Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как с ИФНС получить проценты за несвоевременный возврат налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исковое заявление на налоговую службу гражданам нужно подавать в суд общей юрисдикции, организациям и предпринимателям — в арбитраж. Адрес судебного органа напрямую зависит от местонахождения инспекции.
Прежде чем идти в суд, нужно подать претензию в налоговую инспекцию. Это обязательное условие, так как без попытки урегулирования спора в мирном порядке судья оставит ваш иск без рассмотрения. В претензии укажите:
- наименование и адрес налоговой службы, которая нарушила ваши права;
- свои ФИО (или наименование организации), место жительства/нахождения, телефон;
- причины жалобы;
- что вы хотите получить в итоге;
- нормы законодательства, которые были нарушены;
- способ получения ответа (лично, по почте или через личный кабинет на сайте Налог.ру);
- дату;
- подпись.
Если в претензии вы будете ссылаться не только на закон, но и на документы, то приложите их к письму. Например, если вам не вернули в положенный срок подоходный налог, то к претензии приложите копии декларации 3-НДФЛ и заявления о возврате с отметками об отправке.
Об уплате налога до и после выставления требования.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.
Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.
Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.
Возврат через суд также допустим.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).
Как оспаривать бездействие налогового органа
Бездействие в данном случае выражается в том, что при вынесенном положительном решении о возврате переплаты ИФНС тянет с перечислением денег на расчетный счет компании.
Как и в случае с отказом, чтобы дойти до суда, необходимо направить в УФНС через свою налоговую жалобу на бездействие. Причем важно не пропустить трехмесячный срок (восстановление возможно только по уважительной причине).
Этот срок можно отсчитывать спустя месяц после подачи заявления на возврат, то есть с крайней даты, когда деньги должны быть возвращены на расчетный счет компании.
К жалобе необходимо приложить:
- заявление с отметкой (квитанцией) о доставке в инспекцию;
- решение о возврате (при наличии).
Если и после этой процедуры возврат не будет осуществлен – можно подать жалобу в суд, указав в ней, как минимум:
- номер своей налоговой инспекции и ее территорию;
- срок, в который ИФНС должна была осуществить возврат (со ссылкой на НК РФ), и не осуществила его;
- требование о признании бездействия инспекторов незаконным и обязании их вернуть компании деньги.
При каких условиях и ситуациях можно подать в суд на налоговую?
Существует ряд требований, которые должны соблюдаться, чтобы налогоплательщик мог обратиться с исковым заявлением к налоговой в суд. Вот основные из требований:
- со стороны налоговиков есть нарушения законодательства или интересов компании – главным условием для обращения в суд является конкретный факт нарушения ваших законных интересов или требований законодательства. К таким нарушениям могут относиться превышения должностных полномочий сотрудниками ФНС, безосновательные штрафы, доначисления налогов, нарушения во время налоговых проверок, блокировка расчетных счетов, невыполнение своих должностных обязанностей, игнорирование обращений и т. д. Важно, чтобы нарушение имело документальное подтверждение было зафиксировано в установленном порядке, в противном случае будет сложно доказать в суде, что сам факт нарушения имел место;
- предпринимались попытки урегулировать спор в досудебном порядке – Гражданский кодекс РФ, который регламентирует в том числе и порядок разрешения подобных споров, предусматривает обязательное соблюдение сторонами претензионного (досудебного) урегулирования конфликта перед обращением в суд. Это означает, что налогоплательщик, чьи интересы были нарушены, не может сразу же обратиться в арбитражный суд, вначале он должен воспользоваться другими инструментами: подать жадобу в отделение ФНС или вышестоящий орган, обратиться в прокуратуру или полицию, если в действиях налоговиков усматривается уголовное правонарушение и т. д. И только в случае, если все эти меры не возымели должного результата, дальнейшее решение налоговых споров возможно в арбитражном суде.
Если оба из этих требований соблюдены, компания может готовить и подавать исковое заявление в арбитражный суд, и дальнейшее урегулирование конфликта будет происходить в судебном порядке.
Если переплата образовалась по результатам контрольных мероприятий
Если организация по результатам выездной проверки узнала, что она не должна была платить налог или должна была его платить в меньшем размере, то именно с этой даты должен исчисляться срок на обращение в суд за возвратом переплаты. К такому выводу еще в 2010 году пришел Президиум ВАС в Постановлении от 21.12.2010 № 3972/10 по делу № А09-9907/08-30.
Данная позиция является справедливой и в наши дни (см., например, постановления АС СЗО от 30.09.2019 № Ф07-11447/2019 по делу № А05-2680/2019, АС ВСО от 21.03.2017 № Ф02-655/2017 по делу № А58-3566/2016). В них также сделан вывод, что трехлетний срок для возврата налоговой переплаты начал течь, когда налогоплательщик получил свое решение по выездной проверке.
В то же время если будет установлено, что налогоплательщик явно знал о том, что он не должен уплачивать налог (например, из-за превышения лимита доходов по УСНО), то суд может признать: срок на возврат этого налога должен исчисляться не с даты составления акта выездной проверки, а с момента уплаты налога. Так было в Постановлении АС ВВО от 10.06.2016 № Ф01-1970/2016 по делу № А82-10796/2015.
B кaкиx cитyaцияx вoзвpaт дeнeг нeвoзмoжeн
Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.
B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.
Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.
Cпocoбы выявлeния пepeплaчeнныx нaлoгoвыx cyмм
Нaлoгoвaя пepeплaтa мoжeт пoявитьcя в cилy paзныx пpичин и oбнapyжить ee мoгyт пpeдcтaвитeли ФНC или caм плaтeльщик.
Нeмaлo нaлoгoв пpeдycмaтpивaют aвaнcoвыe взнocы: квapтaльныe или eжeмecячныe. Учитывaя этo oбcтoятeльcтвo, пepeплaтy пo тaким плaтeжaм мoжнo oбнapyжить пocлe cocтaвлeния гoдoвoй oтчeтнocти. B бoльшинcтвe дeклapaций yкaзывaютcя paзмepы плaтeжeй, пepeчиcлeнныx aвaнcoм и гoдoвoй cyммы, т.e. oтpaжaeтcя oбъeм пepeплaты, ecли тaкoвaя имeeтcя.
Aнaлoгичныe cитyaции имeют мecтo, ecли yтoчняeтcя oтчeтнocть, вcлeдcтвиe чeгo из-зa льгoты или дpyгoгo oбcтoятeльcтвa (нaпpимep, нeвepнoгo oбoзнaчeния нaлoгoвoй бaзы) paзмep плaтeжa yмeньшaeтcя.
Нepeдкo пpи пepeчиcлeнии взнocoв oни yxoдят нe пo нaзнaчeнию, тaкoe cлyчaeтcя из-зa нeдocтoвepныx дaнныx в плaтeжныx пopyчeнияx. Ecли пpичинa в этoм, пepeплaтa выявляeтcя пocлe взaимopacчeты cвepoк c бюджeтoм. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй мoгyт пpoинфopмиpoвaть oб излишкax (в пиcьмeннoй фopмe или пo тeлeфoнy). Фaкт пepeплaты мoжнo выявить и caмocтoятeльнo.
Ecли пpeдcтaвитeль ФНC yвeдoмляeт звoнкoм нeoбxoдимo зaпиcaть, oткyдa звoнят, пo кaкoмy плaтeжy и кaкoй paзмep имeeт пepeплaтa.
B нeкoтopыx cлyчaяx нaлoгoвaя мoжeт пoтpeбoвaть дoпoлнитeльнyю дoкyмeнтaцию, чтoбы yдocтoвepитьcя, чтo пepeчиcлeннaя cyммa дeйcтвитeльнo пpeвышaeт пoлoжeннoe знaчeниe. B пpeдocтaвлeнии дoкyмeнтoв oткaзывaть нe peкoмeндyeтcя.
Нa пpaктикe нaлoгoвики в peдкиx cлyчaяx yвeдoмляют oб oбнapyжeннoй пepeплaтe. Пpи пoявлeнии coмнeний нyжнo зaйти в личный кaбинeт нa oфициaльнoм интepнeт пopтaлe нaлoгoвoй. Пpи нaличии y пpeдпpиятия или индивидyaльнoгo пpeдпpинимaтeля квaлифициpoвaннoй ЭЦП oткpытиe личнoгo кaбинeтa нe пoтpeбyeт никaкиx pacxoдoв. Чepeз нeгo yдoбнee вceгo кoнтpoлиpoвaть пepeвoды: имeннo здecь пoявляютcя cвeдeния o нeдoплaтax и лишниx cyммax.
Кaк быть, ecли cпиcaниe нaлoгa пpoизoшлo пo oшибкe
У ФНC ecть пpaвo cпиcывaть co cчeтoм нaлoгoплaтeльщикoв нe oплaчeнныe cвoeвpeмeннo нaлoги, штpaфы и пeни. Oдoбpeниe cyбъeктa для этoгo нe тpeбyeтcя. B нeкoтopыx cлyчaяx тaкoe пpoиcxoдит пo oшибкe. Нaпpимep, в ФНC нe пpишлo плaтeжнoe пopyчeниe или caм плaтeльщик из-зa нeвнимaтeльнocти yкaзaл oшибoчныe peквизиты. Ecли пoдoбнoe cлyчилocь, нaлoгoвики oбязaны вepнyть нeзaкoннo yдepжaнныe дeньги.
Ecли y opгaнизaции имeютcя зaдoлжeннocти пo дpyгим нaлoгoвым плaтeжaм, из этoгo взнoca чacть мoжeт пoйти нa вoзвeдeниe нeдoимки, a ocтaтoк вepнyт нaлoгoплaтeльщикy.
Излишнe yплaчeнныe cyммы нaлoгa пoдлeжaт вoзвpaтy тaкoв зaкoн. Чтoбы ocyщecтвить этy пpoцeдypy нyжнo нaпpaвить в нaлoгoвyю cлyжбy зaявлeниe в пиcьмeннoм видe. B нeм излaгaeтcя cитyaция, пpилaгaeтcя пoдтвepждaющaя дoкyмeнтaция (квитaнция c пepeчиcлeнным плaтeжoм).
Taкжe yкaзывaeтcя нoмep cчeтa для вoзвpaтa.
Bнимaниe! Нa пoдaчy зaявлeния oтвoдитcя cpoк в 1 мecяц. Oн oтcчитывaeтcя c мoмeнтa нeзaкoннoгo yдepжaния дeнeжныx cpeдcтв. Пpocpoчкa yкaзaннoгo вpeмeннoгo oтpeзкa пpивeдeт к тoмy, чтo вepнyть дeньги мoжнo бyдeт тoлькo в cyдeбнoм пopядкe. 78 cтaтья нa вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa чepeз cyд oтвoдит 3 гoдa.
Досудебное урегулирование
Иски о взыскании процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенных/взысканных налогов, носят имущественный характер. Поэтому на данные требования не распространяется порядок досудебного урегулирования споров с налоговыми органами, установленный ст. 138 НК РФ.
Напомним, согласно данной статье, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Поэтому если плательщик заявляет требование о взыскании с ИФНС процентов, об обжаловании решений и действий налоговиков речи не идет. Поэтому обжаловать в вышестоящий налоговый орган отказ ИФНС в возврате переплаченного налога и процентов не требуется. Плательщику достаточно заявить в суд иск о взыскании с ИФНС соответствующих сумм.
Верховный Суд РФ в Определении от 20.06.2016 № 304-КГ16-3143 прямо указал, что такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога/процентов являются независимыми.
Нормы НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафов и процентов. Указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов.
Юридические подробности
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением к МИФНС №24 по Санкт-Петербургу о признании недействительными решений о взыскании недоимки и о наложении ареста в банке, о возложении на налоговый орган обязанности возвратить списанные денежные средства и отменить наложенный на расчетный счет арест.
Арбитражные суды трех инстанций по делу определили, что налогоплательщиком нарушен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, что перед обращением в суд налогоплательщик обязан был направить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Верховный Суд РФ не согласился с выводами нижестоящих судов в части и указал, что излишнее взыскание происходит в связи с принятием налоговым органом незаконных решений и совершением незаконных действий.
Сам факт незаконного взыскания нарушает права налогоплательщика и в соответствии со статьей 46 Конституции РФ является основанием для обращения в суд за восстановлением нарушенного права. ВС РФ разъяснил, что обязательный досудебный порядок установлен законом для обращения с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актом (решений) налогового органа и его действий (бездействий). Истребование излишне взысканного налога и обжалование ненормативных правовых актов являются независимыми.
При истребовании излишне взысканного налога суд также решает вопрос о законности налогового решения, без признания его недействительным, и о возможности обязать налоговый орган вернуть излишне взысканные средства. Подать такое заявление о возврате излишне взысканного налога можно в течение 3 лет.
Самостоятельно вернуть излишне переплаченные деньги по истечении трехлетнего срока самостоятельно крайне сложно. Лучше воспользоваться помощью юристов – экспертов в сфере налогового права.
Юристы налоговой практики Консалтинговой Группы ЭТАЛОН более 20 лет оказывает юридические услуги предпринимателям и частным лицам не только из Москвы, но и из других регионов, имеют большую успешную практику налогового сопровождения бизнеса, досудебного и судебного сопровождения налоговых споров.
Предлагаем Вам:
- бесплатно проанализировать Вашу ситуацию и дать рекомендации по разумным действиям и способам защиты Ваших интересов;
- подготовить необходимые документы, жалобы, заявления для обращения в налоговый орган и/или суд (согласно дополнительной договоренности);
- представлять Ваши интересы в налоговом органе и суде (согласно дополнительной договоренности).
В результате Вы получите:
- ясную оценку ситуации с точки зрения перспектив защиты Ваших прав в суде;
- возврат Ваших средств от ИФНС через суд;
- максимально быстрое прохождение юридической процедуры по разблокировке расчётного счёта;
- анализ текущих налоговых рисков бизнеса, его владельцев и руководства;
- практические рекомендации по уменьшению налоговых рисков бизнеса;
- практические рекомендации по безопасному приобретению и сохранению семейных активов.
В активе наших юристов по налоговому праву выигранные дела по возврату налогов, с момента уплаты которых прошло 5 и более лет! Если у Вас возникла сложная ситуация – не торопитесь фиксировать убытки. Собирайте документы и присылайте их нам.
Как составить исковое заявление в суд на налоговую?
Заявление-иск должно содержать следующую информацию:
- шапка заявления которая включает в себя: имя суда, куда посылают иск; ФИО истца, его адрес по почте и телефонный номер; ФИО ответчика, его адрес по почте и телефонный номер
- описательная часть заявление. Здесь Вы раскрываете обстоятельства вашего дела, а также указываете нормативное обоснование законности ваших требований
- описание исковых требований – то есть предмет вашего заявления
- список приложенных документов и прочего с включением в него документа об оплате судебного сбора, если таковой предусмотрен
- в заявлении обязательно должна присутствовать дата написания и подпись истца
Причины для обращения в суд
Полного перечня оснований для подачи искового заявления в Налоговом кодексе, законах и подзаконных актах не содержится; к наиболее распространённым можно отнести:
- неверно проведённые ИФНС вычисления, приведшие или могущие привести к необоснованному отягчению налогового бремени — в этом случае требуется частичный возврат налога или, если выплаты ещё не были произведены, перерасчёт;
- допущенные при очередной проверке отчётности индивидуального предпринимателя или компании нарушения — при условии, что заявитель может доказать их факт;
- отказ в предоставлении налоговых льгот или вычетов — имеющим на то право физическим и юридическим лицам;
- несвоевременное или неполное исполнение государственной структурой установленных законом обязанностей;
- отказ, полученный по апелляционной жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган.
Как подать в суд на налоговую инспекцию?
Каждый гражданин, получающий какой либо доход из любого источника, должен платить налоги. Их количество достаточно велико, но все их объединяет одно — они все курируются налоговой инспекцией. Именно она заведует всеми операциями, связанными с налоговыми сборами: сбором, распределением, подсчетом, работой с неплательщиками и прочим.
При этом порой случается так, что налоговая совершает ошибки, которые затем за собой не признает: начисляет лишние суммы к оплате, требует повторной уплаты налога, применяет штрафные санкции к добросовестным гражданам. И в этом случае приходится вступать с этой службой в серьезные споры. Встать на вашу сторону могут разные инстанции, самой эффективной из которых будет суд. Именно о нем и пойдет речь в нашей статье.
Причины отказа в налоговом вычете
Существует множество причин. Инспекция имеет право вынести отрицательное решение по возврату денег, если:
- Не предоставили по просьбе инспектора оригиналы подтверждающих документов;
- Опоздали со сроком оформления льготы. Напомним, что вернуть налог разрешено в течение 3 лет. Например, 2023 г. — последний год, когда разрешается оформить возврат за 2020 г.;
- Не хватает подтверждающих документов, они заполнены некорректно, не хватает данных, имеются неточности и т.п.;
- Не имели права на вычет, но подали документы. Например, в тот год, когда платили за лечение, обучение и прочее не было дохода, облагаемого по ставке 13%;
- Подали декларацию не по той форме, которая действовала в отчетный период. Для каждого года действует свой бланк;
- В декларации есть ошибки, которые исказили достоверность представляемых сведений;
- Подали декларацию в инспекцию не по месту постоянной прописки.