Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автобусные перевозки собственных работников потребуют получения лицензии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как добавить дополнительный автобус в лицензию?
Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:
- заявление;
- копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.
В заявлении указываются следующие данные:
- наименование лицензиата;
- номер ИНН;
- номер и дата выдачи лицензии;
- номер автобуса (регистрационный знак);
- способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
- необходимость получения выписки из реестра.
Как работает лицензия на автобус для водителей?
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:
- Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
- Следить за безопасностью дорожного движения.
- Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
- Вести путевые листы.
- Использовать все необходимые приборы и оборудование.
- Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
- Осуществлять инструктаж работников транспорта.
- Организовывать стажировки.
- Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
Требования к потенциальным получателям лицензии
Для всех соискателей, которые желают серьезно заниматься перевозками и возить пассажиров в автобусах, необходимо выполнить определенные требования. Они направлены в первую очередь на то, чтобы соблюсти права пассажиров на комфортную поездку и обезопасить людей в пути. К обязательным требованиям относятся следующие:
- Для того чтобы транспортные средства содержались в исправном техническом состоянии, перевозчику необходимо иметь свою ремонтную базу. Если такой возможности нет, то заключается договор на ремонтное обслуживание транспортных средств с посторонней организацией
- Для работы на автобусе необходимо иметь категорию прав Д. Водители должны не только обладать водительскими удостоверениями с открытой категорией Д, но и обладать хорошим физическим здоровьем. Ведь от состояния водителя зависит жизнь и здоровье пассажиров
- Приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года определено, что водитель должен иметь водительское удостоверение, выданное в России, а также иметь стаж работы по категории Д не меньше года. За этот год не должно иметься никаких взысканий
- Для осуществления перевозок необходимо прохождение медосмотра. Поэтому в штате организации должен присутствовать медик. Если такой возможности нет, то заключается договор на прохождение медосмотров со сторонней организацией. Чаще всего применяется второй метод, поскольку он менее затратный
- Перевозчик должен обеспечить выпуск на маршрут только исправного транспорта с наличием всего необходимого оборудования
Ошибки и вопросы по теме
Вопрос 1
Автобус организации собирает сотрудников по городу, чтобы привезти на работу, а вечером развозит всех обратно. Нужна ли лицензия в этом случае?
Да, нужна. В связи с изменениями, внесенными законодателем, такая деятельность подлежит лицензированию с 1 марта 2023 года.
Вопрос 2
В компании есть автобус, но он никогда не используется по назначению, на нем ездит исключительно водитель. Нужна ли лицензия в этом случае?
Если перевозка пассажиров не производится, то лицензия не нужна. Однако будет очень проблематично доказать, что автобус не используется для перевозки пассажиров.
Ошибка
Автобус организации собирает и подвозит сельских детишек к месту учебы. После наступления 1 марта лицензия оформлена не была. Это является ошибкой. Лицензия не требуется только в том случае, если автобус не ездит по дорогам общего пользования, а курсирует в пределах территории предприятия. Рассмотренный случай не относится к таким перевозкам. Перевозки детей школьным автобусом в обязательном порядке подлежат лицензированию.
Как видим, чтобы заниматься перевозками пассажиров, необходимо очень ответственно и серьезно подойти к этому делу. Лицензия на перевозку более чем 8 пассажиров выдается при выполнении определенных условий. Также следует учитывать, что практически для всех пассажирских перевозок на данный момент требуется лицензия. Исключение составляют лишь транспорт государственных органов и транспорт очень крупных предприятий, который курсирует только на территории компании. Оформление лицензии занимает достаточно продолжительное время, проверка документов длится до 45 дней. Лицензирование деятельности перевозчиков направлено на наведение порядка в этой сфере.
Кому нужно лицензирование автобусов
Давайте рассмотрим конкретные ситуации.
- Автобус, принадлежащий организации или производству, перевозит людей по заводской территории. При этом он не покидает ее. В данном случае, разрешение не требуется.
- Служебный автобус, собирающий сотрудников в разных точках населенного пункта, для доставки их рабочие места — лицензия необходима.
- Автобус используется только в личных целях, не предусматривающих транспортировку людей — лицензия не нужна.
Согласно принятым ФЗ, обязательная лицензия должна быть:
- у школьного автобуса;
- у туристического автобуса;
- у служебного транспорта;
- у заказных автобусов.
Исключить из списка обязательного лицензирования можно ТС:
- пожарной охраны;
- скорой медицинской помощи;
- полиции;
- аварийно-спасательной службы;
- военной автомобильной инспекции;
- федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;
- федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за гос. охрану;
- транспорт ВСРФ, национальной гвардии, СКРФ.
Перечень требований к автобусу, к перевозчику
Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.
Водитель должен обладать:
- категорией «Д»;
- российским водительским удостоверением;
- общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.
Компания должна иметь:
- медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
- штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
- боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.
Транспорт должен быть снабжен:
- лицензионной карточкой;
- страховым полисом ОСАГО;
- обязательным страхованием для пассажиров;
- установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Российское законодательство не предусматривает оплату за оформление лицензии. Но местные органы власти могут по своему усмотрению устанавливать государственный сбор. Поэтому информацию относительно того, за сколько можно купить лицензию на такси, следует узнавать в транспортном департаменте того региона, где она оформляется.
В Москве и Московской области документ выдается бесплатно. Автовладельцу надо только оплатить госпошлину за открытие ИП. Исключение составляет обращение за помощью в компании, оказывающие посреднические услуги по лицензированию. Здесь тарифы за оформление разрешения на пассажироперевозки могут достигать 10 тысяч рублей.
Автовладельцу, кроме оплаты лицензии, придется выделить деньги на:
- технический осмотр автомобиля;
- страховку;
- нанесение опознавательной разметки;
- приобретение необходимого оснащения (рация, таксометр и т. п.);
- оклейку машины, если цвет кузова не соответствует требованиям.
С учетом всех расходов сделать лицензию на такси будет стоить около 30 тысяч рублей. В эту сумму входит также оформление ИП или ООО. Как уже было сказано выше, разрешение действительно на протяжении 5 лет, а затем его можно продлить или переоформить, совершенно бесплатно. Необходимость в переоформлении может возникнуть, если изменились:
- регистрационный номер автомобиля;
- наименование юрлица или место его нахождения;
- ФИО индивидуального предпринимателя, его адрес регистрации.
Требования к лицензиату
Чтобы получить лицензию, должен выполнить следующие условия:
- иметь материальную базу, предназначенную для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, используемых для предоставления услуг. Помещение может быть как в собственности заявителя, так и эксплуатироваться на правах аренды;
- заключить трудовой договор с водителями, имеющими достаточную квалификацию для обслуживания пассажирских рейсов (категория D);
- иметь в штате медицинского работника, который будет проводить контроль водителей перед их выходом на смену;
- иметь транспортные средства, предназначенные для перевозки людей и соответствующие всем установленным нормативам и требованиям;
- каждое транспортное средство должно быть оборудовано поверенным тахографом и системой ГЛОНАСС;
- все перевозки должны выполняться в соответствии с требованиями правилами о перевозке багажа и пассажиров,законом о безопасности дорожного движения и транспортной безопасности.
Порядок назначения штрафа за перевозку пассажиров без лицензии
Водители такси достаточно часто проверяются сотрудниками ГИБДД на дороге. Проверяют наличие документов, в том числе разрешения на работу такси.
Кроме сотрудников ГИБДД правом проверять водителей и перевозчиков наделены государственные транспортные инспекторы — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (Ространснадзор).
Рейды проводятся регулярно и часто бывают совместными.
Если проверяющий обнаружил нарушение и начал составлять протокол, водитель вправе
— вносить в него свои пояснения и (или) возражения,
— вносить в протокол ходатайства (например, о рассмотрении дела по месту жительства).
Обычно протокол составляется сразу, но если приходится искать паспортные данные владельца, то в течение 2 суток с момента выявления нарушения (ст. 28.5 КоАП РФ).
С чего начать: с Закона или Положения?
Лицензирование в области оказания транспортных услуг регулируется прежде всего Законом о лицензировании, в то время как Положение является подзаконным актом, в котором подробно описаны не общие, а отраслевые вопросы лицензирования, а именно:
- предъявляемые к перевозчику лицензионные требования и условия, а также виды их грубых нарушений, в результате которых может быть приостановлено действие лицензии;
- перечень документов, который должен собрать соискатель, и порядок рассмотрения лицензирующим органом представленных сведений о перевозчике;
- правила выдачи лицензии, выписки из лицензионной карточки и их дубликатов или заверенных копий.
По всем иным вопросам, связанным с лицензированием перевозок пассажиров, следует руководствоваться Законом о лицензировании.
Мы начнем с отраслевой тематики, рассмотрим лицензионные требования, предъявляемые к перевозчикам, использующим транспортные средства (ТС) вместимостью более 8 пассажиров.
Сроки проведения новых операций с автобусами
16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии, оформленного в соответствии с приложением N 6 (для юридических лиц) или приложением N 7 (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту.
16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
17. Решение о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, в том числе дополнительных, или об исключении сведений об автобусах лицензиата принимается в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
18. Решение об изменении сведений об автобусах, указанных в реестре лицензий, принимается в срок, не превышающий 1 рабочий день со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
Срок получения сведений о существующей лицензии уменьшен с пяти до трех рабочих дней.
Что касается новых операций, то для них сроки проведения следующие:
- 3 рабочих дня — добавление автобусов в реестр;
- 3 рабочих дня — удаление автобусов из реестра;
- 1 рабочий день — обновление информации об автобусе.
Лицензия на международные грузоперевозки. Правила получения допуска ПП №1588
Чтобы получить удостоверение, дающее право ведения деятельности в сфере международных грузоперевозок, обращаются в Федеральные органы по надзору за транспортом. Региональные представители Роспотребнадзора российским автоперевозчикам выдают удостоверение и карточку допуска как в бумажном, так и в электронном виде. Если предпочтете последний вариант, не забудьте, что для оформления потребуется ЭЦП.
Получение, так называемой, лицензии-допуска не достаточно. Для пересечения границы РФ и иностранных государств, включая СНГ, могут потребоваться специальные разрешения. Разовые или многоразовые — зависит от характера груза и дополнительных условий перевозки других стран. Подробнее об этом можно узнать из Закона №127-ФЗ (24/07-98 г.)
Примечание: Полученные документы (бумажный эквивалент) подлежат строгому учету, имеют степень защиты группы «В», принятый в полиграфии. Формы бланков стандартизированы Министерством транспорта РФ, поэтому не предполагают какие-либо изменения, вносимые на региональном уровне.