Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие страховки в 2023 году: чем грозит езда без страхового полиса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2023 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
В 2023 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2023 году?
До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.
Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.
В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).
В 2023-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.
Когда закон разрешает наложить штраф за отсутствие ОСАГО
Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2023 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.
Штраф без полиса ОСАГО в 2023 году не выписывается таким категориям граждан:
- Автомобили оформлены за пределами Российской Федерации при наличии «зелёной карты»;
- Транспортное средство не является колёсным (имеет санный, гусеничный либо полугусеничный ход);
- Конструктивно максимальная скорость езды ТС не превышает 20 км/ч;
- Владельцы прицепов для легковых автомобилей.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
Сроки оплаты штрафа, пеня и иная ответственность за срыв срока
С 2020 года срок, который дается водителю на оплату штрафа, увеличен вдвое и составляет не 30, а 60 суток с момента начала действия постановления. Еще 10 дней дается на обжалование штрафа.
Таким образом, водитель должен оплатить штраф в течение 70 дней.
Аналогичные правила действительны и для “писем счастья”, отсчет срока при которых начинается с момента получения документа в почтовом отделении и постановки подписи.
Можно сэкономить на оплате штрафа целых 50% при условии, что выплата будет произведена в течение 20 дней с момента получения предписания.
Если штраф не был выплачен в течение 2 лет с момента его получения, на основании ст. 31.5 КоАП постановление не подлежит исполнению. Однако, согласно нормам законодательства, по прошествии 2 лет забыть о штрафах не получится – например, в случае лишения прав водитель не сможет их получить обратно, пока не погасит все свои долги.
Кроме того, по прошествии 90-дневного срока с момента вступления постановления в силу, в случае отсутствия выплаты дело передается приставам, которые занимаются “выбиванием” денег. С этого момента к штрафу прибавятся дополнительные санкции – еще один штраф, но уже в двойном размере от невыплаченной суммы. Если задолжник так и не оплатит штраф, к нему могут быть применены и другие виды наказаний:
- до 50 часов обязательных работ;
- невозможность выезда за границу;
- арест на 15 суток (не применяется в случае регистрации нарушения средствами фотофиксации).
А какая сумма штрафа, если я, владелец автомобиля, передал машину другому лицу, не вписанному в страховку?
Вы не будете оштрафованы за такое поведение. Однако вы можете добавить другие тонкие детали. Дал человеку машину без водительского удостоверения или пьяный водитель.
Это два разных правила с двумя разными наказаниями. В первом случае вы можете быть оштрафованы на сумму до 3 000 рублей, а во втором — до 30 000 рублей. Однако на трезвых водителей без страховки административный штраф все равно не распространяется.
Однако здесь есть еще один важный момент: представим, что одно лицо, не включенное в полис КТЭО, совершает ДТП и скрывается с места происшествия. В этом случае пострадавший получит компенсацию только в том случае, если будет обнаружен постоянный автомобиль. Владелец транспортного средства должен явиться в ГАИ для дачи показаний.
Однако, даже если владелец покажет настоящего виновника аварии, он может избежать ответственности за содеянное. Он будет наказан только в том случае, если улики покажут, что он совершил преступление. Однако даже в этом случае владелец транспортного средства не будет оштрафован.
Теперь поговорим о возможных ситуациях.
Что будет, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО
Если виновник аварии не застрахован, но у владельца есть доверенность на управление транспортным средством, он оформляет документы на возмещение ущерба. Страховщик владельца автомобиля возместит ущерб пациенту. Однако в этом случае страховая компания имеет право на апелляцию.
Это означает, что после возмещения ущерба пострадавшему страховая компания может обратиться в суд и потребовать сумму, выплаченную виновником аварии, которая не включена в полис ОСАГО.
Если постоянное лицо не имеет представительства для управления транспортным средством и не включено в полис, страховщик может отказать в выплате. Тогда пострадавшее лицо может оценить сумму ущерба и обратиться за компенсацией к виновнику аварии. Если виновная сторона отказывается добровольно урегулировать претензию, пострадавший может рассчитывать на правосудие для возмещения ущерба.
Регрессное требование
В некоторых случаях страховая компания имеет право потребовать от клиента возмещение страховой выплаты. Это значит, что виновник ДТП обязан возместить страховой компании средства, которые она потратила на выплату потерпевшим. Регрессное требование регулируется статьей 1081 ГК РФ и распространяется, в том числе, и на страховщиков.
Применяться оно может, если виновник:
- причинил вред жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла;
- вел машину в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или не выполнил требование о прохождении медицинского освидетельствования для проверки на это состояние или употребил алкоголь, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен;
- не имел права на управление машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- скрылся с места ДТП;
- не включен в договор ОСАГО как водитель, допущенный к управлению машиной, за рулем которой находился в момент ДТП;
- использовал ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (если договор заключен с условием использования ТС в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
- до истечения 15 календарных дней (за исключением праздников) со дня аварии оформил документы о ДТП в упрощенном порядке, начал ремонт или утилизировал машину, и (или) не представил ее по требованию страховщика для осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
- при покупке полиса ОСАГО предоставил страховой компании недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;
- ездил с диагностической картой, срок действия которой на момент ДТП истек. (Этот пункт относится только к определенным типам ТС: легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов);
- причинил вред, управляя машиной с прицепом, но не упомянул о нем при заключении договора ОСАГО (действует для водителей всех автомобилей, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям).
Что делать, если у виновника ДТП нет обязательной автостраховки?
Сразу после аварии необходимо запросить у виновника полис и проверить его через базу данных на сайте РСА. Если страхования нет или оно фальшивое, то виновник обязан будет платить пострадавшим самостоятельно.
Если у одного из участников по какой-то причине нет автогражданки, обязательно нужно дождаться ГИБДД и оформлять происшествие при них. Европротокол не подходит.
Когда будет вынесено постановление о том, кто виновен в ДТП, необходимо:
- Взять паспортные данные нарушителя.
- Утвердить сумму возмещения или порядок исправления ущерба.
- Оговорить, в какие сроки нужно выплатить деньги или отремонтировать повреждения.
- Составить расписку, указав в ней все условия сделки и сроки.
- После получения денежных средств или ремонта написать ответную расписку о том, что претензий к нарушителю больше нет.
Разногласия можно уладить и без суда, если ситуация очевидна. Достаточно договориться прямо на месте и составить расписку.
Кстати, если в ДТП пострадали или погибли люди, то даже при отсутствии у виновника автогражданки можно получить компенсационную выплату. Для этого нужно обратиться в Российский союз автостраховщиков с соответствующим заявлением.
Если нарушитель пропал после оформления расписки или отказывается платить, то придется отсылать ему досудебную претензию с требованием возместить нанесенный ущерб. К ней необходимо приложить все документы, включая оценку стоимости восстановления, чеки, постановления и т.д. Если никакой реакции не последовало, то надо подавать иск в суд, приложив все те же документы, что и в досудебной претензии.
Штраф за не вписанного в страховку водителя
Такая же сумма в 500 рублей ждет водителя в том случае, если он передает руль своего автомобиля лицу, которое не внесено в полис «автогражданки». Ситуации бывают разные, различные непредвиденные обстоятельства, когда приходится отдать управление другому человеку. Но для сотрудников ГИБДД не имеет никакого значения этот факт — действует закон. Не может быть никаких смягчающих обстоятельств: хотя есть страховка, штраф инспектор выписывает однозначно.
Причем хорошо, если тот, кто за рулем вашего автомобиля, имеет водительское удостоверение. А если его не окажется, тогда следующим шагом представителя Госавтоинспекции будет выписка вам квитанции на сумму ни много ни мало 3 тыс. рублей за то, что вы доверили управлять своей машиной человеку без документов.
Если случится ДТП, тогда страховая компания, компенсировав ущерб потерпевшему лицу, предъявит иск владельцу автомобиля на возмещение всей суммы понесенных убытков.
Так что, хотя эта ситуация и не вождение без ОСАГО, но если вам часто приходится передавать руль другому лицу, оформите лучше «автогражданку», по которой не ограничивается число лиц, имеющих право управлять вашим ТС. За полис вы переплатите немного, но зато избавите себя от рисков выплачивать ущерб в случае аварии.
При оформлении полиса с минимальным коэффициентом ограничения (1) необходимо помнить, что в документ должны быть вписаны все лица, имеющие право ездить на указанном транспортном средстве, так как действие полиса распространяется только на фиксированный круг лиц, которые могут находиться за рулем.
Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, а не пассажире, поэтому в 2023 году, если сотрудники ГИБДД проверят документы, а за рулем окажется человек, не вписанный в полис водителю выпишут штраф за езду без ОСАГО, даже если рядом как пассажир сидит застрахованный хозяин.
Если вы точно знаете, что за рулем может оказаться кто-то, не указанный в перечне разрешенных лиц, лучше изначально не экономить, а оформлять полис без указания конкретного водителя, что поднимет коэффициент ограничения до значения 2,32, но избавит от многих проблем в будущем.
Зачем нужен период ожидания
Введение периода ожидания для приобретенных гражданами России страховок ОСАГО произошло 3 сентября 2018 года. Эта нетривиальная мера предусматривалась как инструмент, с помощью которого можно оказать противодействие мошенникам. Речь идет не о подпольной торговле полисами или краже искомых документов, а о мошенничестве «бытового» уровня. То есть о действиях тех же граждан нашей страны, которые имеют обыкновение оформлять полис только при условии попадания в ДТП.
Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ подразумевает, что оформлять ОСАГО водитель должен прежде, чем эксплуатировать автомобиль. В противном случае к нему будут применяться соответствующие меры пресечения.
Однако знаменитый русский «авось» продолжает жить в мышлении большинства наших соотечественников. Поэтому раньше они нередко прибегали к оформлению полиса ОСАГО уже после участия в дорожном происшествии. Чтобы такого больше не случилось, законодатель и ввел период ожидания.
Нужно ли ОСАГО при покупке автомобиля нового и подержанного
Владение машиной начинается с момента ее покупки. И не важно, какая она – новая или подержанная, пригнанная из-за рубежа. По закону РФ любое авто подлежит регистрациии обязательному страхованию автогражданской ответственности водителей, которые будутим управлять.
Мы подробно расскажем, нужно ли ОСАГО при покупке автомобиля, что это такое, как его оформлять и в какие сроки.
Эксплуатация любого автомобиля несет угрозу всем участникам дорожного движения. Поэтому на государственном уровне было принято решение о введении обязательного страхования ответственности водителей.
ОСАГО подразумевает страхование риска ответственности водителя при ДТП, в котором по его вине причиняется вред здоровью или ущерб автомобилю пострадавшей стороны. Максимальная сумма страхового возмещения – 400 тыс. руб. Если этого недостаточно, виновник сам доплачивает разницу.