Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.
Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий
Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.
На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.
Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.
Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки
Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.
Отражение положений в постановлениях высших судов и судебных актах
Позиция КС РФ, приведённая в Постановлении от 3 июня 2014 г. № 17-П, направлена на то, что нормы п. п. 6 и 7 рассматриваемой статьи и п. 5 ст. 173 НК РФ не могут толковаться в практике правового применения в качестве допускающих признание лица, которое не является плательщиком НДС в силу п. 4 ст. 346.26 НК РФ, обязанным платить данный налог лишь на том основании, что такое лицо, находя необходимым применение ОСН, указывало его в декларации, получая при розничной продаже товаров сумму налога путем проведения расчетов.
В силу анализа жалоб плательщиков НДС, с учетом индивидуальных обстоятельств ситуаций и имеющейся судебной практики, делается вывод, что продажа товаров неограниченному кругу лиц по розничным ценам с учетом НДС в результате неправильного применения налогоплательщиком ОСН не порождает у них налогового обязательства и не влечет изъятия суммы налога в бюджет и доход государства.
По мнению налоговых органов, необходимо учитывать, что налоговое законодательство не противоречит возможности выбора методики учетной политики, использования налоговых льгот или отказа от таковых.
Приведённая диспозитивность не может применяться для необоснованного сокращения налоговых отчислений в казну в силу злоупотребления плательщиками налога своими правомочиями.
Данный подход при рассмотрении судами жалоб плательщиков налога определён разъяснениями, приведёнными в Постановлении КС РФ от 3 июня 2014 г. № 17-П.
В п. 17 ПП ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 указывается, что по логике положений п. п. 1 и 4 рассматриваемой статьи сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров, должна учитываться при получении окончательного размера цены по договору и выделена в первичных учетных документах и счетах-фактурах отдельной строкой.
Обязанность обеспечения выполнения этих положений возложена на продавцов как плательщиков налога, обязанных учесть данную операцию при определении налоговой базы и исчислении налога по итогам того или иного периода.
По этой причине, если в договоре отсутствует прямое указание на установленную цену, не включающую сумму НДС и иное не следует из условий и обстоятельств, связанных со сделкой, судам нужно исходить из того, предъявляемая продавцом сумма НДС выделяется из приведённой в договоре цены, для чего получается расчетным методом, сообразно с нормами п. 4 ст. 164 НК РФ.
Характерно, что в судебном производстве положения данной статьи НК РФ могут иметь актуальность в силу разрешения самых разных споров, в том числе и тех, что возникают из финансовой несостоятельности должников.
К примеру, в определении ВС РФ № 305-ЭС20-10152 от 19 октября 2020 г. по делу № А40-46117/2019 было указано, что в соответствии с нормой п. 1 рассматриваемой статьи НК РФ сумма налога входит в цену аренды. В силу этой причины суммы НДС, выделяемые из арендных платежей и подлежащие уплате в рамках текущих обязательств должника, необходимо считать расходами на реализацию предмета залога.
Имелись в виду расходы, указанные в п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве. Поэтому затраты на уплату НДС, начисленного за аренду заложенного имущества должника в ходе конкурсного производства, погашаются за счет арендной платы ещё до распределения, сообразно с нормами, установленными п. п. 1 и 2 ст. 138 Закона о банкротстве, и не подлежат переложению на других кредиторов должника.
Общий порядок, как написать письмо в налоговую о разъяснении, таков:
- Составляем ответ на фирменном бланке организации. Если такового бланка нет, в шапке документа указываем полное наименование учреждения, ИНН, КПП, ОГРН и адрес.
- Указываем номер и дату требования, на которое составляется пояснение. Допустимо составить ответ сразу на несколько налоговых запросов.
- Если в отчете есть ошибки и несоответствия, перепроверьте отчетность, чтобы исключить опечатки или описки.
- В описательной части ответного письма детально и последовательно раскрываем обстоятельства ситуации, которую требуется объяснить.
- Отвечая на запрос, опирайтесь на факты, подтвердите обстоятельства документально. Приложите копии документов к ответу, если таковые имеются. Например, копию дополнительного соглашения к договору с условием о повышении цен.
Если инспектор требует предоставить пояснительную записку по нестыковкам в декларации по налогу на добавленную стоимость, отправить ответ придется электронно. Исключения из правил закреплены за организациями, которые отчитываются по НДС на бумаге. Если учреждение отчитывалось электронно, но ответ на требование предоставило на бумаге, то налоговая посчитает такие пояснения непредоставленными. Такие нормы прописаны в письме ФНС от 27.01.2017 № ЕД-4-15/1443.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, нужно ли сдавать пояснительную записку с бухотчетностью. Используйте эти инструкции бесплатно.
Уменьшили НДС в декларации — ждите повышенного внимания контролеров
Если вы подали уточненную декларацию с уменьшением НДС к уплате (в сравнении с исходной декларацией), налоговые инспекторы этот факт без внимания не оставят. И не имеет значения, подана уточненная декларация сразу вслед за первоначальной или в более поздние периоды.
На что смотрят налоговики при проверке уточненной декларации, узнайте по ссылке.
Если на момент появления уточненной декларации камеральная проверка по первичной декларации не окончена, ее прекращают и приступают к камеральной проверке уточненки.
Декларацию заполняйте на бланке, действовавшем в периоде, за который сдается уточненка.
С отчета за 3 квартал 2021 года декларацию по НДС нужно оформлять на новом бланке, в редакции приказа ФНС от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@. Изменения связаны с введением системы прослеживаемости товаров.
Построчный алгоритм с примерами заполнения всех двенадцати разделов отчета вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
При этом у инспекторов есть право запросить у вас пояснения в связи с уменьшением налога. В такой ситуации (п. 3 ст. 88 НК РФ):
- обосновать изменение суммы НДС в сторону уменьшения вы обязаны в течение 5 дней;
- пояснения следует представить в ИФНС в электронной форме.
Как сформировать пояснения и какие документы приложить, описано в этой публикации.
Какие данные и в каких строках отобразить в декларации по НДС в случае уменьшения налога, разъяснил советник государственной гражданской службы 2 класса А.Г. Дьяконов. Узнайте мнение чиновника, оформив бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе К+.
Общий порядок, как написать письмо в налоговую о разъяснении, таков:
- Составляем ответ на фирменном бланке организации. Если такого бланка нет, в шапке документа указываем полное наименование учреждения, ИНН, КПП, ОГРН и адрес.
- Указываем номер и дату требования, на которое составляется пояснение. Допустимо составить ответ сразу на несколько налоговых запросов.
- Если в отчете есть ошибки и несоответствия, перепроверьте отчетность, чтобы исключить опечатки или описки.
- В описательной части ответного письма детально и последовательно раскрываем обстоятельства ситуации, которую требуется объяснить.
- Отвечая на запрос, опирайтесь на факты, подтвердите обстоятельства документально. Приложите копии документов к ответу, если таковые имеются. Например, копию дополнительного соглашения к договору с условием о повышении цен.
В требовании из инспекции о даче объяснений по НДС обязательно должны быть сформулированы причины его выставления:
- невыполнение контрольных соответствий;
- разночтение данных с данными контрагентов;
- не записанные в книгу продаж сведения (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752).
В требованиях налоговой о представлении пояснений по НДС обязательно указываются коды выявленной налоговиками ошибки.
Код ошибки |
Значение кода |
Возможные причины |
1 |
Отсутствие в декларации контрагента (КА) записи о данной операции |
КА не представил отчет по налогу. КА сдал нулевую отчетность. Допущены ошибки в записях по счету-фактуре у вас или вашего КА |
2 |
Расхождение данных в разделах 8 и 9 (книгах покупок/продаж или доплистах к ним) |
Есть ошибки в вычетах по авансовым счетам-фактурам. КА не отразил авансовый счет-фактуру |
3 |
Расхождение данных в разделах 10 и 11 (журналах выставленных/полученных счетов-фактур) |
Имеют место несоответствия при отражении посреднических операций между отчетами вашим и вашего КА |
4 |
Ошибка в какой-либо графе отчетности |
Номер графы с ошибкой указан в скобках |
Пояснения из-за высокой доли вычетов
Существует норма вычета НДС, которую заявлять безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного налога.
Безопасная доля вычета НДС установлена на уровне 89% (п. 3 Приложения № 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), т. е. если налог начислен в размере 100 тыс. руб., вычеты должны быть не более 89 тыс. руб. Эта цифра определена на федеральном уровне.
В каждом регионе установлен свой уровень безопасной доли вычетов. При проверке отчетов по НДС налоговики ориентируются на аналогичный региональный показатель. Предлагаем образец пояснений при выставлении требования с вопросом о причинах высокой доли вычетов по НДС.
При получении пояснений по электронным каналам связи налоговая пришлет либо уведомление об их получении, либо отказ с указанием причины их непринятия. Отказ возможен только в одном случае — пояснения даны в неверном формате.
Согласно действующим нормам инспекторы не обязаны информировать заявителя о результатах рассмотрения его пояснений.
Вычет НДС при наличии в цепочке недобросовестного контрагента
Большая часть запросов касается ситуаций, когда поставщик контрагента первого или последующего звеньев не сдает отчетность.
Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:
– компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;
– заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;
– исполнитель по сделке фиктивный.
Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-
гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных фактов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).
Ответ на требование № 5/57 от 06.08.2018
о проявлении должной осмотрительности
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/57 от 06.08.2018 поясняет следующее.
При заключении договора поставки с ООО «Лютик» нашей компанией была проявлена должная осмотрительность. В компании разработано положение о проверке и мониторинге контрагентов.
Согласно положению в отношении ООО «Лютик» были затребованы и проверены следующие документы:
– копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
– устав;
– приказ о назначении генерального директора;
– выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
– справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.
Кроме того, установлен факт отсутствия претензий к организации у государственных органов.
В течение 2018 года компания проводила сверку расчетов с ООО «Лютик».
С учетом изложенного считаем правомерным применение вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Лютик».
На требование налоговой инспекции по НДС необходимо предоставлять формализованный ответ
Дата публикации: 14.06.2019 10:36
Налогоплательщики налога на добавленную стоимость представляют декларацию по этому налогу в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ). Если от налоговой инспекции получено требование о представлении документов (информации), исполнить его необходимо в течение 5 рабочих дней со дня получения такого требования или в этот же срок сообщить налоговой инспекции об отсутствии запрошенных документов или информации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Согласно абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2017, налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Таким образом, электронный ответ на требование, содержащий пояснения к декларации по НДС, должен быть только формализованным (соответствующим утвержденному формату). В неформализованном виде можно отправить лишь дополнительную информацию к уже сданным формализованным пояснениям, если налоговый орган или налогоплательщик сочтут их представление необходимым. При этом неформализованные документы могут быть представлены налогоплательщиком в виде скан-образов в формате tif, jpg, pdf или pgn.
Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате XML. В этом формате документы можно сформировать, например, при использовании бухгалтерской программы.
Данный формат установлен Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (далее – Приказ ФНС России от 16.12.2016). Он описывает требования к XML-файлам пояснений к декларации по НДС. Все пояснения, расхождения представляются по форматам согласно таблицам в Приложении к Приказу ФНС России от 16.12.2016.
Так, в ответ на требование налогового органа в электронном виде должны быть представлены следующие документы:
• Сведения из книги покупок;
• Сведения из дополнительного листа книги покупок;
• Сведения из книги продаж;
• Сведения из дополнительного листа книги продаж;
• Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур;
• Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур;
• Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации;
• Сведения по контрольным соотношениям;
• Сведения, отсутствующие в книге продаж;
• Пояснения по иным основаниям.
Таким образом, в силу прямого требования п. 3 ст. 88 НК РФ пояснения к декларации по НДС представляются в электронной форме по ТКС в соответствии с форматом, утвержденным Приказом ФНС России от 16.12.2016.
Претенденты на камеральную проверку
Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации или расчета в налоговый орган. Этот срок установлен в п. 2 ст. 88 НК РФ.
Обратите внимание: с 3 сентября 2018 г. данная норма действует в новой редакции. Изменения в нее внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее — Закон № 302-ФЗ). Поправки касаются проведения камеральных проверок деклараций по НДС. Новые правила применяются по декларациям, которые сданы после 3 сентября 2018 г. Их налоговики будут проверять два месяца со дня представления. Если в ходе камеральной проверки налоговики обнаружат признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства, руководство налогового органа может продлить срок камеральной проверки до трех месяцев.
Исключение — декларации по НДС, представленные иностранными организациями, которые оказывают услуги в электронной форме через интернет. В этом случае срок камеральной проверки декларации по НДС составляет шесть месяцев и продлевать его налоговики не вправе.
Но вернемся к общему порядку. В ходе проведения камеральной проверки декларации и расчеты проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям (п. 2.4 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Также налоговики посмотрят, уложились ли вы в сроки сдачи отчетности.
Претендентами на углубленную камеральную проверку с представлением налоговикам дополнительных документов и пояснений могут стать компании, если в представленной декларации:
— обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся у налоговых органов (п. 3 ст. 88 НК РФ);
— заявлены убытки либо представлена уточненка на уменьшение суммы налога (п. 3 ст. 88 НК РФ);
— уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, либо увеличена сумма убытка по истечении двух лет со дня, установленного для сдачи декларации (представлена уточненка) (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
— заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Отметим, что одним из самых частых запросов налоговых органов, осуществляемых в ходе камеральной проверки, является истребование документов по льготным операциям, которые отражаются в декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению». Напомним, что право на запрос документов в рамках камеральной проверки в части льготных операций может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц (п. 14 Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, постановления АС Уральского округа от 24.02.2015 по делу № А71-6132/2014, от 17.02.2015 по делу № А60-21098/2014, от 23.05.2014 по делу № А60-32962/2011);
— предъявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337);
— выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
— исчислены налоги, связанные с использованием природных ресурсов, то есть речь идет о декларациях по водному налогу, НДПИ, земельному налогу (п. 9 ст. 88 НК РФ);
— не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, налогоплательщику выставляется требование представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Напомним, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. А повторное аналогичное нарушение в течение календарного года приведет к штрафу в размере 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).
Представляем пояснения
В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/192@). По остальным налогам пояснения составляются в произвольной форме.
Если не составить пояснения либо представить не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5000 руб., а при повторном нарушении в течение года — на 20 000 руб. (ст.129.1 НК РФ).
Кроме того, непредставление пояснений (сведений) в установленном формате XML на требование налоговиков влечет административную ответственность для должностных лиц компании по п.1 ст. 15.6 КоАП РФ (постановление Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 14.11.2017 № 5-3446/2017).
Моментом определения налоговой базы (с 1 января 2006г.)) является наиболее ранняя из следующих дат:
–день отгрузки (передачи) товара ;
–день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
В случае ,если более ранней датой является день оплаты, то этот день считается моментом возникновения налоговой базы, а на день отгрузки товаров (работ, услуг) в счет поступившей ранее оплаты также возникает момент определения налоговой базы .В этом случае НДС, начисленный при получении аванса подлежит налоговому вычету.
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) момент определения налоговой базы определяется как день передачи товара.
Датой выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления признается последний день месяца каждого налогового периода.
Применение вычета НДС по авансам поставщику
Положения п. 12 ст. 171 НК РФ предоставляют налогоплательщику право применения налогового вычета сумм НДС, входящих в состав перечисленных поставщикам авансов. Обязательными условиями применения вычета являются следующие моменты (п. 9 ст. 172 НК РФ):
- Наличие счета-фактуры поставщика, выставленного на сумму полученного им аванса, содержащего ссылку на номер платежного документа, которым налогоплательщик перечислил аванс. Особенности оформления таких счетов-фактур подробно освещены в письме Минфина РФ от 06.03.2009 № 03-07-15/39.
- Наличие документа, подтверждающего факт перечисления денежных средств в качестве аванса.
- Наличие договора с поставщиком, содержащего условие о перечислении аванса.
Принятие к вычету делается на полную сумму налога, указанную в счете-фактуре на аванс, выданном поставщиком (п. 12 ст. 171 НК РФ), с восстановлением сумм этого налога на дату частичного или полного закрытия аванса (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Подробнее о процедуре вычета по авансам выданным читайте в материале «Принятие к вычету НДС с выданных авансов».
Сначала сверка по учетным регистрам, потом – по соотношениям
Контрольные соотношения – это метод математической проверки, отражающий корректность введенных в декларацию данных путем сопоставления определенных показателей. Формулы, содержащиеся в соотношениях, позволяют сверить показатели, заносимые в разд. 1 – 7, как внутри этих разделов и между ними, так и в увязке с данными из разд. 8 – 12. С помощью этих значений (их используют налоговики при камеральных проверках и в случае выявления ошибок и противоречий между сведениями требуют пояснений или внесения исправлений в установленный срок) налогоплательщики также могут самостоятельно проверить правильность заполнения новой декларации по НДС.
Но не стоит забывать: проверка налоговой декларации по Контрольныи соотношениям – завершающий этап. Прежде чем применить соотношения, налогоплательщику следует сверить бухгалтерские данные из «обороток» или иных учетных регистров, которые должны давать цифры, попадающие в декларацию. Это, например, счета:
-
90, 91 – в части объема реализации по каждой налоговой ставке;
-
60, 62, 76 – в отношении соответствия сумм авансов и НДС, относящегося к ним;
-
19 – по суммам вычетов;
-
68 – в части учета всех сумм НДС, участвующих в расчете и формирующих итоговый результат по декларации.
Проиллюстрируем сказанное на примере разд. 3 декларации:
Оборот по счету |
Дебет/Кредит соответствующего счета |
НДС |
Строка разд. 3 |
Дебет 62-1 х 20/120 |
= Дебет 90-3 |
= Сумма налога, исчисленного с реализации |
= Строка 010 |
Дебет 62-1 х 18/118 |
= Дебет 90-3 |
= Сумма налога, исчисленного с реализации |
= Строка 041 |
Дебет 62-1 х 10/110 |
= Дебет 90-3 |
= Сумма налога, исчисленного с реализации |
= Строка 020 |
Дебет 62-2 х 20/120 |
= Дебет 76 АВ |
= Сумма налога с аванса, полученного в счет предстоящих поставок |
= Строка 070 |
Дебет 62-2 х 20/120 |
= Кредит 76 АВ |
= Сумма «авансового» НДС, подлежащая вычету |
= Строка170 |
Кредит 60 х 20/120 |
= Дебет 19-03 |
= Сумма налога, предъявленная к вычету |
= Строка 120 |