Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классификатор основных средств по амортизационным группам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.
Для целей бухгалтерского учета сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого его использование приносит экономические выгоды (доход) организации (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», далее — ПБУ 6/01).
Согласно п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из:
-
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
-
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
-
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства
Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.
Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.
Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.
От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.
Срок амортизации легкового автомобиля
Чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, заглянем в Классификацию. Легковые автомобили относятся к трем амортизационным группам. К какой группе причислить машину, зависит от ее типа. Для удобства мы составили таблицу — выберите вид автомобиля и сразу определите, к какой группе отнести автомобиль. А затем посмотрите, какой установить срок полезного использования.
Большинство легковых автомобилей относятся к третьей группе. Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно.
Вид автомобиля |
ОКОФ ОК 013-2014 |
Амортизационная группа |
Срок полезного использования |
---|---|---|---|
Легковой с бензиновым двигателем объемом до 3,5 л включительно |
Третья |
Свыше 3 лет до 5 лет включительно |
|
Легковой с бензиновым двигателем объемом свыше 3,5 л |
Пятая |
Свыше 7 лет до 10 лет включительно |
|
Легковой с дизельным двигателем |
Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины
Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:
- виды транспортных средств;
- соответствующая амортизационная группа (АГ);
- СПИ;
- коды ОКОФ.
Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:
- 3 (срок 3-5 лет);
- 4 (срок 5-7 лет);
- 5 (срок 7-10 лет).
Сводная таблица:
Вид автотранспорта | Его характеристики | ОКОФ | Амортизационная группа | СПИ (в годах) |
Легковое ТС. | Объем двигателя не более 3,5 л. | 310.29.10.21/310.29.10.22. | 3 | От 3 до 5. |
Легковое ТС. | Объем двигателя более 3,5 л. | 310.29.10.24. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС. | Дизельный или полудизельный ДВС. | 310.29.10.23. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС малого класса. | Предназначено для перевозки людей с инвалидностью. Мощностные показатели ДВС не учитываются. | 310.29.10.24. | 4 | От 7 до 10. |
Грузовое ТС. | С допустимой массой не более 3.5 тонн. С дизельным или бензиновым ДВС. |
|
3 | От 3 до 5. |
Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.
Опираясь на данные таблицы, можно сделать расчет амортизации.
Срок полезного использования для легковых авто представительского класса
Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех лет до пяти лет включительно.
Легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса относятся к 5-й амортизационной группе. СПИ для этой группы составляет свыше семи лет и до десяти лет включительно.
Таким образом, легковые автомобили высшего класса в любом случае (независимо от объема двигателя) должны попасть в 5-ю амортизационную группу. В качестве примера можно привести такую машину представительского класса, как Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2496 куб. см, то есть менее 3,5 л.
Нормативные документы по налогообложению не дают ответа на вопрос, что считать «высшим классом», а налоговые органы любую дорогую иномарку готовы отнести к этому классу. Понять их можно, ведь минимальный СПИ составляет для 5-й группы 85 месяцев, а для 3-й — всего 37 месяцев. Если первоначальная стоимость автомобиля равняется, к примеру, 3 000 000 руб. и организация решит, что он относится к 3-й амортизационной группе, а СПИ определен как 37 мес., то ежемесячная сумма амортизации будет 81 081 руб. (3 000 000 руб. / 37 мес.). В свою очередь, налоговая инспекция, решив, что автомобиль следует относить к 5-й амортизационной группе, пересчитает месячную сумму амортизации, исходя из СПИ, равного 85 мес. Она составит 35 294 руб. (3 000 000 руб. / 85 мес.). Таким образом, месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому автомобилю, более чем в два раза превышает сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором. Это значит, что записи в акте налоговой проверки о занижении облагаемой базы по налогу на прибыль не избежать.
Итак, прежде всего бухгалтеру следует самому разобраться (а потом еще и доказать налоговому инспектору), к какой амортизационной группе (3-й или 5-й) относится легковой автомобиль, а для этого прежде всего нужно решить, является он автомобилем высшего класса или нет.
Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства
Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.
Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.
Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.
От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.
Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.
Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:
- линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями;
- способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора;
- способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.
Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.
Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто
Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.
Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:
- в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности,
- в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.
Определяем амортизационную группу легкового авто
Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса.
Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу.
Сложнее всего определиться с амортизационной группой респектабельных с объемом двигателя до 3,5 л. Так, сомнения могут появиться, в частности, при покупке Audi A8 или Nissan Teana. К какому классу их отнести: к высшему или иному? В Классификации ОС никаких четких ориентиров нет.
Внимание! Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество (Подпункт 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ).
Есть довольно старое Письмо Таможенного комитета, в котором к высшему классу рекомендовано относить автомобили представительского класса (Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515). К этому Письму ГТК отсылают и налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/). А что считать представительскими машинами — решается индивидуально, при этом учитываются престижность марки, цена, комфортабельность салона и так далее.
К примеру, у гибридного Lexus CT 200h бензиновый двигатель — 1,8 л, а цена автомобиля может доходить до 1,7 млн руб. Отнести такую машину к малому классу, конечно, можно, но у проверяющих это наверняка вызовет вопросы.
В качестве экспертов они могут привлечь специалистов компании-производителя. И наверняка те подтвердят налоговикам (как уже подтвердили нам в телефонном разговоре), что все машины марки Lexus — представительского класса, а значит, высшего.
Есть и другой подход: к высшему классу относить только легковушки длиной свыше 4,9 м. Он предложен Министерством экономики в 1998 г. (Методическое руководство РД 37.009.015-98, утв. Минэкономики России 04.06.1998). И в одном судебном споре организации удалось отстоять свою позицию — ссылаясь на небольшую длину своей машины, она утверждала, что автомобиль не относится к высшему классу (а следовательно, его не надо включать в 5-ю амортизационную группу (Постановление 17 ААС от 08.12.2008 N 17АП-8900/2008-АК)). Правда, есть и противоположные судебные решения (Постановление 11 ААС от 24.02.2011 по делу N А72-6500/2010).
Вместе с тем если ваша машина длиннее 4,9 м, но на высший класс никак не тянет (это может быть недорогой универсал), то можете смело игнорировать рекомендации Минэкономики.
Дело в том, что само Методическое руководство не было нигде ни зарегистрировано, ни опубликовано. А следовательно, не может устанавливать какие-то правила игры.
Расчет амортизации – онлайн
Независимо от того, в какую амортизационную группу входят автомобили, поступившие в организацию, со следующего месяца после передачи их в работу необходимо начислять амортизацию. Но для того, чтобы сумма ежемесячного расхода была корректной, необходимо знать срок предполагаемого использования машины, который напрямую зависит от того, в какую амортизационную группу входят автомобили.
Ответ на вопрос о том, в какую амортизационную группу входят автомобили, дает Классификация из постановления Правительства, датированного 1 января 2002 года № 1. Классификация подразделяет все амортизируемое имущество на десять групп в зависимости от длительности периода планируемого использования упомянутых в ней объектов. Применительно к амортизации автотранспорта Классификация определяет для него следующие группы:
-
третья группа – для машин со сроком эксплуатации более 3 лет и до 5 лет, включая ровно 5 лет;
-
четвертая группа — для машин со сроком эксплуатации более 5 лет и до 7 лет, включая ровно 7 лет;
-
пятая группа — для машин со сроком эксплуатации более 7 лет и до 10 лет, включая ровно 10 лет.
Чтобы безошибочно начислять амортизацию, достаточно определить, в какую амортизационную группу входят автомобили. Все остальные операции можно делать автоматически – в программе БухСофт.
Подгруппировки 320.26.2 в ОКОФ
Код, предусмотренный для обозначения компьютеров, имеет 4 подгруппы. Они детализируют предназначенное для обработки и вывода информации оборудование по различным значимым характеристикам. Вот эти подшифры:
- 320.26.20.11 – предназначен для ПК, вес которых не превышает одного десятка килограмм. Это компьютерная техника в форме макбуков, планшетов, электронных ежедневников и т.д.
- 320.26.20.13 – машины, оснащенные процессорами и комплектующими для получения и вывода данных.
- 320.26.20.14 – оборудование, цель создания и приобретения которого – автоматическая обработка вводимых сведений.
- 320.26.20.15 – компьютерная техника, в корпус которых включены устройства для запоминания и (или) ввода/вывода.
Каждый раз, когда в организации приобретается новое цифровое оборудование, бухгалтер выбирает самостоятельно, какой ОКОФ ему соответствует. Именно под таким шифром и будет осуществляться учет и контроль над поступившей офисной техникой.
Ноутбук амортизационная группа
Новшества применяются только к ОС, вводимым в действие с 1 января 2021 года. Повторно определять амортизационную группу основных средств, имеющихся у предприятия, не требуется. Амортизация по ним будет осуществляться в прежнем порядке.
В числе изменений оказалось новое расположение некоторых ОС по отношению принадлежности к амортизационной группе. Это свидетельствует о введении для них других эксплуатационных сроков, а, следовательно, изменении периода списания их первоначальной стоимости в налоговом учете.
По общему правилу, чтобы определить амортизационную группу, сначала найдите основное средство в ОКОФ и выясните, какой код ему соответствует. Затем найдите этот код в Классификации и определите, к какой амортизационной группе он относится.
- первые три знака – вид основных фондов (например, у нежилых зданий код начинается с 210);
- остальные знаки соответствуют кодам из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности – ОКПД2 ОК 034-2021 КПЕС 2021 (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2021 № 14-ст).
Порядок учета основных средств регламентирует ПБУ 6/01. В нем бухгалтер сможет найти ответы на любые вопросы, касающиеся покупки, списания и других важных нюансов учета ОС.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Сервис Контур.Экстерн дарит вам 3 месяца бесплатно!
Отнести имущество к основному средству правомерно при одновременном выполнении трех условий:
- Объект будет использован в деятельности компании и не предназначен для перепродажи.
- Планируемый период использования более года.
- Имущество способно принести реальные доходы компании (например, станок, принятый на учет в качестве ОС, будет приносить выгоду, если на нем изготавливать детали и продавать их).
Правила учета позволяют сразу списывать имущество, соответствующее критериям основного средства, если оно стоит менее 40 000 рублей. К примеру, компьютер за 34 000 рублей можно классифицировать как МПЗ и списать на затраты в день начала его использования (счета 20, 25,26, 44) без начисления амортизации.
Главное отличие налогового учета от бухгалтерского — стоимостной лимит. НК РФ гласит, что амортизировать можно только то имущество, которое дороже 100 000 рублей (ст. 256 НК РФ).
Все, что дешевле указанной суммы, в налоговом учете бухгалтеру придется списать единовременно.
Входят ли автомобили в реестр основных средств?
Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.
Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:
- эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
- стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.
Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:
- эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
- эксплуатируется более года>;
- компания не собирается перепродавать объект;
- в будущем планируется получение прибыли от объекта.
Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто
Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.
Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:
- в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности;
- в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.
Вычисление по уменьшаемому остатку
Это ускоренная амортизация. Первые годы размер списания начальной цены начисляются более масштабными темпами, чем в дальнейшие. Самая первая цифра – годовые отчисления. Она соответствует итоговой стоимости машины на начало учетного года. Месячная сумма соответствует 1/12 ее части. Для формулы применяется коэффициент ускорения. Пример.
ООО «Автоуслуги» приобрело автобус ГАЗ-«Круиз» для междугородних перевозок за 2 550 000 руб., и уплатило за регистрацию транспорта 5 000 руб. Срок службы автобуса ограничен 8 годами. Общество решило вычислять амортизацию нового автобуса по уменьшаемому остатку. Норма отчислений: 2 : 8 х 100% = 25% ежегодно. Расчет:
Год | Расчет | Ежегодная амортизация |
1 | 2 555 000 х 25% | 638 750 |
2 | (2 555 000 – 638 750) х 25% | 479 062, 5 |
3 | (2 555 000 – 638 750 – 479 062, 5) х 25% | 359 296 |
4 | (2 555 000 – ….– 359 296) х 25% | 269 472 |
5 | (2 555 000 –….– 269 472) х 25% | 201 933 |
6 | (2 555 000 –…. – 201 933) х 25% | 151 621 |
7 | (2 555 000 –….– 151 621) х 25% | 113 716 |
8 | (2 555 000 –….– 113 716) | 85 287 |
Итого | 2 299 137,5 |
Путем такого расчета начальная стоимость не будет полностью списанной (2 555 000 – 2 299 137,5 = 255 862,5). Министерство финансов разрешает отнести эту сумму к расходам последнего месяца пользования автобусом.