- Права потребителей

Что устанавливают нормы образования отходов и лимиты на размещение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что устанавливают нормы образования отходов и лимиты на размещение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лимит выдают на базе проекта нормативов образования отходов. Штатный эколог может самостоятельно подготовить проект НООРЛ для своего предприятия, потому что этот вид деятельности не требует получения лицензии.

Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?

Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Что устанавливают нормы образования отходов и лимиты на размещение

Объекты размещения отходов (ОРО), на которые согласно ПНООЛР планируется передавать отходы, должны иметь лицензию на размещение отходов и быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 “Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов”.

ОРО вносится в ГРОРО на основании заявления и сведений, полученных в ходе инвентаризации ОРО, которая проводится в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 “Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов”.

Таким образом, в ПНООЛР есть два разных норматива – норматив образования отхода на единицу продукции, сырья или услуги и норматив образования отходов, рассчитанный на 1 год. Эти показатели взаимосвязаны. При увеличении норматива образования отхода на единицу продукции, сырья, услуги вырастет и предлагаемый годовой норматив.

Нормативы образования отходов рассчитываются с использованием нескольких методов:

  • метод расчета по материально-сырьевому балансу (с использованием сведений о количестве сырья и материалов, нормах убыли и количестве продукции);
  • метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов. В этом случае используются отраслевые справочники и сборники показателей. Наиболее широко используются такие документы, как Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, Москва, 1999 год; Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР (Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.03.1982) и проч.
  • расчетно-аналитический метод – выбирается при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламентов, рабочих чертежей);
  • экспериментальный метод – расчет нормативов проводится на основе опытных измерений в производственных условиях, применяется для технологических процессов, допускающих определенный диапазон изменений составных элементов сырья. Метод используется довольно редко, в основном на объектах, использующих новые технологии, не имеющие аналогов;
  • метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод). Используется для определения нормативов образования отходов на основе статистической обработки информации по обращению с отходами за базовый (не менее 3-х лет) период. Удобен для расчета таких отходов, как макулатура, отходы упаковки от сырья и прочих отходов, для которых затруднительно произвести расчет по другим методам. Минус данного метода в том, что на новых предприятиях он неприменим, к тому же часто фактическое образование отходов зависит от множества причин, и выборка за несколько лет может не достоверно отражать тенденцию образования отхода

Ход мысли разработчика проекта отходов ПНООЛР будет примерно следующим:

Предприятию нужно Х тонн сырья/материалов в единицу времени. Из Х тонн сырья/материалов У тонн перешло в готовое изделие (товар или услугу). N изделий получено. Z коэффициент естественной убыли. V тонн/литров выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферу и водные источники, соответственно.

На основе этих исходных данных делается расчет предполагаемых объемов образования отходов каждого вида в тоннах в год. При этом учитываются общепринятые нормативы образования отходов используемые в отрасли.

Если в процессе задействованы разные виды сырья, то расчет ведется по материально-сырьевому балансу производства.

В разработке прибегают к информации, содержащейся в технологических картах, регламентах использования сырья и пр. Берутся прошлогодние замеры по выбросам и сбросам. Все эти сведения объединяются в таблицу и прилагаются к проекту ПНООЛР.

Наверх

Документ на продление ПНООЛР подается, как указано выше, в территориальный орган природоохранного ведомства по месту расположения объекта производства. Сделать это можно, передав пакет лично ответственному лицу органа Росприроднадзора или через почтовое отправление.

Отчет составляется в двух экземплярах на бумаге. Вместе с ним направляется заявление о продлении лимитов. Если оно удовлетворяется, на втором экземпляре в природоохранном ведомстве ставят соответствующую отметку. Этот документ обязательно сохраняется на предприятии.

Предусмотрен и способ подачи отчетность в электронном виде. Но в этом случае документ обязательно заверяется электронной подписью, которая оформляется в аккредитованных организациях.

Для справки! Продление нормативов не предусмотрено для предприятий, работающих в Байкальской природной зоне. Они обязаны подавать ежегодно ПНООЛР.

Подавать отчет о продлении необходимо не позднее, чем в десятидневный срок после того, как закончилось действие ранее выданного продления. То есть, если предыдущий сдан 20 октября 2019 года, следующий должен подаваться не позднее 30 октября. При этом первый отчет направляется по аналогии. Но отчет проводится с даты подачи ПНООЛР.

Титульный лист технического отчета для продления лимитов (53 Загрузки) Сведения о фактически образованных количествах отходов по подразделениям (50 Загрузок) Сведения о фактически образованных количествах отходов в целом (39 Загрузок) Сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образования отходов (Одна Загрузка)

Для паспортов отходов с 1 по 4 класс опасности необходимы:

  • документы, подтверждающие химический или морфологический состав отхода (если на основании анализов, то копии актов отбора проб отхода);
  • письмо из Росприроднадзора по передаче на утверждение материалов паспортизации.

Если отход I-IV класса опасности включён в ФККО, то составляются и утверждают паспорт по утвержденной форме. Если отход не включён в ФККО, предприятия обязаны подтвердить отнесение такого отхода к определенному классу опасности. Далее в течение 90 дней согласно порядку, установленному Министерством природных ресурсов и экологии РФ, отход включается в ФККО.

Способы расчета нормативов образования отходов

Расчет нормативов ведётся пятью основными способами:

  1. Вычисления по материально-сырьевой базе. По картам на технологические процессы оценивается расход материалов, количество образующихся остатков.
  2. По удельным отраслевым нормам. Ведется по справочникам и методическим пособиям, в которых указываются усредненные показатели для каждой отрасли промышленности.
  3. Аналитический. Ведётся по документации. Используется, если организация готова предоставить все необходимые бумаги, чертежи, проекты.
  4. Экспериментальный. Основывается на проведении лабораторных экспериментов в промышленных условиях.
  5. Статический или по фактическим объемам. Основывается на конкретных цифрах, полученных по результатам контрольных замеров.

Что такое обращение с отходами?

Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» четко определяет виды обращения с отходами в процессе ведения хозяйственной деятельности. Всего выделяют 10 типов обращения отходного материала:

  • накопление
    – срок складирования отходов производства (ОП) не превышает 6 месяцев;
  • сбор –
    лицензируемый вид деятельности, направленный на прием ОП от предпринимателей, физических и юридических лиц;
  • транспортировка –
    перевозка отходного материала с одного места на другое при помощи специально оборудованных транспортных средств;
  • обработка –
    в эту категорию входят любые действия, направленные на подготовку ОП к дальнейшей утилизации (разборка мусора, сортировка, очистка и т.д.);
  • рециклинг —
    повторное использование ОП в производственной схеме;
  • регенерация –
    процесс предварительной обработки отходов для дальнейшего возврата их в производственный цикл;
  • рекуперация –
    механическая, химическая или физическая переработка отходного материала для получения отдельных компонентов, пригодных к повторному использованию в производстве;
  • хранение –
    временное складирование отходов, на срок не более 11 месяцев с целью дальнейшего использования (утилизации), обезвреживания или захоронения;
  • захоронение –
    постоянная изоляция отходного материала, непригодного для дальнейшего использования, в специальных хранилищах, с целью защиты окружающей среды от загрязнения;
  • обезвреживание –
    химическая, термическая или физическая обработка ОП, позволяющая изменить свойства отходов в сторону снижения их негативного влияния на окружающую среду и здоровье человека.
Читайте также:  Обязательные реквизиты в чеке онлайн-кассы в 2023 году

Лимиты на размещение устанавливаются в отношении предприятий, занимающихся хранением и захоронением ОП. Для продления лимитов представителям предприятия необходимо обратиться в местные органы Росприроднадзора. Специалисты этого отдела могут оставить лимиты без изменений, если руководство предприятия докажет, что с момента их первого утверждения производственный процесс не изменился, как и используемое сырье.

Для этого в Росприроднадзор необходимо предоставить «Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах».

Что такое обращение с отходами?

Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» четко определяет виды обращения с отходами в процессе ведения хозяйственной деятельности. Всего выделяют 10 типов обращения отходного материала:

  • накопление
    – срок складирования отходов производства (ОП) не превышает 6 месяцев;
  • сбор –
    лицензируемый вид деятельности, направленный на прием ОП от предпринимателей, физических и юридических лиц;
  • транспортировка –
    перевозка отходного материала с одного места на другое при помощи специально оборудованных транспортных средств;
  • обработка –
    в эту категорию входят любые действия, направленные на подготовку ОП к дальнейшей утилизации (разборка мусора, сортировка, очистка и т.д.);
  • рециклинг —
    повторное использование ОП в производственной схеме;
  • регенерация –
    процесс предварительной обработки отходов для дальнейшего возврата их в производственный цикл;
  • рекуперация –
    механическая, химическая или физическая переработка отходного материала для получения отдельных компонентов, пригодных к повторному использованию в производстве;
  • хранение –
    временное складирование отходов, на срок не более 11 месяцев с целью дальнейшего использования (утилизации), обезвреживания или захоронения;
  • захоронение –
    постоянная изоляция отходного материала, непригодного для дальнейшего использования, в специальных хранилищах, с целью защиты окружающей среды от загрязнения;
  • обезвреживание –
    химическая, термическая или физическая обработка ОП, позволяющая изменить свойства отходов в сторону снижения их негативного влияния на окружающую среду и здоровье человека.

Технический отчет для продления ПНООЛР

Технический отчет — это документ, подтверждающий, что информация о видах, свойствах и количествах заявленных и разрешенных для размещения отходов, указанных в ПНООЛР, в течение отчетного года не изменились и что это обусловлено тем, что не изменилась ни сырьевая база, ни технологические процессы предприятия.

Техотчет должен подтверждать и классы опасности образующихся отходов, а также проведение мероприятий по работе с мусором в соответствии с утвержденным ПНООЛР.

Технический отчет — это документ, подтверждающий, что информация о видах, свойствах и количествах заявленных и разрешенных для размещения отходов, указанных в ПНООЛР, в течение отчетного года не изменились и что это обусловлено тем, что не изменилась ни сырьевая база, ни технологические процессы предприятия.

Техотчет должен подтверждать и классы опасности образующихся отходов, а также проведение мероприятий по работе с мусором в соответствии с утвержденным ПНООЛР.

Правила сдачи документа требуют представить его в Росприроднадзор не позднее 10 рабочих дней с момента истечения года от даты принятия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Отчет сдается в уведомительном порядке.

ПНООЛР: Что нового происходит в 2021 году —

Разработка техотчета проходит в два этапа:

  1. Сбор документов, их анализ. Оформление документа (техотчета). На это отводится 7 календарных дней.
  2. Подача отчета в региональный орган Росприроднадзора и получение заявления, завизированного штампом учреждения. Это подтверждает принятие отчета. Срок выполнения 2 рабочих дня.

Чтобы подготовить отчет, понадобятся следующие документы:

  • заверенная подписью и печатью копия ПНООЛР;
  • акты и договоры (копии) о приеме/передаче отходов для перевозки, использования, хранения, обезвреживания или захоронения другим юрлицам, а также копии квитанций от полигонов;
  • копии лицензий юридических лиц, которым передавались отходы для дальнейшей работы с ними. Также необходима копия лицензии полигона твердых бытовых отходов и его лимиты;
  • ИНН, коды статистики, свидетельство ОГРН.

Если техотчет вовремя не сдан, то предприятие ждут серьезные штрафы от 100 до 250 тысяч. Должностные лица наказываются суммами от 10 до 30 тысяч рублей.

Переработка и вторичное использование отходов

Вторичная переработка отходов является самым прогрессивным методом утилизации. Она не только сокращает объемы, образующегося бытового и промышленного мусора, но и дает новую жизнь ценным компонентам отходов, экономя ресурсы планеты. Во всех странах мира ученые озабочены созданием дешевых и эффективных технологий вторичной переработки и утилизации отходов. Однако уже действуют предприятия, которые извлекают из отходов и перерабатывают:

  1. Черные и цветные металлы.
  2. Бумагу.
  3. Стекло.
  4. Органические остатки.
  5. Различные виды пластмассы.
  6. Резину.
  7. Древесину.
  8. Ртутные лампы.
  9. Электронные платы.
  10. Аккумуляторы, провода.
  11. Продукты нефтехимии и нефтепереработки – асфальт, битумы, масла.

После переработки получаются дешевые строительные материалы, удобрения, упаковка, тара. Важной частью переработки отходов является их разделение.

  • К примеру, металлический лом извлекается из отходов путем магнитной сепарации. Далее он прессуется, складывается в брикеты и отправляется на литейные предприятия для вторичной переработки. Таким образом, налажен оборот черных и ценных цветных металлов, чье первичное производство требует больших затрат.
  • Стеклянная тара, бутылки, остатки стекла собираются из отходов и направляются на предприятия, выпускающие строительные материалы. Процесс состоит из ряда операций: извлечение стекла методом сепарации, мойка, сушка, измельчение, нагрев на специальном оборудовании.
  • Большое распространение получила вторичная переработка макулатуры. Это снижает затраты на производство бумаги и защищает леса от вырубки. При вторичном производстве бумаги образуется меньшее количество вредных веществ. Бумага отсортировывается из отходов, очищается, затем проводится ее обесцвечивание и формирование сырья для вторичного производства.
  • Полимерные материалы зачастую невыгодно перерабатывать из — за загрязнения и дороговизны процесса. Однако полимерные отходы используют на производствах, где загрязнение не имеет большого значения. К примеру, собранные в отдельные контейнеры пластиковые бутылки, направляются на производство волокнистых наполнителей для курток, различной тары, дверных панелей.
  • Древесину извлекают из отходов с целью получения бумаги. Отходы древесного производства используются в производстве строительных материалов, сельском хозяйстве, мебельном производстве.
  • Из резиновых изделий для утилизации и вторичной переработки направляются автомобильные покрышки. Из них производят новые шины, резиновую обувь, добавляют в стройматериалы.

Классификация опасных отходов и как с ними обращаться

Физико-химические свойства легли в основу классификации отходов с высокой степенью вредного воздействия для всего живого.

  1. Токсичные. Это вещества, смеси или растворы, при контакте с которыми (вдыхание, проглатывание, попадание на кожу) здоровье человека серьезно страдает. Результатом может стать смертельная болезнь (иногда отложенная во времени на много лет) или даже летальный исход. Особенно вредны летучие вещества, так как они при сильной концентрации в воздухе способны поражать жертвы не только в аварийной зоне, но и далеко за ее пределами. Токсичными являются, например, хлороводород, нитробензол, пестициды и т.д.
  2. Легко воспламеняющиеся. Во-первых, это жидкости и твердые вещества с низкой температурой горения, например, порошок алюминия, очищенный нафталин, бензин и дизельное топливо, краска. Во-вторых, вещества, которые способны к самовозгоранию, например, остатки хлопка, пропитанного маслом, или целлулоида. В-третьих, газы, легко воспламеняющиеся при взаимодействии с водой.
  3. приводит к взрыву или образованию ядовитых паров. Это, например, отходы пиротехнических средств, электрические детонаторы и т.п.
  4. Коррозийные. На бытовом уровне это чистящие и моющие средства. К более «суровым» веществам, способным вызывать ржавчину и коррозию, относятся, например, серная кислота и гидроксид натрия.
  5. Радиоактивные. Это утильсырье выделяет особую ионизирующую энергию. Радиация наносит сокрушительный вред всему живому, а для разложения подобных материалов в естественной природной среде требуются сотни лет. К этой группе относятся любые предметы с радиоактивным загрязнением, изделия из природного урана и т.п.
  6. Ядовитые. Батарейки и аккумуляторы, включающие в себя кислотные и щелочные вещества – распространенный вид опасных бытовых отходов. Их едкая «начинка» разъедает твердые материалы и живые ткани при взаимодействии с ними.
  7. Инфекционные. Конечно, это в первую очередь все медицинские отходы (шприцы, бинты, медицинская тара и т.п.), контактировавшие с биологическими жидкостями больных людей. Они могут содержать вирусы, вредоносные бактерии, грибки и иные микроорганизмы, способные при контакте с ними вызвать заболевание.
Читайте также:  Как перевести жилую недвижимость в коммерческую в 2023 году?

Подобные остатки производств могут временно храниться в специальных накопителях на предприятии, но со строгим соблюдением всех законодательно регламентированных условий для класса опасности:

  • 1-ый – в герметичных контейнерах, бочках;
  • 2-ой – в плотно закрытых ящиках и бочках, металлических контейнерах, полиэтиленовых мешках.

В России согласно ст. 18 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разрабатывают ПНООЛР. Для субъектов малого и среднего предпринимательства лимитами являются количества отходов, фактически направленное на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в соответствии с приказом МПР № 50 от 25.02.2010, вступившим в силу 22.02.2011г.). Целью разработки этого проекта нормативов (ПНООЛР, ПНОЛРО, ПЛРО) является утверждение лимитов размещения отходов и получение разрешения на размещение отходов в соответствии с требованиями «Временных правил охраны окружающей Среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации» от 1994 года Минприроды РФ. Проект разрабатывается в соответствии с «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» г. Москва, Утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007.

Рассмотрение и согласование ПНООЛР с 28.09.2010г. осуществляется Росприроднадзором. Порядок рассмотрения документа прописан в Административном регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов. М. 2007.

Продление документа ПНООЛР

Юридические лица, которые осуществляют деятельность по работе с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Это касается и частных предпринимателей. Срок действия такого проекта составляет 5 лет. Главное условие для такого срока — это неизменность технологических процессов предприятия. Неизменность производственного процесса должна подтверждаться ежегодно соответственно административному регламенту Росприроднадзора, выполняется продление лимита на размещение отходов.

Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Он подтверждает неизменность производственного процесса, а также используемого сырья, которые представлены в ПНООЛР. Продление лимита на размещение отходов рассматривается в департаменте федеральной службы — Росприроднадзор.

Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)

7. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов могут приниматься:

единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;

единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;

единица площади — для отходов при уборке территории;

человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях, на производственных объектах, где количество образующихся отходов зависит от количества работающих;

единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.

8. Для обоснования нормативов образования отходов используются сведения, содержащиеся в одном из следующих источников информации:

Лимит на размещение отходов – это предельно допустимое количество отходов, которое предприятию разрешается размещать на конкретном объекте. Если установленный лимит будет превышен, руководство будет обязано выплатить штраф в пятикратном размере.

Для чего разрабатывается лимит?

  1. Для определения объема и типа отработанного сырья.

  2. Для определения срок накопления максимального объема мусора.

  3. Для получения необходимых документов.

Установка лимита определяется индивидуально, учитывая регион и тип отходов предприятия.

С июня 2020 года появились некоторые изменения в сфере обращения с отходами. Новый Административный регламент коснулся объектов 1 категории. Производства, работающие по 1 и 2 категории, должны разрабатывать лимиты на хранение отходов.

Есть и те предприятия, которые не обязаны проходить процедуру разработки ПНООЛР. В их число входит малый бизнес. В этом случае будет достаточно подавать отчетность об имеющихся отходах. Помимо этого, важно указать всех контрагентов, кто участвовал в работе с отходами за прошедший год.

Первоначально лимит устанавливается сроком на 5 лет. После этого, 1 раз в год он должен подтверждаться Росприроднадзором. Чтобы продлить существующие лимиты, в контролирующий орган предъявляется техническая отчетность по установленной форме. Дополнительно важно собрать пакет документов, который подтверждает соблюдение всех норм, касательно области охраны природы. Если предприятие трудится без проекта, руководству грозит административная ответственность.

Побочные продукты деятельности образуются буквально в каждом предприятии. Существующий контроль направлен на снижение негативного воздействия газов, жидкостей, твердых органических отходов и прочего на экологию планеты.

Если получение ЛРО для Вас актуальна, то Вы можете воспользоваться нашими услугами. Мы оперативно подготовим для Вас всю необходимую проектную документацию, а также поможем Вам согласовать запроектированный ЛРО производства с территориальными органами Росприроднадзора.

Гарантированное продление лимитов на размещение мусора гарантируется высоким профессионализмом наших опытных специалистов.

Все виды проектной и отчетной документации, позволяющей согласовать количество выбросов с контролирующей организацией, Вы можете заказать у нас. Мы всегда будем рады плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Любые пределы на выброс предоставляются учреждениями только на основании соответствующего проекта. Он разрабатывается самим предприятием (как правило, с помощью привлеченных со стороны специалистов – таких, как сотрудники нашей компании). В этом документе указываются и лимитируются объемы создаваемых отходов. Запроектированные таким образом пределы на размещение загрязнений утверждаются в РПН.

На все вопросы мы рады будем ответить по телефону

8 (812) 645-1455

Территориальные органы Росприроднадзора определяют факторы в конкретных природно-территориальных условиях. В настоящее время возможно получение документа сроком на 5 лет. При этом от получателей этих квот требуется ежегодное подтверждение неизменности используемого сырья и осуществляемых производственных процессов.

Наша организация предоставляет услуги по предоставлению технического отчета о продлении лимитов на размещение отходов в Санкт-Петербурге. Все этапы сделки контролируют наши высококвалифицированные специалисты.

Получить подтверждение можно только при условии подготовки целого ряда документов. В частности, от учреждений требуется составление расчета годовых нормативов образования отходов.

Любой проект должен включать в себя обоснование количества мусора, направляемого на обезвреживание или полезное использование. При этом он должен учитывать экологическую обстановку в районах предполагаемых загрязнений.

Если вас заинтересовала услуга в Санкт-Петербурге, мы с радостью вам поможем с этим. Свяжитесь с нами прямо сейчас и получите консультацию.

  • После 01 января 2019 г. при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, требование по разработке НООЛР законодательством не установлено.
  • Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённый приказом Минприроды России № 50 от 25 февраля 2010 г, с 1 января 2019 г. применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
  • Установление НООЛР на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляется только в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Прежде, чем переходить к разбору особенностей нормирования, необходимо разобрать два ключевых понятия:

  1. Норматив образования отходов – это максимально разрешенный в количественном выражении размер остатков материалов, сырья, оставляемых после производства или изготовления различных товаров.
  2. Лимит на размещение отходов – это норма мусора, материалов одного вида, допускающихся к размещению в конкретный период времени внутри специальных полигонов.

Нормы и лимиты устанавливаются отдельно для каждого региона с учетом состояния экологии в данной местности. Они также зависят от вида мусора, полигонов, способов размещения.

Нормирование в области обращения с мусором закреплено статьей 11 и 18 Федерального закона №89-ФЗ.

В первой говорится о том, что после получения организацией или ИП лимитов, руководитель должен регулярно отчитываться согласно установленной форме, продлевая данный лимит. Собственник предприятия также обязан своевременно оповещать о смене технологии производства для перерасчета.

Читайте также:  Сдельная оплата труда: обратный эффект

Кроме того, упоминается о необходимости разработки нормативных проектов по сбору, размещению, хранению остатков производства, а также мероприятий по их минимизации (внедрение малоотходных технологий, инновационных разработок, оборудования).

Расчет нормативов ведётся пятью основными способами:

  1. Вычисления по материально-сырьевой базе. По картам на технологические процессы оценивается расход материалов, количество образующихся остатков.
  2. По удельным отраслевым нормам. Ведется по справочникам и методическим пособиям, в которых указываются усредненные показатели для каждой отрасли промышленности.
  3. Аналитический. Ведётся по документации. Используется, если организация готова предоставить все необходимые бумаги, чертежи, проекты.
  4. Экспериментальный. Основывается на проведении лабораторных экспериментов в промышленных условиях.
  5. Статический или по фактическим объемам. Основывается на конкретных цифрах, полученных по результатам контрольных замеров.

Минприроды разъяснило вопросы подготовки НООЛР

При разработке проекта нормативов образования отходов необходимо выполнить целый комплекс работ. В него включены:

  • инвентаризация: нужно выявить источник (источники) образования отхода;
  • составление перечня изделий, материалов, сырья, которые используются при производстве;
  • составление плана мероприятий, проводимых с целью минимизации негативного воздействия;
  • исследования: необходимо определить концентрацию вредных веществ в отходах, их состав, физические качества;
  • обоснование норматива образования отходов;
  • расчет ПНООЛР;
  • определение класса опасности.

Когда проект нормативов образования отходов составлен, его согласовывают. Работы по утверждению проектов нормативов образования отходов проводятся в несколько этапов:

  • подготовительная работа (оформление пакета документов);
  • подача документов по ПНООЛР в Росприроднадзор;
  • получение документа, подтверждающего согласование ПНООЛР.

Хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы, устанавливают НООЛР в целях обеспечения (п.1 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ)):

  • охраны окружающей среды и здоровья человека;
  • уменьшения количества отходов.

Разработка НООЛР напрямую зависит от категории НВОС, присвоенной хозяйствующему субъекту. Таким образом, согласно ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ:

  • НООЛР разрабатываются хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на объектах I и II категорий по уровню НВОС;
  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах III категории по уровню НВОС, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • при осуществлении хозяйственной деятельности на объектах IV категории по уровню НВОС разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Следовательно, НООЛР разрабатывают только хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах I и II категорий по уровню НВОС.

Деятельность многих предприятий так или иначе связана с отходами. Они могут образоваться в процессе производства или потребления различной продукции: к примеру, это могут быть остатки сырья, используемого для изготовления товаров, пришедшие в негодность материалы и др. В зависимости от степени их воздействия на окружающую среду каждому отходу присваивается класс опасности. Предприятие, в ходе деятельности которого они образуются, должно определить для себя нормативы образования отходов и представить на согласование в надзорные органы соответствующий проект.

Проект не нужно разрабатывать предприятиям малого и среднего бизнеса (но на них возлагается другая задача: они должны своевременно представлять отчетность). К ним относятся небольшие производственные объединения, индивидуальные предприниматели, предприятия офисного типа и пр. Во всех других случаях разработка ПНООЛР обязательна.

Если у хозяйствующего объекта несколько объектов (филиалов), которые расположены в разных субъектах, в этом случае необходимо разработать ПНООЛР отдельно по каждому подразделению. Если они расположены в границах одного субъекта, то, на усмотрение юридического лица, ПНООРЛ может быть как общим для них, так и раздельным.

Срок действия проекта составляет 5 лет. По истечении этого срока требуется повторное оформление и согласование ПНООЛР. Инициатива в этом плане должна исходить от юридических лиц. Надзорные органы только налагают на предприятия штрафы в случае выявления фактов нарушения сроков.

Проект нормативов образования отходов представляется на утверждение в электронном или бумажном виде. Территориальный орган Росприроднадзора рассматривает документы и принимает решение в установленные законом сроки. Поводом для отказа в утверждении проекта может быть предоставление недостоверной информации, выявление логических ошибок при расчете нормативов образования отходов. Росприроднадзор представляет обоснование, чтобы природопользователь мог быстро устранить имеющиеся недочеты.

Проект должен быть оформлен правильно, необходимо указывать информацию в полном объеме, и она должна быть достоверной. Основные разделы, которые нужно включить в состав проекта:

  • титульный лист;
  • структура проекта;
  • сведения о хозяйствующем субъекте;
  • сведения о предлагаемом образовании отходов;
  • сведения о хозяйственной и иной деятельности;
  • сведения о местах накопления утиль сырья;
  • сведения о предлагаемом размещении утиль сырья;
  • приложения (дополнительные материалы).

Сверхлимитное размещение: что это и что за собой влечет?

Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.

Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.

Это может быть:

  • увеличение объемов производства;
  • неверно проведенный анализ производственной деятельности;
  • неправильно проведенная инвентаризация.

Расчет утилизации, его значение

При работе объектов, связанных с отходами, необходимо соблюдать определенные правила. Разработка проекта образования отходов обязательна во всех подобных случаях. Есть куда обратиться!

Наша компания поможет разработать нужные документы. Оказать помощь, когда требуется согласование проекта. Наш опыт – решение за вами.

Разработка проекта ПНООЛР является гарантом исполнения положений федерального закона.

Обращение с отходами подразумевает их сбор, обезвреживание, транспортировку и размещение. Разработка проекта нормативов образования отходов регулируется рядом законодательных актов, утверждающих образование остатков, утилизацию. Предприятия должны представлять соответствующий пакет отчетов для федеральных органов.

Но есть исключения. Для малого бизнеса, среднего разработка проекта по отходам не нужна. Достаточно заказать отчетность установленной формы.

Причем лучше довериться профессионалам. Тогда разработка проекта лимитов размещения отходов будет составлена грамотно. Обойдется без переделок.

Юридические лица обязаны вести учет отходов (куда входят также бытовые). Поэтому требуется разработка лимитов на размещение отходов. Стоимость услуги оговаривается отдельно.

Причины заказать ПНООЛР у нас

Вы руководитель предприятия и Вам хочется:

  • стабильности в бизнесе;
  • не получать штрафы по экологии;
  • платить экосбор по установленным нормативам, а не с применением увеличивающего коэффициента;
  • опытного, компетентного эколога, который отлично ориентируется в природоохранном законодательства, быстро реагирует на изменения в нем, не допускает возможности штрафов и наказаний за нарушения в области охраны природы и быстро и качественно проведет инвентаризацию отходов Вашего предприятия и подготовит их паспорта.

Состав проекта ПНООЛР

В проекте обосновываются предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год (в тоннах в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

  • единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
  • единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *