Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого дня считается служба срочника в армии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вариант службы в виде трудовой деятельности полезной для общества. Срок такого вида службы составляет 1,7 лет. Правом воспользоваться таким видом службы имеют граждане достигшие призывного возраста. Основанием для подачи заявления о желании прохождения , является противоречие его убеждениям и вероисповеданию, а так же такое право имеют немногочисленные народности, придерживающиеся традиционного образа жизни, не согласующегося с воинской обязанностью.
Конкретный день, с которого начинается несение службы
Обычные граждане, да и зачастую призывники, полагают, что днем начала службы считается момент, когда его забирают из родного города, но это ошибочно. Согласно такому законодательному акту, как ФЗ №53 от 28 марта 1998 года, гражданин срочной службы начинает проходить военную службу с того момента, когда ему будет присвоено его первое военное звание «рядовой» уже в призывном пункте сбора.
При этом такое звание в призывном сборном пункте присваивается только после прохождения молодым человеком специальной заключительной медицинской комиссии.
Проверить и уточнить дату начала службы призывник может в своем документе – военном билете. В нем должна быть соответствующая отметка о дате присвоения ему звания.
У служащих на контрактной основе дата начала службы указывается в заключаемом договоре.
Окончание срочной службы
Службу в Советской Армии нельзя назвать лёгкой и безмятежной. Помимо боевой подготовки, занятий совершенствованием своей физической формы, обслуживанием боевой техники и вооружения, военнослужащие привлекались к несению караулов, нарядам по столовой, хозяйственным работам в части и за её пределами.
За время армейской службы молодые люди приобретали навыки, которые в последствии пригождались в гражданской жизни.
С большим нетерпением срочники ожидали приказа Министра Обороны. Он являлся точкой отсчёта предстоящей демобилизации. С этого дня военнослужащие переходили в разряд «дембелей», могли поучать других, свысока смотреть на них, требовать к себе особого отношения, командиры не привлекали их к службе и работам.
Подготовка формы к увольнению (украшение её галунами, нашивками, кантами, значками) и дембельских альбомов с картинками и фотографиями занимали оставшееся до увольнения время.
Возвращение домой в парадной форме считалось наглядным подтверждением успешного прохождения военной службы. Долг Родине считался возвращённым.
В настоящее время служба в армии значительно легче:
- срок – 1 год;
- отсутствие хозяйственных нарядов;
- наличие мобильной связи с родственниками;
- облегчённый порядок прохождения службы (отдых днём, личное время, установленный распорядок, внешние смотры);
- открытость армейских подразделений.
Для современного молодого человека военная служба, в большинстве случаев, потеря времени. Один год – вычеркнутый из жизни. Если подходить к этому с такой позиции, служба покажется нудной и бесконечно долгой.
Как говорят психологи, нужно изменить точку зрения на предмет. Новое в жизни: навыки, товарищи, чувства, знания, общение, вот тот груз, который может пригодиться в дальнейшем. Отношения военнослужащего и армейского коллектива прекращаются в разное время в зависимости от характера службы.
Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
1. Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:
- а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации;
- б) исполнения должностных обязанностей;
- в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
- г) участия в учениях или походах кораблей;
- д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
- е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
- ж) нахождения в служебной командировке;
- з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
- и) следования к месту военной службы и обратно;
- к) прохождения военных сборов;
- л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
- м) безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
- н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
- о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
- п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
2. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:
- а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «л», «м», «н», «о», «п» и «р» пункта 1 настоящей статьи;
- б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;
- в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
3. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Порядок и условия командирования военнослужащих, если иное не определено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Статья 41. Приведение к Военной присяге и принесение обязательства
1. Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) проводится:
- по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца;
- по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов или учебных сборов.
До приведения к Военной присяге (принесения обязательства):
- военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы или проходящий учебные сборы, не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов;
- за военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы или проходящим учебные сборы, не могут закрепляться оружие и военная техника;
- к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы или проходящему учебные сборы, не может быть применен дисциплинарный арест.
2. Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Правовой статус военнослужащих
Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством.
На них возлагаются обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером этих обязанностей военнослужащим предоставляются льготы, гарантии и компенсации.
Особенности статуса военнослужащего, проходящего военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, регулируются законодательством.
Гражданин приобретает статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивает его с ее окончанием.
Правовая защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Социальная защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
— реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
— совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
— охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» особо подчеркивает, что никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и законодательством о статусе военнослужащих. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то законодательством и общевоинскими уставами.
Оскорбление военнослужащих, насилие по отношению к ним и угроза его применения, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военнослужащим гарантируется свобода вероисповедания. Они вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица и только в свободное от военной службы время. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для религиозной пропаганды. Религиозная символика, литература и предметы культа используются ими только по их личному желанию. Все военнослужащие, в том числе проходящие военную службу по призыву, имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном законодательством. При этом проходящие военную службу по призыву освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
Сущность воинского долга составляют защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Воинский долг обязывает военнослужащих:
— быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
— строго соблюдать Конституцию РФ и законы, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
— дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
— совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
— быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
— соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности.
Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Для их исполнения военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т.д.), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления или в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
За материальный ущерб, причиненный военнослужащими государству при исполнении ими обязанностей военной службы, те привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».
Расшифровка военного билета
В военном билете содержатся следующие данные о военнообязанном:
- фамилия и имя, дата и место рождения, профессия, наименование учебного заведения, спортивный разряд;
- заключение военной комиссии;
- отметки о прохождении службы;
- награды, классность, заслуги;
- должность, звание, военная специализация;
- отметки о ранениях;
- список порученного имущества;
- рост, окружность головы, размер противогаза;
- размер обуви;
- сведения о снятии и постановке на учет;
- сведения о принятии присяги. Отметку делает начальник штаба воинского подразделения, с указанием числа, месяца и года принятия.
Правила отсчета срока
Исчисление срока нахождения в армии происходит по определенным правилам и вот когда начинается отсчет службы для граждан в армии в 2021 году:
- Если гражданин призван в армию и не находится в запасе срок начинается с момента получения звания рядового;
- Если же военнослужащий находится в запасе и имеет воинское звание, то отсчет срока начинается с момента подписания приказа о направлении к месту прохождения дальнейшей службы;
- Если прохождение службы происходит на основе контракта, то с момента его подписания;
- Если молодой человек не служил, но поступил на обучение в высшее военное образовательное учреждение, то отсчет срока начинается с момента зачисления юноши в учебное заведение.
В период службы засчитываются все дни, включая праздничные и выходные. Исключение могут составлять лишь следующие случаи:
- Дни, когда военнослужащий находился в дисциплинарной воинской части. Но если на протяжении данного периода к военнослужащему не было никаких нареканий, то это время также может быть засчитано в срок несения службы;
- Дни, когда военнослужащий самовольно покинул расположение части длительностью более чем на 10 суток.
Ожидается ли отмена обязательного военного призыва
Отношения военнослужащего и армейского коллектива прекращаются в разное время в зависимости от характера службы.
Эти законы носили классовый характер и определяли, что оборона СССР с оружием в руках осуществляется только трудящимися. На нетрудовые элементы возлагалось выполнение иных обязанностей по обслуживанию обороны СССР.
В итоге его могут зачислить в ВС на общих условиях. Для таких призывников срок службы начнется с момента выхода приказа о его направлении в воинскую часть, где ему предстоит проходить службу. Это изменение будет полезно для тех, кто планирует поступать в профильные вузы или работать в силовых структурах.
Как сообщалось ранее, нижегородские призывники примут участие в обеспечении правопорядка в период проведения ЧМ-2018.
В вопросе дат убытия со своего военкомата и облвоенкомата ( это на второй странице в III разделе) то дата убытия с областного сборного пункта , чаще совпадает с датой присвоения воинского звания, но бывает, что эти даты различны, поэтому эти даты не могут быть приняты за дату начала воинской службы.
Не подлежали призыву граждане, отбывавшие уголовное наказание и граждане, в отношении которых велось следствие или уголовное дело рассматривалось судом.
Каков алгоритм призыва в армию
Взаимодействие призывника с военкоматом и армией строится по следующей схеме:
- Постановка на учёт. Производится с 1 января по 31 марта того года, когда гражданину исполняется 17 лет. Призывник проходит первую медкомиссию, которая сразу же может признать его негодным или дать отсрочку. По результатам на руки выдают приписное, с которым в дальнейшем придётся обращаться в военкомат.
- Прохождение призывной комиссии. По достижении 18 полных лет призывник вновь проходит медосвидетельствование, и призывная комиссия решает, будет ли он служить, а если да – то где. Комиссии работают дважды в год в сроки, определённые законом №53-ФЗ.
- Явка на сборный пункт и направление в часть.
- Прохождение начальной подготовки и присяга. После этого призывник становится «полноценным» солдатом и может направляться для решения боевых задач. В частности, только после присяги ему выдаётся закреплённое за ним оружие.
Воинская обязанность в СССР и России
В п. 10 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» записано, что началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день присвоения воинского звания рядового.
Назовем также причины, почему призывной возраст заканчивается 27 годами.
- Чисто статистическая. Учитывая существующий срок службы – 12 месяцев, наличие двух призывных кампаний в году – весенней и осенней, а также количество военнослужащих на конкретный момент времени, в том числе и солдат-контрактников – было подсчитано, математически выверено и в итоге закреплено на законодательном уровне, что 27 лет – это предельный возраст для обычного новобранца-срочника.
- Социальная. В таком возрасте мужчина уже должен представлять собой ценность для государства, как порядочный семьянин, отец, высококвалифицированный специалист, а не солдат. Да и с годами получить образование или создать семью представляется не легкой задачей.
Порядок предоставления отпусков военнослужащим
В соответствии с требованиями статьи 28 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим предоставляются следующие виды отпусков: — основной — военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; — каникулярные — военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях; — дополнительные — военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и по контракту; — по беременности и родам — военнослужащим женского пола; — по уходу за ребенком — военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Военнослужащим также могут быть предоставлены отпуска по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Положения о порядке прохождения военной службы установлен порядок предоставления отпусков.
Так, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части.
По их просьбе основной отпуск может быть предоставлен им по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.
Продолжительность основного отпуска военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, устанавливается: — военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, — 30 суток; — военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет от 10 до 15 лет, — 35 суток; — военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет от 15 до 20 лет, — 40 суток; — военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, — 45 суток.
В случае наличия нескольких оснований для увеличения продолжительности основного отпуска время увеличения суммируется и устанавливается с учетом общей продолжительности отпуска — 60 суток.
Продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно (не менее одних суток в один конец), но не более чем на 15 суток. Если основной отпуск военнослужащим предоставлен по частям, то время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, предоставляется один раз.
Отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.
Основной отпуск предоставляется по желанию в удобное для них время следующим категориям военнослужащих: — ветеранам Великой Отечественной войны; — ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; — военнослужащим, имеющим такое право в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лицам, приравненным к данной категории граждан; — военнослужащим, имеющим ребенка-инвалида до 16 лет; — одиноким военнослужащим, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет; — военнослужащим, награжденным знаком «Почетный донор России»; — военнослужащим, имеющим трех и более детей в возрасте до 16 лет.
По просьбе военнослужащего и с согласия командира воинской части предоставление военнослужащему основного и дополнительных отпусков допускается последовательно, без разрыва между ними.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон).
Военную службу проходят как граждане РФ — по призыву и в добровольном порядке по контракту, так и иностранные граждане — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях [1].
Порядок прохождения военной службы определяется Законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы [2] (далее — Положение) и иными нормативными правовыми актами РФ.
Срок военной службы установлен ст. 38 Закона — отдельно для службы по призыву и по контракту. Так, для тех, кто был призван на военную службу после 1 января 2008 г., срок службы составляет 12 месяцев. «Контрактник» же служит столько времени, на сколько заключен с ним контракт.
Статья 1. Воинская обязанность
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
- призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- военное обучение в период военного положения и в военное время.
Увеличение срока военной службы до 25 лет: когда ФЗ вступит в силу
Первоначально предполагалось, что военным увеличат срок службы в 2019 году. Тем не менее этого не произошло, и никаких официальных заявлений по поводу пенсионной реформы для военнослужащих от властей не поступало ни в 2019, ни в 2020 годах. Никаких новых планов по увеличению минимальной выслуги военных до 25 лет на уровне Правительства РФ не появилось.
Что касается ближайшего будущего, то учитывая сложную обстановку в финансово-экономической сфере страны в связи с пандемией коронавируса, вряд ли стоит ожидать серьезных изменений в этом вопросе до конца текущего года и даже в течение 2023 г. Общее мнение экспертов по данному вопросу сводится к тому, что повышения пенсионного возраста офицерам и солдатам-контрактникам следует ожидать в то же время, когда его увеличат для гражданских лиц.
Общефедеральная пенсионная реформа, связанная с продлением срока выхода на пенсию по возрасту, начала практически осуществляться с 2019 года. Ее реализация намечена в несколько последовательных этапов и в целом рассчитана на период до 2028 года. По окончательным итогам реформы возраст выхода на пенсию постепенно поднимется с 55 и 60 до 60 и 65 лет для мужчин и женщин соответственно. Средства, сэкономленные из-за сокращения числа россиян, вышедших на заслуженный отдых, должны пойти на увеличение выплат пенсионерам выше уровня инфляции.
Объявленная российской властью пенсионная реформа была встречена в обществе весьма неоднозначно. Преобладающей можно считать в целом негативную реакцию, в перспективе не исключающую рост социальной напряженности и даже активные массовые протестные действия. При этом не исключается возможность существенного смягчения действующего пенсионного законодательства, если это будет продиктовано необходимостью стабилизации рынка труда в условиях «коронавирусного кризиса».
Так, в мае 2020 года Кабинет министров РФ рассматривал предложение Минэкономразвития об изменении правил досрочного выхода на пенсию. Предполагается увеличить период, на который распространяется право выхода на досрочную пенсию в случае потери занятости, с 2 до 3 лет. Это предложение в итоге было направлено на доработку, то есть о категорическом исключении вероятности его реализации говорить пока что рано.