Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но из обозначенного правила имеются исключения[2]. Так, без проведения конкурса или аукциона имущество бюджетного учреждения может сдаваться в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, другим государственным или муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям[3], медорганизациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, без торгов бюджетное учреждение здравоохранения может сдать в аренду площадь коммерческой медорганизации для размещения специализированного медицинского кабинета), адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, для функционирования объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).
Сдача в аренду без проведения конкурса или аукциона.
Без проведения конкурса или аукциона учреждение может сдавать в аренду свой актовый или концертный зал для разовых массовых мероприятий.
Обратим внимание, что в число исключений входит и случай, когда имущество сдается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев – это, например, позволяет учреждению без проведения конкурса или аукциона сдавать в аренду свой актовый или концертный зал каким-либо организациям для проведения разовых массовых мероприятий.
На каком праве АУ пользуется земельным участком?
Как известно, у автономного учреждения не может быть на праве собственности имущества. Собственником имущества, закрепленного за АУ, является РФ, субъект РФ или муниципальное образование — учредитель автономного учреждения. Пунктом 2 ст. 216 ГК РФ предусмотрено, что лицам, которые не признаются собственниками имущества, могут принадлежать вещные права на это имущество. К вещным правам среди прочего относится:
- право оперативного управления имуществом;
- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В Гражданском кодексе (гл. 19) и Законе об автономных учреждениях (п. 1 ст. 3) указано: имущество принадлежит АУ исключительно на праве оперативного управления. Собственником этого имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Согласно гражданскому законодательству все имущество делится на две категории: недвижимое и движимое. При этом к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Исходя из этого, можно было бы предположить, что земельные участки закрепляются за АУ также на праве оперативного управления. Однако это не так. В соответствии с действующим законодательством существуют следующие формы прав на землю:
- право собственности;
- право постоянного (бессрочного) пользования;
- право пожизненного наследуемого владения (касается только граждан);
- аренда;
- сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком);
- безвозмездное срочное пользование.
Как известно, использование земли в РФ является платным. Формами платы выступают земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, а также праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Земельный налог относится к местным налогам, поэтому обязателен к уплате на территории тех муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где он введен в действие в соответствии с нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований (законом конкретного субъекта РФ). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить отдельные особенности. Во-первых, этим органам следует утвердить налоговые ставки, по которым уплачивается земельный налог на территории соответствующего муниципального образования (субъекта РФ). Во-вторых, они наделены полномочиями по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим при расчете земельного налога АУ обязательно должны изучить местный нормативный правовой акт (закон) по земельному налогу.
Автономным учреждениям в первую очередь нужно обратить внимание, не распространяется ли на них какая-либо из льгот, установленных Налоговым кодексом (ст. 395) или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга). Кстати, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера. Руководствуясь данной нормой, антимонопольный орган одного из субъектов РФ требовал признания недействительной льготы по земельному налогу, согласно которой освобождались от уплаты этого налога бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется из краевого, районного бюджетов и бюджетов поселений на основе сметы доходов и расходов, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. В свою очередь судьи ФАС ДВО признали, что предоставление льготы по земельному налогу только бюджетным учреждениям не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между частными и бюджетными (автономными) учреждениями (Постановление от 25.03.2009 N Ф03-909/2009). К аналогичному выводу пришли судьи ФАС УО (см. Постановление от 20.05.2009 N Ф09-3179/09-С1). Объяснение такое: частные учреждения вообще не являются плательщиками земельного налога. Автономные учреждения данный момент могут взять себе на вооружение, если на территории их муниципального образования будет предусмотрена льгота только для бюджетных учреждений, а не для государственных и муниципальных учреждений. Установление такой льготы вполне может быть оспорено.
Также следует обратиться к п. 2 ст. 389 НК РФ, в котором перечислены земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом. К примеру, к таковым относятся земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 указанного пункта). По мнению судей, под данное освобождение подпадают земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования школе милиции и государственному учреждению здравоохранения, входящим в систему МВД России. С аргументами, приведенными арбитрами, можно ознакомиться в Постановлениях ФАС ЗСО от 03.10.2007 N Ф04-6852/2007(38844-А45-26), ФАС СЗО от 26.02.2008 по делу N А66-7083/2007.
В зависимости от категории лиц, обладающих возможностью использовать землю любое количество времени, такие участки могут иметь разные документы, подтверждающие такое право.
Если прежде бессрочная аренда предоставлялась с помощью локальных актов, то для юрлиц, перечисленных выше, потребуется составление договора на бессрочное пользование с вышестоящими органами госвласти, в собственности которых находятся передаваемые ЗУ.
Ниже в таблице рассмотрим, какие пункты должен включать в себя договор постоянного бессрочного пользования:
Что указать в договоре |
|
1 |
Реквизиты сторон. |
2 |
Адрес и площадь ЗУ. |
3 |
Предмет договора. |
4 |
Категория земель. |
5 |
Цели применения. |
6 |
Сроки передачи ЗУ в пользование. |
7 |
Кадастровый план участка. |
8 |
Общие правила пользования ЗУ. |
Возникновение (приобретение) права постоянного (бессрочного) пользования
Впервые право постоянного пользования земельными участками было введено в российское законодательство Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятыми ВС СССР 28.02.1990, а затем воспроизведено в Земельном кодексе РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1.
Статья 12 вышеуказанного Кодекса устанавливала, что в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
До введения в действие ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ допускалось предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам; одновременно с введением его в действие предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования прекратилось, но владение и пользование земельными участками ими на данном вещном праве сохранено до настоящего момента (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).
Пунктами 80 и 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 “О судебной практике по делам о наследовании” предусмотрено, что наследники объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, предоставленном наследодателю на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 269 ГК РФ), приобретают право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и наследодатель в соответствии с целевым назначением земельного участка.
При разрушении до открытия наследства принадлежавшего наследодателю здания, строения, сооружения, расположенных на участке, которым наследодатель владел на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, эти права сохраняются за наследниками в течение трех лет после разрушения здания, строения, сооружения, а в случае, если этот срок был продлен уполномоченным органом, – в течение соответствующего периода. По истечении указанного срока названные права сохраняются за наследниками, если они не были прекращены в установленном порядке и при условии начала восстановления (в том числе наследниками) разрушенного здания, строения, сооружения.
В случае, когда наследодатель обращался в установленном порядке в целях реализации права зарегистрировать право собственности на земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд может признать за наследниками право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования.
Следовательно, приобретая объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании наследодателя, наследник также приобретает право пользования земельным участком в том объеме прав, который был у наследодателя.
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 4 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу ограниченных вещных прав – граждане владеют и пользуются такими участками, но не могут ими распоряжаться, в том числе и завещать земельные участки на таком праве (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2018 по делу N 33-17826/2018).
В случае отсутствия объекта недвижимости на указанном земельном участке и при установлении факта того, что наследодатель за оформлением своих прав на земельный участок в компетентные органы не обращался, в признании права собственности на данный земельный участок может быть отказано
В настоящее время основания возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены в новой статье ЗК РФ – 39.9 (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ), практически дублирующей утратившую силу ст. 20, в соответствии с которой в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставляются исключительно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
Примерная форма решения о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам утверждена Распоряжением Минимущества РФ от 2 сентября 2002 г. N 3070-р.
Основания для прекращения пользования земли
Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.
Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.
Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.
Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.
Поскольку такие действия физическим и юридическим лицам запрещены, необходимо срочное написать заявление о переоформлении участка в аренду или в собственность. Такой порядок переоформления обязательно должны соблюдать юридические лица, физическим это не обязательно.
Если правом бессрочного постоянного пользования была наделена религиозная организация, она должна написать заявление о регистрации права безвозмездного и срочного.
В какую форму пользования будет осуществлен переход участка – в собственность, в аренду – решает собственник земельных площадей. Правообладатель имеет приоритет в решении этого вопроса.
Следует обратить внимание на то, что с начала 2013 года действует важная поправка в кодексе об Административных правонарушениях. Согласно изменениям, существует ответственность за нарушение сроков оформления земли, ранее находящейся в бессрочном пользовании, в собственность или в аренду.
ВНИМАНИЕ! Физические лица осуществляют оформление таких земель с учетом Федерального Закона «О дачной амнистии».
По этому ФЗ они не ограничены в сроках оформления документов на землю.
Договор, который рассматривает постоянное бессрочное пользование аграрной недвижимостью, заполняется на специальном бланке по предоставленному шаблону и должен состоять из следующего:
Вводная часть | Указываются сведения, касающиеся обеих сторон |
Предмет договора | Основания для оформления прав на земельный участок, местоположения, назначение и т. п. |
Права и обязанности сторон | Временные рамки, в которые производится передача земли от собственника к пользователю. Правильное отношение к участку. Ход ведения мероприятий по использованию водных ресурсов. Запрет или разрешение на строительство зданий, направленных на какую-то деятельность, при условии соответствия санитарным, пожарным правилам и нормам. Учитывается безвредная эксплуатация участка по отношению к среде обитания и деятельности человека и т. д. |
Ответственность сторон | Правила осуществления компенсационных мероприятий за нанесенный ущерб |
Изменение и прекращение договора | Правила и порядок окончания действия соглашения. Например, эксплуататор земельного участка может высказать отказ от надела, учитывая при этом Земельный кодекс. Тогда договор прекращается |
Разрешение споров | При возникновении конфликтов и споров разрешение их необходимо проводить посредством мирных переговоров. Если такое невозможно, предусматривается обращение в суд с исковым заявлением |
Заключение | Соглашение составляется в двух экземплярах, подписывается и визируется печатями. Каждая из сторон получает свой договор |
Образцы договора представлены в интернете.
Что такое бессрочное постоянное пользование
По своей сути: постоянное бессрочное пользование — это аренда.
Как известно, при СССР частной собственности на землю не было, была только государственная собственность. Поэтому земля, предоставленная на таком виде права находится в собственности государства, а не в собственности гражданина. Значит, это право подразумевает не настоящую собственность, а только лишь пользование. То есть совсем не РАСПОРЯЖЕНИЕ, как разрешается при праве СОБСТВЕННОСТИ.
Правообладатель участка на праве постоянное бессрочное пользование по своей сути — временный арендатор. В любой момент собственник (государство) потребует свое имущество себе.
Например, вы — собственник кофемашины дали во временное пользование её своему другу. То есть дело обстоит так: вы — собственник, а друг — пользователь (арендатор), причем временный. Прошло какое-то время, и просите вернуть вашу кофемашину обратно: из рук друга (пользователя). И он вам её возвращает в первоначальном виде или с компенсацией естественного износа данной кофемашины. Возможно, что за каждый день нахождения кофемашины у вашего друга, вы брали с него арендную плату, ведь он использовал её для извлечения прибыли. Так же обстоят дела и с земельным участком полученным на праве бессрочного постоянного пользования.
Наследство права на бессрочное пользование земельным участком — что это и как происходит?
Не воспользовавшиеся предоставленным преимуществом, вправе компенсировать недочёты, во избежание конфликтов с администрацией населённого пункта, в случае смерти владельца. Так как участие в имущественных сделках и передача по наследству для этого вида права не санкционирована, участками могут пользоваться только настоящие правообладатели.
Однако на землях населённых пунктов возведены капитальные строения, которые могут передаваться по наследству, являясь собственностью владельцев. Вступая в наследование земельного участка на праве бессрочного пользования, правопреемникам требуется обратиться в администрацию, для оформления аренды ЗУ. С разрешения хозяйствующего субъекта допустима их приватизация или выкуп по кадастровой стоимости.
Гражданам, не переоформившим земли, следует исправить данный правовой недочёт, приватизировав их или оформив аренду. Данные виды владения предусматривают беспрепятственную форму распоряжения, в том числе – переход прав по наследству.
Что дает передача в собственность или аренду земельного участка
Право бессрочного пользования наделом земли является устаревшей юридической нормой, выходом из котором является перевод на арендные отношения или оформление в собственность.
После переоформления такого надела в собственность в бюджет будут поступать средства в виде земельного налога с собственника. Если земля переоформляется в аренду, государству будут отчислять арендную плату. Такие варианты оформления выгоднее, чем продолжать предоставлять надели в безвозмездное использование. Единственная плата, на которую может претендовать собственник земли – это компенсация за подведенные к используемому наделу коммунальные ресурсы.
После получения права собственности пользователь участка на законных основаниях сможет проводить сделки с отчуждением (возмездным и безвозмездным), получит возможность делить доли, переводить землю в другие категории, передавать по наследству, получать прибыль с аренды и иных манипуляций с имуществом.
Земля в аренду без срока
Получить земельный участок в бессрочную аренду можно путем участия в аукционе. Для этого местная администрация публикует объявление о торгах. Победителю передается земля в аренду без срока. В результате он получает право на ведение хозяйственной деятельности не только непосредственно на участке, но и в зданиях, расположенных на ней, а также на возведение новых строений.
Если надел имеет сельскохозяйственное назначение, то впоследствии арендатор может выкупить его по рыночной цене и оформить право собственности.
Лицо, желающее получить землю в бессрочную аренду, может самостоятельно выбрать свободный участок, обратиться в местную администрацию в просьбой о его выделении. Если это надел не проходил межевание, то его надо произвести. В ином случае достаточно будет заказать кадастровые документы, где нужный участок будет выделен на общей карте. Далее подается заявление в орган местного самоуправления и в течение 30 дней администрация даст ответ.
- Земля в бессрочном пользовании все равно остается собственностью своего владельца. Значит, только он имеет полное право эксплуатировать землю по-своему усмотрению (но в рамках видов разрешенного использования).
- Когда проходит регистрация передачи земельных площадей в пользование, составляется договор. В этом документе должна быть указана сумма, которую новый пользователь земли должен выплачивать ее собственнику. Следует учесть, что такая площадь часто находятся в собственности муниципалитета или она государственная.
- Передача земельных площадей их собственником другому лицу на бессрочное постоянное пользование должна выполняться по строго установленному порядку.
- Чаще всего выполняется переход в бессрочное пользование муниципалитету или государству. Имеются в виду различные казенные учреждение, органы госвласти, другие инстанции государственного типа.