорта.
Для легковых автомобилей, для грузовых автомобилей весом до 3,5 тонн, прицепов и полуприцепов в течение первых трех лет после начала эксплуатации техосмотр не требуется. В дальнейшем — в возрасте ТС от 3 до 7 лет — проходить техосмотр нужно каждые 2 года. Когда возраст достигает 7 лет, ТО проводится ежегодно.
Такси, грузовые автомобили весом более 3,5 тонн, автобусы вместимостью более 8 человек и спецтранспорт подлежат техосмотру каждые полгода.
Но эти критерии вовсе не обязывают каждого владельца автомобиля либо мотоцикла проводить техосмотр своевременно. Все зависит от формы эксплуатации транспортного средства.