Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Олдскульная выездная налоговая проверка (ВНП) — это достаточно тяжелое мероприятие налогового контроля, в ходе которого представители налогового органа собирают (закрепляют) доказательства противоправной деятельности налогоплательщика.
Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.
Могут ли проводить проверочные мероприятия лица, не указанные в решении?
В решении указываются ФИО и должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281).
Но согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).
Формально, не изменилось ничего. Даже, наоборот, вышло под сотню уточнений, разъяснений, которые должны были дать четкие ответы налогоплательщику — как ему действовать при заключении сделки с тем или иным контрагентов, что делать, если произошел разрыв на 1-м или 2-м звене и так далее.
Но, это формально. В реальности пришла «новая школа» с новым подходом к проведению ВНП.
Критерием отбора налогоплательщика стали уже не его потенциальные нарушения, а выявленные нарушения с учетом «коэффициента-дефлятора сладости».
То есть, проводя предпроверочный анализ, фискалы стали собирать очень подробные сведения об имущественном положении контролирующих лиц, самого юридического лица, связанных с ним компаний и так далее.
ППА = сколько можно получить по максимуму так, чтобы можно было переварить без ущерба для пищеварения
Но, проблема в том, что некоторые налоговые инспекторы, заработная плата которых, мягко говоря, не высока, порой совершенно обоснованно испытывают «классовую ненависть» к представителям малого и среднего бизнеса.
Человек, сидит за компьютером, получает несколько десятков тысяч рублей и видит, как из оборота выводится пару сотен миллионов. Или «выводится» пару сотен миллионов рублей. Сделать акт налоговой проверки — дело не хитрое.
Плюс «абонентка» начальнику, налоговая оптимизация, полицейские материалы, оперативные материалы, покупка НДС и так далее.
Все это привело к тому, что суммы, потенциальные к получению, стали кратно превышать то, что в реальности мог бы заплатить налогоплательщик, даже если бы продал все и вся.
Посыпался шквал банкротств и уголовных дел по уклонению от уплаты налогов, ведь основной способ защиты от выездной налоговой проверки, так и остался на старинном уровне — либо не представлять документы, либо пойти по чисто коррупционной составляющей, на слово веря суммам нарушений или сумам «нарушений».
Но, шквал шквалом, а тема развивалась.
Здесь, чтобы никого не задеть и не обидеть, сделаю ремарку, что все изложенное ниже является непроверенной информацией и личным мнением автора.
Возможно, резко взвинченные результаты предпроверочных анализов и сама технология винта, привели к созданию целого рынка, где товаром стали акты и решения налоговых органов, купцами — руководители отдела выездных налоговых проверок, заместители руководителей территориальных налоговых инспекций и курирующие замы с вышестоящих налоговых органов.
Покупатель — возможно, лицо или лица, на которые ложатся санкции за уклонение от уплаты налогов.
Процесс организован таким неуклюжим образом, что объявляемые суммы стали порой браться с потолка. Да и налогоплательщики, не смотря на резко изменившеюся ситуацию, так и остались в отрезке 4-5 лет назад.
Треть от суммы ППА, половина от суммы ППА, весь ППА — и это при том, что речь идет даже не о миллионах, а о десятках и сотнях миллионов рублей. А во многих историях, реквизиты «недобросовестных контрагентов» были получены от весьма и весьма уполномоченных лиц.
Возможно, для того, чтобы налогоплательщик не вспоминал об абонентской плате, которую он перечислял несколько лет, контактных лицах, которым он передавал деньги, был серьезно усилен механизм взыскания налоговой недоимки — следственный комитет стал возбуждать уголовные дела просто исходя из суммы недоимки, а ФНС банкротить всех, кого только можно и нельзя.
Плюс на рынке появились сотни и тысячи решал, решал-мошенников и общая картина совсем превратилась в некое информационное болото.
Вроде налогоплательщик взял реквизиты от «специального дяди», а коллега этого дяди его и хлобучит теми же материалами. Отдал другому дяде много денег за не проведение выездной налоговой проверки, а ее все равно проводят. «Занес» нужным людям, а дело так и не закрывают.
Налогоплательщик из массы подобных выбирается по простому алгоритму:
коэффициент отбора = сколько можно забрать так, чтобы количество усилий, необходимых для изъятия денежных знаков было минимальным, а полученная сумма максимальной.
Для этого, как и в олдскульной выездной налоговой проверке, собирается информация об имуществе, связях, устанавливается формат работы, если схема взята не от уполномоченных лиц. Если от уполномоченных — все еще проще.
Далее начинается «наезд» и постепенное «установление контакта».
Наезд — открытие проверки, формирование поля для беспокойства, «утечка» цифр, иногда подключение сотрудников МВД в состав проверяющих для усиления фона.
Далее — установление контакта.
Здесь идет самая важная стадия. Пока устанавливается контакт, собираются доказательства нарушений, выявленных в ходе ППА, просчитывается «коэффициент сладости». То есть вероятность того, что потенциал заплатит объявленную сумму.
Ведь есть лица, для которых сам факт возбуждения уголовного дела и перспективы приговора за налоговое преступление является достаточным основанием, чтобы «дать сколько просят», а есть те, которые сопротивляются по хардкору, не выделяя ни копейки. Причем, есть примеры в практике, где это получается успешно.
Да и банкротство при правильном применении может привести к диаметрально противоположным результатам. «Висяк» с минусами не нужен никакой инспекции, он портит карму и показатели.
От потенциала начинает утекать информация о его поведении, планах, стратегии и тактике защиты или их отсутствии и так далее.
Определить потенциал, просчитать перспективы поведения налогоплательщика возможно только имея крысу в самой организации. Если такой нет, то начинаются очень большие «качели».
Возможно, задача проверяющих — продать материал подороже и для себя и для бюджета. Задача проверяемого — снизить сумму до минимума. Потенциал раскачки — формальное выполнение всех требований, запросов, пояснений с одной стороны и психологическая устойчивость с другой.
Результат — можно пройти с минимальными потерями, а можно очень и очень серьезно «встрять».
Поэтому, главный совет при проведении выездной налоговой проверки — может не стоит возлагать все на главного бухгалтера, а привлечь хотя бы профильного юриста, а лучше налогового адвоката?
- Цель проведения выездной налоговой проверки — узнать, соблюдает ли компания или ИП действующее налоговое законодательство.
- Неправильный расчет налогов и сборов, отсутствие документов первичного учета, неподача деклараций — частые нарушения, которые удается выявить в ходе выездного контроля.
- К основным процедурам, которые включает налоговый контроль, относятся изъятие документов, проверка контрагентов, а также осмотр помещений и допрос свидетелей.
- Если налогоплательщик не согласен с выявленными нарушениями, он вправе подать возражения на акт налоговой проверки в течение месяца с даты его получения.
- По закону срок выездной налоговой проверки — два месяца, но он может продлеваться до четырех и даже шести месяцев при наличии оснований.
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Что такое выездная налоговая проверка?
Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:
- проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
- предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
- назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
- срок выездной проверки составляет два месяца;
- в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
- максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.
Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.
Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.
- Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
- Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
- В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.
- Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
- Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
- Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).
Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.
Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.
Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.
Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.
А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить
Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.
Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.
Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.
В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Три рекомендации, если узнали о назначении ВНП
Рекомендация 1. Определите круг работников, ответственных за сопровождение выездной налоговой проверки.
Обычно это штатные юристы, руководители структурных подразделений, менеджеры — все те, кто знаком с «внутренней кухней» компании. При проведении ВНП только они будут полномочны представлять интересы налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговым органом, получать требования о предоставлении документов и пояснений, передавать проверяющим запрашиваемые документы и информацию.
Кроме того, следует разработать алгоритм поведения сотрудников при проведении осмотра помещений, выемки документов.
Например, при появлении инспекторов приостановить работу компании и отпустить не «ответственных» работников. Это предотвратит разглашение нежелательной информации неподготовленными сотрудниками.
Рекомендация 2. Обеспечьте «гигиену» рабочих мест сотрудников.
Проверьте внутреннюю документацию и электронные носители информации — нет ли в них ничего подозрительного? Так вы сможете исключить наличие на территории предприятия предметов, документов и информации, непосредственно не относящейся к деятельности данного предприятия (налогоплательщика).
Рекомендация 3. Самостоятельно оцените налоговые риски.
Для этого используйте критерии для самопроверки, о которых мы уже упоминали выше. По ним нужно проанализировать деятельность налогоплательщика за 3 предшествующих года.
Если какие-то критерии будут нарушены, продумайте концепцию защиты, подготовите соответствующие документы и пояснения. В случае необходимости — представьте уточненные налоговые декларации.
К кому может прийти выездная налоговая проверка
Важный вопрос: как велик риск, что с выездной придут именно к вам?
От выездной проверки никто не застрахован. Однако есть определенные параметры, которые могут говорить о повышенных рисках.
В последнее время сократилось количество выездных проверок, но выросла их эффективность. Государство, как и вы, не хочет работать себе в убыток, поэтому проведение выездных проверок должно быть оправдано доначислениями, которые смогут покрыть затраты на проверку и которые реально взыскать. Именно для этого проводится предпроверочный анализ выездной налоговой проверки на основе концепции системы планирования выездных налоговых проверок.
Концепция планирования выездных налоговых проверок была утверждена ФНС еще в 2007 году для создания единой системы планирования выездных проверок. В ней можно найти и критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Их мы приведем ниже.
А сейчас опишем, что именно может входить в предпроверочный анализ со стороны налоговиков. Анализ базируется на использовании различных программ: ВНП-отбор, АСК НДС-3, ПК ВАИ и пр. Каждая из них выполняет определенные задачи для выявления различных рисков, таких как:
- связь с однодневками;
- взаимозависимость;
- разрывы в цепочке уплаты НДС и т. д.
После проверки ваши действия следующие
Выездная заканчивается составление Акта, в котором фиксируются все обнаруженные нарушения, а также сумма налогов, которая по мнению ИФНС не была уплачена организацией в бюджет. После внимательного изучения Акта (желательно вместе с юристом) следует оценить перспективы его дальнейшего оспаривания.
В течение 1 месяца после получения акта на него можно подать возражения о необоснованности его выводов. Возражения и акт будут в присутствии организации рассмотрены руководителем ИФНС или его заместителем.
В тоже время подача возражений может послужить основанием для проведения дополнительных мероприятий контроля, в ходе которых инспекция будет собирать дополнительные доказательства виновности фирмы.
После рассмотрения возражений и проведения доп.мероприятий принимается окончательное решение, с указанием не только недоплаченных налогов, но и штрафов и пеней. Оно вступает в силу по истечение 1 месяца. Потом ИФНС начнет процедуру взыскания недоимки. Организация может отсрочить взыскание, подав апелляционную жалобу в вышестоящий фискальный орган.
Обжаловать решение по проверке в суд можно только после получения ответа на апелляционную жалобу.