- Права потребителей

Новые правила налоговых проверок по ФЗ №302

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила налоговых проверок по ФЗ №302». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

ФЗ №302 и изменения в Налоговом кодексе

Все изменения так или иначе связаны с налоговыми проверками организаций. Рассмотрим их обзорно.

Заявительный порядок возмещения НДС: уменьшены суммы совокупных выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, на прибыль и др., согласно ст. 176.1 НК РФ. Раньше он составлял 7 млрд руб. за 3 года, а сейчас 2 млрд руб. Напомним, что такой порядок предусматривает возврат налога только на основе предоставленной декларации, до окончания камеральной проверки ИФНС. В иных случаях проверка является обязательной, только после ее завершения производится возврат.

Кроме того:

  • отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль;
  • сокращается число контролируемых сделок;
  • ужесточается контроль ФНС в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
  • расширяется список налогоплательщиков НДС, уточнен его расчет по авансам в отношении имущественных прав, закреплена ставка 0% для товаров, ввозимых в ЕАЭС;
  • отменяется налог на движимое имущество, упраздняется понятие как таковое.

В правилах проведения налоговых проверок, согласно ФЗ №302, меняется многое: от сроков до процедуры оформления контрольных действий ФНС. Это касается камеральных проверок по НДС и выездных проверок, а также встречных.

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Читайте также:  БСО — Бланк строгой отчетности по 54-ФЗ.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).

Какие нарушения могут обнаружить

В ходе ревизии инспекторы выявляют различные бухгалтерские и налоговые нарушения. К распространенным относятся:

  1. Применение схем ухода от уплаты налогов.
  2. Взаимодействие с сомнительными контрагентами — например, использование организаций-однодневок для повышения расходов и вывода денег.
  3. Неправильное оформление документации от поставщиков — отсутствие подписей, печатей, применение устаревших бланков, что становится причиной непринятия расходов и вычетов по НДС.
  4. Нарушения по списанию доходов в крупных холдингах — они должны распределяться пропорционально выручке каждой организации, входящей в группу компаний.
  5. Отсутствие документации — непредоставление бумаг не освобождает от проверки.

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Какие бывают налоговые проверки бизнеса

Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:

Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу.
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию.
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки.
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований.
Читайте также:  Как повысят пенсии в 2023 году: размер и график индексаций

*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).

Ограничения по периоду проверки

Повторно проверить могут только три года, предшествующие году, в котором вынесли решение о повторной проверке. То есть, если компанию уже проверили за 2014-2016 годы в 2017 году, то, приняв решение о повторной проверке в 2018 году, налоговое Управление сможет проверить только 2015 и 2016 годы.

Если проверку хотят провести в связи со сдачей уточненной декларации, то срок давности в три года не действует. По этому поводу есть противоречия и неоднозначная трактовка Налогового кодекса.

Так, в пункте 10 статьи 89 НК РФ говорится об ограничении в три года для повторных проверок, а в пункте 4 той же статьи сказано, что проверяется тот период, за который представлена уточненная декларация. Но в пункте 4 речь идет о первичных налоговых проверках, а не о повторных.

Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговиков. В Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Верховный суд обозначил, что ограничение глубины повторной выездной проверки не действует, если организация корректирует старую отчетность, т.к. в сроках подачи уточненных деклараций компании не ограничены – они вправе сдавать их и за период более трех лет (статья 89 Налогового кодекса).

В то же время, это не значит, что такую проверку можно назначить когда угодно, сколько бы времени ни прошло с момента сдачи уточненного отчета. Суд считает, что должны быть соблюдены разумные сроки. В частности, в упомянутом Определении суд счел, что 1 год и 10 месяцев, которые прошли после сдачи «уточненки» – слишком большой срок для того, чтобы принимать решение о повторной проверке.

Порядок действий проверяемой организации при проверке

От компаний, которые налоговый орган проверяет перед ликвидацией, требуется выполнение следующего:

  • предоставление представителям налогового органа помещения для проверки;
  • обеспечить представителей ФНС возможностью ознакомления с документами.

Помимо обязанностей у проверяемой компании существуют и права. К примеру, компания может потребовать участия понятых при проведении осмотра документации или их истребовании.

Проверяемой компании также следует помнить следующее:

  1. При невозможности представить необходимую документацию инспекторам, необходимо уведомить их об этом в письменном виде, указав причины.
  2. При попытке скрыть информацию и представить ее в не в полном объеме, компания может быть привлечена к административному взысканию.
  3. Если по итогам налоговой проверки уклоняться от получения результата, то он будет направлен в адрес компании по почте.

Методы и способы проведения налоговой проверки

В Постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2019г. №24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов» определены следующие методы налоговых проверок:

· Документальная проверка (изучение действующей системы внутрихозяйственного учета и контроля; сопоставление данных бухучета и налогового учета с данными отчетов (налоговых деклараций), с соответствующими плановыми данными (баланс доходов и расходов); совершение и оформление хозяйственных операций; изучение информации и документов, имеющие отношение к проверке);

· Фактическая проверка (установление действительного состояния материального объекта, операции, путем пересчета, обмера, позволяющих получить данные о характеристиках этого объекта, операции и их состоянии);

· Расчетная проверка (определение размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов сборов (пошлин) при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением);

Читайте также:  Что положено многодетным семьям

· Сплошная проверка (анализ всех подлежащих проверке взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов проверяемого субъекта, которыми оформлялись эти операции);

· Выборочная проверка (анализ части документов проверяемого субъекта, сверяются отдельные записи бухгалтерского и (или) налогового учета с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения проверяемым субъектом правил учета хозяйственных операций).

Справочно: при проведении проверки возможно применение 1-го или нескольких методов проверки, указанных выше.

Способы проведения налоговых проверок

Постановлением №24 от 30 апреля 2019 года был расширен и уточнен перечень способов осуществления проверок налоговыми органами:

— проведение встречных проверок;

— осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений, транспортных средств и иных объектов проверяемого субъекта для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него);

проведение личного досмотра проверяемого субъекта и его представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, иных предметов, свидетельствующих о нарушении законодательства;

— контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в т.ч. реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);

— инвентаризация имущества проверяемого субъекта;

— контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Решение о выездной проверке

Решение о проведении выездной проверки – главный документ, дающий инспекторам право на данную контрольную процедуру. Его выносит ИФНС по месту нахождения фирмы, месту жительства ИП или физлица. Когда проверяется только обособленное подразделение организации, порядок назначения выездной налоговой проверки предусматривает вынесение решения о проверке ИФНС по месту его нахождения (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Выездная проверка не может назначаться сторонними инспекциями, где, например, стоит на учете только недвижимое или иное имущество налогоплательщика.

В тексте решения указывается наименование (Ф.И.О.) проверяемого лица, налоги, по которым будет проводиться проверка, проверяемые периоды, а также перечисляются должности и фамилии инспекторов, проводящих проверку.

  1. Мораторий на проверки ККТ продлили на 2023 год. Но это не значит, что проверок не будет. Налоговая может прийти с внеплановой проверкой — проверить онлайн-кассу. Мораторий может помешать, но если есть нарушения, инспекция может легко обойти запрет на проверки.
  2. Поводом может стать что угодно: жалоба, большая разница в операциях между счётом и кассой или просто неиспользование ККТ.
  3. Проверять будут по новым правилам. Надо готовиться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *