Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть поступление материальных запасов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.
Корректировка правил применения унифицированных форм первичных учетных документов.
В связи с введением федеральных стандартов в области бухгалтерского учета отдельные положения Методических указаний № 52н требовали обновления. Приказом Минфина РФ № 103н Методические указания № 52н были приведены в соответствие действующим нормам законодательства РФ. Ниже отразим, в отношении применения каких первичных учетных документов произошли изменения.
Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) по новым правилам применяется для оформления и учета перемещения внутри учреждения объектов нефинансовых активов из одного структурного подразделения в другое, от одного лица, ответственного за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в том числе с полной материальной ответственностью (далее – ответственное лицо), другому ответственному лицу.
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (код формы 0504143) применяется при списании однородных предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. (ранее акт применялся для списания однородных предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб.).
Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации
Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.
По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:
- Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
- Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
- Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.
Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.
При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.
Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.
Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:
- 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
- 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
- 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.
Амортизационные отчисления должны проводиться, начиная с первого числа периода (месяца), следующего за месяцем принятия основного средства к учету. Списание завершается при выбытии или полном погашении стоимости фонда.
Документирование операций поступления и внутреннего перемещения основных средств
Статья 9 Закона о бухгалтерском учете гласит, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии с п. 1 Инструкции N 148н бюджетный учет осуществляется в соответствии с БК РФ, Законом о бухгалтерском учете, иными нормативными правовыми актами РФ и Инструкцией N 148н.
Пункт 3 Инструкции N 148н, вторя Закону о бухгалтерском учете, также требует все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, оформлять первичными документами, приведенными в Приложении 2 к Инструкции N 148н. Кроме того, указанный пункт Инструкции N 148н в редакции Приказа N 152н повторяет требования Закона о бухгалтерском учете к оформлению первичных учетных документов.
В соответствии с изменениями, внесенными в Инструкцию N 148н Приказом N 152н, оформление операций поступления, внутреннего перемещения и выбытия основных средств первичными документами зависит от вида имущества (п. п. 21, 22 Инструкции N 148н).
Выдача основных средств стоимостью до 3000 руб. в эксплуатацию
Изменения, внесенные в правила отражения операций по выдаче основных средств в эксплуатацию, касаются объектов недвижимого имущества стоимостью до 3000 руб. Инструкция N 148н в редакции, действовавшей до 2010 г., разрешала все основные средства, за исключением объектов библиотечного фонда, стоимостью до 3000 руб. включительно при выдаче в эксплуатацию списывать со счетов учета основных средств:
Дебет счетов 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит счета 1 (2) 101 00 410 как уменьшение стоимости соответствующих основных средств.
Таким образом, все объекты основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно (как движимые, так и недвижимые) до 2010 г. списывались с балансового учета. В 2010 г. это положение действительно только для объектов основных средств стоимостью до 3000 руб., относящихся к движимому имуществу (п. 22 Инструкции N 148н).
С 1 января 2010 г. объекты недвижимого имущества стоимостью до 3000 руб. не списываются с балансового учета в момент введения в эксплуатацию (п. 43 Инструкции N 148н). Подробнее об этом читайте ниже в подразделе «Начисление амортизации на объекты недвижимого имущества».
Следует ли восстанавливать на балансовый учет недвижимое имущество, приобретенное в 2010 г. и списанное с учета до вступления в силу Приказа N 152н?
Принятие ОС к учету происходит на основании инвентарной карточки по форме ОС-6. Малые организации вправе применить упрощенную систему регистров, сдавать менее сложную отчетность.
В связи с этим, предприятия небольших размеров могут не оформлять инвентарный документ на каждый актив, поступивший в компанию.
Компаниям с небольшим числом внеоборотных активов достаточно будет составить сводный журнал, фиксирующий все действия (принятие, перемещение, выбытие), совершенные с имуществом.
Данный вид документа именуется инвентарной книгой и имеет форму ОС-6б.
Инвентаризация осуществляется в компаниях особой комиссией, состав ее членов и сроки проведения обозначаются приказом директором.
Если в ходе работы комиссии обнаруживаются объекты основных средств, не принятые к учету или отсутствующие в нем, а также, если в первоначальных сведениях в инвентарной книге указаны неверные данные, то задачей комиссии является включение в опись правильных сведений. Заполняется опись по наименованию ОС в соответствии с их назначением.
Основные средства, находящееся за пределами территории предприятия, могут проверяться лишь после их возвращения. В случае, когда комиссией выявляются объекты ОС, непригодные для дальнейшего использования, они заносятся в специальную ведомость с фиксированием причины неисправности.
Учет основных фондов в небольших компаниях ведется на основании инвентарной книги. Здесь содержится информация как о наличии объектов ОС, так и об их передвижении.
Структура номера счета бюджетного учета
Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.
Номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов.
1-17 разряд — код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов.
18 разряд — код вида деятельности:
- при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности — 0;
- бюджетная деятельность — 1;
- предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход — 2;
- деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений — 3.
19-20 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета.
22-23 раздел — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета.
24-26 разряд — код Классификации операций сектора государственного управления.
Структура номера счета приведена в таблице 1.
Таблица 1. Структура номера счета плана счетов бюджетного учета
1-17 разряды | 18 разряд | 19-20 разряды | 22-23 разряды | 24-26 разряды | |||
Код функциональной классификации расходов бюджета | Код вида деятельности | Код синтетического счета | Код аналитического счета | Код классификации операций сектора государственного управления | |||
Администратор ГРБС | Наименование раздела, подраздела | Наименование целевых статей | Наименование вида расходов | ||||
092 | 0702 | 4210000 | 452 | 1 | 101 | 02 | 310 |
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
После внесения поправок в Приказ № 52н учреждения будут оформлять два новых журнала операций ф. 0504071.
В журнале операций межотчетного периода ф. 0504071 отражают операции межотчетного периода, например бухгалтерские записи по изменению входящих остатков по счетам на 1 января текущего года при переходе на новый ФСБУ. Раньше для этого использовали журнал по прочим операциям или журнал, который соответствует виду операций.
Для исправления ошибок раньше применяли журнал по прочим операциям, в котором делали отметку «Исправление ошибок прошлых лет». Теперь для этого есть новый отдельный журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет ф. 0504071. В п. 11 Инструкции № 157н внесли аналогичные изменения и новые регистры.
Приказ № 52н пополнился также и новыми электронными регистрами бухучета:
1. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров ф. 0504093. Его нужно применять для регистрации в хронологическом порядке ПКО ф. 0310001 и РКО ф. 0310002, если их составляют в электронном виде и используют электронный документооборот.
Органы и учреждения, которые по решению Правительства РФ, региональных и местных властей передали полномочия по учету уполномоченным органам, обязательно ведут электронный журнал по форме 0504093. Остальные учреждения могут применять этот журнал, если пропишут это в учетной политике. Форму подписывает ответственный бухгалтер своей ЭЦП.
2. Ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами ф. 0504094. Применяется при централизованном учете. В регистре в электронном виде формируют сведения о командировочных, компенсационных и иных выплатах в натуральной форме физлицам, которые облагаются НДФЛ и страховыми взносами. В этот регистр не включают выплаты, связанные с оплатой труда, и по договорам гражданско-правового характера.
3. Новые электронные формы первичных документов предназначены для оформления расчетов с подотчетными лицами при централизованном учете:
- ф. 0504512 — решение о командировании на территории РФ;
- ф. 0504513 — изменение решения о командировании на территории РФ;
- ф. 0504515 — решение о командировании на территорию иностранного государства;
- ф. 0504516 — изменение решения о командировании на территорию иностранного государства;
- ф. 0504518 — заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема;
- ф. 0504517 — решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;
- ф. 0504520 — отчет о расходах подотчетного лица.
- Скачайте шпаргалку, чтобы построчно заполнить новый отчет о расходах подотчетного лица ф. 0504520.
Обзор изменений в первичке и регистрах бухучета в бюджетных организациях
В Стандарте приведены основные термины и определения, которые затрагивают учет основных средств. В нем изложен порядок принятия их к бухгалтерскому учету. Даны рекомендации по определению первоначальной стоимости ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций. Рассмотрены порядок начисления амортизации, особенности отражения в учете выбытия ОС и особенности раскрытия данных об ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт планируется применять при ведении учета с 1 января 2018 года.
В.Куницына, эксперт журнала
«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», март, 2017 г.
Для учета поступивших в организацию материальных активов следует руководствоваться официальными нормативными актами:
- Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01;
- Приказом об утверждении ПБУ Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. N 26н;
- классификацией основных имущественных активов по амортизационным группам (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1).
В данные учетные документы в обязательном порядке заносится первичная стоимость основных производственных фондов, ее составляют затраты, которые по факту понесло предприятие на:
- приобретение;
- доставку;
- монтаж;
- сооружение;
- приобретение сырья для создания;
- уплату госпошлины на получение права и др.
ВАЖНО! В первичную стоимость поступивших основных фондов не входит сумма налога НДС и других сборов, подлежащих возмещению.
Синтетический учет – это отображение первоначальной (в некоторых случаях, восстановительной) стоимости основного имущественного фонда на счете 01 «Основные средства».
Аналитический учет – отражение динамики каждого конкретного основного средства в любой момент времени (в результате данных этого учета всегда можно узнать, в каком состоянии находится каждый конкретный актив и какова его стоимость на текущий момент).
Основные фонды могут поступать в распоряжение предприятия различными способами. Самые распространенные из них следующие:
- покупка у поставщика за денежный эквивалент;
- создание собственными силами предприятия;
- получение в дар (безвозмездно) согласно договору;
- внесение в ООО уставного капитала или его доли;
- бартер;
- получение за вознаграждение в форме, отличной от денежной, по соответствующему договору.
Учет поступления основных средств
Бюджетными принято считать организации, созданные государством. Функционировать они могут на федеральном, региональном уровнях. Основные понятия по учреждениям закреплены ФЗ №7 (12.01.1996), регулирующим работу некоммерческих организаций.
Согласно указанному документу, государственные организации бывают казенными, бюджетными, автономными. Первые создаются для выполнения государственных функций и используют в качестве источника финансирования бюджетную смету. Деятельность таких организаций регулируется преимущественно Бюджетным кодексом. Автономные и бюджетные учреждения работают в сферах медицины, образования, науки, социальной защиты населения, культуры, физического воспитания, спорта и т.п. Они получают финансирование в виде субсидий (БК РФ, ст. 78.1).
Рассмотрим специфику бухгалтерского учета бюджетных и автономных организаций
Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:
- Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
- Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
- Периодический пересчет активов и обязательств.
- Регистрация данных учета в национальной валюте.
- Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
- Создание системы внутреннего контроля.
Что касается плана счетов, он для бюджетных организаций является единым. Инструкция по формированию общего плана счетов утверждена Минфином в 2010 году (приказ №157н). Дополнительно для каждой категории государственных организаций существует частный план счетов. Бюджетные учреждения пользуются планом, утвержденным приказом Минфина №174н (16.12.2010), автономные – документом, утвержденным приказом №183н (23.12.2010).
В нефинансовые активы бюджетной организации входят основные средства, НМА, расходы, вложения в нефинансовые активы, амортизация, производственные запасы, готовая продукция, товары, непроизведенные активы. Новой для бухгалтера, знакомого только с классическим бухучетом, является последняя составляющая. Непроизведенные активы не являются результатами производства. К данной категории относят землю, ресурсы недр и т.п. В учете такие активы отражаются по первоначальной стоимости (за исключением земли). Земля оценивается по кадастровой стоимости.
Финансовые активы бюджетной организации учитываются точно так же, как в коммерческой. В данный раздел плана счетов входят вложения в финансовые активы, авансы контрагентам, работникам, дебиторская задолженность, финансовые вложения (покупка ценных бумаг, вклады в уставный капитал других организаций и т.п.), денежные средства.
Учет доходов и расходов в казенных учреждениях
Финансирование казенных учреждений осуществляется на основании сметы. Распорядители бюджетов доводят до учреждений лимиты по каждой статье расходов, в пределах которых осуществляются затраты. Величина доходной и расходной части смены равна в пределах календарного года. Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в бюджет.
Учреждения имеют дополнительные доходы от ведения деятельности, зачисляемые в бюджет в качестве неналоговых поступлений. Право ведения внебюджетной деятельности предоставляется распорядителем с закреплением в учредительных документах. Организации обязаны вести раздельный учет целевых и коммерческих поступлений и затрат. По дополнительно полученным суммам утверждается отдельная смета с распределением расходов постатейно. Утверждение сметы осуществляет распорядитель бюджета.
Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.
Основные проводки по учету основных средств при выбытии приведены в таблице ниже. Другие транзакции можно найти в п. 10 инструкции к плану счетов (приказ № 162н).
Проводка | Описание проводки в учете основных средств |
Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271)
Кт 010100000 «Основные средства» (010134410, 010135410, 010136410, 010138410) |
Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью не более 3 000 руб. |
Дт 030404310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», 040120200 «Расходы экономического субъекта» (040120241, 040120242, 040120251, 040120252, 040120253)
Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410) |
Безвозмездная передача объекта или передача в доверительное управление |
Дт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410)
Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410) Дт 040110172 «Доходы от операций с активами» Кт 010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010131410–010138410) |
Продажа ОС |
Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс.
Первичные учетные документы как основа бюджетного учета и документооборот бюджетного учреждения
План
Введение
Первичные учетные документы как основа бюджетного учета и документооборот бюджетного учреждения.
Регистры бухгалтерского учета
Заключение
Введение
Первичный учет представляет собой начальную стадию системного восприятия и регистрации отдельных операций, характеризующих хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии. На этой стадии учетной работы первоначальные сведения о хозяйственных процессах и явлениях, возникающие на многочисленных участках, в цехах, на складах, пунктах приемки и отгрузки готовой продукции и других подразделениях предприятия, отражаются в первичных документах.
Ведение первичных учётных документов осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. Основным актом первого уровня является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности; На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.
-й уровень: методические рекомендаций (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств.
-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются: документ по учетной политике предприятия; формы первичных учетных документов, утвержденные руководителем; графики документооборота.
Первичные учетные документы как основа бюджетного учета и документооборот бюджетного учреждения
Документ — письменное свидетельство факта хозяйственной операции. Термин «хозяйственная операция» в законодательстве не расшифровывается, поэтому под хозяйственной операцией будем понимать любое событие хозяйственной деятельности. И хотя таких событий великое множество, не все документы, которыми они оформляются, являются первичными.
Материальным носителем учетной информации является учетный бланк или магнитный диск в зависимости от способа ведения первичного учета. Одни из них фиксируют хозяйственные операции в момент ее совершения, другие создаются на основе данных первичных носителей и служат для удобства последующей обработки информации, а также дают возможность автоматически вводить данные в компьютер.
Документ является основанием и подтверждением учетных записей. Все хозяйственные факты должны оформляться первичными учетными документами. Ни одна операция не может быть отражена в учете, если на нее нет надлежащим образом составленного документа (рис. 1).
Рис. 1 Порядок составления первичных документов.
Документы в системе бухгалтерского учета имеют важное практическое, юридическое, контрольно-аналитическое, организационно-управленческое и экономическое значение.
Таким образом, первичный бухгалтерский документ является письменным свидетельством того, что хозяйственная операция имеет юридическую силу и не требует дальнейших пояснений и детализации. К учету могут приниматься только правильно оформленные первичные документы, которые будут иметь юридическую силу.
Достоверность бухгалтерской информации напрямую зависит от качества составленного документа. Поэтому каждый первичный учетный документ должен составляться с соблюдением установленных правил и требований.
Наиболее распространенный материальный носитель — учетный бланк (напечатанный типографским способом разграфленный лист бумаги) куда заносятся сведения о хозяйственной операции. Они могут заполняться от руки или автоматизировано, что определяется в инструкции по составлению первичных учетных документов. Ряд документов необходимо заполнять только с использованием техники (платежные поручения).
Учетный документ в бланке часто составляется в нескольких экземплярах, что регламентируется правилами ведения бухгалтерского учета и соответствующими инструкциями.
По назначению бухгалтерские документы делятся на распорядительные, исполнительные (оправдательные), бухгалтерского оформления и комбинированные.
Распорядительные документы содержат распоряжения, задания, приказы руководителя организации или других уполномоченных для этого лиц о совершении определенных операций. К ним относятся: приказы, распоряжения, чеки на получение денежных средств с расчетного счета в банке, платежные поручения на перечисление денежных средств с банковских счетов организации, доверенности на получение товарно-материальных ценностей и др.
Распорядительные документы не подтверждают факта осуществления хозяйственной операции, и поэтому основанием для учётных записей не являются.
Исполнительные (оправдательные) документы удостоверяют (подтверждают) факт совершения хозяйственных операций. К ним относятся накладные на выдачу материальных ценностей, лимитно-заборные карты (ведомости) на получение материальных ценностей, наряды на сдельную работу и т. д. Эти документы являются источником информации для текущего и последующего контроля хозяйственных операций.
Документы бухгалтерского оформления составляются с целью подготовки, обеспечения, сокращения и упорядочения учетных записей, а также с целью подготовки исполнительных (оправдательных) и распорядительных документов. К таким документам относятся:
-документы по учету ОС и НМА;
документы по учету сырья и материалов;
документы по учету кассовых операции;
документы по учету банковских операции;
документы по учету НДС;
документы по расчетам с подотчетными лицами;
-документы по учету рабочего времени и начислению зарплаты.
Комбинированные документы содержат одновременно признаки распорядительных, исполнительных документов и бухгалтерского оформления. Например, расходный кассовый ордер содержит распоряжение о выдаче денег, подтверждает получение денег (исполнение операции) и включает корреспондирующие счета (дебетуемый и кредитуемый).
По объему содержащихся в документах сведений или по порядку их составления они делятся на первичные и сводные.
Первичные документы составляются непосредственно в момент совершения хозяйственной операции. Они имеют юридическую (доказательную) силу, поскольку являются первым формальным доказательством, что операция выполнена. К ним относятся, в частности, накладные, документы на поступление и отпуск материалов, начисления заработной платы, отгрузку продукции и др.
Сводные документы составляют на основании первичных документов, в них отражаются операции, уже оформленные прежде первичными документами. Сводные документы составляют для обобщения данных первичных документов с целью получения укрупненных или новых показателей. Примером могут служить расчетно-платежная ведомость, авансовый отчет, отчет о движении материальных ценностей и др.
По способу использования документы подразделяются на разовые и накопительные.
В разовых документах отражаются (регистрируются) одна или несколько хозяйственных операций, совершаемых одновременно. Сразу после их составления они могут являться основанием для бухгалтерских записей.
Накопительные документы составляют за определенный период времени (день, декаду и т.д.); они содержат информацию об однородных хозяйственных операциях. К ним относятся лимитно-заборные карты (ведомости) на отпуск материалов, реестры, ведомости, накопительные учетные листы и др. Они позволяют сократить количество заполняемых документов, бухгалтерских записей и тем самым способствуют снижению трудоемкости работы бухгалтерской и других служб организаций.
По месту составления документы подразделяются на внутренние (путевые листы, кассовые приходные и расходные ордера, акты, расчетно-платежные ведомости по заработной плате), оформленные и применяемые внутри одного предприятия, и внешние (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры поставщиков, судебные и исполнительные документы), поступающие от других юридических и физических лиц.
Как определить остаточную стоимость основных средств
Как определить остаточную стоимость основного средства в бухгалтерском учете
Остаточная стоимость — это стоимость, по которой актив отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности после вычета накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения (п. 7 Федерального стандарта N 257н).
Пример расчета остаточной стоимости объекта основных средств
В феврале 2016 г. принято к учету основное средство первоначальной стоимостью 240 000 руб. Ежемесячная амортизация — 4 000 руб. Накопленных убытков от обесценения актива нет.
На начало января 2018 г. остаточная стоимость основного средства составила 152 000 руб. (240 000 руб. — 4 000 руб/мес. x 22 мес.).
Как определить остаточную стоимость основного средства в налоговом учете
Остаточную стоимость основного средства определите:
- при линейном методе начисления амортизации — как разницу между первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (п. 1 ст. 257 НК РФ);
- при нелинейным методе начисления амортизации — исходя из числа полных месяцев, прошедших со дня включения объекта в амортизационную группу до момента исключения из нее (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если в налоговом учете по основному средству вы применили амортизационную премию, то при расчете остаточной стоимости вычтите эту премию (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Применяется для учета домов, сооружений, передаточных устройств, рабочих силовых машин и оборудования, автоматизированных линий, транспортных средств, измерительных приборов и регулирующих приборов, лабораторного оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря и иных объектов основных средств. Инвентарная карта открывается в бухгалтерии на каждый объект заполняется на основании акта приема-передачи основных средств (типовая форма №03-1 (бюджет)), накладных, технической и иной сопроводительной документации. В карте предоставляется короткая индивидуальная характеристика объекта. Записи в карту про работы, проведенные на достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации и капитальном ремонте существующих объектов вносятся на основании акта приема-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизованных объектов (типовая форма № 03-2(бюджет)). В короткой индивидуальной характеристике объекта, который учитывается в данной инвентарной карте, должны быть названы два-три наиболее важных для него качественных показателя, которые не дублируют показателей сопроводительной его технической документации. При перемещении основных средств внутри учреждения проводится запись на оборотной стороне карты. В случае невозможности внесения в данную карту всех количественных и качественных показателей характеристики объекта, которые случились вследствие его реконструкции или модернизации, ее дополняют новой. Старую инвентарную карту сохраняют как справочный документ (в ней делается отметка об открытии новой карты).