Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «6.2 Переключения в схемах релейной защиты и автоматики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оно включает: постоянный надзор за работой электрооборудования предприятия; производство оперативных переключений в электроустановках предприятия; выполнение предусмотренных Правилами и инструкциями мероприятий, обеспечивающих безопасность ремонтных и профилактических работ; предупреждение и ликвидацию аварийных ситуаций в электрохозяйстве.
В обслуживании электроустановок можно выделить две ветви деятельности это оперативное управление и производственно-хозяйственное обслуживание.
В задачи оперативного управления входят:
1) регулирование режимов работы основного энергетического оборудования;
2) наблюдение за состоянием оборудования и устранение дефектов;
3) оперативные переключения, связанные либо с изменениями режимов, либо с вводом и выводом оборудования из главной схемы;
4) ликвидация аварий.
К компетенции производственно-хозяйственной службы относится проведение планово-предупредительных ремонтов, замена оборудования, учет и анализ работы и т.д.
Структура оперативного управления. Сложились три формы организационной структуры оперативного управления: цеховая, блочная и централизованная.
При цеховой структуре обслуживаемый объект делится на оперативные участки, сформированные по составу однотипного оборудования. Каждый цех обслуживает оперативная бригада, возглавляемая начальником смены цеха, при оперативном подчинении начальника смены станции. Так, например, на ТЭС с поперечными связями по пару и воде организуют пять цехов оперативного обслуживания: топливно-транспортный, котлотурбинный, химический, тепловой автоматики и измерений, электрический.
Управление генераторами, трансформаторами, кабельными и воздушными линиями, междушинными связями ведется с главного щита управления (ГЩУ), где находится начальник смены станции. Поэтому на ГЩУ обеспечивается контроль технологических показателей станции посредством двухсторонней связи начальника смены с оперативным персоналом цехов и с дежурным диспетчером системы.
Трансформаторные подстанции 35, 110 и 150 кВ, а в некоторых случаях и 220 кВ по своему оборудованию достаточно просты, поэтому на них, как
правило, постоянный дежурный оперативный персонал отсутствует. Для таких подстанций организуется централизованная форма управления с диспетчерских пунктов предприятий с использованием средств телемеханики. Операции, требующие присутствия персонала на месте (ремонтные работы, ликвидация, аварий, осмотр оборудования и т.д.), выполняются оперативно-выездными бригадами.
Оборудование мощных узловых подстанций районных сетей с напряжениями 220 кВ и выше более сложное и разнообразное. Поэтому на таких подстанциях постоянно присутствует дежурный персонал и сооружают объединенный пост управления (ОПУ). Последний обычно пристраивают к зданию ОРУ, а если оно отсутствует, то выполняют в виде отдельного здания.
Эксплуатацию электроустановок осуществляет электротехнический персонал предприятия, который подразделяется на:
-
административно-технический;
-
оперативный;
-
ремонтный;
-
оперативно-ремонтный.
К оперативному персоналу электростанций, подстанций распределительных электросетей и других энергоустановок относятся: начальники смен электростанций, электроцехов; дежурные инженеры; дежурные электромонтеры; дежурные подстанций; персонал оперативно выездных-бригад (ОВБ); оперативно-ремонтный персонал (ОРП) с правом эксплуатационного обслуживания и выполнения переключений в электроустановках; руководящий дежурный персонал, к которому относятся: дежурный диспетчер энергосистемы, дежурный диспетчер предприятия.
В течение смены руководящий дежурный персонал осуществляет оперативное управление электроустановкой и имеет в своем подчинении оперативный персонал для выполнения электрических переключений.
Оперативный персонал состоит из дежурных оперативно-выездных бригад и оперативно-ремонтного персонала. Оперативный персонал ведет непосредственное текущее обслуживание электроустановок круглосуточно. Численность персонала в смене и зоны обслуживания устанавливаются главным инженером предприятия.
Оперативно-диспетчерское управление является одним из видов технологических услуг энергоснабжающих организаций.
Безаварийная и безопасная работа систем электроснабжения при поддержании качества поставляемой и потребляемой электроэнергии невозможна без оперативно-диспетчерского управления, обеспечивающего согласованную работу электростанций, электрических сетей и потребителей электроэнергии.
Многолетний опыт эффективной работы ЕЭС России, охватывающей шесть временных поясов страны и уникальной в мировой практике, и всех звеньев централизованной системы электроснабжения показывают, что именно иерархическая модель оперативно-диспетчерского управления, осуществляемого на основе законодательных правовых актов и отраслевых нормативных документов, является наиболее работоспособной и результативной.
Система оперативного управления электрохозяйством потребителей электроэнергии базируется на тесной взаимосвязи с энергоснабжающими организациями как субъектами оперативно-диспетчерского управления, а также с органами Ростехнадзора в части выполнения норм и правил работы в электроустановках. Такая взаимосвязь является надежной основой организации оперативного управления (включая оперативное обслуживание, проведение осмотров и производство оперативных переключений в электроустановках), обеспечивающей безаварийную и безопасную работу всех звеньев системы электроснабжения.
В целях повышения уровня безопасности оперативно-диспетчерского персонала при обслуживании электроустановок, производстве сложных переключений, выполнении работ в порядке текущей эксплуатации целесообразно дополнить действующие нормы и правила работы в электроустановках комплексом специальных указаний для этой категории работников, учитывающих специфику их профессиональной деятельности.
Кроме того, в нормы и правила работы в электроустановках следует дополнительно включить вопросы гражданско-правовой ответственности оперативно-диспетчерского персонала электроустановок потребителей электроэнергии, в частности, связанные с превышением полномочий, способным привести к несчастным случаям и ущербу вследствие возникновения по этой причине аварийных ситуаций.
Приложение 3. Документы, подтверждающие способность энергоснабжающей организации обеспечить соответствие электрической энергии требованиям к ее качеству
1. Распорядительный документ, подписанный первым лицом энергоснабжающей организации, о выполнении постановления Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1013.
2. Порядок взаимодействия подразделений энергосистемы по управлению качеством электрической энергии.
3. Инструкция по заключению договорных условий с потребителями в части качества электрической энергии.
4. Инструкция по выдаче потребителям технических условий на присоединение в части качества электрической энергии.
5. Инструкция по выполнению измерений ПКЭ с целью контроля соответствия установленным требованиям.
6. Инструкция по выполнению измерений ПКЭ и параметров электрической энергии с целью анализа несоответствия установленным требованиям.
7. Инструкция по определению погрешностей измерительных трансформаторов напряжения в рабочих условиях применения.
8. Инструкция по определению погрешностей измерительных трансформаторов тока в рабочих условиях применения.
9. Порядок регистрации и рассмотрения жалоб потребителей на качество электрической энергии.
10. Перечень предприятий электрических сетей энергоснабжающей организации и центров питания, заявляемых энергоснабжающей организацией в каждом предприятии на сертификацию отпускаемой потребителям электрической энергии.
11. Схемы распределительных центров питания, заявляемых на сертификацию отпускаемой потребителям электрической энергии, с указанием контрольных точек в этих сетях.
12. Протоколы испытаний электрической энергии по показателям качества в контрольных точках распределительных сетей центров питания, заявляемых на сертификацию отпускаемой потребителям электрической энергии.
13. Данные по оснащению предприятий электрических сетей энергоснабжающей организации средствами измерений ПКЭ и их проверке.
14. Планы-графики проведения периодического контроля качества электрической энергии в предприятиях электрических сетей.
15. Копии договорных условий в части качества электрической энергии с потребителями, получающими питание от контрольных точек в распределительных сетях центров питания, заявляемых на сертификацию отпускаемой потребителям электрической энергии.
16. Данные по оснащенности предприятия электрических сетей средствами регулирования напряжения, в том числе, по наличию в центрах питания трансформаторов, оснащенных устройствами РПН, устройствами регулирования напряжения без нагрузки, линейными регуляторами и другими регулирующими устройствами.
17. Инструкция по проверке устройства регулирования напряжения.
18. Планы-графики проверки устройств регулирования напряжения.
19. Количество выданных за год технических условий на присоединение потребителей к центрам питания, заявляемым на сертификацию отпускаемой потребителям электрической энергии и копии выданных технических условий в части качества электрической энергии.
9.1 . Общие положения
В настоящую эпоху рыночных взаимоотношений между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) оплата за товар (услуги и т.д.), в данном случае за отпущенную энергию, осуществляется только на договорных началах. Однако бывают случаи, когда потребление энергии осуществляется без договоров энергоснабжения.
В этих случаях потребитель получает соответствующее предписание — предупреждение от энергоснабжающей организации о необходимости оформления и заключения договора энергоснабжения.
Причем отсутствие договорных отношений не освобождает потребителя от обязанности возмещать стоимость отпущенной ему энергии.
К сожалению, не все потребители с этим согласны и отказываются от уплаты за использованную энергию.
Например, из практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения, имел место случай, когда энергоснабжающая организация обратилась в Арбитражный суд с иском к потребителю о взыскании стоимости отпущенной ему тепловой (аналог электрической) энергии.
Ответчик возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что он не является потребителем тепловой энергии, о чем свидетельствует отсутствие у него договорных отношений с энергоснабжающей организацией.
Арбитражный суд, согласившись с доводами ответчика, в удовлетворении исковых требований отказал.
Кассационная инстанция решение суда первой инстанции отменила, исковые требования энергоснабжающей организации удовлетворила по следующим основаниям.
Согласно материалам дела ответчик являлся балансодержателем ряда объектов жилого фонда микрорайона, которые потребляли тепловую энергию через установки ответчика, непосредственно присоединенные к сетям энергоснабжающей организации.
В соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор на снабжение теплоэнергией (аналог — электроэнергией) может быть заключен только с потребителем, имеющим отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.
Поскольку энергоснабжающая организация доказала факт потребления тепловой энергии объектами жилого фонда, находящимися на балансе ответчика, кассационная инстанция признала требования истца обоснованными.
При изложенных обстоятельствах отсутствие письменного договора энергоснабжения с владельцем тепловых сетей не освобождает ответчика от обязанности возмещать стоимость энергии, потребленной указанными объектами.
Процедура оформления и заключения договора энергоснабжения, к сожалению, представляет собой длительный и трудоемкий процесс с привлечением большого количества организаций (энергоснабжающих, органов Госэнергонадзора, архитектурно-планировочных управлений, ДЕЗов и т.д.), участвующих в данном процессе, в том числе:
органа местной электрической сети, от которой осуществляется питание абонента (или субабонента): городской или сельской муниципальной сети, Дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и др.;
энергоснабжающей организации, той, которая выдает Технические условия, справку об их выполнении и Разрешение на присоединение мощности: городской (сельской) воздушной или кабельной сети;
Энергосбыта, с которым непосредственно заключается договор энергоснабжения и в дальнейшем производятся расчеты за потребляемую электроэнергию;
территориального (местного) органа Госэнергонадзора, который осуществляет осмотр и допуск электроустановок в эксплуатацию, выдает справку энергоснабжающей организации о разрешении на включение электроустановки к сети и проводит технический надзор за соблюдением норм и правил работы в электроустановках;
архитектурно-планировочного управления, которое выдает ситуационный план на здание (помещение), где располагается электроустановка;
специализированных монтажных, проектных и наладочных организаций, в том числе организаций, проводящих замеры сопротивления изоляции проводов и кабелей, проверку устройств защитного заземления и т.д., которые выполняют весь необходимый комплекс соответствующих работ по предписаниям Госэнергонадзора и Энергосбыта.
В табл. 3 приведен примерный перечень и последовательность работ по оформлению и заключению договора энергоснабжения.
Таблица 3
Примерный перечень и последовательность работ по оформлению и заключению договора энергоснабжения
№ п/п |
Перечень работ |
Курирующая организация |
1 |
Согласование присоединяемой мощности с местной организацией электросетей |
Муниципальные электросети, ДЕЗ и т.д. |
2 |
Получение ситуационного плана на здание (помещение) |
Архитектурно-планировочное управление |
3 |
Получение справки об отсутствии задолженности по оплате за электроэнергию |
Энергосбыт |
4 |
Получение Технических условий и справки об их выполнении |
Городская (сельская) воздушная или кабельная сеть |
5 |
Получение Разрешения на присоединение мощности |
То же |
6 |
Составление Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности |
Муниципальная электросеть, ДЕЗ, энергоснабжающая организация |
7 |
Разработка проекта (однолинейной схемы) электроснабжения |
Специализированная проектная организация |
8 |
Согласование проекта (схемы) электроснабжения |
Энергосбыт, Госэнергонадзор |
9 |
Монтаж (реконструкция) электроустановки по согласованному проекту электроснабжения |
Специализированная монтажная организация |
10 |
Составление Технического отчета по результатам измерений сопротивления изоляции проводов, кабелей и проверки заземляющего устройства |
Специализированная организация |
11 |
Получение Акта допуска электроустановки в эксплуатацию |
Госэнергонадзор |
12 |
Получение справки на включение (подачу напряжения) электроустановки |
Госэнергонадзор для энергоснабжающей организации |
13 |
Оформление и заключение договора энергоснабжения |
Энергосбыт |
9.5 . Заключение Договора энергоснабжения
Полнота перечисленного комплекта проектно-технической документации, осуществление допуска электроустановки в эксплуатацию и наличие разрешения на ее подключение дают основания для заключения с энергоснабжающей организацией договора энергоснабжения и открытия лицевых счетов на расчетные приборы учета электроэнергии.
В настоящее время в связи с ростом электропотребления в промышленности и в жилом секторе и увеличением тарифов на электроэнергию стали внедряться двухтарифные системы учета потребления электрической энергии. В перспективе планируется переход на многотарифные системы учета. Такие системы будут предусматривать льготные тарифы в период минимальных нагрузок (в ночное время, в выходные и праздничные дни). С этой целью электротехнической промышленностью осваиваются принципиально новые многотарифные счетчики электронного типа, которые энергоснабжающие организации настоятельно рекомендуют к установке взамен существующих электросчетчиков индукционного типа при оформлении и заключении договоров энергоснабжения.
Представляют интерес электронные многотарифные счетчики электрической энергии однофазные и трехфазные типов СЭТ4, «А 1000», «Дельта» и др., серийно выпускаемые государственным заводом, Мытищинским электротехническим заводом, АВВ ВЭИ Метроника (г. Москва) и др.
Электросчетчики данного типа, например СЭТ1-4, имеют встроенные часы, питающиеся от батареи, энергозависимую память для запоминания потребляемой электроэнергии и других программируемых переменных счетчика, а также жидкокристаллический индикатор для отображения всех неизменных электросчетчика.
Электронные счетчики типов СЭТ способны к полной взаимозаменяемости устаревших индукционных счетчиков благодаря аналогичным схемам подключения и установочно-габаритным размерам.
Техническое обслуживание, ремонт и госповерка электросчетчиков, обеспечение их технически исправного состояния и своевременная замена осуществляются потребителями электроэнергии [ 2]. В [ 2] отмечено, что при нарушении схемы расчетного учета, повреждении или хищении ее элементов замена и госповерка расчетных приборов учета и контроля производятся за счет виновной стороны.
Для окончательного заключения договора энергоснабжения в договорной отдел Энергосбыта (например, в ОАО «Мосэнерго») необходимо представить следующий комплект документов:
заверенные копии Устава предприятия (организации), свидетельства о его регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, о праве собственности или договор аренды и приказ о назначении руководителя предприятия (организации), а также справку из банка об открытии расчетного счета;
заполненную по установленной форме анкету потребителя, форма которой приведена в прил. 6;
заверенную копию информационного письма из Мосгоркомитета;
разрешение на мощность;
акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности;
проект (однолинейную расчетную схему) электроснабжения, согласованный (согласованную) с Энергосбытом в части организации учета электрической энергии;
договорные значения потребления электрической энергии;
заявку на отпуск и потребление электроэнергии;
журнал учета электрической энергии, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подписан ответственным за электрохозяйство (ответственным за безопасную эксплуатацию электроустановок).
Отсутствие того или иного документа в указанном перечне может вызвать нежелательные последствия при заключении договора энергоснабжения вплоть до судебного разбирательства в Арбитражном суде. Например, энергоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения, если в нем отсутствует условие о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии.
Такой случай имел место в практике разрешения споров в Арбитражном суде, связанных с договором энергоснабжения, когда в суд обратилось акционерное общество с иском к муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства о взыскании предусмотренного сторонами в договоре штрафа за неподачу тепловой (аналогично — электрической) энергии. Ответчик возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что причиной неподачи энергии явилось уклонение акционерного общества при заключении договора от согласования количества ежемесячной и ежеквартальной поставки энергии. Арбитражный суд исковые требования удовлетворил. Кассационная инстанция решение суда первой инстанции отменила, в иске акционерному обществу отказала по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.
По договору купли-продажи, отдельным видом которого в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ является договор энергоснабжения, условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ).
Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения. Если договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, Договор не считается заключенным (п. 2 ст. 465 ГК РФ).
Поскольку договор, на основании которого производился отпуск энергии, сведений о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии не содержал, он признается незаключенным. Следовательно, у суда не было оснований для удовлетворения иска о взыскании штрафа.
Рассмотренная процедура оформления и заключения договоров энергоснабжения на примере энергоснабжающей организации ОАО «Мосэнерго» может несколько отличаться от подобной процедуры в других энергосистемах страны; по некоторым позициям процесс оформления и заключения договоров энергоснабжения может быть несколько упрощен или усложнен, скорректирован и т.д.
Однако общие принципы этого процесса, особенно в части выполнения требований норм и правил Госэнергонадзора, остаются неизменными и создают все предпосылки по обеспечению надежной, экономичной и безопасной эксплуатации электроустановок при условии выполнения договорных обязательств обеими сторонами — участниками договора энергоснабжения.
Автоматизированные системы управления энергохозяйством
- оперативного управления;
- управления производственно-технической деятельностью;
- подготовки эксплуатационного персонала;
- технико-экономического прогнозирования и планирования;
- управления ремонтом электрооборудования, распределением и сбытом электроэнергии, развитием электрохозяйства, материально-техническим снабжением, кадрами.
- средства сбора и передачи информации (датчики информации, каналы связи, устройства телемеханики, аппаратура передачи данных и т.д.);
- средства обработки и отображения информации (ЭВМ, аналоговые и цифровые приборы, дисплеи, устройства печати и др.);
- вспомогательные системы (электропитания, кондиционирования воздуха, противопожарные).
Создание и ввод АСУЭ в эксплуатацию можно осуществлять очередями.
Приемка АСУЭ в промышленную эксплуатацию должна производиться по завершению приемки в промышленную эксплуатацию решения всех задач, предусмотренных для вводимой очереди.
При этом эксплуатацию и ремонт оборудования высокочастотных каналов телефонной связи и телемеханики по линиям электропередачи напряжением выше 1000 В (конденсаторы связи, реакторы высокочастотных заградителей, заземляющие ножи, устройства антенной связи, проходные изоляторы, разрядники элементов настройки и фильтров присоединения и т.д.) должен осуществлять персонал, обслуживающий установки напряжением выше 1000 В.
Техническое обслуживание и поверку датчиков (преобразователей) телеизмерений, включаемых в цепи вторичных обмоток трансформаторов тока и напряжения, должен производить персонал соответствующих подразделений, занимающихся эксплуатацией устройств релейной защиты и автоматики и метрологическим обеспечением.
- надежную эксплуатацию технических средств, информационного и программного обеспечения;
- предоставление согласно графику соответствующим подразделениям информации, обработанной ЭВМ;
- эффективное использование вычислительной техники в соответствии с действующими нормативами;
- совершенствование и развитие системы управления, включая внедрение новых задач, модернизацию программ, находящихся в эксплуатации, освоение передовой технологии сбора и подготовки исходной информации;
- ведение классификаторов нормативно-справочной информации;
- организацию информационного взаимодействия со смежными иерархическими уровнями АСУЭ;
- разработку инструктивных и методических материалов, необходимых для функционирования АСУЭ;
- анализ работы АСУЭ, ее экономической эффективности, своевременное представление отчетности.
Вывод из работы средств диспетчерской связи и систем телемеханики должен оформляться оперативной заявкой.
Глава 1.7. Правила безопасности и соблюдения природоохранных требований
- 1.7.1. Руководитель Потребителя обязан обеспечить безопасные условия труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 1.7.2. Устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации.
Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда (далее — ОТ) и технике безопасности (далее — ТБ). - 1.7.3. Средства защиты, инструмент и приспособления, применяемые при обслуживании и ремонте электроустановок должны удовлетворять требованиям соответствующих государственных стандартов и действующих правил применения и испытания средств защиты.
Средства защиты, инструмент и приспособления должны подвергаться осмотру и испытаниям в соответствии с действующими правилами. - 1.7.4. У Потребителя должны быть разработаны и утверждены инструкции по ОТ как для работников отдельных профессий, так и на отдельные виды работ.
- 1.7.5. Каждый работник обязан знать и выполнять требования по безопасности труда, относящиеся к обслуживаемому оборудованию и организации труда на рабочем месте.
- 1.7.6. У каждого Потребителя работа по созданию безопасных условий труда должна соответствовать положению о системе управления ОТ, устанавливающему единую систему организации и безопасного производства работ, функциональные обязанности работников из электротехнического, электротехнологического и другого персонала, их взаимоотношения и ответственность по должности.
Руководитель Потребителя и ответственный за электрохозяйство, как и работники их замещающие, несут персональную ответственность за создание безопасных условий труда для работников электрохозяйства, укомплектование штата обученным и аттестованным электротехническим персоналом, организационно-техническую работу по предотвращению случаев поражения персонала Потребителя электрическим током.
Ответственные за электрохозяйство структурных подразделений Потребителя несут ответственность за проведение организационных и технических мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда, за проведение инструктажей по ОТ и ТБ с наглядным показом и обучением персонала безопасным методам работы, за соблюдением персоналом требований безопасности труда и применением им инструмента, приспособлений, средств защиты, спецодежды, отвечающих требованиям действующих норм и правил. - 1.7.7. Руководитель Потребителя и ответственный за электрохозяйство должны контролировать соответствие условий труда на рабочих местах требованиям безопасности и производственной санитарии. При невозможности устранить воздействие на персонал вредных и опасных факторов руководящие должностные работники обязаны обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты.
- 1.7.8. Руководитель Потребителя обязан организовать обучение, проверку знаний, инструктаж персонала в соответствии с требованиями государственных стандартов, настоящих Правил, правил безопасности труда и местных инструкций.
- 1.7.9. О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуска к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажей на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.
- 1.7.10. Материалы расследования несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, а также нарушения требований безопасности труда должны быть тщательно проанализированы для выявления причины и виновника их возникновения, принятия мер для предупреждения подобных случаев.
Сообщения о несчастных случаях, их расследование и учет должны осуществляться в установленном порядке.
Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, оформление актов формы Н-1, разработку и реализацию мероприятий по устранению причин несчастного случая несет руководитель Потребителя. - 1.7.11. Ответственность за несчастные случаи, происшедшие на производстве, несут как работники, непосредственно нарушившие требования безопасности или инструкции по охране труда, так и ответственные за электрохозяйство Потребителя и его структурных подразделений, а также другие работники из административно-технического персонала, руководитель Потребителя, не обеспечившие безопасность труда и нормы производственной санитарии, выполнение стандартов безопасности труда и не принявшие должных мер для предупреждения несчастных случаев.
- 1.7.12. Материалы расследования групповых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом должны быть проработаны с персоналом энергослужб всех структурных подразделений Потребителя. Должны быть разработаны и выполнены мероприятия для предупреждения аналогичных несчастных случаев.
- 1.7.13. Весь персонал энергослужб должен быть обучен практическим приемам освобождения человека, попавшего под действие электрического тока, и практически обучен способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим непосредственно на месте происшествия. Обучение оказанию первой помощи пострадавшему должен проводить специально подготовленный инструктор.
Проверка знания правил и приемов оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве должна проводиться при периодической проверке знаний норм и правил работы в электроустановках. - 1.7.14. Руководитель Потребителя должен обеспечить каждого работника электрохозяйства личной инструкцией по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве.
- 1.7.15. На рабочих местах должны быть аптечки или сумки первой помощи с набором медикаментов. Запас медикаментов с учетом сроков годности должен постоянно возобновляться.
- 1.7.16. Персонал должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами в зависимости от характера выполняемых работ и обязан ими пользоваться во время производства работ.
- 1.7.17. При проведении строительно-монтажных, наладочных и ремонтных работ на действующих электроустановках Потребителя сторонними организациями должны быть разработаны совместные мероприятия по безопасности труда, производственной санитарии, взрыво- и пожаробезопасности, учитывающие взаимодействие строительно-монтажного и эксплутационного персонала. Руководители организаций, проводящих эти работы, несут ответственность за квалификацию своего персонала, соблюдение им требований безопасности и за организацию и выполнение мероприятий по безопасности труда на своих участках работы.
При выполнении работ на одном и том же оборудовании или сооружении одновременно несколькими организациями должен быть составлен план организации работ. - 1.7.18. Пожарная безопасность электроустановок, зданий и сооружений, в которых они размещены, должна отвечать требованиям действующих правил пожарной безопасности (далее — ППБ) а также отраслевых правил, учитывающих особенности отдельных производств.
- 1.7.19. Все работники Потребителя должны проходить противопожарный инструктаж. Электротехнический персонал должен проходить периодическую проверку знаний ППБ одновременно с проверкой знаний норм и правил работы в электроустановках.
- 1.7.20. Электроустановки должны быть укомплектованы первичными средствами пожаротушения.
- 1.7.21. При эксплуатации электроустановок должны приниматься меры для предупреждения или ограничения вредного воздействия на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов в водные объекты, снижения звукового давления, вибрации, электрических и магнитных полей и иных вредных физических воздействий, и сокращения потребления воды из природных источников.
- 1.7.22. Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не должно превышать установленных норм предельно допустимых выбросов (лимитов), сбросов загрязняющих веществ в водные объекты — норм предельно допустимых или временно согласованных сбросов. Напряженность электрического и магнитного полей не должна превышать предельно допустимых уровней этих факторов, шумовое воздействие — норм звуковой мощности оборудования, установленных соответствующими санитарными нормами и стандартами.
- 1.7.23. У Потребителя, эксплуатирующего маслонаполненное электрооборудование, должны быть разработаны мероприятия по предотвращению аварийных выбросов его в окружающую среду.
На главной понизительной подстанции (далее — ГПП) и в распределительном устройстве (далее — РУ) с маслонаполненным электрооборудованием должны быть смонтированы маслоприемники, маслоотводы и маслосборники в соответствии с требованиями действующих правил устройства электроустановок. Маслоприемные устройства должны содержаться в состоянии, обеспечивающем прием масла в любое время года. - 1.7.24. Потребители, у которых при эксплуатации электроустановок образуются токсичные отходы, должны обеспечивать их своевременную утилизацию, обезвреживание и захоронение. Складирование или захоронение токсичных отходов на территории Потребителя не допускается.
- 1.7.25. Эксплуатация электроустановок без устройств, обеспечивающих соблюдение установленных санитарных норм и правил и природоохранных требований или с неисправными устройствами, не обеспечивающими соблюдение этих требований, не допускается.
- 1.7.26. При эксплуатации электроустановок в целях охраны водных объектов от загрязнения необходимо руководствоваться действующим законодательством, государственными и отраслевыми стандартами по охране водных объектов от загрязнения.
Иерархия и задачи оперативно-диспетчерского управления
Надежность электроснабжения потребителей во многом зависит от правильной организации оперативного обслуживания электрических сетей. Эта служба всегда должна быть готова устранять ненормальные режимы, возникающие в сети при нарушениях ее работы, поддерживать необходимые значения показателей качества электроэнергии, обеспечивать безопасность проведения работ. Связь потребителей с энергоснабжающей организацией во многих случаях осуществляется через оперативно-диспетчерскую службу.
Управление оперативной работой в целом осуществляется диспетчерскими службами, а непосредственное управление — дежурными диспетчерами. Организационная структура диспетчерского управления состоит из связанных жесткой дисциплиной центральных диспетчерских служб энергосистем (ЦДС), оперативно-диспетчерских служб производственных отделений (ОДС), оперативно-диспетчерских групп районов электросетей (ОДГ) и диспетчерских пунктов участков электросетей (ДП).
Главные изменения в ПТЭЭП-2023
7 октября 2022 года Минюст России зарегистрировал приказ Минэнерго № 811 от 12 августа 2022 года. Таким образом, новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП) вступают в силу с 7 января 2023 года.
Это огромное потрясение для всех, кто связан с электроустановками, так как по предыдущим ПТЭЭП специалисты работали без малого 20 лет. Но уже в 2023 году им придется перестраиваться. На первый взгляд, Правила значительно «отощали», но не потому, что стало меньше требований к потребителям электроэнергии. Просто чиновники в документе дали отсылки на изданные нормативные правовые акты.
Мы сравнили два документа и нашли 22 важнейших изменения в ПТЭЭП, которые придется учитывать руководителям компаний и специалистам по охране труда. Каждому из них дали экспертную оценку, а также по пунктам рассказали, что учесть, что изменилось, какие дополнительные документы подготовить. Всю эту информацию найдете в таблице. Скачайте ее в конце статьи.
Организация проведения работ в электроустановках
Эксплуатировать электроустановку, а также проводить в ней ремонтные работы, испытания и переключения, имеют право только обученные лица, имеющие соответствующую степень допуска к выполнению работ.
Обязательным условием является наличие у руководителя субъекта хозяйствования оформленных договорных отношений с физическими лицами, которые будут их проводить. Это может быть трудовой или гражданско-правовой договоры или договор подряда.
Электротехнический персонал имеет право выполнять работу в соответствии со своими квалификационными качествами и опытом работы.
К моменту начала работ, руководитель компании должен позаботиться о назначении ответственного лица за безопасную эксплуатацию электроустановок, которое и будет заниматься организационными вопросами. Эти обязанности обычно закрепляются за административно-техническим персоналом, занимающим инженерные и руководящие должности. В их подчинении находится оперативный, ремонтный и оперативно-ремонтный персонал, к числу которых относятся работники рабочих специальностей.
Какая информация указывается в удостоверении группы допуска
Получая со 2-й по 5 группу включительно, работник получает специальное удостоверение. Информация включает саму категорию и подтверждение о том, что физическое лицо прошло минимальную необходимую подготовку и успешно сдал экзамен.
- Страница №1. Информация о работнике. Его номер, дата рождения, дата получения документа и фотография с указанием структурного подразделения.
- Страница №2. ФИО, действующая должность, присвоенный персонал, а также подпись и печать уполномоченного лица.
- Страница с 3 по 7 включительно – результаты экзаменационной проверки с результатами.
- Страница №8. Документ, который подтверждает право на занятие электротехническими работами.
Кто относится к административно-техническому персоналу
В их обязанности вменяется ответственность за организацию и реализацию деятельности в оборудовании, функционирующем от электричества. Для удобства проведения контроля на предприятии в сфере обеспечения электробезопасности и организации соответствующего обучения, обычно создаётся специализированная комиссия. Все её участники относятся к числу административно-технического персонала. Председателем может быть назначен главный инженер или главный энергетик. Членами комиссии могут быть инженер по охране труда и начальники структурных подразделений. Комиссия в полном составе правомерна проводить обследование субъекта хозяйствования на выявление нарушений соблюдения законодательных требований электробезопасности.
В её компетенции также находится организация обучения и проверка знаний с присвоением соответствующей квалификации электротехническим работникам.
Оперативное управление
Правила технической эксплуатации электроустановок
1.5.8. У Потребителей, имеющих собственные источники электрической
Энергии или имеющих в своей системе электроснабжения самостоятельные
Предприятия электрических сетей, должно быть организовано оперативное
Диспетчерское управление электрооборудованием, задачами которого
Являются:
разработка и ведение требуемого режима работы;
производство переключений пусков и остановов;
локализация аварий и восстановления режима работы;
планирование и подготовка схем и оборудования к производству
Ремонтных работ в электроустановках;
выполнение требований по качеству электрической энергии;
обеспечение экономичности работы электрооборудования и рационального
Использования энергоресурсов при соблюдении режимов потребления;
предотвращение и ликвидация аварий и отказов при производстве,
Преобразовании, передаче, распределении и потреблении электрической
Энергии.
Организация диспетчерского управления у Потребителей должна
Осуществляться в соответствии с требованиями действующих правил, при этом
Потребители, включенные в реестр энергоснабжающих организаций,
Осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами технической
Эксплуатации электрических станций и сетей.
1.5.9. Система оперативного управления электрохозяйством,
Организационная структура и форма оперативного управления, а также вид
Оперативного обслуживания электроустановок, число работников из
Оперативного персонала в смене определяется руководителем Потребителя и
Документально оформляется.
1.5.10. Оперативное управление должно быть организовано по
Иерархической структуре, предусматривающей распределение функций
Оперативного контроля и управления между уровнями, а также подчиненность
Нижестоящих уровней управления вышестоящим.
Для Потребителей электрической энергии вышестоящим уровнем
Оперативного управления являются диспетчерские службы соответствующих
Энергоснабжающих организаций.
1.5.11. Для каждого оперативного уровня должны быть установлены две
Категории управления оборудованием и сооружениями — оперативное
Управление и оперативное ведение.
1.5.12. В оперативном управлении старшего работника из числа
Оперативного персонала должны находиться оборудование, линии
Электропередачи, токопроводы, устройства релейной защиты, аппаратура
Системы противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и
Технологического управления, операции с которыми требуют координации
Действий подчиненного оперативного персонала и согласованных изменений
Режимов на нескольких объектах.
Операции с указанным оборудованием и устройствами должны
Производиться под руководством старшего работника из числа оперативного
Персонала.
1.5.13. В оперативном ведении старшего работника из числа
Оперативного персонала должны находиться оборудование, линии
Электропередачи, токопроводы, устройства релейной защиты, аппаратура
Системы противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и
Технологического управления, операции с которыми не требуют координации
Действий персонала разных энергетических объектов, но состояние и режим
Работы которых влияют на режим работы и надежность электрических сетей, а
Также на настройку устройств противоаварийной автоматики.
Операции с указанным оборудованием и устройствами должны
Производиться с разрешения старшего работника из числа оперативного
Персонала.
1.5.14. Все линии электропередачи, токопроводы, оборудование и
Устройства системы электроснабжения Потребителя должны быть распределены
По уровням оперативного управления.
Перечни линий электропередачи, токопроводов, оборудования и
Устройств, находящихся в оперативном управлении или оперативном ведении
Старшего работника из числа оперативного персонала Потребителя, должны
Быть составлены с учетом решений по оперативному управлению
Энергоснабжающей организации, согласованы с нею и утверждены техническим
Руководителем Потребителя.
1.5.15. Взаимоотношения персонала различных уровней оперативного
Управления должны быть регламентированы соответствующими положениями,
Договорами и инструкциями, согласованными и утвержденными в установленном
Порядке.
1.5 16. Оперативное управление должно осуществляться со щита
Управления или с диспетчерского пункта. Возможно использование
Приспособленного для этой цели электротехнического помещения.
Щиты (пункты) управления должны быть оборудованы средствами связи.
Рекомендуется записывать оперативные переговоры на магнитофон.
1.5.17. На щитах (пунктах) оперативного управления и в других
Приспособленных для этой цели помещениях должны находиться оперативные
Схемы (схемы-макеты) электрических соединений электроустановок,
Находящихся в оперативном управлении.
Все изменения в схеме соединений электроустановок и устройств
Релейной защиты и автоматики (далее — РЗА), а также места наложения и
Снятия заземлений должны быть отражены на оперативной схеме
(схеме-макете) после проведения переключений.
1.5.18. Для каждой электроустановки должны быть составлены
Однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при
Нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые 1 раз в 2 года
Ответственным за электрохозяйство Потребителя.
1.5.19. На каждом диспетчерском пункте, щите управления системы
Электроснабжения Потребителя и объекте с постоянным дежурством персонала
Должны быть местные инструкции по предотвращению и ликвидации аварий.
Указанные инструкции должны быть согласованы с вышестоящим органом
Оперативно-диспетчерского управления.
1.5.20. У каждого Потребителя должны быть разработаны инструкции по
Оперативному управлению, ведению оперативных переговоров и записей,
Производству оперативных переключений и ликвидации аварийных режимов с
Учетом специфики и структурных особенностей организаций.
1.5.21. Переключения в электрических схемам распределительных
Устройств (далее — РУ) подстанций, щитов и сборок осуществляются по
Распоряжению или с ведома вышестоящего оперативного персонала, в
Оперативном управлении или ведении которого находится данное
Оборудование, в соответствии с установленным у Потребителя порядком: по
Устному или телефонному распоряжению с записью в оперативном журнале.
Оперативные переключения должен выполнять работник из числа
Оперативного персонала, непосредственно обслуживающий электроустановки.
В распоряжении о переключениях должна указываться их
Последовательность. Распоряжение считается выполненным только после
Получения об этом сообщения от работника, которому оно было отдано.
1.5.22. Сложные переключения, а также все переключения (кроме
Одиночных) на электроустановках, не оборудованных блокировочными
Устройствами или имеющих неисправные блокировочные устройства, должны
Выполняться по программам, бланкам переключений.
К сложным относятся переключения, требующие строгой
Последовательности операций с коммутационными аппаратами, заземляющими
Разъединителями и устройствами релейной защиты, противоаварийной и
Режимной автоматики.
1.5.23. Перечни сложных переключений, утверждаемые техническими
Руководителями, должны храниться на диспетчерских пунктах, центральных
(главных) щитах управления электрических станций и подстанций.
Перечни сложных переключений должны пересматриваться при изменении
Схемы, состава оборудования, устройства защиты и автоматики.
1.5.24. Сложные переключения должны выполнять, как правило, два
Работника, из которых один является контролирующим.
При наличии в смене одного работника из числа оперативного
Персонала, контролирующим может быть работник из
Административно-технического персонала, знающий схему данной
Электроустановки, правила производства переключений и допущенный к
Выполнению переключений.
Какие работники могут войти в число таких людей?
Прежде всего, они должны быть совершеннолетними. Если работники такой группы не достигли возраста 18 лет, они не могут быть допущены к работе. Исключением являются практиканты. К ним относятся практиканты как институтов, так и профессиональных училищ. Им может быть меньше 18 лет, и они имеют право находиться при электроустановках. Но даже для этого существуют специальные предписания. В частности, с ними обязательно должен находиться кто-то, относящийся к работникам, занимающимся электротехникой. При этом у него обязательно должна быть группа по электробезопасности (не ниже третьей), если речь идет о напряжении до 1 000 В. Если же оно выше этого уровня, то у того, кто будет присматривать за несовершеннолетними практикантами, группа должна быть не ниже четвертой.
Кроме того, несовершеннолетних строжайше запрещается допускать к самостоятельной работе с электричеством, как и присваивать им группу по электробезопасности выше третьей. Есть и много других ограничений для работы оперативного персонала. В частности, есть право единолично осматривать электрическую установку и не только. Об этих ограничениях, которые наложены на оперативный персонал, поговорим подробнее.
Шаг консалтинг — стратегическое и оперативное управление бизнесом
В самом общем определении целью оперативного управления бизнесом является достижение максимальной его эффективности, т.е. повышение «коэффициента полезного действия» работающей бизнес-организации. Оперативное управление должно с наибольшим эффектом увязать в одно целое все коммерческие составляющие бизнеса: эффективную закупку, оптимальную логистику, задействование всех возможных каналов продаж и продвижения продукта, а также грамотно поддержать эти коммерческие процессы административными и финансовыми ресурсами.
Цель стратегического управления ортогональна: это — достижение долговременной стратегической устойчивости компании.
Институциональное разделение оперативного и стратегического управления бизнесом является закономерным следствием роста и развития самого этого бизнеса.
Малый бизнес вполне успешно справляется с решением стратегических задач в рамках своей повседневной операционной деятельности.
Большому же бизнесу, как справедливо говорил один из руководителей, нужно очень много времени для того, чтобы, подобно большому кораблю, изменить направление своего движения.