- Наследование

Как бороться с учительским буллингом?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как бороться с учительским буллингом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.

Права и обязанности участников учебного процесса

В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.

Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Буллинг учителей родителями

В новостной ленте периодически мелькают случаи, связанные с конфликтами учителя и ученика, которые приводят к стычке и физическому отпору со стороны педагога. Конечно, подобные реакции учителя нельзя оправдывать и закрывать на них глаза. Однако есть примеры буллинга учителей со стороны учеников и даже их родителей, которые приводят к печальным последствиям, и их нельзя оценить однозначно.

Например, конфликт, произошедший в 2021 году между учителем физики и учеником 8-го класса, который нарушил дисциплину, грубо и по-хамски общался с педагогом. После того как учитель выставил его из класса, подросток пожаловался на побои. Педагог самостоятельно написал заявление об увольнении, а большинство одноклассников и их родителей встали на его сторону, выражая свое мнение публично и заявляя о несправедливости произошедшего по отношению к педагогу.

Виды буллинга учителей

  • Вербально выражаемая травля учителей. Является самым распространенным видом буллинга со стороны учеников. К нему относятся оскорбительное вербальное общение, грубость, откровенное хамство, издевки.

Безусловно, буллинг не может положительно сказываться на учебном процессе. «Это всегда травма. Чувство неуверенности, усталости, быстрое выгорание часто сопровождают подобные процессы. Кроме того, дети концентрируются на травле, чувствуют безнаказанность и сплочение, и общая успеваемость класса падает на глазах», — комментирует Мария Свир.

«Очень непросто, когда человек вынужден идти на работу, как на войну. К тому же травля, как и любая нестандартная ситуация, отвлекает учителя и учеников от самого учебного процесса, что не может не сказаться на успеваемости», — добавляет Александра Черкашина.

Еще одно опасное последствие затянувшейся травли — может возникнуть ответная агрессия к ученику, с куда более тяжелыми последствиями. Широкий резонанс вызвал скандал в одной из школ Санкт-Петербурга. Учительница матом накричала на ученика, попытавшегося пройти в туалет для младшеклассников. Инцидент попал на видео, учительница получила выговор, проводится служебное расследование. При этом отец школьника рассказал, что ребёнок вывел педагога не в первый раз, и провоцирует учителей «регулярно и изощренно». Кроме того, по словам родителей школьников, ранее у мальчика произошел конфликт с мужем этой преподавательницы, который работал учителем там же. В итоге у мужчины случился инфаркт, и он умер.

Читайте также:  Вторым лотерейным миллиардером в России стал слесарь из Нижнего Новгорода

«Правила здесь устанавливаю я». Как отличить строгость от насилия

Насилие не так просто отличить от того, что мы привыкли называть строгостью. Особенно если судить только по рассказам ребенка. Перечислю признаки жестокого отношения к ребенку. Когда учитель строг, но не жесток, вы не найдете этих признаков. Они не обязательно проявляются все вместе. Но даже одного на постоянной основе хватает, чтобы травмировать детей.

1. Физическое насилие: побои, шлепки, подзатыльники, щипки, нажатие на болевые точки и т.д. Да, это также и психологическое насилие, т.к. деформирует личность. Есть и те, кто не видит беды в том, чтобы взять ученика за ухо, стукнуть линейкой по руке или голове, грубо схватить за руку, толкнуть. Нет, не одноклассники – учителя. Даже если это (условно) не больно – это насилие.

2. Вербальная агрессия.

  • Частый крик (ребенок жалуется: «Она на нас все время кричит»).
  • Обидные ярлыки, слова, фразы: «Ты кретин, что ли?», «Да на папу посмотреть, все ясно будет».
  • Сравнения менее успешных учеников с более успешными, или наоборот: «Ну, Петров-то нам ответит получше Сидорова».
  • Обесценивающие высказывания: «Хорошо, что ты попробовал подумать. Попробуй как-нибудь еще»; «Можешь, когда хочешь».
  • «Пророчества» негативного характера: «ЕГЭ не сдашь, в армию пойдешь, там тебя научат жизни»; «Свободная касса?» (которая сменила «дворника»), «Тюрьма плачет».

3. Доминирование и сверх-контроль: тема власти.

  • Учитель может потребовать открыть портфель (без серьезных оснований).
  • Забирает личные вещи: например, телефон, с тем условием, что он будет отдан только родителям. И ребенок, и родители получаются «заложниками».
  • «Вы сюда не думать пришли, делайте, как говорят», «Здесь правила устанавливаю я» (без объяснений).

4. Запугивание, угрозы. Частный случай вербальной агрессии.

  • Прямые: «Будешь так себя вести, к директору, завучу отведу», «Выброшу твой телефон, если еще достанешь», «Не поедешь с классом в поездку».
  • Неясные угрозы: «Будет хуже». Порой эта фраза даже не произносится, но ребенок твердо знает, что учителя лучше «не злить». Понимание того, что «будет хуже», сформировано.

5. Игнорирование, невнимание.

  • Ребенку трудно получить внимание учителя. Эту характеристику сложно «пощупать», она все время про «а может, тебе кажется?» (потому что внимание учителя должно быть распределено между 30-35 учениками). Ребенок может описывать это так: «Я для нее, кажется, вообще не существую». Помните, что игнорирование – это форма травли.
  • Может проявляться как то, что ученика стабильно не берут в какие-то школьные активности.
  • Игнорирование может сменяться агрессивным вниманием, если происходит что-то, за что можно поругать.

6. Газлайтинг – форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. «Нет, я такого не говорила», «Ничего я вам не обещала», «Нет, на самом деле это легкая тема». Посыл такой – ты не можешь себе доверять, не опирайся на свое восприятие, опирайся на то, что говорю я.

Бежать или выгонять. Что еще можно сделать

Когда мне задают этот вопрос клиенты, мы разбираем ситуацию по винтикам и учитываем не менее 20-30 разных характеристик ситуации. Цель – найти наиболее безболезненный для ребенка и родителя вариант.

Но, по большому счету, все варианты сводятся к двум стратегиям: бежать или выгонять.

Вариант «выгонять»: сбор мнений родителей, разговор с администрацией с просьбой поменять учителя или хотя бы попробовать ее приструнить.

Вариант «бежать», здесь разных путей больше:

  • попросить перевести именно вашего ребенка в другой класс внутри школы или школьного комплекса;
  • уйти в другую школу;
  • уйти на домашнее обучение;
  • использовать возможности очно-заочного обучения.

Обратите внимание на последний вариант, ведь он очень интересен, особенно для небольших городков и сел. Если переходить некуда, вы по Закону об образовании РФ имеете право перевести ребенка на очно-заочное обучение. Это означает, что часть предметов ребенок посещает очно, а часть (можно даже один) – изучает заочно. Если предмет в расписании стоит в середине дня, то ребенок может проводить это время в библиотеке (по вашему заявлению).

Да, мы должны обеспечить изучение предмета, занимаясь самостоятельно или наняв репетитора. Вы договариваетесь о том, как будет происходить аттестация по предмету (это обычно решает школа, общих правил тут нет). Задания чаще всего даются в тестовой форме, так что занизить оценку довольно сложно. К тому же вы можете просить, чтобы вас аттестовывал другой учитель, если он есть.

Отказать в очно-заочной форме вам не могут. И, возможно, если половина учеников перейдут на такую форму, скажем, по математике, это заставит задуматься администрацию школы.

Как понять, что ребенка травит учитель?

Ребенок не всегда готов говорить с родителями о том, что происходит в школе. Особенно, если дела идут не лучшим образом. В подростковом возрасте ситуация усугубляется, а ученик часто не готов обсудить проблему, даже если раньше охотно делился переживаниями и жаловался, если его что-то не устраивало.

Тревожные симптомы можно разглядеть без разговоров. Главное: внимательно следить за состоянием детей и обращать внимание на следующие признаки:

  • насколько охотно ребенок ходит в школу: если ему там плохо, желание посещать учебное заведение будет стремиться к нулю;
  • насколько хорошо школьник учится, не упала ли успеваемость: дети начинают учиться значительно хуже, когда становятся объектами травли;
  • как изменился характер ребенка: если он стал замкнутым, много времени проводит в одиночестве, а на все вопросы отвечает односложно, стоит задуматься о возможном буллинге в школе.
Читайте также:  Судебный приказ о взыскании алиментов на ребенка

Как психолог может помочь “жертве” буллинга?

• Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.

• Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.

• Дать понять ребенку, ставшему “жертвой” буллинга, что его ценят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.

• Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить “нет” или “оставь меня в покое”. Таким образом, “агрессор” ищущий в “жертве” признаки слабости, получает решительный отпор.

• Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно, вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.

• Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.

• Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т. п.).

• Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качества характера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получить признание со стороны других ребят.

Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Школьный буллинг – проблема сложная, комплексная и во многом социальная.

Для того, чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам – обычно такое отношение чувствуется сразу.

Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями – тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.

Итак, задумайтесь, если вы видите в учителе следующие черты:

  • Учитель любит унижать детей, и особенно — за обычные вещи. Придирки могут быть буквально к чему угодно: к внешнему виду, в позе, в которой ребенок сидит или к тому, как он ходит.
  • Учитель ведет себя непоследовательно. В классе есть дети, которые “равнее” других, на них правила не распространяются.
  • Учитель принижает достижения и прямо говорит, что дети бездельники и неудачники.
  • Учитель ставит невыполнимые задачи в короткие сроки. За невыполнение — публичные выговоры и унижение.
  • Учитель любит отчитывать ребенка при всех, делает его положение максимально унизительным.
  • Система оценок непрозрачна. Оценки в школе вообще вещь субъективная, но тут даже непонятно, как и за что поставили ту или иную оценку. Дети не могут понять принцип, по которому они выставляются.
  • Учитель выбрал себе “любимчика”, остальных считает никчемным балластом,
  • Учитель намеренно унижает и обижает ребенка, используя слова, которые точно унижают человека.
  • В любой непонятной ситуации учитель проявляет эмоциональную неустойчивость. Срывается на одном ученике или на целом классе. Настроение меняется от плохого к нейтральному слишком быстро.
  • Учитель использует манипулятивные приемы: газлайтинг (“Тебе показалось, такого не было”), шантаж, запугивание, манипуляции чувством вины и призывает в свидетели остальных.

Ребенок и его одноклассники провоцируют конфликт

Но может быть и так, что ребенок на самом деле вовсе не невинная жертва. Некоторые дети сами травят учителей. Учитель может срываться вовсе не без причины. Конечно, это в любом случае непрофессионализм, но нужно иметь в виду, что подростки не ангелы. И не стоит как говорить, что взрослые всегда правы, так и защищать ребенка, не разобравшись в ситуации. Обратите внимание на следующее:

  • Вы слышали, как ребенок с друзьями пренебрежительно отзывается об учителе. Или даже по-хамски и оскорбительно.
  • До вас дошла информация о какой-то издевке, которая вывела учителя из себя.
  • Ваш ребенок вообще склонен к манипуляциям и часто обвиняет других, чтобы снять с себя вину.

Избавиться от травли в школе помогают… переговоры

Огромный плюс KiVa заключается в том, что там четко расписана вся последовательность действий, которые следует предпринять тем, кто столкнулся с травлей в школе. Вот как это действует на практике.

Допустим, у нескольких учеников возник конфликт. Кто-то из детей обвиняет одноклассников в поведении, напоминающем травлю, например, с ним регулярно отказываются играть на площадке. Эти ученики могут поговорить с классным руководителем и попросить устроить им встречу по программе KiVa. (Процесс также имеют право запустить свидетели происходящего, например педагоги или одноклассники.)

На встрече классный руководитель вместе с учениками заполняют анкету, где вкратце описывается инцидент, после чего назначают время и место для последующих переговоров. Потом учитель помещает эту заполненную анкету в особую папку, которую постоянно просматривает группа педагогов, ответственных за KiVa.

Читайте также:  Новые правила сдачи экзамена на права в 2023 году

После травли: не извиняться, а решать проблемы

Стратегия KiVa, на мой взгляд, особенно хороша тем, что предлагает множество относительно простых действий, способных предотвратить весьма негативное явление. Думаю, и в США педагоги также могли бы извлечь немало пользы, взяв на вооружение ключевые элементы программы KiVa.

Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что порой поведение, похожее на травлю одноклассников, наблюдалось и в тех американских школах, где мне доводилось работать, но тогда я просто толком не знал, что с этим делать. Полагаю, всем учителям следовало бы постоянно обсуждать с учениками проблему жестокого отношения к другим, а также то, как этому можно противодействовать.

Еще я думаю, что не помешало бы и у нас тоже ввести систему, позволяющую реагировать на жалобы учеников. Обычно я разбирался с конфликтами, лишь когда видел, что ситуация вышла из-под контроля. Возможно, имеет смысл завести в каждом классе специальный ящик для сообщений, подобный папке KiVa в финских школах, чтобы ученики могли своевременно рассказывать учителю о трудностях, возникающих при общении.

— Согласно правилам KiVa, если человек не хочет извиняться, то никто не будет от него этого требовать, — говорит учитель Паула Хаву. — Потому что, когда тебя заставляют просить прощения из-под палки, извинения часто бывают неискренними. Вместо этого мы предлагаем детям сосредоточиться на сути проблемы, на своем собственном поведении и на том, какой выход можно найти из создавшегося положения.

Задним умом я понимаю, что главной моей ошибкой в подобных ситуациях было то, что я делал акцент на извинениях, тогда как следовало искать пути решения конфликтов. Обычно я призывал учеников извиниться и забыть о неприятной ситуации, но редко задумывался о позитивных действиях, которые они могли бы предпринять. В Финляндии поступают очень мудро и дальновидно, записывая предложения сторон и назначая затем контрольную встречу.

В самом начале травли

Детям с самого начала надо помогать уходить от конфликта. При вербальной агрессии — отшучиваться, парировать (в детсаду и первом классе — явное преимущество у того, кто владеет массой отговорок вроде «я дура, а ты умная, по горшкам дежурная» или «первые горелые, вторые золотые»). Спокойствие и острый язык (осторожно! без оскорблений!) — весомое преимущество, особенно когда физические силы неравны.

Если что-то отнимают и убегают, никогда не бросаться в погоню — на то и весь расчет. А для того чтобы не бросаться в погоню, не стоит носить в школу ничего ценного и милого сердцу. Диапазон мер, если вещь отобрали, — от простого «отдай» до жалобы взрослым и родительских переговоров о возмещении ущерба. Отдельно надо учить детей как жаловаться: не ныть «А что Иванов у меня ручку взял!» — а попросить: «пожалуйста, дайте мне запасную ручку, мою унесли».

Девятилетний Федор на голову ниже других одноклассников и на год младше. Драки — это не для него: прибьют и не заметят. Мама разработала с Федором целую стратегию защиты. Если дразнят — отшучиваться, если отнимают что-то — предлагать самому: возьми, у меня еще есть. Если нападают — предупреждать: отойди подальше, перестань, мне это не нравится, ты делаешь мне больно. Уходить. Удерживать агрессора, если это физически возможно. Искать небанальные решения: поднять крик или окатить водой (за это тоже влетит, но меньше, чем за разбитую бровь или сотрясение мозга). Наконец, если применение силы неизбежно — ударить после предупреждения «я тебя сейчас ударю», желательно при свидетелях. Федор справился: бить его перестали, зауважали.

Ответственность педагога

Каким должен быть учитель? Грамотным, добрым и с уважением относиться к своим подопечным. В прежние времена были такие учителя. А сейчас их становится все меньше и меньше. Педагог способен сорваться на ребенке из-за плохого настроения или унизить того из-за внешнего вида или неподготовленного домашнего задания.

В том случае, если его вину докажут, учитель понесет ответственность. Какой она может быть?

  • Дисциплинарная. Директор или РОНО после разбирательства вправе уволить учителя, позволяющего себе хамское отношение к детям.

  • Административная. Вредной учительнице придется заплатить определенную сумму за унижение ученика. От 10 000 до 30 000 рублей. Это административный штраф за оскорбление чести и достоинства ребенка.

  • Кроме того, родители пострадавшего вправе требовать в суде компенсации морального ущерба. И ее размер озвучивается ими самими в данном случае.

Детские права мы отстояли. Узнали, как можно помочь своему ребенку, если учитель ведет себя крайне непедагогично.

Только не бросайте на амбразуру грудью. Будьте внимательны в этом деле. Детям, особенно младшего школьного возраста, свойственно преувеличивать то, что происходит в действительности. Чадо могло примерить на себя ситуацию, возникшую в классе с другим учеником. И если мама отправится в школу, желая устроить скандал, согласитесь, это будет выглядеть странно.

Каким должен быть учитель? Добросовестным, любящим своих учеников, умеющим заинтересовать их своим предметом. Увы, но не все педагоги такие. Иногда в школу идут работать люди, вовсе не любящие детей. И с этим тоже приходится мириться. Или твердо заявлять о своих правах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *