Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 407. Условия включения в реестр таможенных перевозчиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ключевым преимуществом получения статуса таможенного перевозчика является отсутствие необходимости предоставления дополнительных финансовых гарантий (обеспечения уплаты таможенных платежей) при перемещении товаров под процедурой таможенного транзита.
Статус таможенного перевозчика
Подтверждением присвоения статуса таможенного перевозчика является принятие ФТС соответствующего Приказа и выдача организации свидетельства о включении в реестр. Выдача свидетельства таможенного перевозчика осуществляется по итогам рассмотрения заявления на включение в реестр.
Для успешного получения свидетельства организация должна соответствовать установленным требованиям и условиям для включения в реестр таможенных перевозчиков.
Подготовкой проекта Таможенного кодекса ЕАЭС занималась рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии. В ее состав вошли представители ЕЭК, органов госуправления и бизнес-сообщества стран — участниц интеграционного объединения.
«Работа была напряженной. Мы провели два этапа внутригосударственных согласований, в ходе которых сторонами было внесено более 2 тыс. поправок. Все вопросы мы отработали. Наиболее сложные рассматривались на заседаниях Совета ЕЭК и Евразийского межправсовета», — рассказал Владимир Орловский.
Он подчеркнул, что с самого начала работы над документом активное участие в процессе принимали представители бизнеса всех пяти стран — участниц ЕАЭС. «Это первый пример разработки столь серьезного и всеобъемлющего документа с настолько активным участием деловых кругов», — отметил первый заместитель председателя ГТК.
В новый кодекс кодифицированы около 20 действующих международных договоров. «На протяжении последних шести лет были попытки внесения изменений в эти документы, что не всегда удавалось. Таможенный кодекс ЕАЭС включил в себя все необходимые изменения, устранив правовые коллизии и пробелы», — пояснил Владимир Орловский.
ТК ЕАЭС — это документ прямого действия, в основу которого легли лучшие стандарты и передовые практики таможенного дела, включая положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения ВТО об упрощении процедур торговли.
Структура нового кодекса отличается от действующего в настоящий момент Таможенного кодекса Таможенного союза. Терминология и нормы согласованы с Договором о ЕАЭС. Кодекс включает 9 разделов, 61 главу, 465 статей, 2 приложения.
«Таможенный кодекс ЕАЭС — стратегически важный документ, который будет способствовать углублению дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала ЕАЭС», — заверил Владимир Орловский.
В ТК ЕАЭС заложено единое описание всех таможенных процедур и единообразно определены условия помещения и использования товаров в таможенных процедурах, а также завершение, приостановление и прекращение их действия, что создает четкие и понятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.
В документ включены положения о таможенных процедурах свободной таможенной зоны и таможенного склада, которые сейчас регулируются отдельными международными соглашениями, а также о специальной таможенной процедуре, она на данный момент регулируется решением ЕЭК.
Помимо этого, кодекс расширяет географию использования товаров, ввезенных временно с освобождением от уплаты таможенных платежей. «По действующему кодексу такие товары могут использоваться только на территории государств, где оформлен товар. После вступления ТК ЕАЭС их можно будет использовать на всей территории союза», — пояснил Владимир Орловский.
Свободная таможенная зона
По словам Владимира Орловского, существенно переработаны положения о процедуре свободной таможенной зоны. Предусмотрена возможность вывоза резидентами СЭЗ товаров, помещенных под процедуру СТЗ, без ее завершения в целях создания так называемых технологических цепочек. «Т.е. если не все операции можно провести в свободной экономической зоне, а нужно ехать на какое-либо предприятие, такая возможность появится без закрытия процедуры транзита, уплаты платежей. Нужно будет уведомить таможенный орган, вывезти товар, завезти обратно и продолжать переработку», — пояснил он.
Не менее существенное новшество — возможность снятия отдельных категорий товаров с таможенного контроля без завершения таможенной процедуры СТЗ и уплаты таможенных платежей. В первую очередь это касается расходных материалов, которые используются на строительство зданий на территории СЭЗ, на ремонт оборудования. Ранее товары, которые были использованы, продолжали стоять на контроле. Новый кодекс позволит снимать такие товары с контроля без таможенного декларирования.
Кодексом урегулирована еще одна проблема отечественных резидентов СЭЗ: разрешена передача товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, иным лицам для технического обслуживания, ремонта либо проведения испытаний. Ранее нужно было закрывать процедуру. «Это поспособствует созданию дополнительных комфортных условий для осуществления резидентами СЭЗ своей деятельности без необходимости прибегать к обременительным процедурам», — заверил Владимир Орловский.
В Таможенном кодексе ЕАЭС также закреплены нормы, которые позволяют белорусским СЭЗ на отдельных участках в некоторых регионах пользоваться преимуществами логистических и портовых зон.
Кроме того, кодексом предусмотрено создание в государствах еще одного вида зон с особым правовым статусом — так называемых территориальных свободных экономических зон. Это зоны с наибольшими упрощениями, но количество таких зон в каждом государстве регламентировано Таможенным кодексом ЕАЭС. Для Беларуси определена возможность деятельности двух таких СЭЗ, для России — трех, для Армении, Казахстана и Кыгызстана — по одной. По словам Владимира Орловского, с одной зоной Беларусь уже определилась. Это будет территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Какая территория будет второй, еще предстоит установить.
Особое внимание стоит уделить книжкам МДП. Их использование относится к особым случаям, когда допускается применение бумажного носителя.
На практике международные перевозчики столкнулись с незаконными требованиями отдельных сотрудников таможенных органов по электронному оформлению транзита. Эту информацию подтверждает Международная ассоциация автомобильных перевозчиков.
В новом таможенном кодексе содержатся нормы, которые позволяют применять МДП в Евразийском экономическом союзе:
- закреплено отсутствие необходимости предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите, если это установлено международными договорами государств-членов с третьей стороной;
- таможенное декларирование в письменной форме допускается при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Приоритет электронного документа над бумажным
Действующее таможенное законодательство предусматривает необходимость предоставления пакета документов, на основании которых составлена декларация на товары. В ТК ЕАЭС закрепляется обратное, то есть в таможенный орган подается только декларация на товары в электронном виде.
Разумеется, документы, на основе которых декларация была заполнена, должны быть у декларанта в наличии, и таможенный орган имеет все полномочия потребовать представления этих документов в рамках системы управления рисками в ходе проверки, а также в рамках контроля после выпуска товаров. Данное правило также распространяется на декларирование при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
Если риски не выявлены, производится автоматический выпуск товаров. При выявлении риска дальнейшие действия таможенного органа по контролю таможенной стоимости зависят от анализа документов, которые могут поэтапно предоставляться декларантом по запросам таможенного органа.
Декларирование в письменной форме осуществляется в случаях, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии и т.д.
Сохраняется декларирование в письменной форме для физических лиц при ввозе/вывозе товаров для личного пользования, для международных почтовых отправлений, для транспортных средств международной перевозки (далее — ТСМП), при транзите и т.д.
Расширены случаи признания лица в качестве декларанта
Декларантами в соответствии с ТК ЕАЭС теперь могут выступать лица государства — члена Таможенного союза, являющиеся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории ЕАЭС, а также являющиеся экспедиторами, при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
Иностранное лицо может выступать в качестве декларанта в следующих случаях:
1) иностранное лицо является перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком — при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;
2) иностранное лицо получило в соответствии с международным договором государства-члена с третьей стороной документ, предусмотренный таким международным договором, предоставляющий такому лицу право на вывоз с таможенной территории ЕАЭС товаров, находящихся на таможенной территории ЕАЭС;
3) иностранное лицо является организацией, имеющей представительство или филиал, созданные и (или) зарегистрированные на территории государства-члена в отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд такого представительства или филиала;
4) иностранное лицо имеет право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена, — при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры.
Для чего нужен таможенный перевозчик?
Таможенный перевозчик – это не Дед Мороз. Он приходит к вам не раз в год и не дарит кариес. Таможенный перевозчик в отличие от него возит грузы под таможенным контролем. Вопросы при перемещении грузов под таможенным контролем всегда уникальны и трудно прогнозируются. Самый простой и надежный путь решения этих вопросов – таможенный перевозчик. Одна из самых востребованных и услуг таможенного перевозчика – перевозка с одного внутреннего таможенного поста (т/п) на другой груза еще не выпущенного в свободное обращение. Подобные ситуации возникают довольно часто: груз ошибочно был доставлен на не тот т/п, или же оказывается, что у т/п нет возможности обработать ваш тип груза, например этот т/п не работает с ADR или акцизными грузами. Перед владельцем груза стоят две задачи: быстро найти транспорт и предоставить ФТС обеспечение уплаты таможенных платежей, не забыв при этом оформить весь пакет документов для внутритаможенного транзита (ВТТ). Можно, конечно, заняться этим самому и через месяц-другой, потеряв уйму времени и сил, сказать себе: «Я сделал это!». А груз будет лежать на таможенном складе за который надо платить. А можно просто выбрать таможенного перевозчика, который уже давно гарантировал за вас (и за других своих клиентов) уплату таможенных сборов, знаком с тонкостями внутритаможенного транзита, сформирует транзитные и транспортные документы и, наконец, действительно довезет ваш груз до нужного вам поста. Его услуги обойдутся дороже, чем услуги простого перевозчика, но это объяснимо: таможенный перевозчик уже заплатил за гарантию в ФТС. Он одновременно решает задачу таможенного оформления и перевозки «проблемного» груза, который, хотя и прибыл в Россию, но не может быть выпущен в свободное обращение. И лишь тот, кто ни разу не сталкивался ни с таможней, ни с грузовыми перевозками, может считать, что это ничего не стоит.
Выгодно или невыгодно нанимать таможенного перевозчика?
Если у вас недорогой груз, мало кодов ТНВЭД и все идет в одну таможню, то дешевле будет нанять обычного перевозчика, и Книжка МДП будет самым дешевым вариантом, таких перевозчиков больше, и ставки у них ниже, они ведь не тратились на гарантии ФТС и на соответствие многим другим требованиям.
Если у вас дорогой груз, это значит, что если сумма таможенных платежей, которые надо будет уплатить по приходу груза в таможню, хоть ненамного превышает значение в 60 тыс. евро, то дополнительные расходы (с учетом конвоя по Беларуси, оформления транзита и гарантий СК Арсенал в Красной Горке) составят не менее 25 тыс. руб. Если идет не целый груз, а сборный – и того больше. Не считая потери времени на открытие ТИРа в экспедиции в Европе (пусть даже несколько часов, но с таможенным перевозчиком вы в это время могли бы ехать), ожидания конвоя на стоянке в Козловичах (до 2 дней), оформления на Красной Горке (еще день). В худшем случае теряются 4 дня. Это много.
Поэтому в этом случае уж точно правильнее будет нанять таможенного перевозчика.
Автоматическая регистрация декларации и выпуск товаров
Главное новшество Таможенного кодекса ЕАЭС – существенное упрощение таможенных формальностей, перевод многих действий в автоматизированный режим. Это касается также положения о регистрации декларации. Если сейчас согласно п.3 ст.173 и п.5 ст.190 ТК «таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными обязанностями» и, соответственно, отказ в регистрации должен быть оформлен в письменном виде должностным лицом таможенного органа, то новый кодекс предусматривает возможность совершения отдельных операций с помощью информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц, то есть без вмешательства человеческого фактора. С использованием автоматизированной системы осуществляется:
• выпуск товаров,
• аннулирование выпуска,
• отказ в выпуске товаров,
• таможенный контроль в форме проверки документов и сведений (и др. формах может проводиться без участия должностных лиц таможенных органов).
Выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации декларации, если не были запрошены документы в рамках контроля. Но, если документы запрошены, то срок сдвигается к обычному «не позднее 1 рабочего дня».
О вопросах расчёта таможенной стоимости в отношении товаров на ТС.
Ранее в Таможенном кодексе таможенного союза существовала норма, по которой иностранные товары, находящиеся на ТС и помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40), считались, как ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза. И таможенная стоимость таких товаров определялась с учётом курса валют на день подачи соответствующей таможенной декларации в таможенной процедуре ИМ 40.
Сейчас такой нормы нет, однако таможенная стоимость иностранных товаров по-прежнему определяется, исходя из курсов валют, действующих на день подачи таможенной декларации в таможенной процедуре ИМ 40.
Дело в том, что согласно п. 2 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с Главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в п.3 ст.38 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 38 Таможенного Кодекса ЕАЭС вне зависимости от положений пункта 2 той же статьи таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру. То есть при перечисленных таможенных процедурах декларант в принципе не указывает таможенную стоимость и для целей её определения иностранные товары считаются ещё не ввезёнными на таможенную территорию ЕАЭС.
Таким образом, после завершения таможенной процедуры ТС путём помещения иностранных товаров, например, под таможенную процедуру ИМ 40, таможенная стоимость определяется, как на товары только что ввезённые на таможенную территорию ЕАЭС.
Обязанности таможенного перевозчика
Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные основания для исключения таможенного перевозчика из реестра таможенных перевозчиков.
Добровольно можно пользоваться услугами таможенного перевозчика по инициативе заинтересованного лица, уведомив при этом таможенный орган.
Таможенные органы в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза, ведут реестр таможенных представителей и обеспечивают его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
Статья 141. Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) 1. Включение в Реестр таможенных брокеров (представителей) производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным статьями 139 и 140 настоящего Кодекса.2.
Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля, проводимая таможенными органами в целях удостоверения о соблюдении лицами таможенного законодательства. В соответствии со ст.
331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка представляет собой сложный процесс и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и представленных в таможенный орган документах, и (или) иных сведений, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией полученной таможенными органами в порядке контроля за деятельностью юридического лица.
Участники внешнеэкономической деятельности, довольно часто сталкиваются с контрольными, оперативно-розыскными мероприятиями, а также следственными действиями. Несмотря на общую направленность в ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, тенденция доначислений в рамках проводимых таможенными органами проверок с каждым годом растет.
В связи с постоянно изменяющимся законодательством и принятием новых решений Евразийской экономической комиссией, бизнесу все сложнее становится противостоять требованиям таможенных органов. Подготовка к проверке, представление возражений на действия проверяющего требуют от подконтрольных субъектов наличия глубоких знаний законодательства, разъяснений судебной практики.
Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)
- Обязательство или документ? // ВС выяснял, что такое гарантия производителя
- О товарных чеках: заполнение, выдача
- Какой штраф грозит за проезд по платной дороге без оплаты?
- Виза в Испанию для россиян — 2021: как самостоятельно оформить
- Отличие кредита и кредитной карты — чем кредитка отличается от кредита
- Учет финансовых гарантий
- О чем свидетельствует судебная практика по банкротству физических лиц?
В результате, из-за незнаний тенденций правового регулирования, а иногда и собственных прав, проведение проверки оборачивается значительными временными и денежных затратами.