Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответы на юридические вопросы по эвакуации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Акт приема-передачи транспортного средства, хранимого на спецстоянке, необходимо будет подписать в случае, если вы будете изымать оттуда свой автомобиль. В акте присутствует раздел «Особенности ТС». Здесь нужно в нейтральном тоне (то есть, просто, констатируя) описать все появившиеся за время отсутствия у вас машины дефекты. Отсутствие эмоционального окраса очень важно для вас, потому что страховая компания может отказать вам в ремонте, сославшись на то, что данные дефекты появились в результате эвакуации.
Как правильно зафиксировать факт повреждения
Сразу следует отметить одну важную деталь. Если ваш автомобиль повредили при эвакуации, то страховая компания по закону имеет возможность не оплачивать данный ремонт. Таковы несправедливые реалии отечественного законодательства.
Исходя из этого, первое, что должен сделать владелец после обнаружения повреждений своей автомашины во время его осмотра на спецстоянке (но перед подписанием акта сдачи-приемки) – это затребовать полагающийся ему экземпляр акта ГИБДД. Если в нем присутствует указание, что дефекты получены в процессе эвакуации, то на страховую компанию можно не рассчитывать. Претензии здесь уже нужно будет предъявлять эвакуирующей фирме, сотрудники которой и осуществляли доставку ТС на спецстоянку. Поэтому:
- Обязательно следует оформить заключение независимого эксперта относительно нанесенного ущерба.
- Нужно сделать как можно больше фотографий нанесенных повреждений для того, чтобы иметь возможность провести дополнительную экспертизу.
- Следует, по-возможности, избегать упоминания о таком ущербе в протоколе. Это должен быть ущерб, нанесенный неизвестными при невыясненных обстоятельствах.
Правила эвакуирования
По закону процедура эвакуации автомашины на спецстоянку является финансово затратной, подлежащей возмещению операцией, которая должна выполняться ответственными работниками. Изъятие транспортного средства владельцем со стоянки осуществляется только при условии:
- оплаты штрафных санкций за административное правонарушение при эксплуатации ТС на дороге;
- выплаты стоимости транспортировки машины и ее хранения на штрафстоянке.
То есть, по закону получается, что процедура увоза автомобиля на спецхранение ничем не отличается от простой платной услуги (осуществляемой принудительно, в соответствии с законом). Отсюда следует вывод, что данное действие должно совершаться с максимальной предосторожностью для имущества автовладельца.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (имущественное право) недопустимо нанесение исполняющими процедуру сотрудниками каких-либо повреждений увозимому при эвакуации автомобилю вне зависимости от времени, когда это может быть сделано: при погрузке ТС на трейлер или же при его выгрузке.
Все нормы, которые регламентируют условия, когда автомобиль может быть эвакуирован, отражены в Кодексе административных правонарушений России (ст.27.13). Вот основные причины изъятия ТС:
- отсутствие у водителя регистрационного свидетельства на данное транспортное средство;
- отсутствие у водителя прав на вождение автотранспорта;
- наличие неисправностей в рулевой или тормозной системе ТС, а также в других органах его управления;
- нахождение водителя ТС в неадекватном для управления состоянии (имеется в виду состояние алкогольного или наркотического опьянения, высокая степень усталости и пр.). Кроме того, автомобиль принудительно отбирается и транспортируется на штрафстоянку в случае отказа его владельца проходить медицинское освидетельствование на предмет подтверждения его трезвости. В эту же категорию правонарушений попадают ситуации, когда водитель после ДТП принял алкоголь после происшествия, но до приезда сотрудников ГИБДД;
- нарушение правил парковки;
- нарушение правил транспортировки негабаритных объектов, а также грузов, представляющих повышенную опасность.
Кто и как фиксирует повреждения
Царапины или вмятины на эвакуируемом авто могут появиться при разных обстоятельствах. Если это случилось уже при перевозке, ситуация классифицируется как ДТП. И проводить ее документальное оформление должен вызванный вами инспектор ГИБДД.
В случае причинения ущерба в ходе погрузки на эвакуатор, фиксировать повреждения должны сотрудники обычной полиции. Поскольку ущерб нанесен не в процессе дорожного движения.
Также следует вызывать обычных полицейских, если автомобиль получил повреждения во время отсутствия его хозяина. Например, он заметил царапину или вмятину, только получая авто с эвакуатора. Полицейские проведут оформление происшествия и выдадут владельцу машины документальное подтверждение имеющихся повреждений с их детальным описанием.
Как добиться возмещения ущерба через суд?
В случае отказа в возмещении ущерба пострадавшему лицу следует обратиться в суд с иском на основании статьи 1064 ГК РФ. Дело рассматривается по месту нахождения ответчика.
В процессе разбирательства автовладельцу потребуется доказать следующие моменты:
В качестве доказательств предоставляются документы, составленные сотрудниками ГИБДД при эвакуации и работниками полиции при обнаружении повреждений, результаты независимой экспертизы.
Пример из судебной практики. Кузнецов И.А. является собственником автомобиля Опель Астра. На 1 км автоподъезда к с. Елшанка он попал в ДТП. Следственным отделом полиции был составлен протокол осмотра места происшествия. Затем автомобиль с помощью специальной техники был изъят и направлен на автостоянку. На момент осмотра у машины имелись механические повреждения передней левой части, отсутствовало переднее колесо, в заднем колесе отсутствовало давление, шины были повреждены.
При посещении автостоянки автовладелец обнаружил, что у машины отсутствуют запасные части и агрегаты. Следственным отделом было возбуждено уголовное дело и затем приостановлено в связи неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Кузнецов И.А. обратился в экспертную организацию для оценки причиненного ущерба. После получения заключения он подал исковое заявление в суд о взыскании компенсации с государственного органа, осуществившего изъятие автомобиля и перемещение на штрафстоянку. Ответчик возражал против иска, сославшись на то, что ущерб нанесен в результате действий третьих лиц, а не по вине подразделения МВД России.
При рассмотрении дела апелляционная инстанция пришла к выводу, что в период нахождения на штрафстоянке автомобиль был частично разукомплектован, что свидетельствует об отсутствии должного контроля за сохранностью арестованного имущества, в связи с чем истец при утрате поступившего на хранение или под охрану имущества имеет право на иск о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, учитывая, что соответствующее должностное лицо несет ответственность за действия третьих лиц, на которых он возложил обязанность по сохранности имущества. По итогам рассмотрения дела иск Кузнецова И.А. был удовлетворен (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20.08.2019 года по делу № 33-3581).
Шаг 3. Получите решение полиции по результатам рассмотрения заявления
Решение полиции по результатам рассмотрения вашего заявления о порче имущества будет зависеть от того, был ли ущерб нанесен умышленно или нет, и каков размер ущерба. Если вред транспортному средству был причинен неумышленно или урон незначителен (в эквиваленте меньше 5000 рублей), то полицией выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же выяснится, что повреждения транспортному средству нанесены умышленно, или размер ущерба значительный (в соответствии с примечанием 2 к ст. 158 УК РФ «значительный ущерб» гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее 5 тысяч рублей) — в таком случае полиция возбуждает уже уголовное дело.
У полицейских по закону есть три дня после получения заявления гражданина на то чтобы вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, хотя в ряде случаев по ходатайству лица, проводящего проверку обстоятельств происшествия, срок вынесения постановления может быть продлен до 30 суток. О принятом решении полицейские обязаны сообщить заявителю, и в случае возбуждения уголовного дела его расследование осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Если вы застали процесс эвакуации
Буксировку машины на штрафстоянку можно остановить. Если вы заметили, что инспектор оформляет протокол или автомобиль начинают грузить, сразу подходите к месту событий. Пока эвакуатор не начал движение, процесс можно остановить.
Представьтесь сотруднику ГИБДД и предъявите документы на автомобиль. Если они остались в салоне, вам должны предоставить доступ к транспортному средству. Инспектор выпишет штраф за административное правонарушение, но оплачивать услуги эвакуации и хранения не придётся.
Когда машина полностью погружена и эвакуатор начал движение, вы не имеете права препятствовать буксировке. Остаётся только забрать машину с штрафстоянки по инструкции, приведённой выше.
Поэтому если вы видите, как эвакуируют чужую машину, попытайтесь помочь владельцу. Если его номер указан на карточке под лобовым стеклом, предупредите водителя — сотрудники полиции этим заниматься не станут.
Ущерб при эвакуации автомобиля после ДТП или поломки
Когда вы самостоятельно вызываете эвакуатор для перевозки автомобиля после ДТП или в случае поломки, то, при невозможности сопровождать транспортное средство, потребуется оформить доверенность на водителя спецмашины и передать ему ключи. Законодательство не требует при этом составлять акт о состоянии автомобиля и опись имущества. Так что вам придется самостоятельно подготовиться в данных вопросах.
При наличии под рукой фотоаппарата (камеры в мобильном телефоне) сфотографируйте автомобиль со всех сторон, не забыв установить дату съемки. Составьте подробную опись имущества, которое остается в автомобиле (в салоне и багажнике). При этом желательно, чтобы кроме вас этот документ подписал еще один человек. Идеально, если это будет водитель эвакуатора. В последующем, если автомобилю будут нанесены дополнительные повреждения или что-то из вещей пропадет, подготовленные документы и фотографии помогут вам при общении с компанией, осуществлявшей эвакуацию, а в случае отказа с ее стороны добровольно возместить ущерб – при разбирательстве в суде.
Являются ли повреждения при эвакуации страховым случаем
Не секрет, что владельцы автомобилей любят свои машины. И когда кто-то наносит им ущерб, прежде всего, они хотят получить компенсацию, чтобы восстановить свою «игрушку».
Когда речь идет о полисе ответственности перед третьими лицами, важно помнить, что случаи повреждения автомобиля во время буксировки не считаются страховыми. В договоре страхования КАСКО, в отличие от ОС, есть пункт, который распространяется на такие случаи.
Хотя это зависит от нескольких моментов. Прежде всего, это зависит от стадии эвакуации автомобиля. Стоит также отметить, что не все страховщики спешат покрывать такие риски.
Как следует конфисковать автомобиль, чтобы страховщик мог впоследствии возместить ущерб?
Самое главное условие — участие сотрудника ГИБДД в погрузке автомобиля, пока не будет прислана грузовая машина.
Если обнаружено какое-либо повреждение, о котором еще не упоминалось, сотрудник полиции обязан отметить этот факт в протоколе об остановке транспортного средства.
В такой ситуации страховщик может отказаться оплачивать претензию, особенно если в договоре страхования нет такого пункта.
Если ущерб не подтвержден документально, случай может считаться страховым (риск ущерба третьим лицам).
Даже если владелец транспортного средства использовал эвакуатор только в личных целях, ущерб все равно может считаться страховым случаем (страховым убытком).
Когда негде припарковать машину, когда нет гаража, а машина сломалась, ее нужно убрать. Именно тогда автомобилисты прибегают к помощи эвакуатора.
Автомобили часто хранятся на автостоянках в течение длительных периодов времени, но это место не является конфискатом.
Автомобиль может быть случайно или преднамеренно поврежден как на автостоянке, так и на депозитарной парковке. Повреждение автомобиля, произошедшее на автостоянке, считается страховым случаем в договоре КАСКО.
Владелец автомобиля, поврежденного на стоянке, а не во время погрузки или транспортировки, может иметь право на гарантированную компенсацию.
Если повреждение было обнаружено до того, как автомобиль отбуксировали на стоянку, оно может быть зарегистрировано как страховой случай, и владелец автомобиля получит компенсацию.
Как правило, страховая компания по своему усмотрению решает, может ли автовладелец требовать компенсации или нет.
Итак, два этапа вы восстановили. На первом этапе сотрудник ГИБДД или судебный пристав передали по акту машину водителю эвакуатора. На втором этапе водитель эвакуатора сдал машину на стоянку.
Для вас главное, чтобы в первом акте имелись нотификации относительно того, что автомобиль был отправлен на эвакуацию без видимых повреждений. В этом случае у вас будут иметься доказательства того, что автомобиль был поврежден на этапах либо в процессе эвакуации, либо во время нахождения на спецстоянке.
Далее на основе анализа имеющихся у вас актов вы можете сделать вывод о виновнике в причинении повреждений вашему автомобилю.
- Вариант 1. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Акт передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Вывод – повреждения были причинены во время нахождения автомобиля на стоянке.
- Вариант 2. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. В акте передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку уже имеются сведения о повреждениях автомобиля. Вывод – виновато лицо, осуществлявшее эвакуацию.
- Вариант 3. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, содержит сведения о наличии повреждений автомобиля. Этот вариант исключает ответственность и спецстоянки, и эвакуатора и перекладывает ответственность на третьих лиц. В данном случае вы можете попытаться найти виновника путем проверки камер наблюдения у того места, откуда была начата эвакуация. Если автомобиль был припаркован на платной стоянке, то есть вариант предъявления претензий к владельцу парковки.
Как составить акт приема-передачи авто
В отношении правового обращения с автотранспортным средством существует довольно много различных актов. Например, акты о приеме-передачи автомобиля при купле-продаже или, допустим, при передаче его в аренду и т.д.
Каждый из разновидностей актов отличается друг от друга в зависимости от того, какую суть он должен раскрывать. Точно также обстоит дело и с актом приема-передачи автотранспорта при его задержании.
Когда происходит эвакуация автомобиля на штрафстоянку, то создается первичный акт о том, что произведено задержание авто со всеми вытекающими последствиями – хранением и возвратом обратно владельцу.
Эти документы создаются, как правило, в процессе принудительной эвакуации. Типовая форма такого акта утверждается в каждом областном городе своя.
Можно рассмотреть один из образцов на примере акта приеме-передачи при задержании, утвержденного Постановлением правительства Красноярского края № 562-п от 26.10.12 г.
Как правильно зафиксировать факт повреждения
Сразу следует отметить одну важную деталь. Если ваш автомобиль повредили при эвакуации, то страховая компания по закону имеет возможность не оплачивать данный ремонт. Таковы несправедливые реалии отечественного законодательства.
Исходя из этого, первое, что должен сделать владелец после обнаружения повреждений своей автомашины во время его осмотра на спецстоянке (но перед подписанием акта сдачи-приемки) – это затребовать полагающийся ему экземпляр акта ГИБДД. Если в нем присутствует указание, что дефекты получены в процессе эвакуации, то на страховую компанию можно не рассчитывать. Претензии здесь уже нужно будет предъявлять эвакуирующей фирме, сотрудники которой и осуществляли доставку ТС на спецстоянку. Поэтому:
- Обязательно следует оформить заключение независимого эксперта относительно нанесенного ущерба.
- Нужно сделать как можно больше фотографий нанесенных повреждений для того, чтобы иметь возможность провести дополнительную экспертизу.
- Следует, по-возможности, избегать упоминания о таком ущербе в протоколе. Это должен быть ущерб, нанесенный неизвестными при невыясненных обстоятельствах.
Если же в протоколе присутствует упоминание эвакуаторщиков, как о виновной в нанесении повреждений стороне, то после фиксации и оценке ущерба можно прямо сразу идти по месту своей регистрации и подавать судебный иск на данную фирму. В подавляющем большинстве случаев суд встанет на сторону истца.
Как составляется претензия
Расскажем о правилах оформления жалобы гражданами, получивших свой автомобиль после эвакуации с повреждениями:
- нужно в письменном виде обратиться к непосредственному руководителю эвакуационной службы;
- написать личные сведения о заявителе (ФИО, адрес проживания и др.);
- сообщить дату и время транспортировки автомобиля;
- высказать свои возражения по поводу допущенных нарушений со ссылкой на нормативные акты (ст. 1064 ГК РФ);
- перечислить обнаруженные повреждения, а также указать сумму, которая потребуется для компенсации ремонтных работ;
- написать просьбу, чтобы фирма, осуществлявшая доставку автомобиля до места хранения, возместила нанесенный ущерб.
Жалоба составляется в двух экземплярах, один передается в организацию, а второй остается у заявителя.
При передаче претензии в фирму, допустившую нарушение необходимо иметь подтверждение, что заявление было принято к рассмотрению.
Если документ был передан лично, то следует попросить поставить отметку о приеме жалобы. При невозможности личного вручения, претензия направляется почтой заказным письмом, к заявителю должно вернуться уведомление с отметкой о вручении письма должностному лицу.
Для подачи жалобы нужно подготовить определенный перечень документов.
В это список входят:
- протокол о задержании, составленный инспектором ГИБДД;
- документы, подтверждающие произведенные расходы (чеки, квитанции);
- бумаги, дающие автомобилю право и основание находиться на штрафстоянке;
- заключение независимых экспертов о нанесенных повреждениях и стоимости ремонта;
- письменные объяснения от работника, переводившего автомобиль до места хранения;
- иные документы при наличии, например, показания свидетелей.
Оригиналы имеющихся документов лучше оставить себе, если они будут утрачены по чьей-либо халатности, то с хранящихся подлинников всегда можно сделать дубликаты.