Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и когда сообщать в ИФНС о неудержанном НДФЛ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.05.2023 № 196-ФЗ, изменяющий порядок администрирования единого налогового счета (ЕНС) для целей уплаты НДФЛ. Принятие поправок обусловлено необходимостью обеспечения полного и своевременного поступления в региональные (в них поступает 85% НДФЛ) и местные бюджеты (поступает 15% НДФЛ) уплачиваемых налоговыми агентами сумм налога.
- От НДФЛ освободили суточные работникам при командировках на территории, которые нуждаются в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры. Размеры суточных в эти регионы устанавливает Президент или Правительство (пп. «а» п. 10 Закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ). В настоящее время сумма составляет 8480 руб. (Указ Президента от 17.10.2022 № 752, постановление Правительства от 28.10.2022 № 1915). Изменения в НК РФ ввел Закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ. Поправки действуют задним числом – с 1 января 2022 года (п. 11 ст. 14 Закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ).
- В НК РФ внесли правила по учету безотчетных сумм. Их платят при командировках на территории, которые нуждаются в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры. Это необязательные выплаты. Работодатель вправе их перечислять на основании пп. «в» пункта 1 постановления Правительства от 28.10.2022 № 1915. Безотчетные суммы не облагаются НДФЛ и взносами в размере не более 700 руб. за каждый день нахождения в такой командировке. Это правило установлено п. 10 и 37 ст. 2, п. 2 ст. 3 Закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ. Изменения действуют задним числом – с 1 января 2022 года (пп. 7 и 11 ст. 14 Закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ).
- С 1 января 2022 года (п. 7, 11, 14 статьи 14 Закона от 21.11.2022 № 443-ФЗ) от НДФЛ и всех видов взносов освободили деньги и имущество, которое передали безвозмездно лицам:
призванным на военную службу по мобилизации;
проходящим военную службу по контракту;
заключившим контракт о добровольном содействии Вооруженным Силам;
членам семей указанных лиц, при условии, что такие доходы связаны с прохождением военной службы. - С 26 марта 2022 года в отношении доходов, полученных с 1 января 2021 года (Закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ) освободили от НДФЛ материальную выгоду, которую физлица получили или получат в 2021-2023 года. Каких-либо условий, учитывающих, в частности, наличие трудовых отношений для целей применения пункта 90 статьи 217 Кодекса, Федеральным законом № 67-ФЗ не установлено (Письмо Минфина России от 14.07.2022 № 03-04-06/68010).
- С 1 января 2023 года в соответствии с пунктом 9 статьи 226.1 НК РФ налоговый агент уплачивает НДФЛ по операциям с ценными бумагами за 2022 год, удержанный за период с 1 по 22 января 2023 года, не позднее 30 января 2023 года (с учетом пункта 7 статьи 6.1 Кодекса), за период с 23 января по 31 января 2023 года — не позднее 28 февраля 2023 года. Доходы по операциям с ценными бумагами за 2022 год, и НДФЛ, исчисленный и удержанный с таких доходов налоговым агентом по окончании 2022 года, указываются в полях 110, 130, 140 и 160 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ за 2022 год и в приложении № 1 «Справка о доходах и суммах налога физического лица» к расчету по форме 6-НДФЛ за 2022 год. Сумма налога с таких доходов указывается в разделе 1 расчета по форме 6-НДФЛ за I квартал 2023 года (Письмо ФНС России от 03.02.2023 № БС-4-11/12390.
Из ошибок, наиболее часто допускаемых налоговыми агентами, ФНС России выделяет две следующие:
- Занижение налоговой базы в результате неисчисления налога с дохода, полученного в натуральной форме. (Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2016 № 53-КГ16-27, «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015)).
- Неисполнение налоговым агентом обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного налоговым агентом на основании п. 5 ст. 226 НК РФ. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2018 № 305-КГ18-2857 по делу № А40-63378/2017).
Новый порядок списания средств с ЕНС
В связи с переходом компаний на уплату всех налогов, том числе и НДФЛ, путем перечисления единого налогового платежа (ЕНП) на ЕНС и введением единого срока уплаты, региональные и местные бюджеты лишились значительной части своих поступлений в виде НДФЛ. Дело в том, что в соответствии с ранее действующей редакцией п. 8 ст. 45 НК РФ все поступающие на ЕНС денежные средства (НДФЛ, в том числе) засчитывались, в первую очередь, в счет погашения налоговой недоимки. Таким образом, перечисляемые на ЕНС суммы НДФЛ поступали в региональные бюджеты уже после того, как за их счет была погашена недоимка, скажем, по страховым взносам, налогу на прибыль, НДС и прочим налогам, по которым у компании имеется задолженность. Поэтому НДФЛ перечислялся в региональные и местные бюджеты либо не в полном размере, либо вообще туда не поступал из-за образовавшегося отрицательного сальдо ЕНС. Как результат, региональные власти утратили возможность финансировать свои расходы и нести расходные обязательства.
Федеральный закон от 29.05.2023 № 196-ФЗ изменил правила списания денег с ЕНС в целях обеспечения стабильных поступлений в региональные и местные бюджеты сумм НДФЛ, которые в настоящий момент являются основным источником доходов данных бюджетов. Согласно изменениям, деньги с ЕНС теперь станут списывать в первую очередь в счет погашения недоимки по НДФЛ, а во вторую – в счет текущей уплаты НДФЛ. Все прочие налоги и задолженности будут списывать с единого счета только после уплаты НДФЛ в полном размере.
По новым правилам, начиная с 29 мая 2023 года, списание денег с ЕНС производится в следующей последовательности (новая редакция п. 8 ст. 45 НК РФ):
- недоимка по НДФЛ, начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
- НДФЛ — с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
- недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам, начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
- иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с момента возникновения обязанности по их уплате и перечислению;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Компании, которые отчитываются по налогам через спецоператоров, могут сдать в электронном виде и сообщения о невозможности удержать НДФЛ. Но это их право, а не обязанность. Ведь Кодекс не требует сдавать данные сообщения в электронном виде. Это подтверждает и ФНС России (Письмо от 18.04.2011 N КЕ-4-3/6132).
Требование о представлении сведений по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях (например, флэшках, CD-дисках) касается только обычных справок 2-НДФЛ, которые представляются налоговыми агентами в инспекцию не позднее 1 апреля. Но и здесь есть исключение. Оно сделано для компаний, которые в течение года выплатили доходы максимум десяти физическим лицам. Такие налоговые агенты вправе отчитаться по НДФЛ на бумаге (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Как вручить сообщение о невозможности удержать налог «физику», компания решает сама. Ведь в Кодексе нет каких-либо специальных требований на этот счет. Можно отправить 2-НДФЛ письмом с уведомлением о вручении, можно курьером, можно отдать лично. В последнем случае безопаснее вести журнал учета справок, в котором «физик» распишется в получении. Тогда на случай спора у организации будет доказательство того, что она своевременно уведомила физлицо о неудержанном налоге.
Информирование налоговой инспекции
О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Срок подачи сообщений – не позднее 1 марта после окончания года, в котором доходы были выплачены. Этот срок распространяется и на сообщения о невозможности удержать НДФЛ из доходов, выплаченных в 2015 году.
Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.
Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217.
Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Размер штрафа составит:
Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).
Совет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде.
Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2015 г. № 304-КГ14-4815. Этот вывод соответствует пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому начисление пеней налоговому агенту возможно, если НДФЛ был удержан, но не перечислен в бюджет. ФНС России разделяет такую позицию, но предупреждает, что пени не начисляются, если налоговый агент уведомил инспекцию о невозможности удержать налог (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692). На самом деле пени не могут быть взысканы, даже если такого уведомления налоговый агент не направлял. Ведь пени – это санкция за несвоевременную уплату налога, а не за то, что налоговый агент не исполнил свою обязанность по информированию инспекции (п. 1 ст. 75 НК РФ). Следовательно, пени в таком случае начисляться не должны – применяется только ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ. Все же ознакомьтесь, к ак заполнить справку 2-НДФЛ, если налог удержан, но не перечислен.
Особый порядок предусмотрен для подачи сообщений о невозможности удержать НДФЛ по операциям с ценными бумагами. Срок подачи таких сообщений зависит от того, что произошло раньше:
– истек месяц со дня окончания налогового периода, в котором не был удержан налог;
– истек срок действия последнего договора между человеком и налоговым агентом, в рамках которого был начислен НДФЛ.
В первом случае сообщение нужно направить в налоговую инспекцию до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Во втором – инспекцию нужно уведомить в течение месяца со дня окончания действия договора, в рамках которого был начислен НДФЛ.
Об этом сказано в пункте 14 статьи 226.1 Налогового кодекса РФ.
Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).
После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если потом у него появится такая возможность. Если уведомление подано своевременно, то пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются. Погасить задолженность человек должен будет самостоятельно не позднее 15 июля. Это следует из положений пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ, пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12 и ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.
Ситуация: обязана ли организация уведомлять сотрудника о необходимости самостоятельно заплатить НДФЛ, если он уже был извещен о невозможности удержать налог с его доходов?
Нет, не обязана. Но по собственной инициативе организация может довести до сотрудника такую информацию.
О том, что налоговый агент не может удержать НДФЛ с выплаченных доходов, он обязан известить налоговую инспекцию и самого налогоплательщика. Сообщения о невозможности удержать налог подают на бланках по форме 2-НДФЛ с указанием в поле «Признак» цифры 2. Об этом сказано в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ.
Отдельной типовой формы сообщения сотруднику о невозможности удержания НДФЛ нет. Более того, статья 226 Налогового кодекса РФ не содержит положений, которые обязывали бы организацию письменно информировать сотрудника о причинах невозможности удержания НДФЛ и его обязанности уплатить налог самостоятельно. Однако в добровольном порядке организация может передать сотруднику эту информацию в форме сообщения, уведомления или пояснительной записки к форме 2-НДФЛ.
Ситуация: нужно ли повторно подавать форму 2-НДФЛ по окончании года, если ранее налоговый агент известил инспекцию о невозможности удержать НДФЛ с выплаченных доходов? Дополнительные доходы в течение года человеку не выплачивались.
Представление сведений о невозможности удержать с гражданина НДФЛ в течение года не освобождает налогового агента от обязанности подавать справки по форме 2-НДФЛ по окончании налогового периода (п. 2 ст. 230 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 декабря 2011 г. № 03-04-06/6-363, ФНС России от 29 октября 2008 г. № 3-5-04/652 и от 18 сентября 2008 г. № 3-5-03/513. При этом суммы доходов и исчисленного налога (в т. ч. числе неудержанного), которые ранее были отражены в справке 2-НДФЛ с признаком 2, указываются в годовых справках с признаком 1 (письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-04-06/8-290).
Совет: есть основания, освобождающие налоговых агентов от повторной подачи справок 2-НДФЛ в отношении доходов, с которых невозможно удержать налог. Они заключаются в следующем.
Если организация информировала налоговую инспекцию о доходах человека, с которых невозможно удержать налог, и если до конца года никаких дополнительных доходов этому человеку организация не выплачивала, направлять в инспекцию повторную справку 2-НДФЛ не нужно. Наличие различных признаков для классификации одних и тех же доходов не влияет на состав сведений, отраженных в первоначальной справке. Сдав справку 2-НДФЛ с признаком 2, налоговый агент исполнил требования, установленные пунктом 5 статьи 226 и пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ. Дублировать те же самые сведения в справке 2-НДФЛ с признаком 1 организация не должна: повторное исполнение одних и тех же обязанностей налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации применяться не должны.
Скорее всего, налоговая инспекция не согласится с подобной трактовкой законодательства. Тогда отказ от повторной подачи сообщений о невозможности удержать НДФЛ налоговому агенту придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2015 г. № Ф09-5794/15, ФАС Уральского округа от 24 сентября 2013 г. № Ф09-9209/13).
Пример уведомления налоговой инспекции о том, что организация не может удержать НДФЛ из доходов сотрудников, ставших нерезидентами
Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев работает в организации по трудовому договору с января 2014 года. В период с января по июль и с ноября по декабрь 2014 года Кондратьев проживал в России.
По состоянию на 1 января 2015 года Кондратьев признается резидентом.
Организация ежемесячно начисляет Кондратьеву зарплату в сумме 10 000 руб.
Кому и как отправить сообщение о невозможности удержания
— в поле «Признак» указывается код 2 вместо обычного кода 1. Признак «2» означает, что справка 2-НДФЛ подается как сообщение для налоговой инспекции о том, что доход физлицу выплачен, но налог с него не удержан (п. 5 ст. 226 НК РФ);
— в Приложении «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода» отражается сумма фактически выплаченного дохода, с которого не удержан налог, отдельной строкой по соответствующим кодам доходов;
в разделе 2 «Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода» указывается:
Сообщение налоговому органу направляют (п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, п. 1 ст. 83 НК РФ):
После отправки в налоговый орган сообщения по форме 2-НДФЛ с признаком «2», по итогам года в общем порядке необходимо сдать справку 2-НДФЛ с признаком «1» (ст. 216, п. 2 ст. 230 НК РФ, пп. 1.1 п. 1 Приказа ФНС РФ от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, письмо ФНС РФ от 30.03.2016 № БС-4-11/5443).
Если справку 2-НДФЛ будет сдавать правопреемник за реорганизованную организацию, то в соответствии с изменениями, внесенными Приказом ФНС РФ от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19@, в поле «Признак» ему следует указать «4» (гл. II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ).
Информирование налоговой инспекции
О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Срок подачи сообщений – не позднее 1 марта после окончания года, в котором доходы были выплачены. Этот срок распространяется и на сообщения о невозможности удержать НДФЛ из доходов, выплаченных в 2015 году.
Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.
Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Размер штрафа составит:
- 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
- от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).
Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).
На практике бывает, что удержать подоходный налог не возможно. Например, выплата дохода физическому лицу была произведена в натуральной форме, а последующих выплат денежными средствами не производилось.
По закону о выплаченных доходах, с которых компания – налоговый агент не смогла удержать НДФЛ следует сообщить в налоговую инспекцию. Сделать это нужно не позднее 1 марта после окончания года, в котором были выплачены доходы физическому лицу (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС от 19.10.2015 № БС-4-11/18217).
Отметим, что срок подачи сообщений при невозможности удержать НДФЛ по операциям с ценными бумагами зависит от того, какое событие произошло раньше (п. 14 ст. 226.1 НК РФ):
Событие | Срок сдачи сообщения |
Истек срок со дня окончания налогового периода, в котором не был удержан налог. | Сообщение требуется направить в налоговую инспекцию до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. |
Истек срок действия последнего договора между физлицом и налоговым агентом, в рамках которого начислен НДФЛ. | Налоговую нужно уведомить в течение месяца со дня окончания действия договора, в рамках которого начислен НДФЛ. |
Сообщение о невозможности удержать НДФЛ и начисление пеней
В Письме ФНС РФ от 22.11.2013 №БС-4-11/20951 рассмотрен вопрос о наступлении для налогового агента финансовых последствий в виде начисления пеней в случае, если сообщение о невозможности удержать НДФЛ не представлено.
Так, специалисты главного налогового ведомства указали, что если налоговый агент в установленном порядке и предусмотренные сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ в отношении конкретного лица и сумме налога, то пени налоговому агенту не начисляются.
В случае если налоговый агент не утратил возможность удержать НДФЛ с доходов работника, а также письменно не сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, пени могут быть начислены налоговому агенту в соответствии со ст. 75 НК РФ в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки и налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога согласно п. 2 ст. 70 НК РФ.
Аналогичная позиция представлена и в более позднем разъяснении ведомства – в Письме от 22.08.2014 №СА-4-7/16692.
Также в Письме №СА-4-7/16692 налоговики отметили, что после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается.
После сообщения налогового агента уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДФЛ.
Сообщение о невозможности удержать НДФЛ и начисление пеней
Так, специалисты главного налогового ведомства указали, что если налоговый агент в установленном порядке и предусмотренные сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ в отношении конкретного лица и сумме налога, то пени налоговому агенту не начисляются.
В случае если налоговый агент не утратил возможность удержать НДФЛ с доходов работника, а также письменно не сообщил налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, пени могут быть начислены налоговому агенту в соответствии со ст. 75 НК РФ в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки и налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога согласно п. 2 ст. 70 НК РФ.
Аналогичная позиция представлена и в более позднем разъяснении ведомства – в Письме от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.
Также в Письме № СА-4-7/16692 налоговики отметили, что после окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивается доход физическому лицу, и письменного сообщения налоговым агентом налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога прекращается.
После сообщения налогового агента уплату налога должен произвести сам налогоплательщик при подаче в налоговый орган по месту своего учета декларации по НДФЛ.
Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ
Более интересным вопросом в данном случае является ответственность за непредставление сведений с признаком «1» в случае, если данные сведения уже были представлены с признаком «2» и иных сведений о доходах физического лица нет. С учетом порядка заполнения справки 2-НДФЛ в таком случае данные, указываемые в справках, дублируют друг друга.
Для более четкого понимания проблемы приведем ситуацию, рассмотренную в Письме УФНС по г. Москве от 07.03.2014 № 20-15/021334. Организация, являющаяся налоговым агентом по НДФЛ и не имеющая возможности удержать НДФЛ из выплат в пользу налогоплательщиков, обратилась с вопросом: необходимо ли представлять справки 2-НДФЛ с признаком «1», если за данных физических лиц организация уже представила в налоговый орган справки 2-НДФЛ с признаком «2» и никакой новой информации в справках не будет?
Столичные налоговики ответили: представление справки с признаком «2» не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком «1».
Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 № 03‑04‑06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.
Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит.
Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:
- нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ, поскольку данные нормы предполагают два разных основания для контроля, который осуществляет налоговый орган (Постановление ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14);
- налоговый агент, представив в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о невозможности удержания сумм налога, не исполнил предусмотренную п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах тех же физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов с данных доходов (справки 2-НДФЛ с признаком «1»), в связи с чем у инспекции не было возможности осуществить мероприятия налогового контроля при отсутствии полной информации о суммах дохода, полученного физическими лицами в соответствующем налоговом периоде (Постановление ФАС УО от 23.05.2014 №Ф09-2820/14 (далее – Постановление №Ф09-2820/14));
- сроки представления справок 2-НДФЛ с признаками «1» и «2» различаются (Постановление №Ф09-2820/14);
- обязанности налогового агента по представлению указанных справок закреплены в различных нормах НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
- действующее законодательство не предусматривает освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
- состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление №Ф09-2820/14).
Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 №А19-16467/2012, ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14, от 23.05.2014 №Ф09-2820/14, от 24.09.2013 №Ф09-9209/13. Кроме того, судьи отмечают, что данное толкование положений п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, ст. 126 НК РФ согласуется также с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Ответственность за непредставление сообщения о невозможности удержать НДФЛ
Более интересным вопросом в данном случае является ответственность за непредставление сведений с признаком «1» в случае, если данные сведения уже были представлены с признаком «2» и иных сведений о доходах физического лица нет. С учетом порядка заполнения справки 2-НДФЛ в таком случае данные, указываемые в справках, дублируют друг друга.
Для более четкого понимания проблемы приведем ситуацию, рассмотренную в Письме УФНС по г. Москве от 07.03.2014 № 20-15/021334. Организация, являющаяся налоговым агентом по НДФЛ и не имеющая возможности удержать НДФЛ из выплат в пользу налогоплательщиков, обратилась с вопросом: необходимо ли представлять справки 2-НДФЛ с признаком «1», если за данных физических лиц организация уже представила в налоговый орган справки 2-НДФЛ с признаком «2» и никакой новой информации в справках не будет?
Столичные налоговики ответили: представление справки с признаком «2» не освобождает налогового агента от обязанности представить справку с признаком «1».
Следует отметить, что в данном вопросе налоговики и финансисты непреклонны. Так, Минфин в Письме от 29.12.2011 № 03‑04‑06/6-363 указал, что обязанности налогового агента, предусмотренные ст. 230 НК РФ, возлагаются на организацию независимо от обязанностей, установленных ст. 226 НК РФ.
Таким образом, исполнение организацией обязанности по сообщению о невозможности удержать налог и сумме налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ не освобождает организацию от обязанности представить сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, в том числе если выплату налогоплательщику иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, организация не производит.
Данного мнения налоговики придерживаются и в суде. Так, в ответ на заявления налоговых агентов налоговики приводят следующие доводы:
- нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ, поскольку данные нормы предполагают два разных основания для контроля, который осуществляет налоговый орган (Постановление ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14);
- налоговый агент, представив в порядке п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о невозможности удержания сумм налога, не исполнил предусмотренную п. 2 ст. 230 НК РФ обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах тех же физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных налогов с данных доходов (справки 2-НДФЛ с признаком «1»), в связи с чем у инспекции не было возможности осуществить мероприятия налогового контроля при отсутствии полной информации о суммах дохода, полученного физическими лицами в соответствующем налоговом периоде (Постановление ФАС УО от 23.05.2014 №Ф09-2820/14 (далее – Постановление №Ф09-2820/14));
- сроки представления справок 2-НДФЛ с признаками «1» и «2» различаются (Постановление №Ф09-2820/14);
- обязанности налогового агента по представлению указанных справок закреплены в различных нормах НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
- действующее законодательство не предусматривает освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физического лица в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ при наличии сообщения, направленного на основании п. 5 ст. 226 НК РФ (Постановление №Ф09-2820/14);
- состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, является формальным (Постановление №Ф09-2820/14).
Что же говорят судьи? Чем они мотивируют свои решения? Хорошей новостью для налоговых агентов является наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу. При этом судьи указывают, что налоговый агент, представив в инспекцию справку 2-НДФЛ с признаком «2», которая также содержала все необходимые сведения, подлежащие указанию в справке 2-НДФЛ с признаком «1», исполнил обязанности, регламентированные п. 5 ст. 226 и п. 2 ст. 230 НК РФ, в связи с чем удовлетворяют требования налоговых агентов и признают решения инспекции недействительными. К таким выводам пришли арбитры в постановлениях ФАС ВСО от 09.04.2013 №А19-16467/2012, ФАС УО от 10.09.2014 №Ф09-5625/14, от 23.05.2014 №Ф09-2820/14, от 24.09.2013 №Ф09-9209/13. Кроме того, судьи отмечают, что данное толкование положений п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230, ст. 126 НК РФ согласуется также с требованиями п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Если в отношении каких-либо доходов, выплаченных физическому лицу в 2014 году, у работодателя отсутствует возможность удержать НДФЛ, он, выступая в роли налогового агента, обязан сообщить о данном факте в налоговую инспекцию. Сообщение оформляется в виде справки по форме 2-НДФЛ и представляется в налоговую инспекцию не позднее 02.02.2015. Игнорирование данной обязанности, закрепленной п. 5 ст. 226 НК РФ, влечет для налогового агента различные санкции: начиная с начисления пеней и заканчивая начислением штрафа в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению Минфина и ФНС, исполнение данной обязанности не освобождает от обязанности по представлению сведений в отношении этих же физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, даже если иных доходов у физического лица нет. Однако судьи придерживаются иного мнения по этому вопросу.
Невозможность удержать НДФЛ
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая от N 117-ФЗ (ред. 1 и. .
Рассчитанная сумма ндфл к удержанию за июль составила: (60 000 руб. . Но этим разъяснениям уже больше 11 лет, и ни в каком нормативном документе аналогичное правило так и не было прописано. Кондратьеву премию по итогам работы за год.
В подобных ситуациях компания обязана своевременно сообщить о невозможности удержать ндфл в инспекцию и самому гражданину. Порядок представления сообщений, порядок представления в налоговые органы сообщений о невозможности удержания ндфл и сумме налога утвержден приказом ФНС России от 16 сентября 2011. Очевидно, что в ней придется указать ее прежние фамилию и адрес.
Компания должна представить сообщение о невозможности удержания ндфл (письмо ФНС России от БС-4-11/20951).
Невозможность удержать НДФЛ
С невозможностью удержать НДФЛ налоговый агент может столкнуться, например, при выплате налогоплательщику доходов в натуральной форме или при возникновении у последнего доходов в виде материальной выгоды. Кроме того, налоговый агент не может удержать исчисленные суммы НДФЛ, когда он:
- выплачивает физическим лицам на основании решения суда суммы задолженности по заработной плате в размерах, определенных в судебных решениях;
- обеспечивает своим бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по возрасту, бесплатный проезд на железнодорожном транспорте один раз в год;
- выдает гражданам подарки стоимостью более 4000 руб. без выплаты им в дальнейшем каких-либо доходов в денежной форме.
Внимание! При ежемесячной выплате дохода, из которого невозможно удержать налог, сведения о задолженности подаются по итогам года, а не ежемесячно (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 15 июля 2008 г. по делу N А57-6558/2006-22 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 19 ноября 2008 г. N 14718/08)).
Неправильно удержан ндфл как исправить в 2022 году
Учтите это при заполнении платежного поручения НДФЛ в 2022 году (образец ниже). Налоговые агенты по-прежнему обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на следующий день после выплаты налогоплательщику дохода. Но из этого правила теперь есть исключение, и касается оно доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая уход за ребенком) и отпускных.
Что делать? Имеющуюся переплату можно: Сразу скажем, что в справке 2-НДФЛ излишне удержанный в истекшем году налог отражается по строке «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом». О том, что НДФЛ был излишне удержан, налоговый агент должен сообщить работнику (иному физлицу) в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения этого факта (абз. 2 п. 1 ст. 231 НК РФ ). После чего работнику, желающему вернуть излишне удержанный из его доходов НДФЛ, нужно написать соответствующее заявление на имя налогового агента. На возврат налога у агента есть 3 месяца со дня получения заявления от работника.