Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила регистрации маломерных судов 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Само по себе поднятие лимита разрешенной к использованию без регистрации мощности до 10,88 л.с. явилось прогрессивным шагом в законодательстве. Теперь хозяевам маленьких ПВХ-шек не надо заниматься наклейкой номеров на надувные борта, техническими освидетельствованиями и прочими приятными мелочами, сопровождающими нахождения их корабля большого плавания в Государственном Реестре маломерных судов.
В письме обращается внимание региональных руководителей ГИМС на неукоснительное соблюдение Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ, а именно пункта 3.16:
3.16. Грузоподъемность маломерного судна определяется опытным путем. Допустимое количество людей на борту маломерного судна, максимальная грузоподъемность надувной лодки определяется расчетным путем.
Масса маломерного судна, полностью укомплектованного техническими средствами и минимальным набором средств безопасности, определяется взвешиванием .
Проверка проводится только для маломерных судов, ориентировочная масса которых около 200 килограмм.
Максимальное время определения допустимого количества людей на борту маломерного судна составляет 10 минут.
Ответственным за надлежащее выполнение административных действий по определению грузоподъемности и допустимого количества людей на борту маломерного судна является должностное лицо подразделения ГИМС. Результаты полученных расчетов оформляются в заключении.
Завершается письмо так:
В целях исключения претензионных вопросов при обращении граждан по определению необходимости регистрации маломерных судов, имеющих массу менее 200 кг с установленными на них пользователями двигателями мощностью 8 кВт и менее, рекомендовать их владельцам предоставлять суда на освидетельствование, в рамках которого проводить процедуру взвешивания.
По результатам данного освидетельствования выдавать владельцам заключение, в котором указывать:
— суммарную массу судна, укомплектованного в соответствии с нормами и установленным на нем двигателем;
— марку и модель, двигателя установленного, на судне в момент освидетельствования;
— сведения о необходимости государственной регистрации судна.
По сути, предлагается всем сомневающимся в необходимости регистрации своей лодки гражданам укомплектовать её в соответствии с нормами оснащения маломерных судов и проследовать на весы.
Техническое освидетельствование
Плавсредства, которые подлежат регистрации, непременно проходят ТО. Обязательной процедуре освидетельствования подвергаются судна до регистрации, не имеющие сертификата завода изготовителя, а также судна, сделанные кустарным способом.
Все судна проходят регулярные процедуры освидетельствования через каждые 5 лет. В данном случае, термины освидетельствования начинаются с даты регистрации плавсредства. ТО проводится так же в тех случаях, когда плавсредство перемещается в другой регион. Кроме этого, ТО подвергаются лодки, прошедшие через капитальный ремонт или после ликвидации замечаний, указанных после прохождения предыдущего ТО.
После принятия новых правил, осмотр плавсредств осуществляется в два этапа. Первый этап заключается в ходовых испытаниях наплаву, после чего судно подвергается окончательным процедурам, связанным с его пригодностью к дальнейшей эксплуатации. Все затраты, связанные с подъемом лодки ложатся на владельца.
Поучительно! Если термины технического освидетельствования просрочены, то владельца может ожидать штраф от 500 до 1000 рублей.
Как исключить судно из реестра маломерных судов
«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.
В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:
- документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
- таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
- свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Главные изменения 2022 года
- Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Но владельцы по-прежнему будут получать на руки бумажный судовой билет маломерного судна. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4.
Правила регистрации МС
Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.
Регистрировать не нужно:
- любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
- моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).
Внимание! Вес лодки и мощность мотора определяются по документам (паспорту) лодки.
Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:
- надувные транцевые лодки;
- надувные, типа «Турист»;
- пластиковые;
- металлические;
- деревянные;
- разборные композитные;
- лодки с электромоторами указанной мощности;
- различные байдарки;
- гребные и парусные катамараны.
Необходимые документы
Бумажная волокита сопровождает все виды деятельности человека, и, несомненно регистрация маломерного судна без нее произойти не может. Важно отметить, что владельцу этого вида транспорта после покупки (или заключения права собственности) не следует затягивать с визитом в ГИМС.
Чтобы не возвращаться многократно к этому вопросу, сразу подготовьте документы для регистрации маломерных судов. Речь идет о:
- Заявлении на постановку судна на учет.
- Праве на маломерные суда и его двигатель (например, договор купли-продажи, дарственная, чек и топа подобное).
- Паспорте и идентификационном номере налогоплательщика (ИНН).
- Техпаспорте судна.
Список мал. Поэтому все перечисленные документы физическое лицо обязательно должно иметь при себе при регистрации маломерного судна в ГИМС.
Спасательный жилет | По числу людей на борту |
Конец Александрова (длиной не менее 15м) или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров | 1 шт |
Гребное устройство (весла, весло-багор, весло-гребок) | 2 шт |
Огнетушитель | Если установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе |
Черпак, или ручной насос | При отсутствии оборудования для откачки воды |
Звуковое сигнальное устройство | 1 шт (допускается замена на свисток спасательного жилета) |
Фонарь белого света, или две ракеты сигнала бедствия красного цвета | 1 шт |
Баланс параметров в лодке ПВХ
Все в нашем мире находится в равновесии, так и характеристики лодки ПВХ взаимосвязаны между собой.
Не будем учитывать в сравнении дизайн лодки, комплектацию, наценку за бренд и тип дна лодки. Вы должны понимать, что жесткое дно самое тяжелое и недорогое, надувное — в среднем легче на 5 кг и дороже на 5 тысяч рублей, для лодок до 300 см.
-
Основные характеристики надувной лодки ПВХ, которые будем оценивать:
- Длина
- Ширина
- Диаметр баллона
- Плотность ПВХ
- Вес лодки
- Цена
Увеличение любого из параметров 1-4, влияют на увеличение параметров 5-6 при сохранении равной комплектации, это кажется очевидным, но это необходимо осознать, чтобы был порядок.
Увеличиваем параметр | Длина | Ширина | Баллон | Плотность ПВХ | Вес лодки | Цена |
Длина ↑ | ↑ | – | – | – | ↑ | ↑ |
Ширина ↑ | – | ↑ | – | – | ↑ | ↑ |
Баллон ↑ | – | – | ↑ | – | ↑ | ↑ |
Плотность ПВХ ↑ | – | – | – | ↑ | ↑ | ↑ |
Если Вам нужна большая надувная лодка под мотор с большим баллоном, широкая, длинная, но Вы при этом хотите, чтобы она была легкая, то готовьтесь выложить солидную сумму за дорогие материалы, из которых она должна быть сделана, чтобы обладать всеми перечисленными характеристиками. Например, легкая лодка плохого качества стоит 3000, легкая лодка хорошего качества – 30000, а легкая лодка с большим баллоном, широкая, хорошего качества – 100000, есть сверхдорогие, сверхпрочные и легкие материалы, которые не доступны для нас. Пример абстрактный, цены могут меняться со временем, однако принцип неизменен, чем больше будет накладываться параметров 1-4 (длина, ширина, диаметр баллона, плотность ПВХ и другие параметры), тем больше будут расти параметры 5-6 (вес и цена).
Теперь Вы понимаете принципы выбора характеристик лодки ПВХ и сможете расставить для себя приоритеты, исходя из которых, выберете идеальный для себя вариант. Если же у Вас все еще остаются сложности в выборе, свяжитесь с нами, команда магазина лодок ПВХ «Лодки России» подберет для Вас хорошую лодку ПВХ.
Какая необходима грузоподъемность?
Это ключевой вопрос, который нужно определить перед выбором лодки в обязательном порядке.
Для того чтобы рассчитать примерную необходимую грузоподъемность, подумайте, как именно вы будете использовать лодку чаще всего: для сольного отдыха, для отдыха в компании друзей, для отдыха и рыбалки налегке, или же с большим количеством снаряжения. Если вы планируете использовать мотор, учтите его массу, а также дополнительный вес, сюда можно отнести: топливо, инструменты, запасные детали и расходные материалы. Учтите вес рыболовного снаряжения и походных припасов. Смоделируйте условия отдыха, в которых вы будете использовать лодку, — это поможет понять, какая именно грузоподъемность подойдет для ваших целей.
Консультанты интернет-магазина «Лодки-Питер» всегда помогут грамотно рассчитать грузоподъемность лодки и найти подходящую модель. На связи ежедневно с 10:00 до 21:00 по телефону (бесплатные звонки по России). Обращайтесь, мы поможем!
- Маломерное судно с мотором мощностью более 5 лошадиных сил подлежит обязательной регистрации, а судовладелец должен пройти аттестацию на право судовождения.
- С 1 июля 2021 владельцы прокатов маломерных судов должны будут декламировать выполнение требований к состоянию своего парка.
- Владельцы прокатов должны проходить как минимум раз в 5 лет техосмотр маломерок. Можно чаще. Осмотр производит МЧС России и этот осмотр является официальной государственной услугой.
- При движении судов до 4 метров, ИСС* в обязательном порядке должны быть у каждого лица, находящегося на борту.
- При прохождении шлюза, при движении по воде, при движении в акватории порта и нахождении на открытой палубе все пассажиры должны быть в ИСС.
- Дети до 12 лет, находясь в движении и на открытой палубе, должны быть постоянно в спасательном жилете.
- Дошкольники на открытой палубе должны быть всегда в спасике и только в сопровождении взрослых.
- Рыбаки должны быть в спасательном жилете постоянно.
Что нужно знать о регистрации?
Напомним, что с лодкой, как с автомобилем: хочешь рулить — получи права. Но вот сделать это несколько труднее. Для начала вам придется наведаться в местный ГИМС или к частникам, которые такие услуги оказывают (не забудьте убедиться, что все законно и у конторы есть гослицензия).
Курс обучения управлению судном может составить полтора месяца. Затем вас ждет экзамен в ГИМСе, такой же как и при сдаче автовождения: сначала теория на компьютере, а затем и практика. С результатами экзамена обратитесь к инспектору, а уже через 10 дней приходите за своими правами. Менять документ придется каждые десять лет.
С правами на руках уже можно приступать непосредственно к самой регистрации:
- получите в ГИМСе квитанцию с госпошлиной и оплатите ее в любом отделении банка;
- пройдите техосмотр (не забудьте лодку!), кстати, вы можете вызвать инспектора по месту нахождения плавсредства, если тащить лодку до станции техобслуживания проблематично, правда, это удовольствие не бесплатное;
- с готовым актом ТО и полным пакетом документов приходите к инспектору, который уже через 10 дней после вашего визита будет готов выдать вам на руки судовой билет.
И наконец, не забудьте нанести на оба баллона с внешней стороны бортовые номера.
Главные изменения 2022 года
- Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
- Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.
По сути, с этого года мы официально и повсеместно переходим на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам теперь жить.
Есть повод оштрафовать?
Заместитель директора заповедника «Ростовский» Александр Липкович по роду своей деятельности знаком со многими рыбаками, и, по его мнению, ужесточение правил – еще один повод собрать побольше штрафов.
«Не понимаю, зачем спасжилет, если ты рыбачишь на мелководье? Рыбаки-любители сейчас и так запуганы разными штрафными санкциями из-за нового закона по рыболовству, который запрещает ловить «недомерков». Получается, чтобы избежать штрафных санкций, каждую рыбину теперь нужно измерять линейкой», – сетует Александр Липкович.
Надо сказать, что ограничения коснутся не только рыбаков. Владельцам прогулочных катеров и мелким бизнесменам, катающим пляжников на «бананах», «ватрушках» или парашютах, нельзя будет этого делать вблизи плавательной зоны пляжей.
С какой мощности лодочного двигателя нужны права
Как известно, с 2012 года маломерные суда с подвесными двигателями менее 8 квт (10 л.с), не подлежат регистрации.
Согласно требованиям Кодекса торгового мореплавания РФ (или КТМ) и положениям Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) государственной регистрации не подлежат суда массой до 200 кг. включительно, с мощностью двигателей (если они установлены) до 8 кВт включительно (это изложено в пункте 1.1 статьи 16 КВВТ и пункте 1.1. статьи 33 КТМ ).
При этом, рекомендовано при определении массы маломерного судна руководствоваться положениями ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные».
А по данному стандарту, масса укомплектованного судна рассчитывается совместно с массой наиболее тяжелого мотора (или моторов), которые рекомендованы производителем (причем независимо от того, что судоводитель может не устанавливать мотор совсем, или к примеру, поставить мотор меньшей массы), вместе с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.
Для начала, изучим законодательство.
С 25 мая 2012 года вступил в силу ФЗ-36 от 23.04.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».
В этом законе уточнено понятие маломерного судна:
Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Также в законе указано, что регистрации не подлежат суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно.
А уже в Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Что говорит нам о том, что не подлежащее регистрации маломерное судно, не только не должно регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.
Есть один очень важный момент, который нужно учитывать при расчете веса своего комплекта мотор+лодка. А именно то, что ГИМС считает не фактический вес лодки с фактически установленным мотором, а так называемую укомплектованную массу лодки.
Неисправности, запрещающие эксплуатацию маломерок
Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2022 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей:
- сквозные пробоины корпуса;
- разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие;
- повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля;
- отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива;
- повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора;
- отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней;
- несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.
Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т. е. на судоводителя и владельца плавательного средства.