Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Председатель районного суда, его права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная ответственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председателя суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.
Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.
Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:
- председатель суда;
- помощник председателя суда;
- заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
- судьи;
- помощники судей.
Такой районный суд будет представлен следующими отделами:
- общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
- обеспечения судопроизводства.
Деятельность суда как важнейшего юрисдикционного органа не может реализовываться вне законодательно установленной процедуры, затрагивающей, в том числе, вопросы организации самих судов. Иными словами, для каждого суда, как элемента отечественно судебной системы характерно наличие собственной структуры:
Структура суда – это выражение организационного построения суда, проявляющее взаимодействие и соподчинение составляющих его подразделений и должностных лиц.
При этом необходимо отметить, что ключевым звеном структуры любого суда выступает его председатель, в том числе, утверждающий структуру конкретного органа и его штатное расписание. Кроме того, следует обратить внимание на то, что несмотря на вхождение председателя в общую структуру суда, наряду с иными судьями и их объединениями (подразделениями, составами, и т.д.), председателя отличает особый двойственный статус:
Председатель суда – особый элемент судебной организации, выступающий одновременно судьей соответствующего звена судебной системы, в связи с чем, осуществляющий процессуальную деятельность по рассмотрению и разрешению конкретных дел, и, в то же время, реализующий ряд организационных полномочий.
Применительно к процессуальной составляющей деятельности председателя суда какие-либо изъятия не предоставлены, в связи с чем, он обязан отправлять правосудие в общеобязательном порядке, установленном на уровне федерального отраслевого процессуального законодательства. Всю специфику соответствующей роли отражает именно совокупность его организационно-распорядительных полномочий, которые будут рассмотрены ниже.
Аппарат районного суда
Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.
Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):
- Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
- начальников отделов и их заместителей,
- помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
- консультанта;
- специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
- секретарей суда и судебных заседаний.
- Сотрудники, которые замещают должности, не относящиеся к категории федеральной государственной гражданской службы. Сюда относятся:
- технический персонал по обслуживанию зданий суда;
- персонал по охране;
- персонал транспортного хозяйства;
- курьеры;
- прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.
Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.
Отвод председательствующего судьи с сентября 2018 года возможен в нескольких ситуациях. К примеру, если он ранее по данному делу выступал в качестве эксперта, свидетеля, секретаря, прокурора, переводчика. Также подобная процедура проводится в случаях, если судья является родственником одного из участников данного процесса.
Не могут в состав суда входить лица, которые прямо либо косвенно заинтересованы в исходе дела, если есть обстоятельства, которые вызывают сомнение в беспристрастности и объективности.
Значительная часть работы, которая выполняется в районных судах, приходится на долю аппарата, обеспечивающего организационно и само правосудие, и обобщение судебной практики, и анализ статистики, и систематизацию законодательства. В качестве основных помощников районных судей выступают консультанты. Такая должность была введена Законом о Судебном департаменте (1988 г.), она направлена на выполнение вспомогательной работы, предполагающей обладание определенными знаниями.
после допроса, осуществленного сторонами допрашивать подсудимого, свидетеля, эксперта и специалиста; 2)
присутствовать в совещательной комнате при постановлении приговора; 3)
участвовать в голосовании при принятии решения; 4)
воздержаться от голосования по вопросам применения уголовного закона, если он голосовал за оправдание подсудимого и остался в меньшинстве; 5)
изложить особое мнение в совещательной комнате в письменном виде.
На судью, кроме того, законом возложены и обязанности. 1)
не разглашать суждения, имевшие место при обсуждении и постановлении приговора; 2)
голосовать (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 301 УПК) при постановлении приговора; 3)
написать приговор от руки или изготовить его с помощью технических средств, если ему это поручено; 4)
подписать приговор; 5)
удостоверить своей подписью имеющиеся в приговоре оговорки по поводу внесенных исправлений; 6)
выслушать провозглашаемый приговор стоя.
Раньше такими же правами обладали народные заседатели. Институт народных заседателей ликвидирован. В настоящее время в районном суде не могут рассматриваться дела с участием народных заседателей.
5.5 Аппарат районного суда
Аппарат районного суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Помимо обеспечения осуществления правосудия он занимается обобщением судебной практики, анализом судебной статистики, систематизацией законодательства и выполнением других функций суда. Указанные виды деятельности аппарат районного суда осуществляет под контролем председателя районного суда.
Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
Структура и штатная численность аппарата районного суда устанавливается соответственно министром юстиции республики, начальником управления (отдела, департамента) юстиции края, области, города в пределах штатной численности и фонда заработной платы, утверждаемых Министром юстиции РФ (ч. 2 ст. 78 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»).
Законом нашей державы такие должностные лица причислены к общей субъектной юрисдикции и включены в единую судебную систему федерального уровня наравне с иными инстанциями. Полномочия, обязанности мирового судьи, порядок работы такого должностного лица подчинены тематическим законам, Конституции РФ. Особенного внимания заслуживает ФЗ, рассматривающий в подробностях специфику функционирования именно судебной инстанции мирового уровня. А вот процедура выбора должностного лица полностью подчинена нормативам правовой документации, посвященной статусу судей.
Мировой судья — это лицо, которое от имени державы исполняет правосудие. Финансирование его работы обеспечено субъектными бюджетными судебными департаментами. В обязанности мирового судьи входит рассмотрение уголовных дел, гражданское делопроизводство, административное. Это многочисленные вопросы из широкого круга. Единолично судья может исследовать дела, связанные с расторжением брачного договора, если нет споров с участием детей, а также решать конфликты, обусловленные разделом имущества в такой ситуации (полученные при оценке суммы роли не играют). В области ведения судьи — иные вопросы, связанные с правовыми аспектами семейной жизни. Правда, это не распространяется на выявление отцовства, оспаривание такового (либо материнства), процедуру лишения прав родителя или выявления факта усыновления.
Мировой суд представляет собой инстанцию первого (нижнего) уровня. Мировой судья занимается разбирательством гражданских, административных и уголовных дел. Он должен отвечать следующим квалификационным требованиям:
- образование — высшее юридическое;
- опыт работы не менее 5 лет;
- возраст не менее 25 лет.
Несмотря на то что требования к председателям таких инстанций самые низкие, по сравнению с другими, занять пост мирового судьи может только высококвалифицированный специалист. Все дело в том, что число судейских мест ограниченно законом. И чтобы занять пост судьи, нужно дождаться, когда предыдущий уйдет в отставку или будет снят с занимаемого поста. Мировой судья назначается на должность решением квалификационной коллегией судей и указом президента. В обязанности районных судей входит:
- заниматься бракоразводными процессами, при условии, что в семье нет несовершеннолетних детей;
- выдача судебного приказа;
- осуществлять справедливый раздел совместного имущества между сторонами бракоразводного процесса, при этом сумма имущества, подлежащего разделу, не должна превышать 100 000 рублей;
- другие семейные дела, кроме процессов об оспаривании отцовства или материнства, лишении родительских прав и усыновлении детей;
- имущественные споры, при условии, что стоимость этого имущества не превышает 100 000 рублей;
- споры между работодателем и работником, кроме случаев, когда истец требует восстановления на прежнее рабочее место.
Однако в обязанности судьи входит рассмотрение не всех гражданских, уголовных и административных дел. Более серьезные судебные процессы рассматривает вышестоящая инстанция. Мировой судья не рассматривает дело, если:
- цена иска превышает 100 000 рублей;
- по уголовным делам, наказание по которым составляет лишение свободы более трех лет;
- бракоразводные процессы по разделу имущества, стоимость которых превышает 100 000 рублей;
- лишение родительских прав и усыновление детей;
- бракоразводные дела при наличии у супругов несовершеннолетних детей.
Эти дела рассматриваются в районном, областном или Верховном суде. Мировой суд осуществляет правосудие только определенный район. На этот район и распространяются его полномочия. На территории должно проживать от 15 до 23 тыс. человек. Если население менее 15 тыс. человек, за судьей закрепляется один участок (район). Если в районе проживает большее число граждан, то назначается еще один судья.
История;формирования и спецификаправового статуса председателя районного — суда как руководителя территориального государственного — органа; судебной власти
Анализируя правовое регулирование статуса председателя суда, можно констатировать, что несмотря на некоторые успехи последних лет в І плане нормативной регламентации статуса председателя районного суда, будет правильнее утверждать, что статус председателя районного суда во?многом складывался именно как социальный, ибо не получил желаемого правового закрепления.1 Однако, представляется, что в, условиях построения-правового государства, совершенствования судебной системы- и повышения качества правосудия, требуется именно законотворческим путем определить статус председателя районного суда, для чего предварительно необходимо исследовать на теоретическом уровне все его компоненты.
Учитывая степень разработанности избранной темы, сначала целесообразно проанализировать исторический путь становления и развития правового статуса председателя суда, в том числе районного суда.
Период формирования и развития судебной власти в России имеет продолжительную историю, насчитывающую около одного тысячелетия. За эти века развитие судов успело пройти путь от времен, когда славянские племена обращались к варягам, приглашая тех «владеть ими и судить их по правде»69, до настоящего времени, когда судебная система достигла достаточного уровня структурированности и сбалансированности. Несмотря на то, что ученые отмечают в качестве характерной черты русской правовой мысли- постоянное обращение к проблемам организации судебной, власти, правовое регулирование статуса руководителя! органа судебной- власти. — явление относительно новое, появившееся в последнее -столетие. Обусловлено это; как видится; тем; что, во-первых, долгое времяг административные и судебные функции находились в,ведении одного-органа власти, и, во-вторых, отсутствовала необходимостытакого нормотворчества. При- этом немалое внимание в. источниках права уделялось судебным работникам, составляющим, используя современную терминологию, аппарат суда.70 В Русской Правде указывается достаточно значительный- штат судебных работников: мечник, вирник, доводчик, емец («хто изымал»), помощник (метельник).71 Судебник 1497 года упоминает о неделыциках, ездоках, доводчиках. В Судебниках 1550, 1589 годов, Соборном. Уложении 1649 года, несмотря, на поступательное повышение- уровня юридической техники, также не приводилось норм, которые бы определяли правовое положение руководителей судов.
Конец XVI — начало XVII веков (период расцвета, приказной-системы), когда, некоторые из приказов, осуществляли преимущественно судебные функции, рассматривают как время зарождения централизованной системы судебных органов. Глава каждого приказа носил иногда специальное наименование: казначей, печатник, дворецкий, оружничий и т.п.73 В тоже время в юридической литературе также можно встретить указание на то, что приказы возглавляли председатели: «все дела выходили из Приказов за подписью председателя…». Можно считать, что руководители приказов, как коллегиальных органов, наделенных судебными полномочиями, представляют собой прообраз современного председателя суда.
В. результате проводимой Петром I судебной реформы впервые в российской истории была сделана попытка построения централизованной судебной системы, включавшей следующие звенья: нижние суды -надворныесуды — Юстиц-коллегия — Сенат. Если проецировать построенную Петром Г судебную систему на современную российскую систему судов, то на одном-уровне с ныне существующими районными судами находились нижние суды, возглавляемые председателями, что подчеркивает историческую обусловленность современного наименования руководителя районного суда. Сказанное позволяет заключить, что истоки возникновения должности председателя современного районного-суда находят свое начало в петровскую эпоху.
Совершенствование правового регулирования статуса председателя районного суда
Качество осуществления правосудия, в первую очередь, зависит от профессионализма осуществляющих его судей, однако, как было отмечено выше, немалую роль в обеспечении эффективного правосудия, создании условий, способствующих его осуществлению и выполнению судьями иных возложенных на них обязанностей, играет председатель суда.
Несмотря на принятие 07 февраля 2011 года Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» правовой статус председателя районного суда не имеет необходимого уровня правового регулирования и требует более детальной регламентации.
Учитывая значимость фигуры председателя в функционировании районного суда, представляется необходимым закрепление в действующем законодательстве конкретных требований, предъявляемых к кандидату, претендующему на должность председателя районного суда, а также лицу, занимающему указанную должность. Возложение на председателя районного суда повышенной ответственности за принимаемые решения в ходе реализации своих функций по организации работы суда предполагает установление соответствующих высоких требований к кандидатам на данную должность, что будет гарантом качественного исполнения обязанностей.
В этой связи, выглядит очевидным, что Закон о статусе судей следует дополнить правовыми нормами, в которых бы устанавливались: 1) требования, предъявляемые к кандидату на должность председателя районного суда; 2) требования, предъявляемые к председателю районного суда.
Представляется, что для осуществления полномочий председателя районного суда1 кандидату на данную должность необходим стаж работы в качестве судьи, составляющий не менее 5 лет работы. Данное мнение основано на следующих положениях: во-первых, от одного года до двух лет, а, возможно, для кого-то и до трех (именно исходя из таких представлений, до недавнего времени судья первоначально назначался на три года), человеку, назначенному на должность судьи, необходимо для профессионального становления; во-вторых, последующее время работы в должности судьи необходимо для спокойного восприятия протекающеш внутри суда работы, ее организации. По результатам проведенного опроса председателей, заместителей председателей и судей районных судов Костромской области 45% из числа опрошенных считают, что к кандидату на должность председателя районного суда необходимо установить требование о наличии не менее 5 лет стажа работы в должности судьи; 38% опрошенных считают что стаж должен быть не менее хотя бы 3 лет; 17 % из числа опрошенных придерживаются мнения, что стаж необязателен.
Также, как видится, разумно законодательно закрепить требование к кандидатам на должность председателей районных судов, касающееся, профессионализма, качества работы. Это также важно по той причине, что, являясь «первым среди равных», руководитель суда должен быть примером в деле осуществления правосудия с максимально высокими показателями. Тем более, не только не исключается, но и видится роль председателя районного суда в том, чтобы в случае обращения к нему судей подведомственного ему суда, по возможности, оказать им практическую помощь, дать совет при осуществлении правоприменительной деятельности.
Необходимо ввести в процедуру назначения председателя районного суда на должность специальный комплекс заданий для проверки управленческих навьїковї кандидата на должность, — это» следует. рассматривать также как: одно из требований к: кандидатам, на должность., председателя:.
В ходе опроса у председателей районных судові также: выяснялось, какими качествами должен-.обладать председатель, районного суда:. 100% из опрошенных отметили, что председатель районного суда должен иметь организаторские способности, обладать высоким; профессионализмом; быть, требовательным и объективным. G учетом этого, представляетсяшозможным законодательное закрепление требований; предъявляемых к председателю, и принципов его деятельности: «хорошее знание делопроизводства;. поддержание и развитие: организаторских способностей; повышенная? требовательность к себе и кработникам суда; способность к:оперативному и качественному внедрению новых технологий в работу суда; точное и неукоснительное соблюдение Кодекса судейской этики; поддержание высокого уровня квалификации.. Председатель,районного суда: осуществляет полномочия, руководствуясь, принципами законности, уважения прав и: свобод:личности, правового обеспечения работы суда, использования научно обоснованных подходов в своей деятельности и работе суда, совершенствования работы суда в соответствии с предъявляемыми законодательством требованиями и другими принципами, направленными на повышение эффективности правосудия».
Совершенствуя правовой статус председателя районного суда, следует по-иному решить вопрос о сроках назначенияшредседателя.на должность.
Срочность полномочий председателя имеет и положительные, и отрицательные стороны. Безусловным плюсом будет то, что отсутствие полной уверенности в повторном назначении на должность председателя суда будет определённым рычагом, подталкивающим председателя к активной, ответственной работе, к совершенствованию организации деятельности суда для того, чтобы по истечении срока полномочий быть вновь назначенным на занимаемую должность. Также срочность полномочий даёт возможность в случае ненадлежащего исполнения своих функций председателем районного суда вне зависимости от причин (могут быть субъективные (безответственность, попустительство) или объективные (отсутствие качеств, необходимых руководителю), — не рекомендовать кандидатуру председателя районного суда для повторного назначения. Отрицательными моментами в рассматриваемом случае можно назвать следующие. Истечение срока отнюдь не означает то, что1 председатель утрачивает качества председателя как руководителя. Он может баллотироваться на аналогичную должность в.другом суде, но в этом случае необходимость смены места жительства для продолжения осуществления функций председателя районного суда (председатели к тому моменту уже имеют почтенный возраст) может отразиться на физическом состоянии человека. Если же председатель остается в должности судьи, это может создать психологические проблемы в его взаимоотношениях с новым председателем. И все же представляется, что ограничение срока полномочий председателя суда б годами является положительным, так как это стимулирует человека при выполнении своих функций. В то же время, видится нецелесообразным и необоснованным ограничение возможности назначения на должность председателя одного и того же суда запретом занимать данную должность более двух сроков подряд, так как данное требование является формальным. Исполнение лицом полномочий председателя районного суда в одном и том же суде два срока подряд не влечет каких-либо препятствий либо негативных последствий для назначения данного лица на эту должность снова при условии, что оно подходит по требованиям, предъявляемым к кандидатам на соответствующую должность.
По результатам проведенного опроса председателей, заместителей председателей и судей районных судов Костромской области: 56% опрошенных положительно относятся к существующему сроку (6 лет) избрания, председателя, на должность; 33 % опрошенных считают, чтсь председатель, районного суда должен» избираться- на, неограниченный срок полномочий.
Понять можно, каковы обязанности судьи в суде, если предварительно сформулировать, кем является этот сотрудник системы охраны правопорядка. В нашей стране судьями принято именовать таких носителей судебной власти, которые на законных основаниях могут реализовывать правосудие. Все возможные ситуации разбирательств перечислены в действующем законодательстве. Субъекты процесса — представители народа. Особенность судьи в его независимости. Эта ветвь власти обладает самостоятельностью, не связана с законотворцами или исполнительными органами госструктур.
Основные обязанности судьи базируются на самом статусе таких лиц. Законом декларировано, что термин применим лишь к тем, кому (согласно Конституции) даны полномочия вершить правосудие, профессионально исполнять обязанности. Требования к таким лицам, их образованию и иным особенностям перечислены в законных актах. Конституция — единственный официальный документ федерального уровня, которому подчинены все ветви судебной инстанции. Дополнительно есть несколько федеральных законов, распространяющихся на одну или несколько ступеней иерархии. Отчетность перед прочими структурами госвласти судьи нести не должны.
В обязанности судьи мирового суда входит исследование дел и вынесение вердикта применительно к конфликтам, спровоцированным трудовыми отношениями. Исключением будут случаи, когда споры коллективные, а также ситуации восстановления в должности. Служащий правовой инстанции может разбирать имущественные конфликты, если стоимость объектов оценена в 500 МРОТ и менее.
Мировой судья может рассматривать уголовное дело, если наказание по нему варьируется в пределах трехлетнего заключения в месте лишения свободы. В праве должностного лица выявление справедливости при административном правонарушении. Аппарат судебной инстанции, расписание, структура, декларированные законодательством, четко регламентируют, что и каким образом должен делать мировой судья. Работая по специальности, мировой судья должен пользоваться мантией либо иными символами, позволяющими отличить его от прочих людей в помещении. При выборе отличительной символики необходимо учитывать законы субъекта, в пределах которого разбирательство ведется.
Как должен поступить председатель суда и каковы полномочия председателя суда?
Помимо рассмотрения судебных дел, коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
По мнению студента М., структура судов общей юрисдикции , полномочия председателей судов и их заместителей определяются Конституцией РФ, Федеральным конституционным Законом «о судебной системе Российской Федерации» и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации, процессуальными кодексами. Каково ваше мнение по данному поводу?
Решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом.
Пенсионерка Епифанова, прочтя в газете статью о независимости судебной власти и ее ориентации на защиту прав и свобод человека, обратилась к председателю районного суда с жалобой на коммунальные службы, постоянно отключающие горячую воду в ее доме. Как должен поступить председатель суда?
Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера.
На зданиях судов общей юрисдикции может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах судебных заседаний могут помещаться флаг и изображение герба субъекта Российской Федерации.