Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас в России существуют два вида регистрации — временная и постоянная. Постоянная — это проживание по адресу, штамп о котором проставлен в паспорте. Постоянная прописка не имеет срока действия. Он может прекратиться только в результате выписки (снятия с регистрационного учета) гражданина по его собственному желанию либо по решению суда. На регистрационном штампе в паспорте указываются адрес и дата постановки или снятия с учета.
Временная и постоянная регистрация: в чем разница
Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет. Чтобы зарегистрироваться по месту пребывания, не нужно выписываться из жилья, где человек зарегистрирован постоянно. Отметку о временной регистрации в паспорт не ставят — выдается соответствующее свидетельство, которое нужно носить с собой. В 2020 году порядок совершения регистрационных действий претерпел некоторые изменения. Так, с 15 июля документом, подтверждающим временную регистрацию, является выписка из Государственного реестра, отметила член Ассоциации юристов (АЮР) России Ольга Полубкова.
Временную регистрацию оформляют люди, переехавшие на новое место жительства на короткий или средний срок — командировочные, сезонные рабочие и даже туристы. «Регистрация по месту пребывания (временная регистрация) оформляется, если гражданин находится более 90 дней в субъекте, в котором у него нет регистрации по месту жительства. При этом человек не теряет свою регистрацию по месту проживания», — пояснил юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.
Временная регистрация может понадобиться для получения пособия или пенсии, постановки на учет в школу или детсад. Некоторые работодатели не берут на работу сотрудников, у которых нет хотя бы временной регистрации.
Список документов для временной регистрации:
- документ, подтверждающий личность гражданина;
- документы на право распоряжения жилым помещением. самые распространенные — договор аренды или найма;
- заявление о регистрации по месту пребывания. Оно должно быть подписано заявителем (временно въезжающим в новое жилое помещение) и собственником;
- паспорта и согласие всех зарегистрированных в квартире. Как правило, такое согласие требуется от совершеннолетних членов семьи собственника. Если квартира в субаренде, то согласие потребуется и от арендатора, и от собственника. Если арендованная квартира принадлежит нескольким лицам в долях, то согласие потребуется от всех собственников.
Нарушение правил регистрации
Наказание полагается в таких случаях:
- Не оформлена регистрация.
- Истёк её срок (или время действия РВП или ВНЖ).
- Документы утеряны, а на восстановление не подаётся.
- Регистрация фиктивная.
Неоформленная или просроченная | Фиктивная | |
Если данные неверны | не сообщили об изменениях
случайная ошибка |
заведомый обман |
Повторяемость | единичные случаи | часто по одному адресу регистрируется множество людей |
Квалификация | административное правонарушение |
Условия пребывания в России для иностранцев в 2019 году
Особенности миграционного режима в РФ заключаются в следующем:
- При нахождении в стране более 7 календарных дней – обязательна постановка на учет по месту проживания. Для этого нужно обратиться в УВМ МВД РФ по месту нахождения.
- Соблюдение срока пребывания в стране – не более 90 дней каждые пол-года по визе. По РВП – до 1 года, по ВНЖ – до 5 лет, допускается продление.
- Для постоянного нахождения в стране необходимо оформление РВП. Документ дает право на оформление трудового договора со сроком действия до 3 лет с продлением каждый год. После этого есть возможность получить вид на жительство. ВНЖ действует в течение 5 лет и может продляться на тот же период.
Для продления разрешения на проживание иностранцу или ответственному за его пребывание на территории РФ резиденту необходимо обратиться в миграционную службу не позднее, чем за 2 месяца до момента окончания срока действия регистрации.
Особенности регистрации иностранных сотрудников компаниями в РФ в 2019 году
Для приглашения иностранного работника из-за рубежа предварительно организации требуется получить разрешение на выделение квоты от российских властей. Для этого необходимо соблюсти следующие этапы:
- Запрос на предоставление рабочей силы в Центр занятости в регионе ведения коммерческой деятельности с указанием профессий, количества специалистов, назначенному окладу. Заявление подается за год, в котором планируется привлечение иностранцев.
- Если нужные кадры не найдены с установленными условиями, то организации выдается заключение об отсутствии сотрудников по заданным характеристикам.
- Подается заявление на выдачу квоты на привлечение сотрудников из-за рубежа в ГУВМ МВД РФ. К нему прикладывается документ из Центра занятости в обоснование отсутствия нужных кадров в России в обозначенном количестве специалистов и необходимости приглашения их из-за рубежа. Минимальны уровень заработной платы должен быть установлен не менее прожиточного минимума в регионе нахождения юридического лица.
- Ходатайство с приложенными документами рассматривается в течение 30 дней миграционным органом субъекта России. ПО итогу выдается решение в предоставлении квоты на следующий год либо предоставляется отказ с указанием причин.
- На основании свидетельства о привлечении иностранной рабочей силы оформляются разрешения на каждого сотрудника из-за рубежа, который привлекается для осуществления определенного вида трудовой деятельности. Их выдают в индивидуальном порядке в отделении ГУВМ МВД РФ на каждого работника. Срок их действия составляет 1 год с правом продления.
- После пересечения иностранными сотрудниками границы России необходимо подать уведомления в миграционную службу об их прибытии с указанием точного места проживания и характеристик пригласившей в РФ организации.
- По окончанию действия разрешения на квоту и документов на работу на каждого сотрудника из-за границы необходимо выслать сотрудников за рубеж.
Миграционный учет граждан Украины в 2023 году
Миграционный учет украинцев в России осуществляется по общим правилам. То есть граждане Украины должны встать на миграционный учет в России не позднее 7 дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации. То есть уведомление о прибытии гражданина Украины должно быть отправлено не позднее 7 дней со дня его прибытия в страну.
После постановки на миграционный учет граждан Украины, они могут законно пребывать на территории России до 90 суток со дня въезда в страну. По истечении разрешенного срока пребывания в России гражданин Украины должен выехать за пределы РФ на 3 месяца или продлить себе временную регистрацию, если на это будут официальные основания.
Важно! С 24.03.2017 были отменены все льготы и привилегии для граждан Украины из Луганска и Донецка, таким образом правила постановки на миграционный учет граждан Украины из Донецка и Луганска в 2023 году больше не отличаются, так как срок постановки на миграционный учет граждан Украины из Донецка и Луганска составляет теперь также 7 дней со дня прибытия.
То есть, постановка на миграционный учет украинцев из Донецкой и Луганской области может быть сделана не позднее 7 дней с момента прибытия.
Таким образом, срок постановки на миграционный учет граждан Украины составляет 7 дней с даты въезда в РФ, как и срок постановки на миграционный учет граждан Украины из ДНР или ЛНР — 7 дней с даты въезда в РФ.
Важно! Срок временного пребывания в России граждан ЛНР и ДНР был увеличен до 180 дней. Соответствующее Постановление Правительства России № 1744 от 29.12.2018 года было опубликовано на сайте правительства.
Таким образом, в 2023 году граждане Украины из Луганска или Донецка могут законно временно пребывать на территории России 180 дней.
Основания для продолжительного пребывания мигрантов в России
Для длительного нахождения в стране сроком от 90 дней и более потребуется оформить разрешение на временное пребывание (РВП), что позволит легально проживать в России в течение 3 лет. Разрешение выражено в виде штампа, который проставляется в паспорте мигранта сотрудниками миграционной службы.
Исключением является категория граждан, которым для продолжительного пребывания в РФ РВП не нужно. К ним относятся:
- Белорусские подданные;
- Граждане Туркменистана;
- Апатриды;
- Высококвалифицированные специалисты и члены их семей.
Следует отметить, что на предоставление РВП существует квота. Однако есть лица, имеющие право на получение разрешения вне квотирования. Это:
- Подданные бывших советских стран;
- Недееспособные граждане, дети которых – российские подданные;
- Лица, родители которых являются недееспособными российскими гражданами;
- Супруг (супруга) гражданина (гражданки) РФ;
- Граждане, несущие службу в рядах российской армии;
- Инвесторы;
- Участники программы «Соотечественник»;
- Дети, родители которых подали заявление на получение РВП.
Угoлoвнaя oтвeтcтвeннocть зa фиктивнyю peгиcтpaцию гpaждaнинa PФ пo мecтy пpeбывaния или пo мecтy житeльcтвa
Фиктивнaя peгиcтpaция – этo peгиcтpaция гpaждaнинa PФ пo мecтy пpeбывaния или пo мecтy житeльcтвa нa ocнoвaнии пpeдcтaвлeния зaвeдoмo нeдocтoвepныx cвeдeний или дoкyмeнтoв для тaкoй peгиcтpaции. Либo peгиcтpaция чeлoвeкa, кoтopый нa caмoм дeлe нe coбиpaeтcя пpeбывaть или пpoживaть в этoм жильe. Либo peгиcтpaция гpaждaнинa в жилoм пoмeщeнии, coбcтвeнник или нaнимaтeль кoтopoгo нe coбиpaлcя пpeдocтaвлять тaкoмy чeлoвeкy вoзмoжнocть пpeбывaния в cвoeм жильe (cт. 2 3aкoнa N 5242-1).
3a фиктивнyю peгиcтpaцию гpaждaнинa PФ пo мecтy пpeбывaния или пo мecтy житeльcтвa в жилoм пoмeщeнии в PФ пpeдycмoтpeнa yгoлoвнaя oтвeтcтвeннocть (cт. 322.2 УК PФ). Taкиe дeйcтвия нaкaзывaютcя штpaфoм в paзмepe oт cтa тыcяч дo пятиcoт тыcяч pyблeй или в paзмepe зapaбoтнoй плaты или инoгo дoxoдa ocyждeннoгo зa пepиoд дo тpex лeт, либo пpинyдитeльными paбoтaми нa cpoк дo тpex лeт c лишeниeм пpaвa зaнимaть oпpeдeлeнныe дoлжнocти или зaнимaтьcя oпpeдeлeннoй дeятeльнocтью нa cpoк дo тpex лeт или бeз тaкoвoгo, либo лишeниeм cвoбoды нa cpoк дo тpex лeт c лишeниeм пpaвa зaнимaть oпpeдeлeнныe дoлжнocти или зaнимaтьcя oпpeдeлeннoй дeятeльнocтью нa cpoк дo тpex лeт или бeз тaкoвoгo.
Пpи этoм лицo, coвepшившee тaкoe пpecтyплeниe, ocвoбoждaeтcя oт yгoлoвнoй oтвeтcтвeннocти, ecли oнo cпocoбcтвoвaлo pacкpытию этoгo пpecтyплeния и ecли в eгo дeйcтвияx нe coдepжитcя инoгo cocтaвa пpecтyплeния.
Фиктивная регистрация иностранных граждан
В последние годы в России, особенно в крупных городах, участились случаи фиктивной прописки иностранцев или лиц без гражданства в квартирах, то есть без их фактического проживания. В целях сокращения количества случаев выявления, так называемых, «резиновых квартир», и привлечения собственников жилых помещений к ответственности, российское законодательство претерпело ряд изменений. Так, согласно внесенным поправкам в миграционное законодательство, фиктивная регистрация иностранцев теперь признается уголовно наказуемым деянием, и регулируется статьями 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса РФ, предусматривающими наказание:
- штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере 3-х летней заработной платы либо иного дохода правонарушителя;
- принудительные работы сроком до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенным видом деятельности сроком до 3-х лет;
- лишение свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенным видом деятельности сроком до 3-х лет либо бессрочно.
Время регистрации для индивидуальных случаев
Закон предусматривает случаи, когда период, сколько иностранец может находиться в РФ без регистрации, может быть изменен. К таким частностям относится постановка на учет новорожденных детей, поскольку, если у иностранцев появился ребенок в России, они должны поставить его на учет в течение 7 суток после получения свидетельства о рождении. Разумеется, закон не требует от родителей бежать в МВД спустя неделю после рождения малыша: это затруднительно.
Однако если не прописать ребенка через 7 дней после получения свидетельства, родителей оштрафуют за нарушение миграционного законодательства, поэтому затягивать процедуру также не следует. С учетом того, что обычно свидетельство о рождении выдают в течение месяца после появления ребенка на свет, общий период пребывания новорожденного без прописки – около 5 недель.
Миграционный учет обучающихся
- Постановка на регистрационный учет оформляется только тем обучающимся, которые заключили договор найма специализированного жилищного фонда в общежитии Университета.
- Регистрация граждан по месту временного пребывания оформляется на срок, указанный в договоре, но не более 5 лет.
- Регистрация граждан по месту временного пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
- Госпошлина за регистрацию по месту временного пребывания не взимается.
- Гражданин иностранного государства, прибывший в Университет на обучение и получивший место в общежитии, заключает договор найма помещения специализированного жилищного фонда в общежитии с Российским университетом дружбы народов (РУДН) в лице начальника Управления комплексного обслуживания проживающих и предоставляет в паспортный отдел Университета следующий пакет документов, необходимый для регистрации по месту временного пребывания:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- копия паспорта (3-5 страницы);
- оригинал и копия договор найма специализированного жилищного фонда в общежитии, являющие основанием для временного пребывания (проживания);
- заявление установленной формы о регистрации по месту временного пребывания (бланк можно получить в паспортном отделе РУДН);
- справка из Управления учёта студенческих кадров, подтверждающая факт обучения, заверенная начальником управления (главный корпус РУДН, ком. 223) — для студентов бакалавриата/специалитета и магистратуры;
- выписка из приказа из Управления подготовки кадров высшей квалификации (УВК), заверенные начальником управления — для аспирантов, ординаторов и стажеров;
- 1 фотография, размер 3х4.
Должен ли иностранный гражданин проживать по месту прописки
Право нахождения на территории РФ для иностранных лиц подтверждается РВП или ВНЖ (вид на жительство). Причём на мигрантов распространяется действующий институт прописки. Для законного пребывания адрес регистрации и фактическое место нахождения должны совпадать. Ответственность за соблюдение этого аспекта лежит на обеих сторонах: на госте и собственнике помещения.
За соблюдением указанного правила следит территориальная ФМС и полиция в лице участкового инспектора. Действующий закон запрещает иностранным гражданам менять место жительства даже в границах района, не говоря о других регионах. Для изменения потребуется менять прописку.
Это интересно: Как продлить временную регистрацию по месту пребывания иностранным гражданам
Зачем нужно уведомление о подтверждении проживания иностранца
Лица с иностранным гражданством, получившие вид на жительство в РФ, приобретают определенные права и обязанности. Согласно статье 8, пункта 6, Федерального Закона No 115 от 2002 года, каждый мигрант обязан ежегодно подавать уведомление, подтверждающее местонахождение на территории России. Прохождение процедуры начинается с заполнения специального уведомительного бланка. Также потребуются справка с места работы и документы, подтверждающие прописку.
Подтверждать адрес регистрации необходимо ежегодно по истечении 12 месяцев с момента выдачи ВНЖ. Для иностранных граждан, впервые проходящих данную процедуру, к установленному сроку добавляется еще 60 дней. Тем, кто не выполняет требования законодательства, грозит штраф до 7 тысяч рублей или аннуляция ВНЖ.
Комментарии к ст. 18.9 КОАП РФ
1. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.); от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства. Указано, что должностные лица, обеспечивающие обслуживание или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места их жительства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.
2. Комментируемая статья определяет ответственность указанных выше должностных лиц, юридических лиц, а также граждан за нарушение установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.
Субъектом правонарушения могут быть должностные лица организаций, которые принимают в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивают их обслуживание или выполняют перечисленные в ч. 1 данной статьи обязанности, а также сами такие организации.
4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в необеспечении российскими гражданами и постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами установленного порядка выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших к ним по частным делам, которым они предоставили жилое помещение.
Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи могут быть граждане РФ и иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ.
5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в предоставлении жилого помещения или транспортных средств либо оказании иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, может быть гражданин РФ, должностное лицо или юридическое лицо.
6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9.
Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.
7. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
8. При совершении правонарушений, предусмотренных данной статьей, в отношении нескольких иностранных граждан и лиц без гражданства виновное лицо несет административную ответственность в отношении каждого из них в отдельности (см. примечание к данной статье).
9. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов и органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3).