Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пройти техосмотр в 2023 с фаркопом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2023 году?
Существенным условием является наличие или отсутствие документов на фаркоп. От этого зависит, потребуется ли его регистрировать в автоинспекции. Тут может быть один из вариантов:
- Документы есть, тогда вносить изменения в свидетельство, выданное при регистрации автомобиля, не нужно. Такой вариант возможен при заводском монтаже фаркопа. В этом случае сведения о нем уже должны быть указаны в соответствующей документации на автомобильное средство.
- Документов нет, что влечет за собой действия по регистрации сцепного устройства в ГИБДД, установка которого уже рассматривается, как существенное изменение автомобильной конструкции.
Как зарегистрировать фаркоп в ГИБДД
Обратите внимание, что обязательно нужен сертификат на прицепное устройство для легкового автомобиля. Установить деталь без соответствующих документов не получиться.
Порядок установки фаркопа на легковой автомобиль следующий:
- Пройти экспертизу ТСУ, которое планируется установить на машину (сделать это можно только в аккредитованных лабораториях).
- Подать заявление в ГИБДД и получить разрешение на установку.
- Установить фаркоп в специализированном автосервисе.
- Осуществить проверку изменений конструкции авто в лаборатории, в которую обращались для экспертизы ТСУ, и получить протокол.
- Пройти технический осмотр автомобиля.
- Пройти осмотр авто в ГИБДД.
- Получить свидетельство о соответствии конструкции машины в лаборатории.
- Перерегистрировать авто и поставить на учет фаркоп в ГИБДД.
Что делать перед покупкой фаркопа?
Прежде, чем покупать тягово-сцепное устройство, рекомендуется внимательно изучить информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- Если в техпаспорте машины указано, что на данную модель разрешено устанавливать ТСУ и авто предусмотрено для буксировки прицепа, то монтаж оборудования можно проводить смело, не прибегая к его регистрации в ГИБДД. Это не будет считаться внесением изменений в конструкцию агрегата. Автовладелец вправе установить фаркоп в выбранной им автомастерской (или самостоятельно, строго следуя инструкции) и пользоваться им по своему усмотрению.
- Если в техпаспорте нет информации, разрешающей крепление ТСУ, водитель должен быть готов пройти техническую экспертизу. Она покажет, можно ли на данную модель машины устанавливать «крюк». Кроме этого, монтаж фаркопа необходимо будет зарегистрировать в Госавтоинспекции.
- Найти ТСУ, подходящее под данную модель машины. Для этого запросить у производителя оборудования необходимую документацию. Если ее не окажется, обратиться к другому продавцу с аналогичной просьбой.
- Заранее подыскать автомобильный сервис, который займется установкой фаркопа. Желательно выбрать такое СТО, где после монтажа на руки выдаются бумаги, подтверждающие право на эксплуатацию автомобиля с установленным оборудованием.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2023 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
- При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
- При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
- Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
- Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Предварительная экспертиза. Документы для ГИБДД
Для регистрации фаркопа сначала необходимо пройти экспертизу в специализированной организации. Для этого машину предоставляем в испытательную лабораторию. При положительном результате испытаний она выдаст заключение на разрешение переоборудования авто.
В заключении указывается:
- Информация о самой организации, ее аккредитации;
- Дата проведения экспертизы и порядковый номер;
- Информация об автомашине;
- Перечень переделок, которые запланировал автовладелец;
- Возможность этих переделок;
- Перечень работ, необходимых для переоборудования авто;
- Заключение о соответствии машины нормам безопасности после переделок;
- Перечень проверок, после переоборудования.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году?
Существенным условием является наличие или отсутствие документов на фаркоп. От этого зависит, потребуется ли его регистрировать в автоинспекции. Тут может быть один из вариантов:
- Документы есть, тогда вносить изменения в свидетельство, выданное при регистрации автомобиля, не нужно. Такой вариант возможен при заводском монтаже фаркопа. В этом случае сведения о нем уже должны быть указаны в соответствующей документации на автомобильное средство.
- Документов нет, что влечет за собой действия по регистрации сцепного устройства в ГИБДД, установка которого уже рассматривается, как существенное изменение автомобильной конструкции.
Какие документы нужно подготовить для регистрации тягово-сцепного устройства?
В 2023 году автовладельцу предстоит не один раз обратиться в автоинспекцию для того, чтобы зарегистрировать фаркоп. В первое посещение необходимо предоставить:
- свидетельство о регистрации автомобиля в ГИБДД;
- двустороннюю копию и оригинал ПТС;
- сертификат качества и безопасности купленного фаркопа;
- заявление на установку фаркопа, заполненное согласно установленному образцу.
Далее гражданину необходимо направиться в специализированный сервис. После установки фаркопа в СТО (Станция технического обслуживания) и получения документов в сервисе, автомобилисту следует еще раз прийти в автоинспекцию. Инспектор проверит, правильно ли закреплено устройство и не представляет ли оно опасность для участников дорожного движения. Если все в порядке, фаркоп можно регистрировать. В ГИБДД необходимо предоставить документы:
- сертификат качества на тягово-сцепное устройство;
- диагностическая карта, выданная СТО;
- акт установки приспособления, полученный в СТО;
- заключение экспертизы, проведенной в СТО;
- заявление на регистрацию, заполненное по образцу.
Что делать перед покупкой фаркопа?
Прежде, чем покупать тягово-сцепное устройство, рекомендуется внимательно изучить информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- Если в техпаспорте машины указано, что на данную модель разрешено устанавливать ТСУ и авто предусмотрено для буксировки прицепа, то монтаж оборудования можно проводить смело, не прибегая к его регистрации в ГИБДД. Это не будет считаться внесением изменений в конструкцию агрегата. Автовладелец вправе установить фаркоп в выбранной им автомастерской (или самостоятельно, строго следуя инструкции) и пользоваться им по своему усмотрению.
- Если в техпаспорте нет информации, разрешающей крепление ТСУ, водитель должен быть готов пройти техническую экспертизу. Она покажет, можно ли на данную модель машины устанавливать «крюк». Кроме этого, монтаж фаркопа необходимо будет зарегистрировать в Госавтоинспекции.
- Найти ТСУ, подходящее под данную модель машины. Для этого запросить у производителя оборудования необходимую документацию. Если ее не окажется, обратиться к другому продавцу с аналогичной просьбой.
- Заранее подыскать автомобильный сервис, который займется установкой фаркопа. Желательно выбрать такое СТО, где после монтажа на руки выдаются бумаги, подтверждающие право на эксплуатацию автомобиля с установленным оборудованием.
Рассмотрим подробнее регистрацию фаркопа:
- Напомним что при штатной установке никакое обращение в ГИБДД не требуется. Последнее время законодательство менялось достаточно часто, однако теперь пришло к достаточно жёстким правилам — в частности нарушение предусматривает не только штрафы но и снятие регистрации.
- При себе необходимо иметь документы о соответствии фаркопа техническим правилам Таможенного союза, а также перечисленные выше документы на сам фаркоп и автомобиль с прицепом. Однако возить их постоянно с собой не обязательно. При утрате документов Вы так же обращаетесь в ГИБДД с просьбой восстановить их. Заявление можно подать и в электронной форме.
- Если Вы только планируете покупать фаркоп то документы на него лучше получить заранее. Бывает что встречаются предложения купить такие документы — лучше этого не делать, потому что потом проблем будет больше а фаркоп окажется поддельным, и всё равно придётся приобретать настоящие документы.
- При этом предварительная регистрация не требуется — если фаркоп установлен сертифицировано то можно ездить без уведомлений ГИБДД.
- Если изменения в конструкцию автомобиля внесены даже частично (скажем, розетки и съёмные гнёзда) то это учитывается, и могут последовать штрафы. При установке фаркопа нештатно и невозможности зарегистрировать его установку в инспекции, возможно — фаркоп придётся демонтировать.
В любом случае следует относится с большой осторожностью к подобным переделкам автомобиля, и изменения вносятся на свой страх и риск. Особенно это относится к старым отечественным автомобилям, на которых автолюбители любят делать всякие изменения.
Как зарегистрировать фаркоп в ГИБДД
Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.
Обратите внимание, что обязательно нужен сертификат на прицепное устройство для легкового автомобиля. Установить деталь без соответствующих документов не получиться.
Порядок установки фаркопа на легковой автомобиль следующий:
- Пройти экспертизу ТСУ, которое планируется установить на машину (сделать это можно только в аккредитованных лабораториях).
- Подать заявление в ГИБДД и получить разрешение на установку.
- Установить фаркоп в специализированном автосервисе.
- Осуществить проверку изменений конструкции авто в лаборатории, в которую обращались для экспертизы ТСУ, и получить протокол.
- Пройти технический осмотр автомобиля.
- Пройти осмотр авто в ГИБДД.
- Получить свидетельство о соответствии конструкции машины в лаборатории.
- Перерегистрировать авто и поставить на учет фаркоп в ГИБДД.
Согласно действующему законодательству, автовладелец должен фиксировать в ГИБДД все изменения конструкции автомобиля, которые влияют на дорожную безопасность. Это указано в Техническом регламенте Таможенного союза 018/2011. Согласно этому документу, к изменениям относятся модификации — монтаж или удаление деталей, играющих важную роль в формировании дорожной безопасности. Фаркоп относится к таким деталям — он отвечает за безопасность при вождении с прицепом или в ходе буксировки авто. Соответственно, его добавление или удаление из конструкции по закону необходимо регистрировать.
Замена фаркопа считается изменением только в том случае, если вы установите не сертифицированную для вашего автомобиля деталь. В этом случае у вас могут возникнуть проблемы с постановкой машины на учет. Если же вы купили на рынке фаркоп, изготовленный для вашего авто, его замена будет считаться обычным ремонтом — как и замена любой другой детали на аналогичную.
Штраф за вождение без регистрации ТСУ
Впрочем, даже если вы самовольно установите фаркоп и не зарегистрируете деталь, наказание будет несущественным. Максимальный штраф, который грозит водителю за отсутствие сертификата на фаркоп, — 500 рублей. Причем, если вы выплатите его в течение 20 дней после выписки, он сократится до 250 рублей.
Инспектор ДПС никогда не выписывает штраф отдельно за фаркоп — это наказание всегда идет «в довесок» к штрафу за нарушение ПДД. Если же вас остановили в ходе плановой проверки и выявили незарегистрированный фаркоп, но при этом правил вы не нарушали, инспектор просто сделает вам предупреждение.
Но, разумеется, лучше все-таки оформить регистрацию на деталь — фаркоп в ГИБДД легко оформляется за несколько дней. Нет времени обращаться в органы? Свяжитесь с нами. Мы соберем нужные документы и оформим заявление для регистрации фаркопа в ГИБДД, поможем в постановке авто с фаркопом на учет.
Разъяснение ГИБДД России по внесению изменений в конструкцию ТС.
Разъяснение ГИБДД России по внесению изменений в конструкцию ТС.
Из сообщения Госавтоинспекции следует, что вносить изменения в конструкцию можно только в случае соответствия требованиям регламента Таможенного союза, при соблюдении ряда условий, указанных в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), а также при наличии документов из аккредитованной лаборатории.
— Установка колес большего радиуса, размерность которых не предусмотрена автопроизводителем, должна быть подтверждена испытаниями на устойчивость. В рамках тестов, в том числе проверят тормозные характеристики и показания спидометра. Плюс ко всему шины должны соответствовать характеристикам скорости в ОТТС.
— Установка проставок (лифт подвески) возможна только в том случае, если безопасность автомобиля будет соответствовать требованиям техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
— Установка тягово-сцепного устройства возможна в случае соответствия требованиям техрегламента, в том числе в отношении маркировки. Если в ОТТС на автомобиль указано, что «буксировка прицепа не предусмотрена», то подобная доработка является недопустимой.
— Возможность установки лебедок и холодильно-обогревательного оборудования возможно только по итогам испытаний в специальной лаборатории. Для получения в ГИБДД свидетельства о соответствии конструкции заявитель должен предоставить соответствующую документацию.
— Переоборудование под перевозку грузов связано с установкой бортовых кузовов, цистерн или тентов. Такие доработки возможны только при наличии соответствующих документов из лаборатории.
— Легкосъемные компоненты, такие как, например, крышка грузового отсека для пикапа или багажник на крышу, не требуют оформления специального свидетельства соответствия. При этом такие элементы должны быть установлены в соответствии с инструкцией, а возможность их использования должна быть отражена в эксплуатационной документации транспортного средства.
С фаркопом ситуация следующая: заводские сертифицированные фаркопы в настоящее время разрешены но когда он рассчитан на серьезную нагрузку и требует приварки к силовым агрегатам машины – регистрировать нужно. А если конструкцию не надо соединять с силовыми элементами авто, например, это съемный багажник или крепление для велосипеда – оформление не требуется.
Лебедка требует обязательного оформления, если она не относится к дополнительному оборудованию как у некоторых профессиональных внедорожников.
Что касается спойлеров, обвесов и бамперов – регистрацию нужно проходить, если завод-изготовитель их не предусмотрел. Любители снимать бамперы на наших «Ладах» тоже могут напороться на штраф. Если изготовитель предусмотрел этот элемент – он должен быть, и убирать его нельзя.
Пошаговая инструкция по внесению изменений в конструкцию машины
Изменить конструкцию машины в 2021 году не просто. С июня 2019 года ввели многоэтапный порядок по оформлению переоборудования ТС. Рассмотрим его:
1. Получаем заключение от испытательной лаборатории
Для проведения предварительной техэкспертизы машину предоставляем в испытательную лабораторию. Она выдаст заключение, можно ли произвести запланированное переоборудование.
В заключении указывают:
• полную информацию об испытательной организации, ее аккредитации;
• номер и дату оформления;
• информацию об автомобиле;
• перечень переделок, планируемых к внесению;
• возможность внесения этих переделок;
• перечень работ, необходимых для переоборудования авто;
• информацию о соответствии машины нормам безопасности после внесенных переделок;
• перечень проверок, которым подвергнут машину после переоборудования.
Разрешение выдается на переделки, о которых вы заявили. Например, если возьмете разрешение только на то, чтобы изменить цвет машины, поставить на нее лебедку вы уже не сможете. Для этого потребуется пройти отдельную процедуру регистрации. Поэтому при внесении нескольких изменений конструкции ТС, укажите их все сразу, чтобы не проходить этапы регистрации несколько раз.
2. Получаем разрешение от ГИБДД на изменение конструкции транспортного средства
Заключение лаборатории, предоставляем вместе с заявлением на получение разрешения, паспортом и доверенностью (если машина не ваша).
Отказать могут, если:
• одного из документов не хватает;
• бумаги составлены с ошибками, являются подделкой или утеряны;
• заключение выдано не аккредитованной или не занесенной в реестр лабораторией;
• данные заключения противоречат нормам безопасности;
• заключение не внесли в специальный реестр (требование введено 1 февраля 2021 года);
• машина имеет запрет на регистрацию;
• в заключении оговаривается переоборудование, которое:
— уничтожит VIN-номер на кузове, кабине, раме, шасси;
— приведет к увеличению максимальной разрешенной массы или базы без одобрения типа ТС с данными характеристиками;
— предполагает осуществление замены кузова, шасси или кабины на элементы, не предусмотренные для данной марки авто;
— предполагает установку подъемника на грузовик, когда механизм не оценивался на грузовике этой модели.
3. Вносим изменения в конструкцию ТС
Вы можете сами изменить конструкцию транспортного средства или обратиться в автосервис.
Но если вы устанавливаете газобаллонное оборудование (ГБО), нужно оформить специальную декларацию, выдать которую может только автосервис.
Остальные работы разрешено произвести своими силами, но сертификаты или декларации соответствия на используемые составные части необходимо сохранить.
4. Получаем протокол проверки на соответствие нормам безопасности
Вам нужно вернуться в испытательную лабораторию и проверить, соответствует ли конструкция авто нормам безопасности.
Лаборатория выдаст протокол с указанием:
• своих полных данных и сведений об аккредитации;
• даты и номера оформления;
• данных автомобиля;
• информации, что установленное оборудование сертифицировано или декларировано;
• подтверждения, что требования безопасности исполнены;
• данных из паспортов баллонов при установке ГБО;
• результатов проверки внесенного переоборудования;
• вывода, что машина не нарушает норм безопасности, установленных законом.